Семь племен Южных морей[5]
Самоанцы
Самоанцы — рослое племя полинезийцев со светло — коричневым цветом кожи, которые живут на небольшом архипелаге, часть островов которого принадлежит США[6]. Их образ жизни полон торжественных обрядов. Самоанцы — вожди и ораторы, принцы и принцессы деревень, группы молодежи и пожилых людей, которые совместно сажают сельскохозяйственные культуры и собирают урожай, ловят рыбу и воздвигают постройки, совместно устраивают праздники и танцы. В их мире нет спешки, пища — в изобилии, природа щедра, а жизнь гармонична и нетороплива. Уже свыше ста лет как они крещены и встроили основные положения христианства в свои обычаи и обряды, по воскресеньям надевают очень красивые накрахмаленные передники, но по-прежнему ходят босиком и гордятся своим образом жизни.
Манус с островов Адмиралтейства
Манус — небольшое энергичное племя рыбаков и торговцев, которые строят дома на сваях в соленых лагунах поближе к рыбным угодьям. Они высокого роста, очень смуглые, поджарые, полные энергии, смышленые, хорошо схватывающие любые навыки; этический кодекс их основан на вере, что духи мертвых накажут за лень, манус достигли высокого уровня жизни и поддерживают его неустанным трудом. Пуритане до мозга костей, они всецело отдаются труду, рассматривают любовь и чувственные удовольствия как ненужное отвлечение и быстро приспосабливаются к западным нормам жизни, к машинам, денежному обмену.
Горные арапеши
Горные арапеши — это худые, постоянно недоедающие люди мягкого нрава, живут на крутых и неплодородных Торричеллиевых горах Новой Гвинеи. И без того малоимущие, они постоянно стремятся скопить денег, чтобы купить новые музыкальные записи и модную одежду у живущих на побережье торговцев и откупиться от колдунов более свирепых племен, живущих внутри страны, на равнинах. Они обладают отзывчивым характером, поэтому, хотя почти постоянно недоедают, тем не менее арапеши большую часть времени тратят на помощь соседям и защиту их интересов. И мужчинам, и женщинам больше всего нравится что-нибудь выращивать — детей, поросят, кокосовые пальмы, а страшатся они больше всего, что новое поколение, достигнув зрелости, будет малочисленным и менее достойным, чем предки, и что в конце концов под их пальмами не останется больше людей.
Каннибалы мундугуморы с реки Юат
Эти крепкого сложения своенравные люди живут на берегах быстрой реки, но не имеют о ней никаких сказаний. Они торгуют с плохо питающимися, жалкими людьми буша, живущими на менее плодородных землях, и ведут на них охоту. Мундугуморы большую часть времени ссорятся или занимаются охотой за головами, а в обществе мужчины привыкли стоять сами за себя. Женщины не менее самоуверенны, чем мужчины; они относятся к рождению и воспитанию детей как к неприятной обязанности, являются основными добытчицами пропитания, предоставляя мужчинам строить планы и сражаться.
Озерные чамбули
Чамбули, которых насчитывается всего около шестисот человек, обосновались на берегу одного из самых прекрасных озер в Новой Гвинее, блестящего, как полированное черное дерево, на фоне далеких гор и холмов, где живут арапеши. В озере растут пурпурный лотос, большие розовые и белые водяные лилии, водятся белая скопа и голубая цапля. Там женщины чамбули, проворные, без украшений, трудолюбивые и распорядительные, занимаются рыбной ловлей и носят рыбу на продажу, а мужчины, разукрашенные и импозантные, занимаются резьбой по дереву, рисованием и разучиванием танцев, традиционную охоту за головами заменила у них практика покупки жертв для подтверждения своего мужского достоинства.
Охотники за головами ятмул с реки Большой Сепик
На большой медленно текущей реке, куда впадает река Юат, стекающая с тех же гор, где живут арапеши, и с которой озеро, где живут чамбули, соединено каналами, стоят нарядные деревни племени ятмул, охотников за головами, резчиков по дереву, красноречивых ораторов, высоких, постоянно и яростно стремящихся доказать свою мужественность, где женщины выступают исключительно в роли зрителей бесконечных представлений, разыгрываемых мужчинами. Они хорошо питаются, потому что в пропитанной влагой почве хорошо растет саго, а женщины ловят много рыбы. Ятмулы строят великолепные дома для церемоний и военные каноэ, покрытые замечательной резьбой, а в своих больших деревнях собирают все виды искусства и стили, танцы, мифы окружающих народов. Они явно выдаются среди соседей талантами, но выраженная гордость делает их уязвимыми.
Балийцы
Балийцев насчитывается сотни тысяч, а не несколько тысяч, как самоанцев, или несколько сотен человек, как у племен Новой Гвинеи, и они не являются примитивным народом — культура Бали через Азиатский континент связана с нашей историей. Легкие, изящные, с волнистыми волосами, с телом, каждый изгиб которого танцует по отдельности, балийцы имеют весьма сложную организацию жизни с гильдиями и индуистскими ритуалами, хрониками и храмовыми орденами, рынками и искусством, которое напоминает европейское Средневековье. Сосредоточенные на небольшом острове с красивейшими и разнообразными ландшафтами, эти люди всю жизнь превратили в искусство. Воздух напоен музыкой днем и ночью, а люди, чьи взаимоотношения легки и лишены тепла постоянства, неустанно репетируют роли в пьесе, где не поощряемые в жизни чувства будут выражены стилизованно и изящно.
Таков список наших актеров. Я выбрала их по той простой причине, что сама изучала их обычаи и могу провести сравнение: сопоставить балийский магический танец с играми новогвинейского ребенка, вполголоса высказанные жалобы женщи — ны-манус на приставания мужа и громкие вопли ятмулки, которая честит мужа за то, что он не проявляет к ней никакого интереса. Причиной привлечения этого материала было не желание проиллюстрировать некий тезис или даже ряд проблем, освещаемых в книге, но целый комплекс причин профессионального, практического и теоретического, а также личного свойства, накопившихся за четверть века исследований. Несомненно, книга не исчерпывает всех возможных подходов к изучению взаимоотношений между полами. Тут вы не найдете данных о тех социумах, где мужчины запугивают сыновей до полного подчинения себе, где женщин считают воплощением злых сверхъестественных сил, недостает и материалов об обществах, построенных на крайне интенсивных религиозных чувствах, крайней экономической эксплуатации, тирании или классовом разделении. Отсутствуют также и такие, где мужчины доказывают свою мужественность производством немыслимого для женщины количества детей. Однако у семи описанных племен и народов можно будет отметить немало такого, что заставит и задуматься, что побудит наше воображение к усиленной работе, чтобы представить, какой бы могла быть наша жизнь, если бы не шла так, как идет сейчас.
В ходе разговора обычаи этих семи племен будут возникать по мере надобности — иногда это будет поза, например, мужчины, склоняющего женщину к соитию, или жест — скажем, в танце, который показывала одна старая женщина, в другой раз — подробное описание церемонии или сцены общения между матерью и ребенком, свидетелем которой я была. Однако мой подход коренным образом отличается от прежней антропологии курьезов, когда кабинетный ученый писал то о свирепом ритуале человеческого жертвоприношения, то о приворотных обрядах, не особенно заботясь установлением связи между привлекаемыми фактами. Я же извлекаю отдельные детали из целого и стремлюсь поддержать у читателей ощущение цельной картины, хотя ни в коем случае не желаю перегружать их внимание всем сонмом чуждых общественных установлений. Из всех различий, контрастов и неожиданных способов устроить свою жизнь в целом и между полами в частности, между родителями и детьми, использовать присущие мужчинам и женщинам творческие возможности, должно в итоге родиться большее понимание ценности для цивилизации разделения человечества на два пола, важности этого противопоставления, которое мы, приходится с прискорбием признать, чаще всего игнорируем, порой искажаем, но никогда не использовали в соответствии с полным потенциалом, заложенным в нем.
При обсуждении особенностей отношения к мужчинам и женщинам меня в первую очередь будут занимать коренные различия между ними, прежде всего — в репродуктивной сфере. Каковы различия в функционировании, возможностях, чувственном восприятии и уязвимых местах мужчин и женщин, проистекающие из особенностей строения их тел, предназначенных взаимно дополнять друг друга? Как способности мужчин связаны с тем фактом, что их репродуктивная функция сводится к единичному акту, а способности женщин — с тем фактом, что им для выполнения своей репродуктивной функции требуется девять месяцев вынашивания ребенка, а затем — до недавнего времени — долгие месяцы вскармливания грудью? В чем заключается вклад каждого пола самого по себе, а не воспринимаемого как несовершенная версия противоположного пола?
В современной жизни, когда наши тела прикрыты одеждой, скрадывающей их особенности, когда мы передаем свои ощущения телесности через отдаленные символы тростей, зонтиков и дамских сумочек, нетрудно потерять чувство целесообразности строения человеческого тела. Но когда живешь среди примитивного племени, где женщины спереди и сзади прикрыты лишь травяными фартучками и могут сбросить даже их, если желают оскорбить товарок или отправляются вместе купаться, мужчины облачены в лубяную набедренную повязку или, когда убьют соперника, в шкурку летающей лисицы, которая, вероятно, и является знаковым украшением для совершенного деяния, но сама по себе почти ничего не скрывает, а меленькие дети вообще ходят нагишом, телесная связь между младенцами, детьми и взрослыми очень заметна. В западном обществе недавно стали применять терапевтический метод, позволяющий путем тщательной дедукции по воспоминаниям больного неврозом или несдерживаемым фантазиям психически неуравновешенного человека восстановить, каким образом строение человеческого тела, со всеми его входными и выпускающими отверстиями, повлияло в детстве на формирование отношения к миру. Сходным образом детский психоаналитик наблюдает у себя в консультационном кабинете, как ребенок играет с фонтанчиком, делает пирожки из песка, вставляет друг в друга мисочки разного размера или ловко направляет паровозик в туннель. Психоаналитик наблюдает и за ребенком, которого привели на консультацию родители, встревоженные его привычкой все тащить в рот и поедать, последней каплей послужил случай, когда чадо затолкало в рот театральные билеты и измочалило их вконец зубами. Не ускользает от внимания психоаналитика и привычка другого ребенка приделывать игрушечному мальчику груди из пластилина, а потом сердито их отрывать, или прилеплять кукле-девочке пенис, а потом кастрировать ее игрушечными ножницами. В течение долгих сеансов, наталкиваясь на внутреннее противодействие самих родителей, давно научившихся скрывать от самих себя собственные телесные реакции, постепенно реконструируются детские образные представления, причем большая их часть кажется обычно взрослым, воспитанным в современном обществе, довольно фантастическими.
Еще в большей степени это касается взрослых пациентов, когда они, расслабленно лежа на кушетке, рассказывают психоаналитику длинные и сложные истории из своего детства, которых, по мнению родителей, с ними никак не могло произойти, потому что они в младенчестве лежали спеленутые у себя в кроватке, и в детской кроме них никого не было. Символы, всплывающие на консультации у психоаналитика или в больнице, никак не могут уложиться в сознании у большинства людей, выросших в современном обществе и ставших нормальными взрослыми его членами. Почти все дети сосут краешек одеяла или кисточку своей шапочки, но театральные билеты уже не всякий в рот потянет. Правда, большинство даже вполне хорошо воспитанных взрослых водевильная сценка с морковкой или спаржей заставит расхохотаться. И в то же время, почти для всех нас большую часть времени театральные билеты, комиксы и багажные бирки — просто театральные билеты, комиксы и багажные бирки, и только; а морковки за пределами сцены — просто овощи, которые детей всячески принуждают есть, а взрослых уже нет. Полностью телесно-ориентированные образы маленького ребенка позднее сглаживаются, перекрываются позже сформированными и социально приемлемыми, лишь тоненькая ниточка памяти питает то восприятие, которое заставляет подростков хихикать, а у взрослых вызывает взрывы хохота.
Впрочем, так и должно быть. Сама цивилизация зависит от закономерной трансформации первичных впечатлений детства в подчиняющуюся правилам символику взрослой жизни, где трости являются знаком принадлежности к определенному классу или подчеркивают индивидуальность владельца, зонтики защищают от дождя, в сумочках носят необходимые на день мелочи, и люди четко знают, что является пищей, а что — нет, отчего глотание шпаг вошло в репертуар развлекательных представлений. Те, кому не удалось осуществить подобную трансформацию, сходят с ума и заполняют палаты психиатрических лечебниц. Те, кто оставляют себе доступ в кладовые впечатлений детства, но обладают талантом и умением их выразить, становятся нашими художниками и актерами, способными соединить ранние человеческие впечатления с провидческими способностями и любовью к человечеству, делаются пророками, а те, кто наполняют их ненавистью, — опасными демагогами, гитлерами и Муссолини. Но и для тех, кто вещает, и тех, кто внимает, актера на сцене и аплодирующих зрителей, художника и тех, кто восполняет свой потускневший запас воспоминаний перенесенными на полотно образами, — для всех между детством и настоящим временем должна сохраняться не полностью прозрачная завеса. Если ее убрать, художественное воображение хиреет и умирает, пророк разочарованно смотрит на себя в зеркало с циничной усмешкой, а ученый бросает все и отправляется на рыбалку. Зрители же — школьники, толпа на улице — останутся необратимо обделенными. Много лет назад сельский житель в Новой Англии получил откровение от Господа, что каждый может поступать, как пожелает. Как ни досадно, жители деревни, как один, сняли платье и принялись буйно скакать на четвереньках, издавая дикие вопли. Ни у кого не появилось лучшей идеи.
Общую значимость и благотворную функцию трансформации первичных телесно-ориентированных образов в культурно приемлемый вид прекрасно демонстрирует недавний случай с ребенком из отделения детской психиатрии1. Маленькая девочка жила вместе с матерью в публичном доме. При поступлении в больницу она раз за разом, что бы ни рисовала — домик, дерево, церковь — себя изображала в виде фаллоса, входящего во влагалище матери, и предупреждала «не смейте мне перечить». Но постепенно, по мере того как шло время, воспоминания о жизни в публичном доме тускнели, и к девочке возвращались душевное равновесие и здоровье, дома становились просто домами, на деревьях появлялись яблоки, церковь тоже стала просто церковью, ребенок смог покинуть лечебницу
Однако если это так и если даже особо одаренным здоровым людям ради собственного благополучия необходимо следить, чтобы сохранялась завеса вторичной интерпретации между их личностью и лежащей в глубине их сознания памятью детства, наполненной импульсами неконтролируемой ярости и пугающими деталями, то задача ученого, стремящегося прояснить понимание проблем современности, — не прорвать эту завесу, с трудом поддающуюся восстановлению, а сделать ее прозрачной. Во-первых, заниматься вопросами раннего детства нужно с полным осознанием необходимости такого исследования для понимания человеческой сущности на пути к человечеству, способному лучше пользоваться символами нашей великой традиции. Во-вторых, читатели должны осознать причастность своего тела цивилизованному миру — с зубами, которые пережевывают пищу, а не кусают других людей; с полостями внутри тела, которые переваривают пищу у обоих полов и служат для вынашивания детей женщинам, а вовсе не являются колдовскими пещерами для замуровывания туда врагов и разрезания их на части; с половыми органами, помогающими людям любить друг друга, а не вести войны маленьким сердитым детям, запертым в детской мира великанов. Примеры из клинической практики и опыта детских садов, показывающие многотрудность и постепенность процесса воспитания, а также наблюдения за четырех-пятилет — ними детьми, которые при ближайшем рассмотрении выказывают черты, еще не позволяющие считать их полностью цивилизованными, тем не менее не свидетельствуют, что большинство из нас не обрели культуры и не могут оставаться культурными людьми. Когда поднимается температура, ломит тело и раскалывается голова, вид кровати неудержимо притягивает, но здоровые даже довольно утомленные мужчины и женщины могут полдня выбирать мебель в магазине или бродить по музейным залам в Фонтенбло, Хэмптон Корт или по американским залам Метрополитен, не хлопаясь по дороге на каждую кровать. Если мы действительно желаем разобраться в половых различиях у человека, как они формируются в раннем детстве — как растущий ребенок использует каждый дюйм своей кожи, каждый напряженный мускул и нерв, все чувствительные слизистые оболочки, чтобы познавать и исследовать мир вокруг себя, — тогда тог младенческий период, который для нас далеко позади, а для еще не рожденных поколений — впереди, необходимо исследовать без отвращения, без нездорового ажиотажа, не отводя стыдливо глаз, таким, каков он есть, как процесс обретения нами человеческих черт.
Наше обращение к раннему детству не означает вместе с тем что все человеческие цивилизации создаются детьми. Детское восприятие мира, где взрослые уже приняли для себя тот или иной образ жизни, становится, в свою очередь, той основой, к которой, вырастая, дети могут либо приспособиться, либо, восстав, изменить ее. Следуя за ребенком по пути познания цивилизации, мы изучаем процесс передачи, а не создания культуры, но на этом пути лежит немало открытий.
О внутриутробных ощущениях ребенка и том, как различные культуры осмысливают их, мы пока знаем очень мало. Арапеши считают, что ребенок спит, пока не чувствует, что готов родиться, и тогда выныривает наружу. Ятмулы думают, что ребенок волен или поспешить, или задержаться с появлением на свет. «Что ты кричишь на меня? — отвечала Тчамволе мужу — Ребенок родится, когда пожелает. Он человек, и сам выбирает, когда ему родиться. Ведь он не поросенок и не щенок, чтобы рождаться по чужой воле». Чамбули говорят: «Роды трудные, оттого что мать не собрала достаточно хвороста». Возможно, что в различных обществах придание движениям ребенка в утробе матери большей или меньшей автономности, представление об активной или пассивной роли матери могут повлиять на обучение уже в утробе, причем по-разному у обоих полов. Вполне вероятно, что между матерью и младенцем женского пола существует большая биохимическая связь, а с плодом мужского пола — некий контраст, о чем у нас пока нет достоверных сведений. Во время родов, вне зависимости от положения матери — на четвереньках, ухватившись за два шеста или за веревку из ротанга, которая свешивается с крыши, в окружении одних женщин или поддерживаемой мужем за талию, посреди группы гостей, занятых игрой, или пристегнутой к современной родильной кушетке — ребенок переживает резкий контраст от соприкосновения с миром, куда его выталкивают, тянут, роняют, вбрасывают из среды, где он развивался при постоянной температуре, в мир, где и температура, и давление, и условия питания совершенно иные, где, чтобы жить, необходимо дышать. Уже на этом этапе может возникать разница в отношении к новорожденным разного пола — мальчиков могут откачивать и спасать, а девочек даже душить при рождении, в зависимости от существующей традиции, но нам не известно, воспринимают ли девочки и мальчики сам процесс родов по-иному или нет. Похоже, существует половое различие чувствительности кожи у мальчиков и девочек, отчего при большей чувствительности мальчик может считать себя девочкой, а девочка с более грубой кожей может и себя считать мальчиком, и выглядеть мальчиком в чужих глазах. Шок при рождении от соприкосновения с иным миром всей поверхностью кожи, самый сильный, поэтому вполне вероятно, если кожная чувствительность действительно различна у мальчиков и девочек, то тут может лежать и первоначальное различие восприятия родов. В современном обществе, когда в родильной палате совершается это таинство, где термостат поддерживает постоянную температуру, применяют наиболее совершенные медицинские мази и масла и самые мягкие ткани для оборачивания новорожденного, трудно себе представить, насколько ощутим может быть родовой шок. Но совсем не трудно почувствовать это, когда роды происходят просто на холме, у небольшого костра, возле которого, дрожа, сидят несколько женщин вместе с роженицей, и ребенок, наконец, мягко падает на подставленный холодный, покрытый утренней росой большой лист и остается там лежать, может быть, минут пять, пока мать не перережет и не перевяжет пуповину, не спрячет плаценту и не вытрет ему глазки и носик. Только тогда голенького извивающегося младенца берут на руки и подносят к материнской груди. Вне зависимости от того, разнятся ли эти первоначальные впечатления у мальчиков и девочек, впоследствии их осознание принадлежности к определенному полу может вновь вернуть их к моменту рождения, который они в свое время пережили, и подключить представление о нем к общей картине. Желание вновь обрести тот мир, где тело испытывает ровное мягкое давление со всех сторон, а дыхание дается без всякого труда, к чему стремились мистики всех времен, может очень по-разному входить в фантазии родителей, ожидающих рождения ребенка. У будущей матери может усилиться ощущение защиты, которую она оказывает ребенку в ее утробе, а у будущего отца могут вызвать ощущение нависшей угрозы или искушения. Для него идентификация с неродившимся ребенком приемлема лишь отчасти, так как он уподобляет жену его матери. У обоих будущих родителей фантазии могут вернуть их воспоминания к тому моменту, когда у них самих только еще должны были появиться младший брат или сестра, и тогда жена и муж будут прибегать к разным методам защиты. Нам не известно в точности, какие следы в организации нервной системы оставляет родовой шок, но тщательное исследование способов обращения с новорожденными — прижимают ли их нежно к груди, поднимают за пятки и шлепают, пеленают ли так туго, что он