Семь тихоокеанских культур
В следующих разделах я представлю в возможно сжатой форме этнографический очерк культур семи племен, которые я описала выше. При этом будут использованы некоторые специальные термины, потому, что любые другие способы представления материла потребуют слишком много места. Эти приложения предназначаются для студентов и для тех читателей, которые интересуются такими вопросами, как численность описываемого племени или народа, природные условия населяемой ими территории, время проведения наблюдения и тому подобное. Я расположила очерки в порядке исследования мною культур и дополнила библиографией из собственных публикаций, публикаций моих коллег по исследованиям, а также наиболее значимыми публикациями, которые последовали за моими работами в этих областях. Расширенная библиография более ранних работ имеется в моих публикациях.
А. Самоа
Мои материалы были собраны в течение девятимесячной экспедиции 1925—1926 годов в качестве стипендиата по биологическим наукам Национального Исследовательского Совета, в рамках исследовательского проекта, направленного на изучение девушек-подростков.
На островах Самоа проживало в 1926 году 40 229 человек, относящихся к полинезийской группе, цвет кожи самоанцев светло-коричневый, волосы черные и волнистые, говорят местные жители на языке полинезийской группы. Эти острова были христианизированы в первой половине девятнадцатого века и административно поделены под эгидой Лиги Наций на две подмандатные территории: Западное Самоа под управлением Новой Зеландии, состоящее из островов Уполу и Савайи, и Американское Самоа, которое управляются командованием морского флота США. Военные действия, также как и взятие голов в качестве военных трофеев, смертная казнь, приводимая в исполнение главой семьи или деревенским советом, убийство детей, полигамия и публичная демонстрации знаков лишения девственности запрещены. Местное население знает грамоту на языке Самоа в европейской орфографии, преподаваемую миссионерами, кроме того, оба правительства обеспечивают начальный уровень образования на английском языке. Копра является основным экспортным продуктом, на доходы от ее продажи самоанцы покупают ткани, которые вытесняют местный похожий на ткань материал из отбитого лыка и плетеные покрывала, используемые только в ритуальных целях, а также покупают фабричные москитные сетки вместо плетеных из лыка. Керосиновые лампы и керосин, мыло, крахмал, железные ножи и ведра уже вошли в обиход. Бумагу, ручку, чернила наряду с карандашами широко использовали для ведения записей и для активной корреспонденции между островами. Налоги платили с выручки по операциям с копрой, и только очень небольшое число самоанцев работали по найму за деньги. Отчуждение земли было запрещено, поэтому ни плантаторство, ни колониальная торговля не процветали. Уровень медицинского обслуживания населения высокий, благодаря компетентности медицинского персонала морского флота США. Персонал морской базы состоял примерно из двухсот человек, каждые три недели ходят рейсы на Сан-Франциско и Сидней и обратно. Церковь являлась уже частью каждой деревни, там же располагалась местная школа. Пасторская семья содержится на средства деревенской общины, на местных церемониальных торжествах ей оказывают знаки почтения. Умеренная форма конгрегационализма (Лондонского миссионерского общества) является преобладающей религией, но имеются также и римско-католические миссии и школы на Татуиле и, кроме того, небольшая мормонская миссия.
Основной объем моих работ был сделан на отдаленном острове Тау архипелага Мануа, главным образом в деревне Тау, и те комментарии, которые последуют дальше, относятся именно к этой группе островов, хотя большинство моделей семейного поведения являются такими же и для всего данного ареала. Тем не менее опыт общения с европейцами на больших центральных островах, особенно в вблизи Уполу, где уже длительное время проживало европейское население, без сомнения, внес некоторые отличия в манеры поведения и образ жизни, по сравнению с теми местами, где сохранились нетронутые условия жизни аборигенов.
Самоанцы живут в достаточно самостоятельных деревнях, объединяемых церемониальными взаимосвязями и управляемых собранием носителей наивысшего титула от каждой деревни — Большим Фоно. В каждой деревне существовало множество внутрисемейных титулов, отражающих место человека по отношению к родовой линии и создающихся совместно членами семьи с учетом пожеланий изредка при вмешательстве со стороны деревенского совета, который состоит из глав всех семейств. Титулы делятся на две группы — титулы вождей и ораторов, взаимодополняющие по отношению друг к другу. По форме деревенский совет дублируется в рамках группы жен, внутри группы не имеющих титулов молодых людей и такой же — девушек и жен мужчин без титулов. Эти четыре группы и определяют каждая свою долю общественной жизни в деревне. Каждая деревня имеет одного или нескольких главных вождей, которые имеют право даровать особый титул таупоу девушке из своего семейства и манайя — юноше. Каждое семейство во главе с мужчиной-носителем титула состоит из большого количества родственников, и работа внутри него распределяется в соответствии с возрастом и статусом; глава этой семьи решает, кому конкретно следует работать в поле, кому ловить рыбу, сколько следует запланировать сплести циновок и т. п., причем все произведенное считается общей собственностью семьи. Семейные пары редко проживают отдельно, авторитет принятия решений оставляется у Матаи (титул главы семейства), а не у биологического отца. Как личности самоанцы сохраняли территориальное право проживания по обеим родительским линиям и пользовались правом вето на советах семьи матери. Система родства простого двустороннего типа, с сильным табу на общение между братом и сестрой. Социальный статус в значительной степени определяется титулом, сыновья вождей по социальному статусу относились к людям без титула.
Жители Самоа живут в круглых и овальных жилищах без стен с высокими соломенными крышами и полами, мощенными галькой и устланными циновками, на которых можно сидеть или спать. Основной пищей является таро (колоказия), ямс, плоды хлебного дерева, бананы, кокосы, в дополнение едят кушанья из рыбы, ракушек, свинины и птицы. Пищу готовят на семейном или деревенском земляном очаге и подают на свежесорванных зеленых листьях. У самоанцев нет керамической посуды. В церемониях используют нетоксичный напиток, приготовленный из корней Piper Methysticum. Одежда состоит из короткого саронга, называемого туземцами лава — лава и в настоящее время изготавливаемого из ткани, матерчатой повседневной блузки для женщин и рубашки для мужчин, которую они надевают при посещении церкви. Некоторые из молодых людей имели татуировку, но татуирование людей на Мануа запрещено уже в течение двух поколений. И мужчины, и женщины постоянно ходят босыми. Самоанцы спали еще на циновках, но уже клали под голову твердые капковые подушки и использовали современные москитные сетки. Европейская утварь, посуда и ножи присутствуют, но используют только для угощения редких представителей властей. В жилищах вождя и пастора имелось по столу и стулу для такого рода посетителей; во всех остальных случаях жизнь протекает на полу.
Домашнее хозяйство каждой семьи носит натуральный характер и самодостаточно, но некоторые члены сообщества специализируется на рыбной ловле, и затем эта рыба обменивается в качестве подарков между близкородственными семьями. Строительство домов и каноэ также являются особыми ремеслами, за них полагается особая оплата. Торговли как таковой не существует, есть постоянные различные мены продуктами труда и услугами, причем циновки и тканепо — добные материалы из луба становятся женским вкладом, а пиша, деревянные миски и каноэ — мужской вклад. Семьи участвуют в общих работах и вносят вклад в деревенские пиры, часто называемые обряд перехода (Rite De Passage) для членов семьи вождя. Отношения внутри семьи в общей форме переносятся и на социальную организацию всего племени в целом, таким образом, вся деревня живет и действует как семейство кровных родственников вождя, а институт главных ораторов имеет положение, сравнимое с матрили — нейными родственниками. Родовые прерогативы включают: титулы земли, участки для постройки дома, а также некоторые специальные прерогативы, предусмотренные по статуту определенному титулу.
Самоанцы выделяются среди других полинезийских народностей имерно преобладанием социальной организации над верой в сверхъестественное и важности именно общественных санкций, т. е. санкций, налагаемых от имени всей общественной группы. «В старые времена у нас было два бога — Танголоа и Деревня, но всегда Деревня была главнее». Местное деревенское сообщество остается центром и источником власти; структура титулов с одной стороны, и система великих богов и родовых богов с другой — воспринимаются менее серьезно. Ораторское искусство и танцы у самоанцев развиты хорошо, в отличие от декоративного искусства, за исключением разукрашивания полученного из коры похожего на ткань материала втиранием в него узоров из красителей, несложных узоров на циновках и палицах. Литература также неразвита. Приемы ведения войны стилизованы и представлены как часть взаимоотношений между деревнями, которые выступали ритуальными противниками, при малом количестве потерь. Враждебность между отдельными личностями выражалась завуалированно, в основном в форме наговоров и интриг, а не прямых схваток и столкновений. Рассматриваемое сообщество демонстрирует экономику достатка, гибкую и работоспособную форму социальной организации, в которой каждый отдельный человек приспособлен в соответствии со своим возрастом, полом и статусу, от каждого не требуют большего, чем то, на что он способен, а также данный социум вполне способен обеспечить удовлетворение набора представлений о желательных условиях жизни: вознаграждение за труд, потребности в пище, крове, половой жизни, удовольствиях, социальном статусе и безопасности. Самые серьезные из встречающихся заболеваний — это тропическая гранулема и конъюнктивит, которые поддаются лечению современными методами, и на сегодняшний день показатель прироста населения на Самоа — наивысший в мире. Вплоть до Второй мировой войны и, возможно, на протяжении ее (за этот период времени мы еще не имеем полных данных) самоанцы являлись примером наиболее успешного и безболезненного культурного приспособления среди всех социумов, по которым велись наблюдения и собирались материалы. Это успешное приспособление может быть отчасти отнесено на счет гибкости данной культуры, отчасти — экономическому демпфированию, что предотвратило отчуждение земель и внедрение критериев ценности европейской конкурентной экономики, отчасти — счастливому соответствию между некоторыми сторонами английского конгрегационализма и социальной организацией самоанцев и в равной степени счастливому совпадение между самоанской системой рангов и титулов с аналогичной системой на морском флоте США.