Возможен ли брак на всю жизнь?
Американский идеал брака — это один из наиболее бросающихся в глаза примеров нашего настойчивого честолюбивого желания совершенства[19]. Это одна из наиболее сложных форм брака, которую когда-либо предпринимало человечество, и, как ни странно, жертв на этом пути совсем немного, если учитывать чрезвычайную сложность и трудность задачи. Но идеал настолько высок, а сложностей так много, что, несомненно, брак — это та область американской жизни, где необходим очень четкий и последовательный пересмотр отношений между идеалом и практикой.
В американском идеале брака выбор со стороны обоих партнеров не просто приветствуется, но необходим. Жизнь легче, если выбор детей одобряют родители, но ни закон, ни социальные ожидания не требуют от них одобрения. Молодые люди, которые позволяют своим родителям вмешиваться в их собственный брак, считаются либо эмоционально незрелыми, либо попавшими в ловушку родительских подачек. Но идеальная девушка и идеальный юноша выбирают друг друга и вступают в брак, невзирая на все препятствия. Возможно, они учились в одной и той же школе. Есть постоянно встречающаяся сентиментальная тема «Помнишь, ты написала на моей грифельной доске «Я люблю тебя, Джо», когда мы еще были детьми?» или противоположная картина, изображающая инициативу мужчины «Я любил тебя с тех пор, как ты была совсем малышкой-ползунком». Они могли входить в одну и ту же компанию в старшей школе, могли ходить на свидания, а потом, наконец, понять, что созданы друг для друга. Они могли встретиться в поезде, на пароходе, во время дорожно-транспортного происшествия, кораблекрушения, на пожаре, стоя в очереди, на вокзале, организуя свидание вслепую, или познакомиться по переписке. «В воскресенье, 2 мая 1943 года, я получил от нее первое письмо. Я тогда находился в Альбукер-
S
Ке (штат Нью-Мексико), и в субботу, 3 июня 1944 года, мы поженились в Сент-Луисе (штат Миссури)». Их знакомство перешло в уверенность, что они созданы друг для друга, когда вдруг обнаружилось, что брат одного и дядя другой играли, правда, в разное время, в футбольной команде одного и того же колледжа на Среднем Западе.
Но сидение за одной партой в четвертом классе, когда он макал ее косички в чернила, или поездка домой в одном и том же автобусе, или встреча взглядами в клубе во время войны, или возбуждение, которое возникло между мужчиной и женщиной, которую его сосед по комнате пригласил на презентацию, — все это — особый шанс, особое везение, которое сводит вместе двоих, чтобы они могли выбрать друг друга. Одна и та же школа, один и тот же городок, одна и та же железная дорога обладают одинаковым функциональным значением в романтической структуре, которая отказывается от всех реалий времени и пространства, общих привычек и общего социального происхождения, на которой всегда основывался брак.
Все усилия родителей скомпенсировать это, собирая детей в группы им подобных, как бы той же «породы», того же вероисповедания, класса, расы, можно отчасти интерпретировать как предосторожности против этого романтического идеала выбора кого-то только для себя лично. Эти старания родителей поддерживаются, к счастью для стабильности американского брака, страхом американцев покинуть собственный класс или по крайней мере тот класс, к которому они хотят принадлежать. Не только родители, но и ищущие партнера молодые люди и девушки изрядную долю своих поисков проводят в подходящих кварталах, где шанс встретить свою истинную любовь может реализоваться только в рамках соответствующего списка приглашенных. Но в противоположность этой предосторожности мы обнаруживаем в современном популярном искусстве постоянно воспроизводящуюся тему встречи молодого человека и девушки в обстоятельствах, когда им кажется, что они не подходят друг другу, — только для того, чтобы в конце они выяснили, что кроме всех личностных качеств, за которые их хочется любить, они, кроме всего прочего, не кухонный мужик и не девушка-птичница, а ходили в «правильные» школы, были знакомы с «правильными» людьми, или, наоборот, оба были бедными и сами поднялись до успеха, и поэтому могут действительно понять друг друга.
Очень маленькие примитивные общества часто обозначают «брак» словом «выбор», но в данном случае юноша выбирает из восьми или десяти девушек, большинство которых, или, как правило, всех, он знал всю жизнь, — или, если невесту берут в соседней деревне, по крайней мере все девушки выросли в практически одинаковых с ним социальных условиях.
Но в Соединенных Штатах, где, пожалуй, самые значительные различия, ограничивающие выбор — расовые, каждому юноше или девушке приходится выбирать из нескольких миллионов потенциальных партнеров. Влюбленность может случиться с кем угодно и где угодно, мужчина может влюбиться в любом возрасте, начиная с детского сада и кончая домом престарелых, но для женщин считается опасным и ведущим скорее к проблемам, нежели к счастью, влюбиться после того, как дети достигли подросткового возраста, а сами женщины прекратили делать вид, что им не больше тридцати пяти.
Нельзя также сказать, что влюбленность организуется с опорой на прошлое и воспроизводит вековой уклад жизни предков, один из которых умер в той постели, в которой они родились. Когда мы слышим от мальчика: «Я хочу такую девушку, чтобы она совершенно была похожа на ту, что вышла за папочку» или от девочки: «О, если б мама не вышла замуж за папу, папа, несомненно, женился бы на мне», — это, скорее, говорит нам про отношения детей и родителей, чем о сознательном признании, что будущее собирается повторить прошлое. Девушка его мечты никогда не будет одеваться так же, как его мать, не будет и внешне похожа на его мать. Она может говорить совсем с другим акцентом, готовить другую еду, во всех отношениях по-другому вести домашнее хозяйство, и ожидается, что она будет в отношении большей части аспектов брака и работы по дому расходиться во мнениях как с собственной матерью, так и с матерью мужа.
Выбор собственной жизни, собственной мечты приходит из будущего, он либо совсем не связан с прошлым, либо четко ему противоречит. Первый признак ассимиляции иммигрантов — это брак за пределами собственной группы. Его подкрепляет поведение родителей, которым проще во всем винить смешанный брак, нежели принимать вероотступничество двух молодых людей, имеющих одинаковое происхождение. Недавно вышедший популярный роман «Белый козленок» («White Fawn») обобщает всю эту ситуацию1. Девушка из бостонской аристократической семьи при совершенно неблагоприятных обстоятельствах встречает молодого многообещающего врача из бедной ирландской семьи — он сбивает машиной ее собаку. Каждый из них очень любит свою семью, а все, кто дает им советы, считают их брак невозможным, так как обе семьи живут в Бостоне, а молодой человек решил достичь успеха, несмотря на то, что для него многие двери тут закрыты. И тогда они приходят к решению: если в Бостоне им хода не будет, то они смогут начать «жизнь сначала» в каком-нибудь далеком городе, например в Сиэтле. Оба получили хорошее образование, Сиэтл будет домом для них обоих, а манеры поведения, которые соответствуют другому социальному уровню, быстро отшелушатся, потому что жена научит его всему необходимому, ведь она любит его настолько, что готова отказаться ради него от всего. Побеждает любовь, побеждает демократия. Честная гордость бостонского ирландца, верность основной природе касты, выражающаяся языком морального индивидуализма, — реабилитированы, оправданны, и новый растущий американский город получает замечательного молодого доктора и семью, от которой он может зависеть.
В этой истории есть линия матери девушки, которая заигрывает с более молодым мужчиной, привязанным к больной жене. Когда же его жена умирает и он получает возможность вступить в новый брак, мать девушки благородно «отпускает» его. Таким образом, несмотря на то, что подчеркивается абсолютная, все превосходящая важность любви между теми, кто может вступить в брак друг с другом, от любви, которую невозможно воплотить в браке, необходимо отказаться. Мать девушки, все еще молодая и очаровательная, изображаемая в изящном неглиже, награждается за свою самоотверженную жизнь с суровым старым мужем радостью за дочь, которая нашла решение своей проблемы. В Америке каждый год возникают тысячи браков, которые, несмотря на то, что они не настолько драматичны, организуются в таких же сложных условиях, и в дальнейшем они будут случаться еще чаще, по мере того как молодые женщины обретают не меньшую раскованность, чем мужчины.
Романтическая любовь, когда выбор ограничен десятью девушками, которые все имеют одно социальное происхождение и одинаковую подготовку к ведению домашнего хозяйства, может совершенно безопасно следовать превосходству физической привлекательности. То, как локон ложится на шею, взгляд, особый смех девушки или особый разворот плеч юноши, особая скромность или, наоборот, дерзость в его глазах, могут служить поводом, чтобы выделить одного молодого фермера или рыбака из группы, отличать его от других. Подобные изящные свойства не являются надежным руководством, когда человеку приходится выбирать партнера из миллиона ничем для него друг от друга не отличающихся людей. Но выбор с опорой на физическую привлекательность все еще остается мужским и, в несколько меньшей степени, женским идеалом. В то время, когда осторожные могут сказать: «Я бы хотела больше узнать о нем, прежде чем я его полюблю», все же наиболее романтическим идеалом и частой практикой остается «я влюбилась в него еще до того, как узнала, как правильно пишется его имя». В то время, когда брак расценивается как успешный и счастливый, именно неосторожный тип поведения будет считаться доказательством, что брак основан на настоящей любви. Мать не может не вспомнить свою романтическую историю, которую так часто пересказывали, когда ее дочь повторяет тот же самый неосторожный ход. Если мать желает в то же самое время предостеречь свою дочь, она расскажет, как и в какой степени брак разочаровал ее.
Довольно часто встречающаяся тема в современных кинофильмах — это «хорошая-плохая» девчонка, девушка, которая будучи встреченной в сомнительных обстоятельствах, в результате все равно оказывается хорошей девушкой, на которой вполне можно жениться2. Подобная не общепринятая, анонимная встреча с девушкой подходящего класса, лиги — это идеальное разрешение дилеммы американского брака, когда для того, чтобы доказать свою любовь, вы должны отбросить все практические соображения при совершении выбора брачного партнера, но при этом, чтобы брак был счастливым, партнеры должны быть как можно более похожи друг на друга.
Здесь имеется в виду другая сторона романтической картины: принятие женщин практически на равных, надежда на товарищество, хорошую компанию, взаимопонимание, которое возникает от общих вкусов, политических пристрастий, спортивных навыков, выбора друзей и даже, согласно одному из вариантов предсказания успешности брака, одинакового процента интроверсии или уверенности в себе. Люди все реже считают, что сильный должен брать в жены слабую, что для мужчины-интеллектуала лучше всего жена достаточно легкого поведения, хотя он может и предпочитать неинтеллектуальную жену, и что количественные различия в уровне образования между мужем и женой — это хорошо. То, что мальчики и девочки получают одинаковое образование, работает на сходство между ними. Один из идеалов нашего брака — это баланс между «брать» и «давать». Простые контрасты, например различие в росте или цвете кожи, волос, могут добавлять браку пикантность, однако общество настаивает, чтобы жена признавала свой статус домохозяйки, чтобы по крайней мере одна точка различий была установлена. Но реальные личностные различия между мужчинами и женщинами при этом недооцениваются. Таким образом, дилемма, которая так аккуратно и славно разрешается в фильмах и романах, в жизни не так проста.
Мужчина должен найти себе девушку, которая будет его близнецом во всех аспектах социального происхождения, религии, образования и жизненного опыта, в обстоятельствах, которые убедят обоих, что каждый выбрал другого из миллионов соперников, за счет каких-то врожденных, свойственных только этому человеку качеств, не зависящих ни от чего вышеперечисленного. Молодые люди потешаются над красивой девушкой или известным футболистом, которые, вместо того, чтобы отправиться исследовать новые земли, выходят замуж за соседа или женятся на соседке, до такой степени социальное окружение пугает новоявленную пар, считая, что им для счастья чего-то явно не хватает и у них ничего хорошего не выйдет. Более мудрые сомневаются в том, что есть шансы на счастье в тех случаях, где есть большие классовые различия, или в области образования, они считают, что из этого ничего хорошего не выйдет. Так же, как личный выбор считается единственным критерием для планирования брака, так же личный выбор и цена свидетельства о браке и проведения брачной церемонии — это все, что требуется для двух незамужних/неженатых людей подходящего возраста, — а в отдельных штатах и соответствующей расы, — для того, чтобы вступить в брак.
Некоторые штаты требуют медицинскую справку, иногда пару просят подождать три дня, но больше ничего не требуется. Никто не настаивает на том, чтобы у мужчины была работа или чтобы он доказал, что сможет содержать семью. Не требуется, чтобы девушка обладала хотя бы одними навыком для ведения домашнего хозяйства. Она, возможно, даже яйца вкрутую не умеет сварить, ребенка никогда на руках не держала, никогда сама не причесывалась и не стирала носки. Не только не требуется родительского согласия, но не нужны и люди, знающие о прошлом мужчины и женщины, которые могли бы высказать соображения, что опрометчиво соединяться узами брака с тем, кто провел полгода в психиатрической больнице, соответствующем интернате или тюрьме. Сами по себе, одни, без ссылок на прошлое, без всяких социальных гарантий будущего, молодые люди смогут вступить в брак, в котором они, теоретически, эмоционально и по закону, пробудут до конца своей жизни. Покамест подобные сиюминутные браки распространены во время войн или в больших городах, но тот факт, что они вообще возможны, высвечивает форму американского брака — недостаток защиты, которую мы предоставляем молодым людям, пытающимся полностью воплотить социальные ожидания насчет себя, будто они и в самом деле хорошо знают, кого выбирают себе в качестве спутника жизни и не нуждаются ни в совете, ни в помощи.
Не считается также, что новобрачные нуждаются в финансовой помощи. По сути, работодатель, который платит женатому мужчине более высокую зарплату, чем неженатому, считается хитрецом, который нашел легкий способ платить неженатому меньше. Мы также недовольны тем, что в супермаркеты принимают в основном незамужних девушек, которые живут с родителями и тратят немного, и потому соглашаются на низкую зарплату. И то и другое считается эксплуатацией. Фирма может предпочитать женатых сотрудников, потому что они с меньшей вероятностью оставят работу, но замужних женщин может отказываться принимать, потому что у них слишком много забот дома. В данном случае явно отдел кадров защищает интересы фирмы, а не женатых мужчин и замужних женщин. Профсоюзы, борющиеся за привилегии для более пожилых и проработавших дольше сотрудников, совершенно не обращают внимания на потребности замужних и, например, распределяют молодых женщин с маленькими детьми на работу в ночную смену. Мир, в котором новобрачные должны каким-то образом позаботиться о себе, ничего для них не делает, и если женщина оказывается беременной, она обнаруживает, что гораздо труднее оказывается снять квартиру, потому что есть целые дома, где нежелательно присутствие детей.
Не ожидается, что и родители будут оказывать финансовую поддержку. Чаще всего добрый папочка или социально настроенная мать устраивает для дочки свадьбу, старшие настаивают зачастую на устройстве свадьбы против воли молодых. Друзья могут чем-то помочь, но это опять же зависит от особенностей времени и места. Никакого приданого, никакого выкупа за невесту, никакого дома для жены, никаких возков, нагруженных перинами и медными чайниками, ни коровы, ни своей земли, нет нового шатра, ни топчана, ни кровати с четырьмя столбиками, никакого нового белья, тонкого полотна — все это не нужно для новобрачных. Конечно, мы не отрицаем, что многие отцы делают сыновьям или дочерям дорогие подарки на свадьбу — дома, машины, но это сверх ожидаемого и не требуется от родителей. Никто не укорит их, если они не могут чего — то предоставить детям, и детям всегда немножечко стыдно за такие дорогие подарки, потому что молодые должны сами твердо стоять на ногах. Это стремление к независимости настолько велико, что состоятельные родители, которые планируют завещать все деньги детям, позволяют молодым страдать и бороться с нищетой в течение нескольких лет именно тогда, когда их потребности максимально велики, вместо того, чтобы помочь им, — что, по мнению родителей, может испортить характер детей. Страх вновь сесть на шею отцу или свекру постоянно заставляет молодую пару приумножать усилия, потому что в Соединенных Штатах никогда невозможно окончательно достичь зрелости, степень которой зависит от способности содержать себя[20].
Таким образом, лишенные заботливых ограничений и помощи, которой во многих других обществах окружают новобрачных, каждая молодая пара начинает свою жизнь сама по себе. Они начинают «строить совместную жизнь». В идеале они сами, только они вдвоем выбирают, где они будут жить, каков будет стиль их жизни, потратят ли они свои деньги на машину или купят домик в деревне, купят мебельный гарнитур для гостиной или для спальни, светильник или радиоприемник. Одна из причин, осложняющих жизнь женатых детей из высшего класса в Соединенных Штатах, — убеждение их родителей, что им должны позволять управлять стилем жизни детей, потому что есть такая вещь, как «имя», приличествующий их семье стиль жизни и т. п. Но доминирующий американский идеал рекомендует, чтобы дети протестовали против стиля жизни родителей и стремились его изменить, нежели чтобы родители вмешивались в определение детьми своего стиля жизни.
Эта независимость от родительского влияния, конечно, сопровождается щепетильным вниманием либо к соблюдению стиля того социального слоя, к которому они принадлежат или стремятся принадлежать, либо некоего образа подобного слоя, который они получают из журналов или с витрин супермаркетов. Выбор, который им позволяется делать, на самом деле ограничен очень узкими рамками, даже когда кажется, что он чрезвычайно индивидуален, например, вы можете сделать рождественскую открытку с фотографией вашей собаки или малыша, но обставлять ли дом в стиле модерн, в эклектическом или в классическом стиле, покупать ли белый или красновато-коричневый радиоприемник, «форд» или «шевроле», жить в городе или в пригороде, — все это воспринимается как настоящая дилемма, решать которую супругам приходится все чаще вместе. Практически исчезли ситуации, когда невестке приходится подстраиваться под неустанно командующую и попрекающую ее свекровь, или когда муж навязывает свой собственный стиль жизни либо вынужден полностью принимать стиль жизни жены. Хотя потребительские запросы жены более существенны для классовой позиции семьи, в идеале муж должен соглашаться с ее выбором, оставляя детали на ее усмотрение. Они вместе планируют, когда родится их первый ребенок, если, конечно, не принадлежат к вероисповеданию, где считается, что время рождения ребенка — это Божий промысел. Они подбирают ребенку имя и планируют его будущее, здесь снова детали воспитания и обучения ребенка предоставляются жене, но ожидается, что муж тоже будет этим интересоваться. Уже не существует патриарха и кормильца семьи, который настаивает на своем праве управлять собственным домом, но чаще возникает ситуация, когда жена недовольна мужем, который, по ее мнению, недостаточно интересуется домашними делами.
Если социальное происхождение мужа и жены сходно, они могут пренебречь своими маленькими расхождениями в качестве составляющей брака и счастливо переругиваться в течение четверти века о том, стоит ли заводить собаку или кошку, ехать на побережье или в горы, оставаться дома или идти куда-нибудь, однако эти разногласия — мелочи на фоне значительного согласия. Но когда географическое происхождение, класс, национальность и религия различаются, тогда самое маленькое решение, которое, по сути, должно быть следующей петелькой в хорошо связанной новой жизни, может вместо этого все запутать. Самое незначительное, скажем, поесть ли второпях на кухне или разложить завтрак в специально купленные для этого коробочки, которые так любят дети из рекламы, выключать ли свет во время первой брачной ночи, посылать ли телеграмму вместо того, чтобы написать письмо, — каждое из этих решений может внезапно заставить увидеть в другом человеке инопланетянина, не потому, что он утратил те личные качества, за которые был выбран, но потому что неосознанные различия в происхождении оказались гораздо глубже, чем утверждали оба.
Идеал сексуальных отношений, с которым молодые люди вступают в брак (как правило, мужчины могут не соответствовать ему, но должны об этом молчать) — это идеал целомудрия обоих. Мужчина, который может сказать девушке, что она у него первая, американками до сих пор ценится почти настолько же, насколько мужчина ценит ситуацию, когда он у женщины первый. До наступления эры петтинга необходимо было игнорировать весь добрачный сексуальный опыт мужа и по возможности вытеснить наличие этого опыта из сознания жены. Теперь каждый обречен задаваться вопросом, до каких пределов дошел в свое время другой, с кем и в каких обстоятельствах. Различные договоренности об искренности, которые сейчас возникают — это покрывало на прежней скрытности, основанной на доминировавшем, но теперь отрицаемом двойном стандарте. Договоренности об открытости существуют, но все же они лишь скрывают нечто более глубокое. Потому что прежнее требование подлинной девственности невесты и достойной сдержанности жениха, что включало также запрет на владение любовными техниками, теперь заменилось решимостью начать с «чистого листа» в то же время, что зачастую означает оставить в прошлом свой прежний сексуальный опыт. Но это весьма эффективный способ не дать ему даже каким-то образом обогатить новоиспеченный брак. Вместо того чтобы помочь другому человеку расслабиться, использовать возможность прислушаться к биению сердца другого человека, потому что собственное ускорившееся сердцебиение теперь уже не так поражает, оба партнера делают попытку в новом браке занять позицию «как если бы», в которой любой опыт из прошлого уже не важен.
Эта способность заблокировать прошлое, отгородиться от него и входить в любую новую ситуацию, будь то работа или романтическое увлечение, с невинностью, которая для европейца сопоставима разве что с несчастным случаем, когда в результате удара по голове отшибает память, является особым американским свойством, плодом потребности всегда быть готовым к бегству и одновременно крепко укорененным в окружающем3. Ориентированные вовне, на время, место и текущие реалии жизни, мы развиваем в себе способность быстро реагировать, запоминать и использовать имена в разговоре, воспринимать горести и радости мужчины за соседним столиком или женщины, сидящей напротив в поезде, как наши собственные.
Тоска по прошлому не находит себе места среди людей, которые всегдадолжны куда-то двигаться — к лучшей работе, клуч — шему дому, к новому стилю жизни. Для иммигранта, приехавшего из Польши в Нью-Джерси, из Массачусетса в Айову или из Иллинойса в Калифорнию, ностальгия по прежнему стилю жизни — серьезная угроза приспособлению к новым условиям. Для детей иммигрантов существует другая опасность, потому что они могут усвоить не непосредственную тоску по Польше или Массачусетсу, но то чувство нереальности, лишенности корней, ощущение перекати-поля, которое владеет их родителями. От этого тоже необходимо защищаться, и проще всего сделать это, воспринимая реальность настоящего в качестве единственно возможной реальности; при этом строя планы на будущее, которое может быть иным. Поэтому американцев не шокирует, когда один и тот же человек говорит в течение года трем девушкам: «Ты единственная, кого я когда-либо любил», потому что прежняя девушка сразу определяется как «нелюбимая» за счет того, что теперь он любит другую. Прежняя любовь, прежний опыт обозначаются как «прошедшее», а настоящее становится единственной реальностью для обоих. Если ничего не получится, значит, это просто было ненастоящее, а вот следующий опыт может оказаться «тем самым», поэтому каждая работа, каждый дом, каждый друг и каждый любовник будет с легкостью принят, с оптимизмом и сердечно, и никакая неудача в пути не лишает человека возможности дальнейшего успеха, что весьма полезно для его здоровья.
Большая свобода сексуального экспериментирования, таким образом, не так много и дала в плане более легкой сексуальной адаптации в браке. Доступность и легкость остаются подозрительным напоминанием о том, что с листа, на котором уже писали, невозможно стереть все без следа, и прежние неудачи, от которых человек отрекся, все еще присутствуют в виде подспудной тревоги. Преувеличенная озабоченность другим человеком — то, что в Америке считается хорошими межличностными отношениями, в которых каждый расстраивается от того, что боится, что другой расстроится, — эта версия отношений делает сексуальное поведение чрезвычайно скованным и напряженным, лишая людей спонтанности. Чем больше женщины понимают, что сексуальное удовлетворение может значить для мужчины, тем больше они беспокоятся, опасаясь, что их мужья не получают того самого сексуального удовлетворения, и чем в большей степени мужчины беспокоятся о том, доставили ли они удовлетворение женам, — тем меньше каждый из Партнеров оказывается способен просто реагировать на другого. И в американской культуре практически нет некой промежуточной полосы между постоянной зависимостью от желаний, надежд, мыслей, чувств другого человека, и с другой стороны, полным безразличием ко всему помимо собственных желаний. Возможность, что партнер может воспринять заботу о другом как нечто чрезвычайно сложное и отказаться от этого, и в результате у него не останется ничего, кроме самопотакания, пронизывает все сексуальное поведение американцев, и в результате этого брак, каким бы утомительным он ни был, кажется единственной альтернативой грубой и бессмысленной эксплуатации личности другого человека. Любовные интрижки, которые не приводят к браку, рассматриваются как эксплуатация. Иногда оба партнера эксплуатируют друг друга, таким образом клеймо аморальности и причинения вреда другому человеку снимается, но даже в этом случае общие ожидания заключаются в том, что по-настоящему хорошие отношения завершаются окончательным и весьма непростым принятием на себя ответственности.
Эта надежда на полное принятие на себя обязательств и ответственности очень хорошо вписывается в традиционную форму брака, в которой церковь и государство вместе настаивают на том, что все браки длятся целую жизнь, и что инициатор расторжения брака будет сразу помечен как неудачник, если не преступник и не враг общества. Вся поэзия, все пословицы и поговорки, подразумевающие, что брак будет длиться до тех пор, «пока смерть не разлучит нас», сохранились до сих пор, несмотря на то, что в большинстве штатов и государств приняты законы, позволяющие дешевые и быстрые разводы. Социальное давление, требующее развода, довольно легко понять со многих точек зрения. Подчеркнутая значимость выбора, которая доведена до своего предела при вступлении в брак, вступает в противоречие со всем предыдущим опытом американца, убеждающим его, что не бывает необратимого выбора. Все люди должны иметь право что-то менять или куда-то перемещаться, если им не нравится их теперешний дом, они могут менять работу, найдя другую, переходить из школы в школу, менять круг друзей, менять политические и религиозные пристрастия. Свободе выбора сопутствует право передумать. Если мы можем во всех видах человеческих отношений так или иначе исправить прежние ошибки, то почему брак должен быть единственным исключением? Если только личный выбор другого человека в качестве партнера делает брак настоящим браком, тогда стоит хотя бы одному из партнеров передумать и сделать другой выбор, подлинность брака исчезает. Супруг, который цепляется за подобный брак, совершает один из страшнейших американских грехов — он ограничивает свободу другого человека, эксплуатирует его и использует в своих целях прежний и уже погибший импульс другого человека, превращает ошибку, совершенную в прошлом, в тюрьму в настоящем. Чем больше современная психология и литература подчеркивают значимость следования импульсу, тем туже каждый из супругов оказывается связан обязательством не ограничивать возможность следования импульсу другого человека. В каждом треугольнике, когда двое состоят в браке, трое попадают в ловушку, потому что женщина или мужчина, которую желают двое других, свободна выбирать между ними. Он или она может получить развод, если он(она) действительно любит третьего человека, и если кто-то кому-то не дает развода — это акт враждебности по отношению к тому, кто любит обоих. А когда тот человек, которого отчасти отвергли, неспособен дать развод, это ограничивает свободу двух других людей. Этические проблемы, которые не возникают в странах, где церковь и государство не только встают на защиту человека и учат его, но и принуждают к повиновению, браки на всю жизнь гораздо чаще встречаются. Поэтому описанные выше этические проблемы связаны с уровнем свободы, который имеется в Соединенных Штатах.
Таким образом, в Америке укрепилась своя особая этика, поддерживающая весьма противоречивый кодекс брака и развода. Молодых людей и девушек поощряют вступать в брак, как если бы этот брак был на всю жизнь, но в то же время они усваивают информацию о том, что разводы достаточно часты, и что существует определенная этика, которая в дальнейшем может привести к разводу. С трибун и кафедр мы часто слышим яростные поношения, где все, кто получают развод, называются эгоистичными существами, склонными к самопотаканию, но пока развод был ограничен эгоистичными и самопотакающими, разводов было мало, и можно было вполне спокойно убеждать молодых людей в том, что развод может случиться с кем-то другим, но не с ними. Но сейчас развод настолько встроился в этику нашего поведения, что мужья или жены лежат без сна и думают: «Может, мне развестись?», «Может, она будет счастливее с кем-то еще?», «Может быть, он будет лучше развиваться с кем — то другим?», «Не порчу ли я его жизнь?», «Не порчу ли я ее жизнь?», «Разве правильно оставаться с кем-то просто из чувства верности?», «Что произойдет с детьми, если так пойдет и дальше?», «Разве детям хорошо жить в доме, где столько сложностей и напряжения?». Вся страна оказывается пронизанной убеждением, что практически любой брак, за исключением того, где оба партнера глубоко привержены какой-то религиозной ортодоксии, может закончиться разводом, и развод обозначается как нечто, чего по крайней мере один из супругов в несовершенном браке обязан потребовать. Это убеждение меняет наши ожидания и во много раз усложняет брак.
Сложнее становится по двум причинам: во-первых, ожидание постоянства в браке достаточно велико, чтобы любое непостоянство считать неудачей, если не грехом, а еще потому, что ко всей остальной нестабильности и отсутствию гарантий в американской жизни добавляется еще и беспокойство по поводу брака. В Соединенных Штатах, где любой статус относителен, где можно потерять любую работу, где мужчин судят по тому, насколько им удается продвигаться, а не по тому, как им уже удалось продвинуться, не по тому, в каком положении они сейчас находятся, для предыдущих поколений брак предоставлял убежище от этой вечной неуверенности, от вечных тревожных потуг. Достигал ли мужчина успеха или терпел поражение, жена была рядом, а если, в свою очередь, женщина была недееспособна, или ей никак не давалась работа по дому, она была плохой матерью, или же, наоборот, была идеалом и совершенством, муж был всегда рядом. Практически каждый здоровый человек знал, что у него есть по крайней мере одна гавань, где его корабль может бросить якорь и где ветер успеха и поражения дует менее резко. И быть увлекающимся человеком, когда не существовало реальной опасности, что новое романтическое увлечение будет искушением оставить семью, было безопасно.
Коль стану я ее любовью навеки,
А мне она — другом до самых седин,
Мы счастливы будем настолько,
Что даже дороже небесного рая станет наш поцелуй4.
Эту строфу замечательно можно было бы вписать в поэму о чьей-нибудь жене, которая называлась бы «Моя старая добрая любовь». Любовные увлечения не рассматривались слишком пристально там, где не было другого выбора. После вступления в брак уже никто не спрашивал у партнера, насколько он его любит, но сейчас, с растущим опасением, что любой брак может окончиться разводом, неважно, насколько влюблены друг в друга партнеры, насколько они ответственны, насколько сильна была в каждом любовь, брак превратился из убежища в повседневную работу. Так же, как мужу приходится никогда не забывать о вероятности потерять работу, жене теперь приходится сталкиваться с возможностью потерять свою и обнаружить себя в полном одиночестве вне той жизни, которую она выбрала, причем часто с маленькими детьми, о которых ей одной приходится заботиться. И муж, и жена сталкиваются с необходимостью постоянно вновь выбирать друг друга, вновь убеждать и устраивать, устанавливать и подтверждать свой выбор и выбор другого человека, который никак невозможно сделать раз и навсегда. Жена, которая ходит по дому в бигуди, теперь красит губки прежде, чем разбудить мужа, а муж, который заглядывается на женщин, обнаруживает, что сейчас это не доставляет ему столько удовольствия. И так как ее обязанность — быть всегда неизменно желанной, а его обязанность — не оказываться в ситуации, где другие женщины могут стать для него желанными, это значит — никогда не появляться в обществе без жены. Это означает, что любой случайный флирт приобретает угрожающую окраску, которую европейцы, недавно приехавшие в Америку, понимают с очень большим трудом. Там, где есть свобода для развода, меньше свободы для случайных связей или страстной внебрачной любви любого типа.
Однако ожидание постоянства, основанного, конечно, на статистике, — потому что, несмотря на то, что в некоторых возрастных группах разводы часты, большинство браков все же на всю жизнь, — это ожидание не только не защищает новоиспеченный брак, но подвергает его угрозе, потому что американское поведение в браке, усвоенное молодыми людьми от собственных родителей и родителей друзей, основано на окончательности брака. К ссорам, подначкам, небрежению, упрямству, можно относиться совсем по-другому, когда ты знаешь, что брак не может быть разрушен. Но теперь после каждой ссоры возникает вопрос: «Хочешь развестись? Может, я хочу развестись? Может, она хочет развестись? Может, на этом все и закончится? К чему мы вообще идем?»
Неизвестна причина, почему мы не можем разработать манеру поведения и обычаи, соответствующие теперешней гораздо большей хрупкости брака в Соединенных Штатах. Эти новые манеры и обычаи нам чрезвычайно необходимы, потому что другое решение, т. е. разработка более суровых законов, связанных с разводами, едва ли проявится. С тех пор как свобода разводиться стала частью этики на значительной территории Соединенных Штатов, простое возвращение назад стало регрессивным шагом. Те самые причины, которые сделали развод необходимым — чрезвычайная разнородность населения США и большая вероятность плохого приспособления друг к другу в нашей системе свободного брачного выбора, — сохранятся. Мы, скорее всего, будем продолжать развиваться дальше, к новой модели поведения, соответствующей новым условиям. Даже сейчас имеются признаки, что мы уже на пути к этому. Вероятностью возникнут новые модели поведения, удовлетворяющие новым условиям.
В модели брака, где принято, что он может быть и на всю жизнь, и временным, вполне возможно начать работу по поиску путей установления постоянства, наиболее соответствующего воспитанию детей, которые считаются незрелыми до двадцати с небольшим лет. Можно привлечь сколько угодно свидетельств, что детям наносится больший вред, когда они живут в несчастливой семье, — а это соответствует высказанным и невысказанным обидам и сожалениям по крайней мере одного родителя, — поэтому можно утверждать, что им лучше, когда они живут пусть и с одним родителем, но в хороших отношениях. Мы сейчас не можем представить доказательств, что в неполной семье детям лучше, чем в полной и не очень счастливой. Одна из наиболее важных мыслей, которую любой ребенок усваивает в семье, это как следует соответствовать собственному полу и вступать в полноценные отношения с противоположным полом. Научиться этому непросто, требуется постоянное присутствие и отца, и матери, чтобы данные знания и навыки стали прочными. Если ребенок должен научиться, как держать на руках младенца, его самого должны держать на руках, а если он должен знать, каким образом представители противоположного пола держат ребенка, его должны держать на руках оба родителя. Ребенок должен наблюдать за обоими родителями, как они реагируют на его импульсы, как они контролируют и смягчают свои собственные импульсы, как они формируют свое поведение так, чтобы защищать ребенка, и как в подростковом возрасте оба родителя отпускают его, чтобы он отправлялся в мир. В идеале оба родителя присутствуют на свадьбе, чтобы благословить детей и придать форму браку, и для того, чтобы помочь выросшим детям принять родительскую роль, чтобы дети могли наблюдать за тем, как ведут себя их собственные родители в качестве бабушек и дедушек. Именно таким образом человеческая жизнь получает полное раскрытие, и лучшего пути мы пока не знаем.
Однако такая преемственность выглядит совсем по-другому в меняющемся обществе, нежели в стабильном, и в разнородном обществе по сравнению с однородным. В меняющемся обществе, таком, как наше, модели организации поведения никогда не могут быть совершенными, поэтому они должны быть гораздо менее регламентированными. Дочери уже больше не учатся печь хлеб так, как делали это их матери, в лучшем случае они могут научиться с удовольствием кормить семью, но уже другими продуктами, приготовленными по-другому Мы уже не можем, вспоминая, как выглядели бабушкины очки в золотой оправе или дедушкина трость, создать свой портрет в возрасте семидесяти лет. В лучшем случае мы можем обратить внимание на то, с какой энергией наши бабушка с дедушкой в 80 лет отправлялись в путешествие, с какой безмятежностью они сидели на солнышке и вспоминали те гимны, которые пели в детстве. Эти воспоминания о дедушке и бабушке могут стать основой для представлений ребенка о его дальнейшей жизни, но существует потребность сформировать виды обучения, которые вышли бы за пределы особенностей данной конкретной семьи, чтобы ребенок был способен научиться чувствовать и действовать в еще не рожденном мире, в мире, который воображение взрослых не в силах представить себе. Самому же миру будет хуже, если дети усвоят очень конкретные, особенные модели поведения, которые двадцать лет спустя, когда они уже станут взрослыми, заставят их страдать от ностальгии по утраченной жизни. Сейчас мы уже знаем, как можно все это организовать, каким образом в яслях и детском саду жизненный опыт каждого отдельного ребенка может быть переведен на другой язык и расширен, и сделан доступным для других детей. Каким образом родительские предписания могут перестать быть категоричными, типа «Никогда не ешь на улице», «Не звони в дверной звонок больше трех раз», «Не принимай подарка от мужчины, если ты не можешь прямо тут его использовать или вернуть», как новый тип обучения может привести к другому типу усвоения правил, который включает признание, что надо соблюдать определенные манеры при еде, чтобы людям было приятно в обществе друг друга, что социальные правила и изобретения достаточно полезны и достойны уважения, и что отношения между полами требуют определенного оформления, чтобы просто защитить тех, кто в них участвует. Но на самом деле достаточно сложно передавать модель таким образом, чтобы она могла как-то защитить следующее поколение и не стать ему тюрьмой. Чтобы тонкие различия, которые вводит эта модель, не мешали бы, не сделали бы молодых людей неспособными вводить свои собственные, ведь они никогда не будут попросту повторять или довершать данную им модель, они будут создавать новую, свою собственную. В результате будет, естественно, больше жертв, чем в старых традиционных обществах, где пять поколений играли в прятки под одной и той же яблоней, рождались и умирали на одной и той же кровати на высоких ножках.
Одна из особенных характеристик изменяющегося общества — это возможность так называемой «отложенной зрелости», когда перемены в жизни наиболее сложно устроенных и гибких индивидуумов происходят все позже и позже. В очень простых обществах процесс понятия себя и своей роли в жизни завершался у детей примерно к шести или семи годам, и после этого они попросту ждали наступления физической зрелости для того, чтобы полностью принять свои обязанности. Но в большинстве обществ подростковый и юношеский возраст — это период переоценки и, возможно, переориентации себя по отношению к целям, которые формулирует общество. В культуре, подобной нашей, может существовать второй или третий юношеский период, и наиболее сложно устроенные и впечатлительные люди могут до самой смерти находиться в состоянии вопрошания, быть способными к изменению, они могут, как Франц Боас, в 77 лет начать перечитывать мировой фольклор в свете новых теоретических разработок. Ни один из тех людей, кто ценит цивилизацию и сознает, каким образом человечество соткало свою жизнь из продуктов собственного воображения, по мере того, как оно переплавляло воспоминания, переживания настоящего и надежды на будущем, соединяя их воедино — ни один не может считать эту отложенную зрелость, эту возможность повторяющихся кризисов подросткового возраста и изменений жизненных планов ничем, кроме выигрыша.
Но в мире, где люди могут переориентировать всю свою жизнь в 40 или в 50 лет, брак на всю жизнь становится гораздо более сложным, потому что у каждого из супругов есть право на личностный рост и средства для его осуществления. Каждый может открыть в себе скрытый талант и начать его развивать, каждый может отречься от парализующей невротической тенденции и начать все заново. С того самого времени, как женщинам стали давать образование, брак и семья оказались под угрозой возможного развития или неспособности к развитию как мужей, так и жен. Говорят «он ее перерос», или менее распространенное выражение, но которое становится все более частым: «она переросла его». В обществе, где высокая мобильность предписана каждому гражданину и каждый мужчина должен умереть, принадлежа к совсем другому социальному классу, нежели тот, из которого он вышел, или посвятить свою жизнь тому, чтобы не двигаться вниз по социальной лестнице (это единственное, чем могут заниматься представители высшего класса), — опасность, что супруг или супруга собьется с общего темпа, очень велика. Ко всем остальным непомерным требованиям к идеальному супругу, которого мы выбираем из целого мира, как идеально соответствующего нам, добавляется еще и «способность расти». Родители-арапеши применяют разные магические уловки, чтобы девочка, которая растет слишком быстро, оставалась все-таки меньше своего юного мужа, иначе образующееся различие в росте разрушит брак. Но у американских влюбленных нет ни гаданий, ни предупредительной магии, которая гарантирует им, что они будут расти и меняться в ногу друг с другом. Помочь решению проблемы может только ее признание и шанс дать молодым людям возможность становиться в момент выбора, когда они оценивают, станет ли он или она их сотоварищем на всю жизнь, и добавить к своим критериям «способность расти и меняться примерно в том же темпе, что и я». Причем они должны научиться относиться к неудачам и поражениям, неспособности расти и меняться со стороны другого человека, как к трагедии, но не как к предательству Неожиданно обнаруженное и неисправимое различие в скорости личностного роста может оказаться вполне законной причиной для развода, причем такой, которую оба супруга смогут принять так же просто, как в некоторых случаях бесплодие принимается как повод для расторжения брака. Когда существует признание того, что изменение скорости личностного роста — это всего лишь функция жизни в сложном современном мире, тогда семья, где возникает опасное расхождение в этой области, сможет получить профессиональную помощь, так же, как и бездетные пары могут обратиться в клинику бесплодия. И так же, как в клинике бесплодия, некоторым из тех, кто обращается за помощью, помочь можно, а некоторым — нет. Но в результате изменится взгляд на жизнь, потому что в течение многих тысяч лет мужчины и женщины считали причиной бесплодия призраков, демонов, ведьм, эльфов, чародейство соседнего племени и в первую очередь злобу и низость партнера. Но сейчас вполне возможно обратиться за профессиональной помощью к врачу, терапевту или психиатру, и таким образом избегать ненужных трагедий. А в том случае, когда их невозможно избежать, оба партнера воспринимают это мягче и легче, потому что так же, как не может быть брака, если оба партнера не согласны на это, так же не может быть и развода, если оба партнера на это не согласны.
Среди чернокожих пигмеев[21], обитающих на Филиппинских островах, где маленькие энергичные мужчины и женщины подчиняются вождю, в обществе, которое напоминает нам о временах, когда мир был юным, — если оба партнера согласны на развод, больше ничего не требуется, брак распадается сам собой. Принятие религиозной веры, которая включает идеал и обещание нерасторжимости брака, несет с собой определенное представление о достоинстве человека. Но если бы мы не позволяли паре, которая по собственному выбору вступила в брак, не имея для этого никаких законодательных помех, после этого разводиться, это было бы насмешкой над всеми ценностями человеческого достоинства. В Соединенных Штатах как минимум 71 миллион верующих, и многим из них вера больше не гарантирует, что их брак продлится всю жизнь. Для остальных 61 миллиона жителей США должна быть создана или обнаружена модель, которая сделает для них возможным относиться к разводу, когда он происходит, с достоинством и сожалением. В результате каждая женатая пара сможет открыто работать над тем, чтобы сохранить свой брак.
Есть признаки, что энергичное молодое поколение сейчас именно этим и занимается, они учатся обращаться с беспрецедентной и противоречивой свободой добрачных отношений, которую им вручило общество, вырабатывая те правила, которым потом смогут следовать. Они учатся охранять свои ожидания влюбленности таким образом, что случайно встреченная на железнодорожном вокзале девушка, которая становится судьбой главного героя, все больше остается на киноэкране, где ей положено быть, и все меньше попадает в реальную жизнь, где, скорее всего, она станет разочарованием. Молодые люди вырабатывают новые модели общения, знакомства, узнавания друг друга, чтобы заменить ими вышедший из моды долгий период обручения, какие-то условности которого сейчас кажутся совершенно искусственными и неискренними. Вместо старой теории о том, что девушка как-то «пробудится» после вступления в брак, и существовавших позднее компенсирующих «пробных браков» сейчас вырабатываются новые методы знакомства и проявления собственной уверенности и доверия. Эти методы включают больше стадий частичного принятия на себя ответственности, постепенное вовлечение друзей в предполагаемый брак, обеспечение большего количества возможных путей к отступлению для каждого партнера без вреда для его достоинства. Молодежь предъявляет более реалистичные требования к личности будущего партнера, отчасти под влиянием отрезвляющего сознание того, сколько браков военного поколения развалилось под давлением длительной разлуки, необходимости поиска жилья и прочего, когда супруги обнаружили, что у них не хватает чего-то необходимо для того, чтобы в современных Соединенных Штатах оставаться в браке[22]. Общество в целом начинает лучше осознавать сильнейшие напряжения, которые раньше были связаны с браком, и потребность в многообразии новых мер — консультирование для собирающихся вступить в брак, консультирование для семейных пар, ясли, детские сады, услуги уборщиков и домработниц, и так далее, для того, чтобы снять напряжение с каждой из молодых супружеских пар, от которых требуется построить, опираясь только на себя, целый стиль жизни в мире, в котором ни они, ни кто другой еще никогда не жил. Для того чтобы заменить заботу и защиту, которую раньше предоставляли группы родственников, племенные старейшины, семейные советы и родители, теперь необходимы более широкие социальные институты, которые будут служить той же самой функции, но выглядеть иначе. И они — медленно и встречая сильное сопротивление, — но все же появляются.
В то же самое время молодые супруги, похоже, гораздо больше стремятся иметь детей, чем в недалеком прошлом. К детям теперь не относятся ни как к неизбежной составляющей жизни, ни как к неизбежному наказанию, которое возникает в браке, дети теперь стали ценностью, люди стремятся иметь детей и работают для этого. Дети стали ценностью, ради которой стоит жить. Требования взаимности между мужем и женой чувствуются и здесь тоже, это требования, чтобы каждый вносил свою лепту в сделанный выбор, как в планирование, когда и как заводить детей, так и в радости и заботы об их воспитании. По мере того как рабочая неделя становится короче и два выходных дня становятся общим для всех американцев явлением, потихонечку исчезают многие из тех зол, с которыми сталкивается семья, живущая в пригороде. Раньше отец работал столько и приходил домой всегда так поздно, что не мог увидеть детей, а в воскресенье чувствовал себя слишком усталым, чтобы с ними заниматься. Два выходных дня из семи дней в неделю обеспечивают достаточную свободу действий, чтобы даже чрезмерно уставшие, изможденные мужчины могли сначала расслабиться, ослабить пояса, сбросить ботинки и, отдохнув, с готовностью чем-нибудь заняться с детьми. Все шире распространяется убеждение, что дети — это не обязанность, а радость, и загруженные разными сложностями люди задаются вопросом: «получаю ли я достаточно удовольствия от общения с детьми?» или «получают ли мои дети достаточно удовольствия от общения со мной?»
Но какими бы ни были поводы для тревоги, брак, ответственный, по собственному выбору, равно как ответственный, выбранный самим человеком и полный радости способ жизни, — это гораздо более вероятная цель потомков пуритан, нежели просто жалобы на утрату правоверия, в которых долг перед какой-то неназванной сущностью с пафосом и совершенно неподходящим образом заменяет долг перед Богом. В той степени, в какой все супружеские отношения и родительство стали более ответственными, ортодоксальный верующий так же чувствует себя более защищенным, он меньше подвергается угрозам со стороны распадающихся стандартов общества, где многие живут, даже не скучая по утраченной религии.
Но если эти новые паттерны ответственности будут развиваться, тогда ключевым моментом станет, чтобы как в теории, так и на практике мы принимали то, что разводом может закончиться любой брачный союз, кроме тех случаев, когда религия обоих партнеров строго запрещает это. Мы должны лишить развод клейма неудачи и греха, мы должны убрать недостойные аспекты законов о разводе, которые подразумевают либо установление виновника, либо обвинение в тайном сговоре. Необходимо сформировать такие социальные практики, чтобы мы могли заявлять перед обществом о разводе трезво и ответственно, так же, как мы предъявляем миру начало брака. Это означает — каким-то образом разобраться с той печалью, со скорбью, которые столь сложны для американцев как в ситуации со смертью, так и в ситуации развода. Мы празднуем рождение ребенка, пляшем на свадьбах, но все чаще и чаще стремимся убрать мертвецов с жизненной сцены безо всяких празднеств и церемоний, без того, чтобы предоставить молодым и старым возможность осознать, что смерть — это такая же часть жизни, как и рождение. Мир, в котором человек может сказать в буквальном смысле «пусть мертвые хоронят своих мертвецов» — это ужасный, отвратительный, безобразный мир, в котором гниющие трупы валяются на улицах, а живые должны бежать и спасать собственную жизнь. Мертвый брак — это печальное зрелище, брак, который расторгнут смертью, — тоже бесконечно печальное явление. В 1947 году на каждые 100 семей приходилось 12 неполных, 9 за счет вдовства, одна за счет развода и две за счет того, что один из супругов покинул другого. И смерть, и рождение — это части жизни. Если мы признаем, что мы живем в обществе, где брак может закончиться, и в некоторых случаях должен закончиться, тогда мы сможем дать каждой молодой и каждой пожилой супружеской паре шанс разобраться с теми сложностями, с которыми они встречаются, и осуществить подлинные, настоящие усилия, чтобы преодолеть эти сложности. Брак когда-то был гаванью, из которой некоторые супружеские пары беспечально отправлялись в плавание, некоторые ложились в дрейф в гавани и гнили, а некоторых просто разбивало о берег Сейчас брак — это плавание в открытом море, где нет гавани нигде, и каждый партнер должен держать свою вахту и очень заботиться о том, чтобы корабль вообще куда-то плыл. Каждая форма брака может быть достойной и приносящей удовольствие, если люди решат организовать ее таким образом.
До тех пор, пока развод остается чем-то нехорошим, хотя при этом за него никого не наказывают, чем-то, что следует скрывать, но при этом доступным для каждого, мы можем ждать, что будет возникать все больше безответственных брачных союзов, в которых один или оба партнера попросту говорят: «Ну ладно, если у нас не получится, мы разведемся». Результатом такого отношения является очевидное возрастание количества разводов. Но если молодежь вместо этого сможет сказать: «Сознавая все сложности, мы будем стараться сохранить наш брак», — тогда количество безответственных браков и безответственных разводов может сократиться, причем общество должно приветствовать тех, кто пытается начать снова, признать ту веру в брак, которая вкратце отражена в названии фильма «В этот раз — навсегда» (This Time, for Keeps).