Главная > Мужское и женское. Исследование полового Вопроса в меняющемся Мире > С. Арапеши

С. Арапеши

Арапеши говорят на папуасском языке; это люди с ко­жей бронзово-коричневого цвета и жесткими курчавыми волоса­ми, которые занимают клинообразный участок территории от се­веро-западного тихоокеанского побережья Новой Гвинеи, через три хребта гор Принца Александра до равнин, которые образуют бассейн реки Сепик. Границы этой территории четко не опреде­лены, сами жители не имеют общего для всей этой (относительно компактно проживающей) группы самоназвания, и наименова­ние «арапеши» создано антропологами из слова, означающего на местном языке человеческое существо. Это племя живет в трех различных по природным условиям районах: на морском берегу, где они занимаются рыбной ловлей и торговлей с близлежащими островами; в горах, где они поддерживают весьма неустойчивые условия жизни охотой, садоводством, возделыванием саго; а на равнинах, где они непосредственно активно контактируют с охот­никами за головами, у них имеются большие участки ямса. Их численность оценивается примерно между восемью и девятью ты­сячами человек. Горные арапеши интенсивно изучались докто­ром Р. Ф.Форчуном и мною и течение семи месяцев 1931 года, и снова доктором Форчуном при его повторном визите в 1936 году.

Горные арапеши живут небольшими деревеньками (в са­мой крупной из них насчитывалось около 85 человек), вокруг деревенек разбросаны сады с садовыми домиками. Поселения теоретически образованы одним родом по мужской линии, но чаще всего жители привязаны в первую очередь к местности, где располагается их жилище, и время от времени вовлекают­ся в споры о границах или из-за женщин. Выраженные фор­мы политической организации отсутствуют, за исключением свободно структурированного управляющего совета старей­шин, из числа тех, кто за свою жизнь организовал уже немало пиров, а также членов мужского культа, которые могут накла­дывать санкции на нарушителей. Все виды работ — садовод­ство, охота, строительство домов — осуществляются при су­щественной кооперации трудовых усилий, взаимопомощи, когда люди приходят на помощь кому-то начавшему работу, или инициируют совместную работу.

Горные арапеши живут в постоянном устрашении со сто­роны превосходящих их по силам и предприимчивости рав­нинных арапешей, которые требуют под угрозой колдовской порчи приема их как гостей и вымогают ценные подарки, и контактируют с торговцами с побережья, от которых они заимствовали сложные ритуалы на празднествах, украше­ния и развлечения. Организация и осуществление деятель­ности для удовлетворения притязаний равнинных арапе­шей, получения желаемого от береговых арапешей, а также обеспечения необходимого минимума для местной церемо­ниальной жизни — все это в совокупности требует от них напряжения всех сил.

Родственные группы патрилинейны, жена обычно пере­селяется к мужу, но родственные связи по материнской ли­нии также играют важную роль. Дома строятся как на сваях, так и непосредственно на земле; женская одежда состоит из двух свободных кусков материи из луба, подвязанных как фартуки спереди и сзади, мужская — из узкой набедренной повязки из такой же материи. Обмены между свойственни­ками носят незначительный характер. Основным наказани­ем является моральное осуждение, поддерживаемое систе­мой табу и санкционируемое марсалаямы (Marsalais) — духа­ми дождя; считается, что в местах их обитания также соби­раются духи умерших, которые высвобождают рост как та­ковой, а также всех остальных процессов, связанных с раз­витием и жизнью, от проявлений активной сексуальности, агрессивности и смерти.

Луки и стрелы, копья, горшки, плетеные сетки, которые но­сят на голове, инструменты из камня — все это привозное и полученное по обмену, хотя упрошенные копии этих предме­тов производят на месте. Горные арапеши очень невысокого мнения о своих способностях и мастерстве в качестве ремес­ленников, поэтому и пытаются копировать художественные работы своих соседей только самые примитивные.

Когда эта территория попала под управление Новой Гви­неи после окончания Первой мировой войны, там сразу на­чалась практика работы по найму, и к 1931 году уже все юно­ши должны были отправляться на работы в другую местность. От европейцев они позаимствовали ножи, тесло, бусы, спич­ки, бритвы и лоскуты ткани, надеваемые мужчинами в виде набедренных повязок и женщинами во время танцев. В ходе Второй мировой войны арапеши оказались в зоне японской оккупации и попали в зону боевых действий между япон­скими и американо-австралийскими войсками. На равнинах было обнаружено месторождение золота приблизительно в дне пути по направлению в глубь острова от деревеньки Али — тоа, где мы и работали, и это обстоятельство предопределя­ло значительно более интенсивный культурный контакт еще до Второй мировой войны.

Комментировать