Главная > Стервология > Карьера руками, ногами и зубами

Карьера руками, ногами и зубами

Искусство интриги для стервы

Лицемерие – не столько грех перед обществом, сколько общественная добродетель.

Если вдруг ты от кого-то услышишь: «Барышня, да вы – интриганка!», не нервничай, а спокойно ответь: «Спасибо за комплимент!». Интрига – это вершина манипуляции, которая позволяет разыгрывать целые спектакли и добиваться желаемого чужими руками. Интриги существуют в любых фирмах, даже в тех, где и делить, казалось бы, нечего. Из этого можно сделать вывод, что склонность строить интриги так же свойственна человеку, как желание чем-либо похвастаться и обладать всем самым лучшим. Хочешь ты этого или нет, а либо ты плетешь интриги против кого-то, либо кто-то другой плетет их против тебя. Для стервы в данной ситуации выход может быть только один: интриговать.

Цель интриги – получение конечного результата, используя слабости других людей, стравливание их таким образом, что ты (как инициатор) остаешься в стороне и пользуешься уже готовым «продуктом». Вот и получается, что интрига – это один из путей к вершинам карьеры. В основе интриги лежат сплетни и слухи. Именно они помогают доносить информацию до нужных тебе людей, причем для этого совсем не обязательно информацию озвучивать самому. Достаточно отследить главных «сплетневодов» и их круг общения и передавать информацию по «цыганскому телеграфу». Например, нужно тебе сообщить начальству о том, что кто-то приворовывает (за недостачи штрафуют-то весь коллектив), но при прямом рассказе уже получается грубое «стукачество». Что же делать? Ты в разговоре со сплетником вскользь говоришь, что за поимку виновника начальник наверняка наградил бы премией, а потом тонко намекаешь, что, как

Тебе помнится, «эту приемку товара осуществлял А может, и не он вовсе? Да и черт с ним!». А сплетник

Сказанное тобой уже намотал на ус. Его хлебом не корми – дай какую-нибудь информацию для интриги (это он так называет свое пустое балабольство). Передаст начальнику отдела, а о тебе и не упомянет (зачем славой-то делиться?). Начальник же по бумажкам проверит и выведет подлеца на чистую воду. И ты вроде как не «стукач», и дело сделано.

Вторая польза от сплетен – сбор информации, которая может тебе рано или поздно пригодиться. Приведу пример: ты услышала в «курилке» разговор двух менеджеров о том, что один из них собирается «прощупать» регион, который до сих пор не охвачен вашей фирмой. Он только еще собирается, а ты на следующий день, с утра пораньше, делаешь все свои текущие дела и принимаешься за обзвон потенциальных клиентов в обозначенном регионе. Когда у тебя на руках будут договора на поставку и окажется, что товара уже отгружено на несколько миллионов, то регион у тебя отнимать никто не посмеет. А то, что кто-то собирался что-то делать… Может, и не собрался бы вовсе, да и хороший урок болтуну будет – не трепаться о своих планах.

Интриганы и интриганки, как правило, люди не склочные, а абсолютно спокойные и уверенные в себе. Как это ни странно, но у настоящей стервы и настоящей интриганки на работе больше друзей, чем врагов, во всяком случае, ее не все любят, но все и всегда уважают. Интрига тем и хороша, что позволяет оставаться в стороне, пока другие борются за твои интересы. Стерва интригует так, что ее козни никому не приносят вреда. Пример: почему бы не рассказать бухгалтеру новость о том, что директор в разговоре с начальником твоего отдела выражал недовольство по поводу его постоянных опозданий? Ты ведь по-хорошему хочешь предупредить, а не то в один прекрасный день директор не выдержит и уволит… То, что директор смотрит сквозь пальцы на график работы сотрудников (была бы работа сделана!), а никакого разговора и не было вовсе, бухгалтеру знать не обязательно. Пусть испугается, станет приходить пораньше, и тогда твои клиенты не будут по утрам «тусоваться» по офису, курсируя между бухгалтерией и твоим кабинетом и мешая работать.

Мастерица интриги должна знать все «подводные» течения в фирме: кто с кем дружит, кто на кого имеет влияние; если в фирме работает жена или любовница директора, с ней обязательно нужно подружиться, сексуальная партнерша, да к тому же если она еще и соратник по бизнесу, – чуть ли не основной человек в фирме, имеющий колоссальное влияние на директора. Начнешь с ней конфликтовать – вылетишь с работы «на раз».

Начальство любит инициативных, но если ты не уверена, что твой гениальный проект не поднимут на смех, то разведай обстановку. Поделись с сослуживцем частью придуманного, спроси его мнения, по-дружески попроси узнать у директора (пользуясь расположением босса именно к этому сотруднику), насколько реально получить финансирование для разработки этого направления. Если сослуживец доложил о положительной реакции, подготовь оформленное предложение и сама иди с докладом к шефу. Делай что хочешь, говори, убеждай, но начальник должен быть на твоей стороне даже в том случае, если он говорит о вынесении проекта на коллективное обсуждение. На таком обсуждении всегда найдутся лизоблюды, которые поддержат начальника, поэтому, убедив директора, ты автоматически убеждаешь ведущих работников фирмы, которые не захотят конфликтовать с руководством.

Несколько слов, сказанных к месту, – это тоже интрига.

«Вы же знаете, я всегда относилась к вам с уважением, поэтому считаю своим долгом предупредить о грядущих перестановках в вашем отделе». (Это нужно сказать тому, кто от перестановок уж точно не пострадает).

«Я много слышала о том, что скоро начнется мода на… Но сама я в это не верю. По-моему, на этот раз прогнозы не сбудутся». (А это для начальника конкурирующего отдела, который сразу кинется разрабатывать новый план в соответствии с «прогнозами спецов». А ты-то, глупенькая, их не поняла и не оценила!).

Бывает, что интригу против тебя плетет сам начальник. Просто так тебя уволить или понизить – не вариант, а вот свалить всю ответственность за какую-то проблему и выставить главной виновницей перед вышестоящим руководством – это начальники любят. Ты ему не сделала ничего плохого, но себя-то прикрыть нужно. До него может дойти, что тебя хотят поставить на его место, он может затаить обиду на давний отказ в интимной близости. Как быть в таком случае? Единственный выход – максимально обезопасить себя. Любое серьезное задание или поручение старайся получать от начальства только в письменной форме, а если это невозможно, подробно конспектируй в его присутствии и подробно перечитывай при нем в конце разговора, добившись подтверждения (хотя бы устного) каждого пункта. Если тебе дали задание, которое может повредить фирме (ее репутации, прибыльности, или его выполнение связано с нарушением закона), постарайся корректно и аргументированно поставить в известность сначала своего начальника (пусть в знак согласия распишется на твоей докладной записке), а если он сопротивляется, то и «самого главного начальника», но не в форме жалобы на своего шефа, а в ключе борца за великое будущее компании, который не знает, что делать в сложившейся ситуации и считает, что брать ответственность за такой серьезный шаг он права не имеет. «Прыгать через голову» иногда необходимо, но только в самом крайнем случае. Если у тебя хорошая репутация, главный руководитель поверит тебе, а не твоему начальнику, и у тебя будет прекрасная возможность посмотреть на битву «титанов». Только не забудь заранее договориться с «большим боссом», чтобы он тебя не подставлял перед твоим шефом, а запросил информацию о проекте сам по себе, как будто случайно. Все, интрига сплетена и запущена, но тебе в такой ситуации я бы посоветовала поискать другую работу, ведь жизнь на мине замедленного действия (если после твоих действий у тебя не появится новый начальник) – не лучший вариант для карьерного роста. Этак все силы уйдут на интриги и отслеживание подвохов.

Прием стравливания пригодится и при контактах с другими организациями. Тебе отказал рядовой менеджер? Не стесняйся. Добивайся приема у директора, докажи ему выгодность проекта и то, что менеджер действовал вопреки интересам фирмы, не желая приобретать новую головную боль в лице нового выгодного партнера. На чиновников хорошо действуют аргументы из серии: «Извините, что пошла напрямую к вам, но Иванова из 113 кабинета сказала, что для нее ваше распоряжение о графике приема посетителей не указ, и на сегодня она прием прекращает. Я хотела только узнать, правду она сказала или нет?» Да, я знаю, жаловаться – это плохо. Этому нас учили в детстве. А почему не научили, как справляться с гвардией бумажкомарателей, клянчащих твои денежки?

Используя начальника (даже без его ведома), ты можешь разыгрывать сложные интриги. У меня возникла производственная проблема: бухгалтерия проводила по нашему отделу постоянные проверки, требовала отчеты, дополнительные списки, перспективные планы. За непредоставление кучи бумажек штрафовали нещадно. Объем производства из-за этого стал снижаться. Начальник никак не хотел понять, что порядок – это хорошо, но он не должен мешать работе. И тогда я пошла ва-банк. Я предложила начальнику ход: я украду у фирмы энную сумму денег и принесу ее ему в кабинет, и при этом никто никогда не найдет, откуда деньги украдены. Я принесла. После этого бухгалтерия надолго занялась проверкой «дырок» в статье расходов фирмы и оставила нас в покое. Как это ни странно, но начальник после этого случая стал доверять мне ответственные дела и относиться более серьезно, хотя до этого считал чуть ли не «девочкой на побегушках».

Запомни: начальник является твоим другом в гораздо большей степени, чем любой из коллег, хотя на первый взгляд так совсем не кажется. Начальник становится злым демоном только для того, кто хочет поменьше работать и побольше получать. Будь ты начальником, сама бы таких работников гнала взашей. Но ты ведь не такая? Так в чем же дело? Не всю же жизнь оставаться в плену услышанных в детстве анекдотов о злых начальниках-самодурах. Большинство современных боссов предпочитают «косить» под серьезных западных бизнесменов или «своих парней». Первая категория отличается фальшивыми улыбками и змеиным блеском в глазах, а вторая «косит» под дурачков и добрых дядюшек, считая (кстати, небезосновательно), что таким образом легче выведать максимальный объем информации. Встречаются и другие, не менее колоритные типажи – бывшие работники силовых структур, бывшие доктора-профессора. И все они – твои друзья. Почему? Потому, что с начальником тебе делить нечего, кроме, разве что, его кресла, но он-то об этом пока не знает. Ты интриганка, а значит, сумеешь заслужить его доверие. Не бойся быть похожей на начальника, повторять коллегам и партнерам его слова и оценки и (запомни!) никогда не обсуждай начальство с коллегами, не жалуйся и не критикуй. Обязательно найдется доброжелатель, который передаст боссу твои слова. Если уж кому-то хочется рассказать начальнику о твоей персоне, дай ему совсем другой повод для сплетен. Попроси друга позвонить тебе в разгар рабочего дня на работу якобы с предложением перейти в его фирму, выслушай условия и вежливо откажись (несмотря на более высокую зарплату). Другой вариант – электронное письмо с предложением смены места работы, пришедшее «случайно» не на тот электронный адрес. Я такой трюк проворачивала. Уже через два часа директор знал о предложении и выспрашивал подробности, а через месяц дали долгожданный отдельный кабинет. Если решила посплетничать, разузнай о чем-то первой (даже если это будет распределение ролей на новогоднем корпоративном празднике). Эту новость все равно все узнают, а ты привлечешь к себе внимание без каких бы то ни было последствий.

Директора сами прекрасные интриганы. Они очень любят создавать атмосферу конкурентной борьбы между сотрудниками, чтобы никто не вздумал бороться с начальством. Начальники заводят любимчиков, чтобы слушать сплетни, а потом избавляются от них; изображают сочувствие, а человек расслабляется и начинает жаловаться на коллег. Если же ты сама начальник, то сам Бог велел тебе манипулировать подчиненными. В одной фирме начальник никак не мог разобраться со склоками в бухгалтерии. Явно шла борьба за власть, наблюдался саботаж указаний главбуха. В понедельник утром, когда сонная бухгалтерия только собралась попить утреннего чайку, ее всем составом пригласили в кабинет директора, который без всяких эмоций на лице сказал примерно следующее: «Работа бухгалтерии не устраивает меня давно. Я понял, что без радикальных мер не обойтись, поэтому объявляю об увольнении главбуха. Марья Петровна, вы можете быть свободны, напишите заявление и заберете трудовую в отделе кадров. Второй вопрос, который стоит на повестке дня, – выбор нового главного бухгалтера.» Тут-то обнаружилась интересная ситуация. Главный враг главбуха выразила желание уволиться вместе с ней, а одна из сотрудниц пришла с предложением назначить ее. Так был вычислен главный саботажник. Директор блефовал: он никого не собирался увольнять, а договорился вместе с главбухом разыграть комедию, чтобы, как говорят, «проверить на вшивость».

Проблема увольнения – одна из самых сложных у любого начальника. Жалостливые все мы слишком, до последнего терпим, пытаемся перевоспитывать. Один из моих начальников, когда подчиненный не справлялся со своими обязанностями, вызывал его к себе и говорил примерно следующее: «Петров, ты же сам понимаешь, что работаешь плохо, вот твои показатели. А теперь на минуту представь, что ты – на моем месте. Что бы ты сделал?». Петров, как правило, говорил, что нужно поручить ему другую работу или дать испытательный срок, о чем в конце беседы и составлялось соглашение. Работа, естественно, не выполнялась, срок проходил, и Петрова безболезненно выгоняли, причем директор об этом жалел чуть ли не больше всех: «Чувствую я, какой могучий потенциалище заложен в этом человеке, но не смог я его открыть, таланта руководителя не хватило. Жалко, уйдет к конкурентам, попомните, мы еще о нем услышим!». Вот пример интриги – умение выходить сухим из воды. Итак, повторим пройденное.

– Интрига нужна там, где нельзя действовать прямо, или в качестве противовеса чужим интригам.

– В результате успешной интриги стерва получает деньги (или избегает их потери), повышение по службе или приобретает уважение коллег и начальства. Если хотя бы одно из этих условий не соблюдено, считай, что никудышная из тебя интриганка.

– От интриги не должны пострадать ни в чем не повинные люди, а значит, ты не должна ни на кого клеветать, подставлять вместо себя, если совершила промах. Обман, не первый, так второй, обязательно раскроется, и ты потеряешь все, что имеешь.

– Не увлекайся подковерной борьбой, иначе на настоящую работу времени не останется.

– Не трать время на интриги с вахтершами, от этого лифты быстрее ходить не станут (шутка!).

Экспресс-курс манипуляций на работе

Это чертовски трудная роль, самая трудная, которую мне приходилось играть.

Врать, конечно, некрасиво, особенно когда не умеешь красиво врать (извини за каламбур, но что поделать?!). Врать нужно уметь, зачатки этого умения мы получали во времена родительских наставлений, когда сами воспитатели врали тебе на каждом шагу. Мы все врем. Это факт. В большей или меньшей степени. Врем даже себе, придумываем небылицы и сами искренне начинаем в них верить, обижаясь на тех, кто верить отказывается. Разбирать морально-этическую сторону лжи было бы глупо и бесполезно. Патологический врун знает, что лгать – это плохо, но все равно лжет. Манипулятор же врет умело и к месту, и тогда ложь становится полезна (требуется небольшое уточнение, что есть ложь: освещение заведомо неверной и неправильной информации). Вот оно ключевое слово: «полезность». Врать просто так, из хвастовства, например, это глупость, увеличивающая количество твоих недругов. А чтобы врать с пользой для себя, нужны практические навыки и тренировка. Для начала научись врать самой себе. Делается это так: тебе предстоит нудная, но необходимая и очень денежная работа. Делать ее противно и совсем не хочется. Придется обмануть себя. Определи заранее день, когда ты займешься ею, сразу настройся на то, что от выполнения работы ты должна получить удовольствие. Купи любимой еды, поставь любимую музыку, пообещай купить себе подарочек после выполнения и устроить «День Большого Лентяйства». Постарайся представить, что работа на самом деле интересная и о ней мечтают многие, только ты почему-то раньше думала иначе. Вспомни какую-нибудь грязную или ужасно скучную работу, которой бы ты не занялась никогда. Что в сравнении с этим какое-то маленькое заданьице, выполнив которое, ты получишь деньги, благодарность от начальства и чувство собственного удовлетворения от блестяще выполненной работы, так блестяще, как не сумел бы никто.

Позитивный самообман – великая штука, толкающая тебя вперед. Ничего зазорного в ней нет. Аутотренинг – это тоже самообман, но никому и в голову не приходит, что убеждать себя в чем-то, повторять ежедневно определенные установки – это плохо. Нет, вру, это плохо, но только в том случае, если ты каждый день себе твердишь, что ты – старая, больная, ни на что не годная обезьяна.

Еще один пример полезной и необходимой для имиджа стервы лжи: когда коллега спрашивает, где и за сколько куплена новая кофточка, не стоит ей рассказывать о секонд-хенде «за углом налево» или чудном вьетнамском торговце. Зачем рушить иллюзию? «Друг привез из-за границы» – звучит гораздо стервознее. Вопрос о стоимости? «Это подарок, спрашивать, сколько стоит, было как-то неудобно, самой интересно…».

Ври только тогда, когда уверена, что обман не раскроется. Тебя вызывает начальник, сообщает о том, что за твои успехи тебе причитается премия. В кабинете сотрудницы сразу забрасывают вопросами: зачем вызывал, что сказал? Зачем плодить завистниц и говорить правду? Можно ведь сказать правду, немного ее переиначив… Наверняка сообщение о премировании начальник предварил расспросами о текущей работе, просмотром отчетов, общим разговором о работе. Вот и отвечай: да, вызывал, спрашивал о работе, смотрел отчеты, да еще и дополнительной работой нагрузил, поганка. Для поддержания легенды пару дней поуходи домой последней, со стойкостью выдерживая соболезнования коллег. А когда факт премии станет всеобщим достоянием, делай удивленно-непонимающие глаза: «И за что мне премию дали? Не понимаю» (ты же не хочешь, чтобы завистники клонировались, как овечка Долли?).

Искренность на работе убийственна для карьеры. Признания коллегам о неудачах на личном фронте подрывают твой стервозный авторитет, рассказы же о достижениях неудачники воспримут как хвастовство. Так уж устроен наш мир, что независимо от того, говоришь ты правду или врешь, тебе все равно не поверят и преподнесут все по-своему. Я как-то подумала и решила, что врать на словах вполне допустимо, и никуда от этого не денешься, особенно, если каждый день рассказываешь по долгу службы, что товар твоей фирмы – самый лучший, а условия, которые ты предлагаешь, самые выгодные. Все ведь знают, что в большинстве случаев это не так. Хочешь искренне выразить соболезнование коллеге, у которой муж сломал ногу? Кому нужны твои сопли, размазанные по ее блузке? Дождись, пока она останется в кабинете одна, подойди и протяни, со словами «Марь Иванна, ничем большим я, к сожалению, помочь не могу, поэтому возьмите, пожалуйста… на уколы медсестре», конвертик с деньгами. Такой поступок лучше любых соболезнований, а ты приобретешь союзника, который всегда будет помнить о помощи.

Если задуматься, зачем тебе манипуляции на работе? Чтобы меньше работать самой – скажешь ты. Согласна. Начинаем с первого дня в новом коллективе. Ты, конечно, никого не знаешь. Представь, что очутилась в компании волков-оборотней. Каждый из коллег и сам начальник прячет под приятной наружностью и милой улыбкой острые когти и честолюбивые замыслы, в которые ты не очень-то вписываешься. Ты ведь их возможный конкурент, даже начальника. Теперь понимаешь, как глупо ждать любви и помощи от таких монстров? Ты-то радуешься, спишь всю ночь «на бигудях», утром трясущимися руками укладываешь прическу и тщательно накладываешь макияж, чтобы выглядеть получше, а они нервничают и, положа руку на сердце, надо сказать, не напрасно. Но тебе-то конфликты ни к чему, поэтому приступаем к первым манипуляциям, то есть к приручению коллег. Первое впечатление – самое главное. Старайся не только в обиду себя не давать, но и убедить сослуживцев в том, что угрозу их карьере и зарплате ты своим приходом не несешь. Одежду надевай не яркую и не слишком дорогую, макияж наноси не броский. Не одевай новых вещей, в которых будешь чувствовать себя неудобно, прихвати на всякий случай сменную обувь и пару колготок. Роль, которую тебе предстоит разыграть, называется «умная дурочка». Старожилы не прочь посвящать тебя в премудрости работы, только когда ты заливаешься соловьем, превознося их компетентность и профессионализм. Марьи Ивановны, привыкшие к регулярным вздрючкам от всех и вся, покрываются нездоровым румянцем и выдают все коммерческие тайны вперемешку со слухами. Мотай на ус, а вечерком, не выходя из образа, напои новых коллег. Повод-то есть – первый день твоей работы. И снова не спеши рассказывать о своей несчастной женской доле, а послушай, что из коллег «полезет» в подвыпившем состоянии. Не зря ведь говорят, что один из способов узнать человека – снять с него маску: напоить и посмотреть.

Я часто сталкивалась с тем, что в первые дни тебя все хотят «проверить на вшивость». Мужчины, осознанно или нет, ждут от тебя истерики и слез в ответ на их злые шутки и подколки. Заранее настройся на непробиваемость, выпей лошадиную дозу валерьянки, но не плачь. Если от обид глаза наполнились слезами, вытащи пудреницу и изобрази приступ «попадания чего-то в глаз». Стервы не плачут на работе, да и дома плачут только по особым, заранее запланированным случаям.

В первые дни постижения новой работы не старайся кого-то учить. Это будет воспринято, как поговорка про яйца и курицу. Ты ведь ничего не знаешь, а для того, чтобы узнать коллег, месторасположение офисной техники, правила оформления документов и вникнуть в собственные обязанности, прикинуться дурочкой – самое милое дело. Не перестаю удивляться, как гипнотически на людей действуют фразы:

• «Я знаю, что помочь мне с этим проектом можете только вы»;

• «Извините за прямоту, но я так устала от дебилов из своего отдела, что за помощью решила обратиться к вам…»;

• «Если вы мне не подскажете… это будет последний мой день в этой фирме»;

• «Найдется ли хоть один джентльмен, который мне поможет сделать отчет?»;

• «Если вы не поставите свою подпись, меня начальник сегодня домой не отпустит…»;

• «Вы, наверно, не знаете… Даже начальник отдела не знает… Знаете? Ну, пожалуйста, подскажите…»;

• «Не подскажете, где купить справочник или учебник? Так вы об этом все знаете? Можно ли пригласить вас в обед на чашку кофе?».

В первую очередь следует бить по желанию человека услышать похвалу, услышать, что он – самый умный. Хорошая шутка прекрасно разряжает обстановку. Хорошо действуют обещания «я буду вам должна и обязательно сделаю все, что вы попросите» и выделение способностей человека на общем (не слишком выдающемся) фоне. Многие любят, чтобы их попросили «Ну, пожалуйста…». В этом случае им кажется, что они обладают властью. Пусть чувствуют, придет и наше время, но сразу «гнуть понты» – это глупо. Ты еще ничего не сделала, чтобы тебя стали любить и уважать. Стала бы ты сама кидаться на грудь к новичку? Какой смысл? В шаолиньских монастырях младших учеников сначала заставляли выполнять всю черную работу, их били и унижали старшие ученики. Но если новичок выдерживал психологические и физические нагрузки, учитель допускал его к обучению боевым искусствам, справедливо полагая, что терпение ученика говорит о том, что у него есть воля к победе и настоящее желание учиться. Став старшим учеником, юный монах осознавал, почему путь к вершинам мастерства лежит через умение терпеть и подчиняться, теперь уже он высмеивал младших учеников за слабость тела и духа, заставлял их выполнять черную работу. На новой должности тоже нужно пройти испытательный срок, чтобы «учитель» и «старшие ученики» приняли тебя в свой круг. Ведь может быть так, что в фирме приживаются одни хищники, а ты – мирное травоядное, сгоняющее кузнечиков с травы, прежде чем ее съесть? Не можешь представить себя буддийским монахом, представь шпионом в тылу врага. У шпиона есть пистолет, но разве он размахивает им на каждом углу? Будь скрытной, будь хитрой, вербуй союзников, используя их комплексы, льстя их самооценке, подогревая их злость и зависть, ссорь их друг с другом, чтобы не быть съеденной самой.

Есть у проституток такая поговорка: «Не суетись под клиентом». Она прекрасно подойдет и для успешного начала собственной карьеры. Суетливые барышни с их дурацким энтузиазмом и заглядыванием в глаза, готовностью принести с высунутым языком все, что скажут, и отправить факс. Фу… это не стервы. Естественно, пользуясь тем, что ты – новенькая, на тебя сразу насядут соседи по кабинету с милыми просьбами сделать что-то за них. Как противостоять?

• «Извините, но начальник мне поручил… Вы же понимаете, что я только начинаю и не могу нарушать его распоряжений»;

• «Факс? Завтра все, что угодно, но сегодня, извините, такая запарка!»;

• «С большим удовольствием, но боюсь, что я напортачу. Вы ведь знаете, я здесь недавно, а вопрос такой серьезный!»;

• «А у вас принято «новеньких» нагружать рутиной?».

Второй камень преткновения – затрудненный доступ к офисной технике. У тебя может не быть не только отдельного принтера, ксерокса или факса, но даже телефона или компьютера. Работа тормозится, ты бесишься от бессилия, а менеджер, с которым тебя посадили на один телефон, полчаса рассказывает любимой девушке подробности просмотренного фильма. Что делать? Обнаглеть. Другого выхода нет. Заранее распиши всю работу и звонки, которые необходимо сделать, чтобы, дорвавшись до телефона, не пришлось делать пауз. Нахально сядь за стол, на котором стоит компьютер, и отвечай на требования уступить место, что делаешь важную работу, которую тебе поручил директор. Все вопросы к нему. Прийдя утром на работу, предупреди отдел, что тебе понадобится факс с трех до четырех, а компьютер с одиннадцати до часу. Кто-то против? Ты можешь быть великодушной и сместить свое время. Не хочешь ни с кем конфликтовать? Пока не добьешься первых результатов, приходи раньше всех и уходи поздно. А качать права лучше начинать после подсчетов прибыли, которую ты принесла фирме.

С первого же дня к тебе потянутся щупальца офисных сплетниц и «отщепенцев». В любом коллективе есть прослойка забитых серых мышек, которые ищут общения в компании новеньких, не уверенных в себе стажеров, которые стремятся узнать побольше о коллегах и фирме. Зачем тебе такая компания? Ты сама должна выбирать круг общения. Лучше сразу найти подход к сильным, ведь избавиться от навязчивой дружбы не слишком умных и успешных потом будет сложно, да и твой стервозный авторитет изрядно пострадает от общения с карьерными неудачниками, которым, скорее всего, грозит увольнение в ближайшее время.

Сразу приготовься к тому, что тебя попытаются вывести из себя, унизить и посадить «на нары у параши». Ты – прямая угроза всему коллективу и каждому его члену в отдельности. Если наступление ведется в открытую сразу на нескольких фронтах, то скрывать свою стервозную сущность смысла нет, иначе попадешь на прием к психотерапевту. Самая удобная из стервозных масок, помогающая отразить нападение, – это холодная, слегка ироничная, опытная и уверенная в себе женщина, умеющая управлять своими эмоциями. Никогда не отвечай грубостью, даже если тебя оскорбили. Не можешь быстро придумать, что ответить, скажи с улыбкой: «Я буду умнее и промолчу» или «Я на глупые вопросы не отвечаю».

Ты – королева, которую ничто не может вывести из равновесия, тем более обитатели серпентария, с которого приходится начинать карьерный рост. Попробуй воспринимать начальника, который придирается к тебе с утра до вечера, и злых как собаки коллег, как стимул для того, чтобы покинуть в один из прекрасных дней эту контору, взяв от них все самое лучшее и отточив мастерство манипуляции до совершенства. Эти люди, сами того не понимая, делают из тебя прекрасную актрису и психолога, учат терпению и изворотливости. С волками жить… Нет, выть, как они, не нужно, иначе станешь такой же мелочной и злой, ты постарайся научить волков петь. Под твою дудку. Приведу несколько «стервозных диалогов», чтобы ты поняла, как следует противостоять, не давая себя в обиду и не опускаясь на уровень врага.

Ты: Мне нужно подписать у вас бумаги.

Она: Вы можете и подождать.

Ты: Я прихожу уже в третий раз.

Она: Барышня, да вы зазнайка и нахалка!

Ты: Испытывая уважение к вашему возрасту, я не буду отвечать ответным оскорблением на ваши слова.

Она: Может, не к возрасту, а к должности?

Ты: Нет, именно к возрасту, ведь должность может и измениться, а возраст…

Такой (или сходный) диалог превратит сослуживицу в твоего злейшего врага. Ведь ты ударила по самому больному – приближающейся старости. За случайное оскорбление можно извиниться, и тебя, скорее всего, простят, но за такое изощренное унижение, какому ты подвергла собеседницу… Такого не прощают.

Он: Ты, наверно, забыла, сколько дней работаешь и с кем разговариваешь?

Ты: Я с утра заметила, что вы плохо выглядите. Неприятности в семье? Может, я могу вам помочь? Не стесняйтесь, не нужно копить в себе проблемы, срываясь на коллегах.

Скорее всего, коллега придет от такого ответа в замешательство и удалится под собственное невнятное бормотание.

Она: Знаем мы таких, держат вас в каждой фирме за ноги от ушей и красивые глазки.

Ты: Можно, я буду считать сказанное вами комплиментом?

Она-то ожидала громкого и красивого скандала… какое разочарование.

Он: Это мой клиент, вас вовремя не известили, поэтому отгрузка пойдет мне в зарплату.

Ты: Этот вопрос вам лучше решить напрямую с директором, свое мнение по этому вопросу я уже изложила в докладной записке, которая лежит у него на столе.

Этот прием в шахматах зовется «ход конем». Предупредить чьи-то действия или реакцию на твой поступок – это уже фигура высшего стервозного пилотажа.

Она: Твои духи вызывают у меня приступы аллергии. Не могла бы ты пользоваться дезодорантом без запаха?

Ты: Похожую реакцию у меня вызывает цвет ваших волос (или тембр голоса). Не могли бы вы его поменять? Махнемся, так сказать.

Подобные действия даже могут вызвать к тебе симпатию и уважение окружающих. Не дает себя в обиду? Значит, эта девочка чего-то да стоит.

Был в моей практике и такой случай: «отшитый» коллега завел себе привычку сюсюкающим голосом осведомляться: «Что-то, Женечка, ты сегодня бледновата, не критические ли дни нагрянули, не любовники ли всю силушку вытянули? Нельзя же так, беречь себя надо!». Попытки сказать, что он переходит рамки приличия и ведет себя по-хамски, не возымели никакого действия. И тогда я решилась ответить очень по-русски, четко, громко, с улыбкой, да еще и при свидетелях: «Милостивый государь, а не пошли бы вы на х…?». И что ты думаешь, подействовало! Как бабушка отшептала! Еще несколько примеров.

Он: Будьте любезны, говорите по телефону тише. Вы мешаете работать всему отделу!

Ты: Зато, благодаря моему звонкому голосу, отгрузки выросли на десять процентов и всем дали премию, а если вы все-таки будете настаивать на том, чтобы я шептала в трубку, я попрошу отдел проголосовать по этому вопросу.

Такой ответ уже больше похож на рациональное объяснение причины, по которой ты кричишь в трубку клиенту с какого-нибудь очень крайнего севера, но ирония придает ему как раз то неповторимое очарование, которое останавливает продолжение дискуссии.

Она: Вид у тебя неопрятный и вульгарный!

Ты: Я старалась не слишком отличаться от вас.

Такую перебранку окружающие, скорее всего, откомментируют как «один – ноль» в твою пользу. Но если ты стала свидетельницей настоящей женской истерики с громкими воплями, брызганьем слюной, активной жестикуляцией и бросанием предметов, борись со всеми ее аргументами абсолютным согласием и спокойствием (так обычно успокаивают психов и плачущих детей) или игнорируй, как будто ее и нет вовсе.

Она: Длина вашей юбки не соответствует занимаемой должности!

Ты: Спасибо, я тоже утром сомневалась, надевать или нет. Можно, я буду с вами консультироваться по части гардероба? Вы так стильно одеваетесь! Научите?

Неожиданный оборот наведет собеседницу на догадку о тонкой издевке, но самомнение тут же отгонит неприятное подозрение. Возможно, ты приобретешь не врага, а друга, или, по крайней мере, оградишь себя в будущем от подобных замечаний. Еще один вариант ответа, после которого атака, скорее всего, захлебнется, – паясничание.

– Да, я молода, да, я неопытна. Давайте, унижайте и топчите меня. Слабого каждый обидеть может! Пейте мою кровушку!

Или так, строго и немного свысока:

– Я не думаю, что этот вопрос в вашей компетенции;

– Могу ли я попросить вас отложить разговор на пару часов. У меня много работы;

– И давно вы считаете своим долгом воспитывать подрастающее поколение, или начальство за это дает прибавку к заработной плате?

Ничего не поделаешь, имидж стервы обязывает быть готовой дать жесткий отпор противникам. Другим неповадно будет.

Он: Ты все делаешь неправильно, как будто назло!

Ты: Я ведь здесь недавно, может, вы простите меня? Большая просьба, делайте мне замечания, не стесняйтесь указывать на ошибки. Я, конечно, не волшебник, но обязательно научусь!

Коллеги могут, конечно, заподозрить, что ты болеешь легкой формой болезни Дауна. Они-то привыкли, что на подобные высказывания начинают огрызаться или оправдываться. А ты их удивила, разрешила делать замечания и придираться. Вспомни детство. Разве разрешенное интересно?

Присмотрись к тем, кого… не любят. Всеми любимые сотрудники, как правило, не слишком умны и легко уговариваются на выполнение чужих обязанностей. Ты хочешь стать одной из них и всю жизнь проработать на карман другого? Думаю, что нет, поэтому заводи дружбу со стервами и стервецами и перенимай их манеру поведения. Они-то не первый день в фирме, знают и умеют больше. Не удалось подружиться? Что ж, в борьбе с сильным противником ты получишь не только синяки и шишки, но и драгоценный опыт, не сравнимый с общением в доброжелательной обстановке.

Старайся воспринимать нападки коллег, как игру. Можешь завести счет и ставить себе оценки за удачные ответы. Представь, что недоброжелатель бросает в тебя комком негативной энергии, а ты отражаешь ее, добавляя немного своей. Чем не способ психологической разрядки? Есть у войн с коллегами одна неприятная особенность: к ним привыкаешь и начинаешь «выплескиваться» таким же образом на близких, путая их с врагами-сотрудниками. Учительницы часто остаются без мужей из-за желания учить не только в школе, но и дома, не уподобляйся им, разве тебе нужен филиал офиса на дому?

Используя слабости, увлечения, завышенную или заниженную самооценку, можно менять мнение человека о тебе и твоих способностях от крайне негативного до большой и светлой дружбы и даже любви. С любительницей комнатных цветов обсуди новое удобрение и ассортимент соседнего цветочного магазина, и она будет от тебя без ума. Пожалей брошенную бой-френдом, похвали обновку модницы и новый автомобиль любого коллеги-мужчины. Найти подход к людям просто, нужно только захотеть и понять, чего они ждут. Завуалированные комплименты уместны всегда и везде, например, просьба раскрыть «особенный секрет вашей молодости, который, наверно, в вашей семье передается по наследству», или посоветовать, как «привораживать мужчин, ведь удается это только вам».

Манипуляции защиты стоят рядом с манипуляциями управления. В любой работе есть рутинная часть, которую делать совсем не хочется. Можно ли переложить ее на хрупкие (и не очень) плечи коллег? Можно и нужно, иначе они выпьют за день на две-три чашки кофе больше, успеют обсудить твой новый наряд и начальника в курилке, опоздают с обеда и раньше сбегут домой. Твои просьбы разнообразят их рабочий полдень, развивают профессиональные навыки. Пусть тебя не мучают угрызения совести. Предлагаю несколько вариантов.

Легкий флирт: кокетство льстит мужскому самомнению, вызывая у мужчины желание сделать что-то для женщины, которая оценила его мужские достоинства, в первую очередь. Флирт на работе вполне безобиден, конечно, если ты сама не перейдешь от кокетства к демонстрации легкой доступности.

Лесть: превознеси его профессиональные качества, подчеркни, что твою просьбу может исполнить только он.

Обращение к тому, кто тебе обязан: хитрость заключается в том, чтобы не напоминать о своих прошлых услугах. Просишь, используя обтекаемые формулировки «ты – мне, я – тебе». Например: «Иван Иваныч, что-то у меня сегодня ничего не получается. Вы не могли бы помочь мне, как в прошлый раз». То, что ты помогала ему в ответ на прошлую услугу, не упоминается.

Шутка: хорошее начало для любой просьбы. За смех и доставленную радость люди готовы сделать тебе одолжение. Вылавливаешь коллегу, рассказываешь ему свежий анекдот и… вручаешь папку документов, которые нужно отнести на другой этаж.

Призыв о помощи: со стороны призыв «Ну, что же ты, без ножа режешь! В последний раз тебя, поганца, прошу!» или «Валечка – ты моя последняя надежда!» звучит смешно, но, как ни странно, эта форма манипуляции одна из самых распространенных и действенных. Она льстит «воспаленному» самолюбию, прибавляет исполнителю значимости в собственных глазах. Люди любят делать добрые дела, если, конечно, их об этом правильно просить и не забывать благодарить, воспевая бескорыстие и готовность помочь в трудную минуту.

Использование ситуации: уговорить коллегу сходить за тебя куда-то – дело трудное. Но если это «куда-то» ему по пути, никто не откажется оказать тебе услугу. Одна моя подруга отработала до совершенства прием «всучения». Соседка водила ее дочку в детский сад, коллеги ходили в обеденный перерыв за покупками и относили в ремонт обувь. Ее даже домой довозили «по дороге». Она просила легко и невзначай, а благодарила горячо и искренне. Учись!

Обещание помощи: не бойся давать обещания. Скорее всего, тебе о них никогда не напомнят, тем более, если не обещать что-то конкретное. Слезно попроси, пообещав сделать все для спасителя. Многие любят, чтобы им кто-то был обязан. Могут, правда, и напомнить об обещании, тогда придется слово держать. Оказывая помощь (например, если тебя просят что-то подсказать или поправить), никогда не унижай человека, не называй безграмотным. Указывай на его ошибки без свидетелей, а в ответ на благодарность скажи шутливо: «Такой пустяк! Сочтемся!». Если о помощи просит недруг, который не раз посылал тебя с твоими проблемами куда подальше, снизойди или откажись, сославшись на занятость. Хочешь разозлить противника? Скажи, что незнание подобных вещей говорит о его невысоком профессионализме, а ты не привыкла тратить время на объяснение прописных истин, которые он без труда найдет в любом справочнике. Я думаю, ты уже поняла, что когда консультацию просит равный тебе по должности или начальник, то отказывать этим людям не стоит. Ты ведь можешь пропустить что-то важное, например, участие в интересном и прибыльном проекте…

Преувеличение размеров грядущей катастрофы: большинство людей ждут жалости и сострадания к их тяжелой доле. Мой бухгалтер, например, готов сделать что угодно после пятиминутного разговора о том, какими титаническими усилиями дается ему выполнение служебных обязанностей. Намекни коллеге, что «нельзя же так много работать, буквально на износ». С такими людьми нужно говорить о работе как о подвиге. И просить выполнить подвиг, а не пустячную услугу: «на вас – последняя надежда, иначе разразится катастрофа». И тогда коллега, нацепив выражение лица «а ля Брюс Уиллис, спасающий планету от Армагеддона», выполнит просьбу, а выполнив, в ответ на благодарность скупо бросит голосом Джеймса Бонда: «Не стоит, это был мой долг».

Магарыч: это даже не манипуляция, а принятый в нашей стране пароль, который означает: окажи мне услугу, которая стоит гораздо дороже, чем бутылка, которой я тебе отплачу. Почему работает этот прием, я понять до сих пор не могу, может, это заклинание какое? Ценность магарыча никак не окупает потраченных сил и времени, а логика его преподнесения полностью нарушается предложением к просящему распить магарыч вместе. Загадка, да и только…

Коллеги… умение управляться с ними и не давать себя в обиду отточено до совершенства, но настоящее искусство управления познается только в настоящем бою с конкурентом, клиентом, партнером по бизнесу. Тебе ведь предстоит уговорить человека на сделку, условия которой выгодны в первую очередь тебе. И тут в ход уже идет «тяжелая артиллерия». Как заинтересовать клиента-мужчину, но не показаться вульгарной? Невзначай выглянувшая из-под юбки резинка от чулка, «случайно» расстегнувшаяся пуговичка на блузке, неловкое движение, выставившее напоказ твои трусики изумрудного или алого цвета. Как в рамках делового стиля быть соблазнительной? Предлагаю несколько вариантов.

– Короткий пиджак или блузка, доходящая ровно до пояса юбки. Когда ты садишься или поднимаешь руки, выглядывает тонкая полоска кожи.

– Длинное трикотажное платье с открытой грудью, мягко обволакивающее твои формы.

– Строгая длинная юбка с разрезом почти до пояса.

– Расстегнутая на несколько пуговиц блузка, чуть приоткрывающая кружево лифчика.

– Твои длинные волосы, рассыпавшиеся по плечам. Обычно ведь ты собираешь их в пучок?

– «Случайно» намоченная блузка, сквозь которую просвечивает бюстгальтер, желательно красивый.

– Мужчинам нравятся приталенные платья и одежда, подчеркивающая талию, например, корсеты; к тому же, они зрительно худят.

Знаешь, в чем главный секрет манипуляторши? В том, что она весела, любит мужчин, а не только работу, в том, что она, не становясь лизоблюдкой, умеет расположить к себе, не занудствует и не боится сделать чужую работу (тем легче будет переложить на кого-то свою). Самый простой способ заставить человека что-то сделать – не увиливать самой от выполнения обязанностей, а демонстрировать активное участие, чтобы у исполнителя не возникло ощущение, что его используют. Нельзя, например, сказать: «Я пойду покурю, а ты напечатай за меня отчет», зато признаться в том, что в отчетах ты ни черта ни понимаешь, внимательно наблюдать за тем, кто вызвался помочь, и восторгаться его выдающимся умением – как раз то, что надо. Человек будет доволен, что оказал помощь, а ты тем, что не пришлось делать нудную работу. Чем активнее ты будешь сама, тем охотнее вместе с тобой закружатся в офисном вальсе другие сотрудники. Амеба, вяло перебирающая клавиши компьютера, не способна завести своей энергией ни начальника, ни коллег.

Комментировать