Значение поставленных нами вопросов
Как будут мужчины и женщины далее представлять себе, в чем должны заключаться их мужские и женские качества в нашем двадцатом столетии, когда приходится пересматривать столь многие понятия? Действительно ли мы излишне приспособили мужчин к домашним делам в ущерб их природной склонности к приключениям и напрасно привязали их к машинам, которые, по сути, лишь усовершенствованные челноки и ткацкие станки, ступы и пестики-переростки, палки — копалки в новом обличье, — ведь все это прочно находилось в ведении женщин в прошлые столетия? Действительно ли мы обездолили женщин, лишив их естественной близости с детьми, научив искать работу на стороне вместо тепла детской ладошки, стремиться завладеть престижным постом в этом полном конкуренции мире, а не почетным местом возле пылающего очага? Неужели мы и впрямь совершили непоправимую ошибку, допустив женщин получать равное с мужчинами образование? А может, все же сделали важный шаг для улучшения человеческой природы?
Эти вопросы звучат в сегодняшней Америке повсюду и в различных вариантах. Они становятся поводом для опросов общественного мнения, предметом научных исследований и журнальных статей, авторы которых с жаром и тревогой обсуждают современные взаимоотношения между полами. В фильмах красивые девушки в черепаховых очках и туфлях-лодочках сначала высмеиваются и подвергаются унижениям за их стремление вступить в соперничество с мужчинами, а за отказ от борьбы и признание своей роковой ошибки великодушно прощаются, их даже начинают считать хорошенькими! Мужчин с рекламных плакатов уверяют, что на них непременно обратят внимание, стоит только надеть именно такую шляпу — прежде в этом пытались убедить женщин.
Вся уверенность в определении ролей исчезла, повсюду заметны попытки создать новую традицию, не менее прочную, чем та, которая прежде наставляла девочек и мальчиков, давала им возможность повзрослеть, найти будущего спутника жизни, пожениться и завести детей. Моды несут на себе печать неуверенности: «новый облик» образца 1947 года частично повторяет черты матерей сегодняшних девушек, юноши снова могут загореться желанием взять их в жены по примеру отцов, а девушки обрели новую женственность, приспосабливая свою размашистую походку к позабытому шелесту пышных юбок, которые некогда носили их матери. Каждая пара влюбленных должна решить, как повести себя в том вековечном балете отношений между мужчиной и женщиной, где они — новые танцоры, где для них еще не написаны партии, где надо импровизировать, танцуя. Если он настойчив, должна ли она уступить, и если да, то насколько? Когда она требовательна, должен ли он сопротивляться, и как твердо? Кому надлежит сделать следующий шаг вперед, кому — отступить? Что значит — быть мужчиной? Что значит — быть женщиной?
Ни одна книга не может полностью ответить на столь фундаментальный вопрос человеческого существования. В моей книге, лежащей сейчас перед вами, я стремилась сделать три вещи. Прежде всего моей задачей было помочь людям осознать то, что в основе всех представлений о взаимоотношении полов лежат различия и сходство строения человеческого тела. Разговор о теле и его строении — дело непростое. Мы настолько привыкли прикрывать свое тело, говорить о физических особенностях с помощью переносных выражений, эвфемизмов, что даже половую принадлежность младенцев скрываем под голубыми и розовыми ленточками. Трудно осознать то, что всегда было окутано ритуалами приличия и умолчаний. Мы не приемлем — и справедливо — переписи ласк, сведенных по принципу частотности применения, а также рассказов о детстве, изложенных наподобие истории болезни. Поэтому, чтобы живо представлять обретаемый телом опыт, в результате которого мы становимся мужчинами и женщинами, и не терять необходимой дистанции, я в первой части книги обращаюсь к культуре семи племен и народов Южных морей, которых я изучала на протяжении четверти века. По сути, они получают те же навыки, что и мы: каждое дитя у материнской груди должно понять, что оно л ибо того же пола, что мать, носившая его, либо противоположного, к которому принадлежит его отец. Пусть мальчик, выросши в юношу, будет носить копье и лук со стрелами, а не кейс и «вечную» ручку, но ему тоже нужно научиться ухаживать за девушкой, завоевать ее внимание, а потом удержать ее. Женщины могут быть облачены только в жалкие лоскутки и проводить свои дни в простейших трудах, но, принимая предложение мужей, рожая детей где-нибудь на зеленом холме, порой даже без укрытия от дождя, точно так же должны осознать себя женщинами и матерями, совершенно также, как и те, кто рожают своих детей в современных клиниках. Следуя за детьми по пути познания принадлежности к тому или другому полу, мы можем получить некоторое представление о том, как люди становятся мужчинами и женщинами, чуть лучше понять, когда наступил такой момент осознания своего пола у нас самих. Поэтому я назвала вторую часть книги «Мы и наше тело».
Часть «Проблемы общественные» я писала с привлечением материала не только о культурах семи племен и народов Южных морей, которые исследовала сама, но также на основании данных по всем известным мировым культурам, где рождались мифы, связанные с трудом, выражающие связь между мужчинами и женщинами, женщинами и детьми, о вскармливании и воспитании детей, возникающие в связи с необходимостью урегулировать сексуальные импульсы в соответствии с потребностями общества. Чтобы лучше устроить семью, которая могла бы успешно существовать в современном мире, лучше сначала изучить, какие формы ее устройства существовали в прошлом, какие элементы неизменно повторяются вне зависимости от конкретного общества, каким образом правила, касающиеся инцеста, обусловили формирование семейной жизни в ее современном виде. Какова роль семьи, как она функционирует, каково соотношение между семейной жизнью со всеми ее стрессами и ограничениями, жертвами и наградами, и естественной, всегда готовой прорваться мужской энергией, а также спонтанной, медленно раскрывающейся отдачей женщин? Каждое известное в истории общество пыталось по-своему решить эти проблемы, возникающие в результате несовместимости спонтанности, присущей мужскому поведению, и монотонности домашнего труда, а также от чрезмерного совпадения женской покорности и передачи следующим поколениям давно изживших себя традиций. В наше время, когда миллионы женщин живут, не найдя себе пары, бездетными или же в одиночку воспитывают своих детей, когда столько мужчин не могут найти себе покоя и бродят по планете неприкаянными, эта проблема не стала менее актуальной, от нее по-прежнему никуда не уйти. Если закрывать на нее глаза, остаться полноценным человеком не удастся.
В четвертой части книги — «Мужчины и женщины в современной Америке» — я возвращаюсь на родную почву, к насущным для современного общества США проблемам, связанным с отношениями между полами — в детстве, во время ухаживания и женитьбы — в сравнительном аспекте, в сопоставлении с обычаями других стран.
И наконец, я пытаюсь предложить способы, применив которые мы как цивилизация можем сполна использовать особый дар женской половины рода человеческого в не меньшей мере, чем мужской, что позволит развиться такой цивилизации, которая бы смогла проявить и применить все природные таланты людей. Каждая из частей книги внутренне завершена. Читатель может начать знакомство с ней с того, как дети взрослеют на островах Южных морей, либо с проблем, связанных с полом в обществе, либо с их проявления в США сегодня — это зависит от личного вкуса и темперамента. Все части написаны с применением методов науки антропологии, изучающей сложившиеся обычаи и помогающей сопоставить, каким образом люди на едином биологическом наследственном материале выстроили столь различные и удивительные культуры.
Различие между двумя полами — одно из важных условий, легших в основу многих разновидностей культуры, которые придают людям чувство собственного достоинства и положение в обществе. Во всех известных нам обществах люди всегда преломляли по-своему биологически обусловленное разделение труда, причем таким образом, что зачастую даже трудно догадаться, какие биологические различия послужили первопричиной. Исходя из различий и контрастов, свойственных человеческому телу, люди строили аналогии, соотносящие их с Солнцем и Луной, днем и ночью, добром и злом, силой и нежностью, упорством и переменчивостью, выносливостью и уязвимостью. Причем одно и то же свойство приписывалось то одному полу, то другому. То мальчиков считали крайне уязвимыми и потому делали объектами неусыпной заботы, то девочек. В некоторых культурах родители должны собирать приданое дочерям и заниматься привораживанием женихов с помощью магии, а в других — главной заботой родителей становится вопрос о женитьбе сыновей. Одни народы полагают женщин слишком слабыми для работы вне дома, другие же поручают им переносить тяжелые грузы, «потому что голова у них крепче, чем у мужчин». Периодичность репродуктивной функции женщин побудила народы некоторых стран считать женщин естественным источником магических и священных сил, для других они из-за этого являлись вместилищем прямо противоположных сил и понятий; некоторые религии, включая наши традиционные европейские, отвели женщинам подчиненную роль в религиозной иерархии, другие же построили всю систему символических взаимоотношений с потусторонним миром на имитации мужчинами естественных женских функций. Кое- где женщин сравнивают с ситом, которое не держит самые важные секреты, а у иных самыми большими сплетниками слывут мужчины. Вне зависимости от рассматриваемой сферы — будь то пустяки или самые кардинальные вопросы, от прихотей, проявляющихся в украшениях и косметике, до священных предметов, символизирующих место человека во Вселенной, — мы обнаруживаем множество способов распределения половых ролей, противоречащих друг другу.
Но эти роли всегда присутствуют. Нам не известна ни одна культура, где было бы заявлено и признано, что между мужчинами и женщинами не существует иной разницы, кроме той, что проявляется в их вкладе в производство потомства, что в остальном они — просто люди, разница между которыми заключается лишь в индивидуальных дарованиях, безотносительно к полу.
Насколько нам известно, ни в одной культуре свойства характера — глупость и сообразительность, красота и уродство, дружелюбие и враждебность, предприимчивость и отзывчивость, смелость, терпение, трудолюбие — не воспринимаются просто как свойства человеческой натуры. Пусть радикально противоположным образом (в одной культуре то или иное качество считается типично мужским, в другой — типично женским, иногда — присуще тем и другим), вне зависимости от случайности такого распределения (ведь никак не может быть, что головы у женщин одновременно и крепче, и слабее для переноски грузов, чем у мужчин), тем не менее во всех известных обществах оно существует.
Таким образом, в XX веке, когда мы пытаемся пересмотреть свои ресурсы и добавить толику знаний о человеческой природе, перед человечеством предстает поразительно путаный и противоречивый массив данных о половых различиях. Поэтому есть все основания задать вопрос: «А действительно ли они важны?» Существует ли на самом деле между ними разница, в дополнение к очевидной анатомической и физической, имеющая глубинную биологическую основу, которая может скрываться за оболочкой знаний, отражающих уровень развития того или иного общества, но реально существующая? И не проявляется ли она в поведении всех мужчин и всех женщин? Не должны ли мы считать, к примеру, что смелая девушка может проявлять отчаянную отвагу, но никогда не сравняется в этом с юношами? Или что мужчина, весь день выполняющий монотонную работу, может научиться производить за день намного больше, чем любая женщина, но за счет больших жертв с его стороны? Реальны ли эти различия и действительно ли мы Должны принимать их в расчет? Если исходить из факта, что все мужчины и женщины в человеческой истории всегда устраивали свою жизнь в соответствии с социальным распределением ролей, которые, судя по всему, вовсе не одинаковы для всего человечества — иначе как бы могли члены другого племени, живущие в соседней долине, устроить все прямо наоборот, — действительно ли необходимо такое распределение? Тут следует различать два вопроса в зависимости оттого, с каким типом обязательности мы имеем дело. Таким, которым нельзя пренебречь оттого, что он коренится в нашей биологической природе представителей отряда млекопитающих и может привести к болезни индивида или сообщества, если не реагировать на эти базовые черты? Либо с менее глубоко заложенным, но тем не менее настолько социально удобным и привычным, что пренебрегать им невыгодно с экономической точки зрения — к примеру, если с самого рождения воспитывать детей очень по-разному, учить ходить, одеваться и действовать резко отличным образом и специализироваться в разных видах работы, то не будет ли это проще? Однако существует и третья возможность. Разве не несет в себе разница полов некую растущую ценность, не является ли она одним из природных ресурсов, откуда черпали все общества, но который ни одно общество еще не разработало в полной мере?
Мы живем в такое время, когда любой вопрос следует рассматривать в зависимости от степени его неотложности. Не являются ли перечисленные выше аспекты существующих и будущих половых ролей чисто теоретическими и периферийными по сравнению с насущными проблемами нашего времени? Когда, так сказать, Рим пылает, не лишнее ли дело — дискутировать по такому вопросу? Думаю, нет. От того насколько точно мы сможем оценить свои ограничения и свой потенциал как человеческих существ и, что важнее, человеческих обществ будет зависеть, выживет ли наша цивилизация, которую мы теперь способны уничтожить. Никогда прежде человечество не было поставлено перед таким выбором. Да, в прошлом группка дикарей могла забрести слишком далеко на север и замерзнуть с приходом зимы, а в Южных морях воинственный отряд мог сесть в каноэ и отплыть на запад, чтобы никогда больше не вернуться; соседние племена истребляли культуру друг друга, единицы выживших добирались до мест, обжитых людьми, говорящих на ином языке, и принимали их обычаи. Целые народы продавали в рабство, города ровняли с землей, переселенцы уничтожали культуру коренных народов, питавшую их души, лишали их человеческого облика и низводили до уровня полуголодных дикарей; военные могли заставить силой целые группы влачить жалкое существование под гнетом навязанных суровых правил, коверкая судьбы людей до конца жизни. Ничто из этого перечня средств силового воздействия — убийство людей, уничтожение общественных связей, объединяющих людей, разрушение тонкой сети культуры, без которой те, кто могли быть ее гордым носителем, остаются голыми и жалкими, — ничто не ново. Этими средствами насилия человек обладал с тех пор, как он начал создавать традиции, включающие умение изготавливать оружие наряду с орудиями труда, организацию вооруженных отрядов и дипломатических маневров наряду со сплочением охотничьих и собирательных групп, — традиции, включавшие также желание убедить другие группы людей, что их обычаи хуже, а боги — ложны. Но поселения людей были широко разбросаны по лику Земли, заселение которой заняло долгие тысячелетия, большинство отрядов, отправлявшихся в дальнюю дорогу, не достигали своей цели, из пятидесяти каноэ лишь одно добиралось до атолла, а остальные тонули. Поэтому, хотя жизнь людей и жизнь обществ находилась в опасности, целые культуры оказывались в руках людей, которые не знали их основ, самой великой, разнообразной традиции пестрых человеческих культур ничего не угрожало. Да, даже языки могли полностью исчезнуть, хотя трудно поверить, что столь сложное и совершенное человеческое изобретение как язык, слова которого с любовью произносили губы стариков и детей, мог перестать существовать. Но это факт, и о многих языках североамериканских индейцев мы знаем только по текстам, записанным со слов последних членов исчезнувших племен. Исследователи древностей ломают голову над расшифровкой надписей на мертвых языках по знакам, оставленным на камне. Но возможность иметь язык, средство выражения, уверенность, что у всех людей, объединяющихся для жизни в группы, будут существительные и глаголы, фонетический рисунок речи для общения друг с другом — этой возможности ничто не угрожало. Потому что вне зависимости оттого, сколько языков исчезало, в других местах развивались новые среди тех людей, которых не затрагивали эпидемия, катастрофа, землетрясение или война, уничтожившие другую часть человечества или записи, хранившие язык.
Когда те из нас, которым сейчас около пятидесяти или больше, были детьми, мы увлекались в книгах по истории рассказами от утраченных секретах закалки стали, варки стекла для витражей, а позже осознали, что канули в вечность целые цивилизации и теперь никто, ни мужчины, ни женщины, не могут через свою культуру, речь или образ жизни воспроизвести гех сложных переплетений обычаев, которые в древности существовали в Греции, Персии, Египте или Перу. Утрата полезных навыков порой поражает особо впечатлительных до глубины души: как, к примеру, могли бывшие мореходы-островитяне в Южных морях забыть искусство постройки каноэ и стать навеки пленниками своих островков? Если же простые островитяне могли утратить такое необходимое искусство, не могло ли случиться так, что более развитые народы лишились в процессе развития чего-то еще более существенного? Могло ли так случиться, что современные люди позабыли свои коренные связи со всем остальным живым миром до такой степени, что начали писать стихи в ритме машин, безвозвратно лишившись сердца? В сиюминутной погоне за властью могли ли мы вовсе отринуть Божественное и воздвигнуть непреодолимый барьер, отделяющий нас от многовековой мудрости? Не мы первые задаемся этими вопросами: поэты и философы минувшего ощущали опасность, таящуюся на пути, ведущем к сосредоточению в человеческих руках слишком большой власти. Но какими бы мы ни были впечатлительными, как бы мы ни оплакивали исчезновение славных времен и совершенства достижений культуры Древней Греции, елизаветинской Англии, флорентийского Возрождения XIV века, — мы все еще занимались только духовными упражнениями, приучали свой разум и сердце к большей чувствительности к культурным традициям человечества во всей их совокупности. Сейчас же мы столкнулись лицом к лицу с реальной проблемой, требующей неотложного решения.
Теперь мы живем в совершенно ином мире, столь тесно спаянном, что ни одна группа людей не может погибнуть в катастрофе (от эпидемии, революции, агрессии извне или голода), не задев при этом всей планеты. Как бы этого ни хотелось изобретателям, теперь невозможно утаить открытие типа пороха, чтобы использовать его для запуска шутих, а не пушечной стрельбы. Мы приближаемся к тому моменту, когда, буквально выражаясь, каждый наш шаг не просто может отозваться на всеобщей истории, но почти наверняка будет важен для мира в целом. Подобно тому как культура всех небольших человеческих сообществ в прошлом росла, изменялась, расцветала и угасала, подвергалась забвению или вливалась в иную культуру, причем ни одно из событий, происходивших внутри нее, не проходило бесследно, так и в современном мире культура сливается сегодня в Единое целое в своей взаимозависимости, хотя еще и далеко не едина из-за содержащихся в ней контрастов и расхождений.
И те решения, которые мы примем как отдельные люди и как полномочные члены объединений людей, могут столь жестко обусловить наше будущее, как никогда прежде. Мы закладываем основы образа жизни, который может столь широко распространиться, что у него не будет достойных соперников, а человеческое воображение одновременно станет и защищено от вторжения извне и помех, и заключено в рамки тех правил, которые мы создадим. Ибо для творческого мышления человеку нужен стимул контраста, непохожести. Печальный опыт учит нас как трудно человеку, воспитанному в рамках одной цивилизации, выйти за пределы ее категорий, представить, к примеру, как в языке может быть 13 родов. Мужской, женский, средний — это ясно, а как вообразить себе еще десять? Тем, кто с детства привыкли считать синий и зеленый разными цветами, даже подумать сложно, что можно их не различать, или что можно воспринимать не оттенки цветов, а их интенсивность. Большинство женщин в Америке и Европе совершенно не могут понять, как можно ощущать себя счастливой, будучи третьей женой в полигамном браке и делить мужа с двумя другими женщинами. Отсутствие медицинской помощи воспринимается нами как пробоина, которую необходимо немедленно заделать. Совершенно неизбежным образом культура, внутри которой мы живем, формирует и ограничивает наши представления; позволяя нам действовать и думать определенным образом, она тем самым все сильнее лимитирует все иные варианты, а то и исключает их вовсе, не давая ни думать, ни чувствовать по-иному либо наперекор.
Поэтому пока у нас есть еще выбор, пока мы лишь начинаем исследовать свойства человеческих взаимоотношений, подобно тому, как естественные науки подступали к изучению свойств материи, исключительно важно, какие мы будем ставить вопросы, потому что от их постановки зависят ответы, а именно они определят пути для дальнейшего продвижения будущих поколений.
Взаимоотношения между мужчинами и женщинами, родителями и детьми — центральные для человеческих взаимоотношений. От их устройства зависит, что впитает младенец с молоком матери, потому что еще прежде, чем научится ходить, он усвоит стиль взаимоотношений между полами и научится игнорировать все иные.
Чтобы понять, насколько наш собственный опыт ограничивает способность ставить вопросы, попробуем проследить, как зависит от постановки вопроса ответ на него. Допустим, мы спросим: «Не обладают ли женщины такими же способностями, что и мужчины, для выполнения задачи х?» Либо наоборот: «Не обладают ли мужчины такими же, как и женщины, способностями для выполнения задачи /?» Исследования подобного свойства обычно сводятся к количественным сопоставлениям, в результате которых может обнаружиться, что либо мужчины чуть быстрее женщин справляются с предложенной задачей, либо наоборот. Ответ может оказаться чуть сложнее, скажем, женщины все делают медленнее, но аккуратнее, а мужчины справляются быстрее, но им недостает точности мелких движений для выполнения данной конкретной задачи. Стоит дать подобный ответ, как в нашей культуре его тотчас начинают эксплуатировать — работодатели, государственные агентства по трудоустройству (из самых лучших побуждений); возможно также, что какая-то группа людей начнет использовать отмеченные различия или, напротив, свести их на нет, чтобы получить лучшую работу за ту же зарплату, или же займется изобретением машины, которая минимизирует разницу. Но выявленная разница ни в том, ни в другом случае не подсказывает новых путей использования человеческого потенциала. Лишь увеличивается или уменьшается вероятность, что мужчины и женщины станут работать вместе на фабрике, сам же факт не будет стимулировать конструктивного использования различий, а либо послужит фоном для изобретения некоего способа их нивелировать, либо станет мотивом предоставления тому или иному индивидууму определенной работы.
Здесь можно провести аналогию с тем, как относятся к людям с дефектами зрения и слуха. Очки и слуховые аппараты устраняют явную разницу в эффективности выполнения задач.
Если острота зрения некогда отличала охотника, а блаженная близорукость — поэта, теперь мы знаем, как влияет наличность ношение очков и слуховых аппаратов. Используя изобретение, мы уравниваем эффективность поведения людей с различными способностями, намного расширяя круг тех, чье поведение становится приемлемым для общества, но устраняя различия, которые могли бы послужить подспорьем для улучшения мировой цивилизации. Чем больше вопросов о половых различиях мы будем ставить с той целью, чтобы начать их эксплуатировать либо устранить, тем скорее мы найдем способ избавиться от них окончательно, как от основы неравенства и растрачивания ресурсов, с одной стороны, но и как от залога будущего развития с другой.
Несомненно, существует немало областей, где поставить подобный вопрос весьма полезно, а с конкретным, выраженным в цифрах ответом в руках можно довольно творчески поработать. Бессмысленно закрывать для женщин те области деятельности, где их несколько меньшая по сравнению мужчинами мускульная сила является помехой, в то время как несложное приспособление способно повысить эффективность труда. Абсурдность таких запретов особенно очевидна, когда запреты сопровождаются рассуждениями о задаче как «не женской» либо такой, которую «не пристало выполнять мужчине». В таких случаях, когда половая принадлежность становится поводом запрета применения своих сил в той или иной сфере, требуется совсем немного объективных исследований, чтобы разрушить этот миф. Если мы признаем, что дарование каждого человека самоценно и не должно пропасть из-за произвольно установленных расовых, половых, классовых или национальных барьеров, тогда мы должны точно установить, какие из принятых обществом различий непомерно раздуты, в то время как могут быть без особого труда преодолены в нашем мире, построенном на применении рационализации и всякого рода приспособлений.
Возможно, что задаваемые нами вопросы о половых различиях смогут повлиять на фундамент будущего мира, который все мы строим, кто не задумываясь, а кто — со всей страстью сердца. Вопросы могут ставиться таким образом, что они будут касаться ограничений, налагаемых на наше поведение половой принадлежностью, т. е. тех ограничений, которые характерны для нас как для млекопитающих. В этом случае каждое слово вопроса будет нести подспудный дополнительный смысл, затрагивая самые основы: «Насколько следует оберегать беременную женщину от физических усилий?»; «Где разумный предел монотонности труда для здорового молодого мужчины?»; «Сколько сексуальных контактов необходимо для умственного здоровья?»; «Как часто маленькому ребенку, которому, как медвежонку, необходимо возиться со сверстниками, кусаться, царапаться, следует разрешать кусаться, брыкаться, рвать вещи на кусочки?»; «Не следует ли чаще разрешать так поступать мальчикам, чем девочкам?»; «Какие скидки следует делать женщинам из-за их месячных?» Все подобные вопросы, возникающие при нашем теперешнем желании разобраться в своей зависимости от биологической природы и устроить свою жизнь с учетом такого понимания, касаются ограничения наших возможностей. Они особо выделяют необходимость некоторых скидок, потому что если мы не станем их делать, то придется в итоге дорого заплатить за нежелание их учитывать — здоровьем, счастьем отдельных людей и целых обществ, утерей гармонии и красоты культуры, мира на Земле. Постепенно создается картина, рисующая то, что можно обозначить как основные человеческие потребности, за пределы которых желательно не выходить, чтобы не провалиться в неведомые ловушки. Но в результате задача строительства обитаемого мира превращается в нечто наподобие попытки строить дом глядя одним глазом в муниципальные правила районирования, а другим — в требования управления здравоохранения, вместо конкретной кладки стен, или в приготовление ужина исключительно по таблицами потери полезных витаминов при кулинарной обработке вместо поваренной книги. Сколько ни прибавляй к перечню основных человеческих потребностей, если рассматривать жизнь с этой точки зрения, как сейчас принято, не удастся выйти за пределы взгляда на человека как на пленника своей ограниченности. Нам даже могут обещать, — если провести необходимые исследования, составить список и тщательно удовлетворить эти потребности — в витаминах, минералах, определенном количестве граммов протеина, а также в отдыхе, жидкостях, кислороде, освобождении от напряжений (это, несомненно, наиболее корректный способ определения занятий сексом, если считать категорию потребностей базовой), постоянном контакте с сенсорно определяемым близким человеком на протяжении первых двух лет жизни и т. д. и т. п., — удастся построить хорошее общество, воспитать здоровое потомство, развить и продолжить культурные традиции без искажений, без всякого рода темных двусмысленностей и обманчивых альтернатив — словом, укрепить мир.
Однако подобные обещания лишь разочаровывают. Стоит внимательнее всмотреться в лица сидящих в зале, которым излагается, притом довольно часто, этот рецепт спасения мира ораторами, чей оптимизм и любовь к представителям рода человеческого безграничны и неколебимы: по мере того как рисуется картина всеобщего мира, добропорядочных граждан, здоровых детей и разумно сбалансированной культуры, душами слушателей овладевает уныние. Ибо над всеми привлекательными образами — прямых детских ножек, которым не грозит искривление вследствие недостатка витамина А, мужчин и женщин с ясным взором и легкой походкой, которым не страшны приступы подагры и глаукомы, настигающие холостяков, ровно сидящих за столами школьников, чье зрение охраняет ежегодный осмотр офтальмолога, — над всеми этими картинами благополучия витает дух ограничений. Если принять человеческие потребности в качестве единственной меры того мира, что мы желаем построить, становится пресно жить. Вкус не противный, потому что правильное питание, отдых и половая гигиена, несомненно, оздоровляют организм, но тем не менее пресный, отчего нестерпимо хочется запретного, контраста, нарастает желание впиться «в уста, таящие призыв, и хлеб святой вкусить»1.
Из простых требований изучить человеческую природу, оценить потребность мужчин и женщин (детей мужского пола, стариков и старух, людей обоего пола самого различного физического склада) можно извлечь не много энтузиазма. Все приводимые рецепты негативного свойства: как не заболеть рахитом, не пойти по кривой дорожке, не стать клептоманом или не выжить из ума. Как не стать начинающим диктатором, не развязать войну, не стать сексуальным маньяком или палачом в концлагере. Как не ошибиться, как не видеть снов — не вообще снов, а скорее таких, которые вместо того, чтобы служить средством разрядки антиобщественных импульсов, перебираются в бодрствующее сознание и становятся фоном для стихотворчества — дурного свойства. Все эти утопические планы каким-то образом упускают из виду другую сторону, хотя задача вроде бы состоит как раз в том, чтобы приблизиться к ней: что люди не просто хотят избежать совершения неправильных, злых и деструктивных действий, но всегда стремились узнать о своей способности действовать конструктивно, творить доброе, справедливое и прекрасное.
Впрочем, в тот период истории, который мы переживаем, противоположная крайность также не может быть для нас выходом. Ни аскеза, ни экстатические представления, игнорирующие биологические потребности нашего тела, не могут служить утешением. Слишком недавно мы осознали те тонкие органические связи, из-за которых сильное расстройство приводит к параличу и апоплексии, оставленный без оплаты счет от бакалейщика становится опухолью, которая обнаруживается при рентгеновском обследовании желудка, а казалось бы, позабытые девичьи переживания оборачиваются жестокими болями дисменорреи. К примеру, если маленький мальчик начинает вдруг есть бумагу вместо обычной пищи, то не стоит дожидаться, пока он дожует все театральные билеты во время дедушкиного дня рождения, а лучше отвести его сразу на консультацию к детскому врачу. Сегодня мы верим в действенность федеральной программы питания, по требованию которой в хлеб начали добавлять микроэлементы, что помогло изгнать пеллагру с юго-востока США. Современные американцы, а также значительная часть жителей Западной Европы, Китая и Японии не могут теперь закрыть глаза на ставшее им известным устройство нервной системы, чувствительность кожных покровов, реактивность желудочно-кишечного тракта. Возможно, картина мира, когда священники могли спокойно заявлять «Нас цивилизация не интересует, мы занимаемся колонизацией царства Небесного», и приводила в умиление тех, кого влечет к себе Шартрский собор, однако таким образом церковь уводит из мастерских цивилизации нужных работников. Те, кто сегодня до такой степени отдают себя похвальной задаче колонизации Небесного царства, что не заботятся о соблюдении санитарных норм при строительстве и правил общественного здравоохранения, отсекают себя от будущих колонистов, которых желали бы вывести к вечному свету и Господу. Обретение формы, подходящей для царства Небесного — а именно так можно резюмировать человеческий потенциал, отличающий его от прочих млекопитающих, — никоим образом не может заменить современным мужчинам и женщинам недавно открытых способов поддержания хорошей физической формы здесь, на Земле.
Но на самом деле нет нужды принимать эту дилемму, выбирать между Землей и Небесами, между телесными потребностями и духовными возможностями, между ограничениями и потенциалом. Горшечнику приходится постоянно помнить об ограничениях материала, с которым он работает: добавлять к глине определенное количество песка, покрывать глазурью по известной ему технологии, сушить и обжигать при заданной температуре. Но осознание свойств материала не накладывает ограничений на красоту формы, придаваемой глине рукой художника, умудренного опытом традиции и обогащенного собственным видением. Только если горшечник позабудет, что творит из глины, и пожелает, чтобы горшок вышел «по его хотенью» сам собой, пока он будет спать, если любой творец сочтет, что для успешного исхода дела не обязательно видеть результат перед умственным взором, достаточно применения инструментов, скажем, щипцов и линеек, то они обречены на неудачу. Оттого, что мы являемся представителями отряда млекопитающих, причем мужскими и женскими особями, у нас есть ряд ограничений, которые мы должны осознать, стараться их компенсировать, и если не думать о них постоянно (что утомляет), то строить свое поведение с учетом этого факта. Есть ряд вещей, которые мужчины не способны делать оттого, что являются мужчинами, и женщин их принадлежность к женскому полу также в чем-то ограничивает: привнесение семени, зачатие, вынашивание ребенка и его вскармливание распределены между полами по-разному. По мере развития тела девочек и мальчиков у них возникают различные потребности, ориентированные на выполнение будущей репродуктивной задачи. На протяжении всей нашей жизни задача продолжения рода сопутствует нашему индивидуальному развитию как личности, поэтому мы должны осознанно подходить к этому вопросу. Попытка ее игнорировать может сказаться множеством способов, зачастую совсем неожиданных: в повышенной кислотности и язве, вспышке раздражительности, ссоре или неудачном стихотворении (появление удачного стихотворения, правда, так просто не объяснишь). Однако пока мы будем ставить вопрос подобным образом, выясняя каковы ограничения, накладываемые полом, неизбежные условия, цена, которую придется платить волей-неволей, то будем лишь усиливать давний конфликт, муссировать ложную дилемму между высоким и низким, духовным и животным, телесным и духовным.
Поэтому когда мы касаемся самых животрепещущих вопросов в области сходств и различий, уязвимых сторон каждого из полов, обязательно нужно также спрашивать: «А каков положительный потенциал половых различий?» К примеру, если мужчинам сложнее отвлечься от своих сексуальных желаний, чем женщинам, чем вознаграждается подобная особенность? Как шок от раннего осознания, что, в отличие от женщин, они никогда не смогут выносить ребенка, повышает творческую активность мальчиков, но также делает их более зависимыми от результата? Если в силу естественного ритма полового созревания половые признаки у маленьких девочек порождают у них некоторую ревность к братьям, половой член у который виден сразу, и побуждает на время искать ложной компенсации, пока они не поймут, что их зато ждет материнство, это, вероятно, понижает их запросы. Но нет ли здесь и положительных моментов? Если при каждом шаге мы возьмем за привычку спрашивать, каковы ограничения и потенциал, нижние и возможные верхние пределы того, что мы поделены на два пола и имеем различия, тогда нам удастся не только уточнить положение полов в современном мире (что само по себе немало), но достичь большего. Мы укрепим представления, что любые вопросы, касающиеся человека, требуют ответа не только в сфере ограничений и возможностей, но непременно в обеих. Мы укрепим веру в человеческую сущность, укорененную в нашем биологическом наследии, которым нам не следует пренебрегать, но способную подняться до высот, с которых каждое новое поколение сможет заглянуть на следующую ступеньку.