Главная > Стервология > Подчиненная или предприниматель?

Подчиненная или предприниматель?

Человек, который знает «как», всегда найдет работу, а человек, который знает «почему», будет его начальником.

Большинство людей по многу раз каждый день страдают от сильных потрясений. Нет, они переживают не за жертв землетрясения на другом конце земного шара, не за подругу, от которой ушел муж и даже не из-за собственных неприятностей. Они переживают из-за того, что их жизнь складывается не так, как они сами себе представляли и планировали.

Например, кажется тебе, что мужчина, сидящий рядом с тобой в гостях, в конце торжества предложит проводить тебя домой, а потом… Не предложил, ты обозлена, расстроена, вечер безнадежно испорчен только из-за того, что сначала ты себе что-то надумала и мечтала, чтобы праздник закончился поскорей, а потом, когда твои «надумки» не осуществились, занимаешься сетованиями на мужиков-козлов, которые не понимают, какое счастье всей своей жизни они упустили в этот и предыдущие вечера.

На работе самоедство захлестывает тебя с невиданной силой. По каким-то только тебе известным признакам поведения начальства ты делаешь вывод, что к Новому году ожидается повышение зарплаты, как максимум (или премия – как минимум). Ожидания не сбываются, и ты пребываешь в трансе, потому что растратила все подчистую, рассчитывая на получение надуманных себе денег. Теперь придется просить в долг, выкручиваться, ограничивать себя в тратах… Грустно, но самое обидное, что эту грусть ты себе создала сама.

Как-то раз я стала свидетелем того, как один бизнесмен замыслил аферу. Планировалось обменять партию бракованных пишущих ручек на партию тетрадей. Сделка была выгодной уже потому, что половина ручек из-за пересохшей пасты не писали. Каково же было удивление коммерсанта, когда пришла партия тетрадей: они оказались подмоченными! Ты не представляешь, что с ним было, он чуть инфаркт себе не заработал. Ему и в голову не пришло, что его так же могут обмануть, он-то представлял себя экономическим гением, а тут сказка разрушилась. В результате – куча потраченных нервов только из-за того, что мечталось и представлялось все иначе.

Наверно, у тебя возникла мысль: почему я так много говорю об этом в главе про самоопределение? Все очень просто. С задатками коммерсанта, а тем более коммерсантки, рождается не каждый. Определить, чем заниматься и пускаться ли в свободное плаванье, честно говоря, страшно. Я даже знакома с одним начальником, который предпочитает брать на работу разорившихся бизнесменов, желательно с долгами. Говорит, гонора меньше. Человек, попробовавший работать на себя и получивший кучу негатива, будет боготворить хозяина. Резон в этом утверждении есть. Только уж лучше самой посидеть-подумать и решить, что для тебя лучше, чем всю жизнь жалеть о нереализованных возможностях. Я, например, боялась до двадцати семи лет, все опыта набиралась, вникала во все, что творится в фирме. Если ты в один прекрасный момент поймешь, что на то, что ты умеешь делать, есть стабильный спрос, и ты можешь обойтись без фирмы, в которой работаешь, не сомневайся, начинай работать самостоятельно. Промежуточным этапом (до открытия собственного дела) может стать любая работа, для выполнения которой фирмы привлекают внештатных работников. Привожу далеко не полный список.

Для тех, кто знаком с компьютером:

– наборщик текстов;

– компьютерный дизайнер.

Для тех, кто в школе хорошо учил русский язык:

– журналист.

Для тех, кто умеет и любит общаться с людьми:

– работник сетевой службы;

– рекламный агент;

– коммивояжер.

Для тех, кто имеет вкус и закончил курсы:

– дизайнер интерьера;

– ландшафтный дизайнер.

Для тех, кто умеет шить:

– модельер верхней одежды;

– модельер по шторам и покрывалам.

Для тех, кто знает иностранный язык:

– переводчик текстов;

– гид для иностранных граждан.

Для тех, кто любит детей и животных:

– няня;

– специалист по дрессировке или передержке животных;

– заводчик.

Для творческих, талантливых людей:

– музыкант бара, ресторана;

– певица в ресторане;

– фотограф.

Перечислять специальности можно еще долго, поэтому остановимся на приведенном выше.

Если на начальном этапе работы (после перехода на вольные хлеба) все складывается успешно, начинай расширяться, сними офис, зарегистрируй фирму, найми сотрудников. Это самый мягкий переход к предпринимательству, но будь осторожна. В нем таится опасность! Когда человек уходит со службы и работает «под заказ», он начинает расслабляться, просыпается позже, больше просиживает у телевизора и в компании друзей. Для того чтобы сохранить высокую работоспособность в домашней обстановке, требуется большая сила воли.

Другой вариант – более жесткий и рискованный. Бросить все сразу, найти стартовый капитал и, собственно, сразу открыть предприятие. Решив действовать именно по этому сценарию, будь готова к тому, что проект провалится, а деньги придется возвращать. Готовность к тому, что будут не раз опускать с небес на землю, к тому, что обманут, что будут потеряны деньги и возможности, – это отличительная черта всех бизнесменов, с которыми я знакома. На мой вопрос, почему они выжили, а другие прогорели, обычно следовал ответ, что кто-то испугался и не смог поверить в себя, другой устал от постоянных «пролетов», третий заработал неврастению и решил, что без собственного бизнеса жить проще, четвертый не решился пойти на риск и до сих пор копается в маленькой фирмочке с тремя подчиненными, пятый выкачивал слишком много денег из фирмы, ничего не вкладывая в развитие, шестого кинули компаньоны, седьмой продал фирму и уехал за границу. Достаточно, или продолжить еще?

Если все перечисленное тебя не пугает, значит, ты готова к тому, чтобы открыть собственное дело. Посоветую один запасной вариант: сделать собственную фирму можно даже из отдела коммерческой фирмы, в которой ты работаешь. Ты – начальник подразделения, выступи перед своим боссом с бизнес-планом отдела на ближайшие десять лет, договорись, что за каждый прирост объема продаж (выпуска продукции или что там у тебя?) ты получаешь определенный процент акций этого предприятия. Контрольный пакет остается у босса, но и ты работаешь не только на хозяина, но и на себя. Я привела обычную систему акционирования, ее преимущество в том, что тебе всегда поможет опытный коммерсант (твой босс), который тоже «в доле», тогда как при самостоятельном ведении дел вряд ли найдутся добрые дядюшки, которые захотят тебя консультировать, разве что за услуги определенного рода.

Предположим, сложная мозаика собралась воедино. Ты – прекрасный организатор, специалист высокого уровня, который находится на хорошем счету у руководства и (внимание!) реально представляет то, чем будет заниматься его собственная фирма. Остается последнее условие – наличие ощущения, что твоя должность, круг твоих обязанностей в фирме стали для тебя узки и скучны, что вся ты рвешься к своему делу потому, что уже знаешь, каким оно должно быть. И становятся не нужны большие должности в чужих фирмах, не нужны большие деньги, которые зависят от прихоти начальника, не нужно выпрашивать канцтовары и приличный кабинет и проталкивать проекты, которые принесут фирме прибыль. Ты – сама себе хозяйка и готова к новой жизни, гораздо более сложной и ответственной, нервной, бессонной, но такой интересной! Когда все эти паззлы сложились в моей голове, я задумалась, все тщательно взвесила и решила открывать свою фирму. Без денег, в чужом городе, но с любимым мужчиной… И ты знаешь, все удалось! Так что, выбор за тобой…

Когда пора менять работу, или Как уйти красиво

Будущее, как известно, бросает свою тень задолго до того, как войти.

Смена работы – далеко не самый лучший период в жизни, знаю не понаслышке. А увольнение больно бьет по самооценке, это тоже проходили. О том, когда пора увольняться самой, мы уже говорили в предыдущих главах. Подытожим же все сказанное выше:

– пора увольняться, когда начальник не хочет довольствоваться положением только начальника, а тебе он откровенно противен;

– пора увольняться, если, став любовницей начальника, ты этим поставила крест на карьере;

– пора увольняться, когда ты понимаешь, что твои возможности превышают возможности фирмы;

– пора увольняться, если есть место, где при прочих равных условиях тебе заплатят больше;

– пора увольняться, если ты чувствуешь, что тебя все равно скоро уволят или пустят под сокращение штата (что в принципе одно и то же);

– пора увольняться, если нет никакой возможности продвижения по служебной лестнице;

– пора увольняться, если, кроме склок и сплетен, на работе заняться нечем;

– пора увольняться, если тебя, без особой на то причины, переводят на более низкую и малооплачиваемую должность;

– пора увольняться, если ты поняла, что душа лежит совсем к другому.

Так смотрит на увольнение стерва. Для нее смена работы – это закономерный этап на пути к поставленной цели, но именно на этом этапе важно не сбиться с этого самого пути, а для этого:

– не впадай в панику и депрессию;

– не хватайся за первое попавшееся предложение;

– не устраивайся на место, где платят меньше;

– заранее отложи небольшую сумму денег, чтобы безболезненно перенести период вынужденного безделья;

– заранее позаботься о связях, которыми можно будет воспользоваться для поиска новой работы.

Увольнение – это не конец карьеры, а тем более жизни, а шанс, который подбрасывает тебе судьба. Когда меня уволили с должности преподавателя частной школы (нашлась учительница, которая согласилась работать за меньшую плату), я очень расстроилась, но уже через месяц судьба подбросила другую работу, на которой платили в два раза больше. Что бы произошло, если бы я осталась в школе? Стала бы обычной училкой, ну может, завучем или директором школы, а если бы совсем повезло, открыла бы свою школу или детский сад. Тоже неплохо, но сколько лет на все бы это ушло? Была бы я так же довольна сделанным, как сейчас? Я верю в судьбу и поэтому думаю, что все сложилось так, как оно должно было сложиться. Только от человека зависит, скатится он после очередного кризиса вниз или взберется еще на одну ступеньку. Об этом, кстати, свидетельствуют и биографии более выдающихся, нежели я, деятелей.

Мы уже говорили, что никогда нельзя говорить о мужчине «он меня бросил». Точно так же нельзя говорить о начальнике «он меня уволил» (даже если это правда). Ты ведь стерва, как же ты могла позволить, чтобы над тобой, без твоего ведома и согласия, совершили такое ужасное действо? Нет, не тебя уволили, а ты увольняешься! С гордо поднятой головой, с достоинством, без спешки, но с намеком, что пришлось спровоцировать начальника на конфликт, иначе он ни за что бы не отпустил (это если тебя уволили за провинность). В разговоре с теперь уже бывшими сослуживцами можешь намекнуть, что не являешься особой, которая делает карьеру через постель, и поищешь фирму, в которой начальник поддержит твою точку зрения (это если кто-то в курсе начальственных поползновений в твою сторону). В любом случае не спеши убегать, сломя голову и забывая все на свете. Уйти красиво и… умно – это тоже искусство.

Если тебе прямо говорят, что пора написать заявление, не паникуй, а спокойно обсуди с начальником размер выходного пособия. Не везде это проходит, но почему бы не попробовать? Правда, в одной из фирм, где я работала, руководство надежно обезопасило себя от подобных претензий. При приеме на работу с тебя тут же брали заявление об увольнении по собственному желанию с непроставленной датой. В случае, если кого-то нужно было уволить, ему просто выдавали на руки трудовую книжку, даже не вспоминая о Трудовом кодексе. Спорить с начальником и доказывать, что ты все-таки хороший работник, или устраивать сцены из серии «не уйду», глупо и недостойно стервы. Лучше уж уйти самой и красиво, чем быть уволенной по статье (это делается очень легко) или писать заявление об увольнении под чутким контролем двух бритоголовых «джентльменов». Когда все формальности будут улажены, самое время распланировать, как и когда ты будешь уходить.

Сама подумай, не зря же ты столько сил и времени потратила на эту работу, глупо было бы забыть о ней в один день и пустить насмарку весь бесценный опыт. Можешь положить перед собой эту книгу, когда вернешься с другой книжкой (трудовой) в кабинет, и начать выполнять действия по плану.

– В первой половине дня займись «бумажными» вопросами. Собери рекомендации от своего непосредственного начальника и директора. Прихвати все грамоты и поощрительные письма. Не исключено, что они потребуются при устройстве на новую работу, а получить их через неделю-другую будет уже не просто. Коллеги, на которых переложат твои обязанности, скорее всего, обольют тебя грязью, чтобы самим выглядеть лучше, а начальник (который уже избавится от чувства вины за то, что выкинул на улицу такую замечательную женщину) укажет тебе на дверь со словами, что за такую работу нужно не рекомендации просить, а фирме доплачивать. Так уж повелось, что как только человек увольняется, во всех огрехах и промахах стараются обвинить именно его, причем чувствуют себя от этого прекрасно, ведь человека-то нет, значит, и повредить его репутации лишний «косяк» не может.

– В обеденный перерыв выйди купить пакеты для того, чтобы сложить вещи и бумаги, а также коробку дисков (чуть позже расскажу – зачем).

– Со второй половины дня начни прощаться с сотрудниками. Не забудь всем рассказать, что тебе жаль покидать такой чудесный коллектив, но так складываются обстоятельства, и ничего тут не попишешь. Устрой небольшую вечеринку в своем отделе (это лучше сделать на следующий день) или просто выпей по бокалу шампанского с коллегами.

– Передай все дела своему преемнику, позаботься, чтобы все документы были в порядке.

– Договорись с мужем или знакомым о том, чтобы он тебя встретил после работы на машине. Тащиться на транспорте и даже на такси с коробками и любимым кактусом под мышкой не слишком эстетично.

– Начни собирать личные вещи, не забывая даже мелочей.

– Останься, когда все уйдут, и уничтожь все бумаги, которые могут тебя хоть как-то скомпрометировать.

– Включи свой компьютер и перекачай на дискеты (а если CD-ROM пишущий, то на диски) все ценные материалы: клиентскую базу, если ты работала менеджером или рекламщиком, перспективные планы и проекты, которые ты планировала воплотить, образцы документов, электронные адреса и телефоны клиентов. Не забудь про «личное» – музыка, сценарии новогодних выступлений, фотографии. Завершающий этап: вычисти из компьютера АБСОЛЮТНО все, что не имеет прямого отношения к работе, а также то, о чем пока никто не узнал. Новый клиент, о котором ты собиралась доложить? Долой! Новый проект, который не успела «додумать»? В «корзину»! И не забудь ее очистить, а то одна из моих коллег забыла это сделать и все данные легко восстановили.

– Собери все записные книжки и блокноты с записями. Они тебе еще понадобятся.

Ну вот и все. Пора идти навстречу новым свершениям, к которым мы основательно подготовились. Простись со старым кабинетом и любимым креслом, с компьютером, который был тебе верным другом, напиши прощальную записку коллегам: «До свидания, мои дорогие. Я вас всех очень люблю! Буду заходить в гости!» и уходи, не проронив ни слезинки. Тебя где-то обязательно ждут новые великие дела, но это уже совсем другая сказка.

Комментировать