Репродуктивное» человека
В наши дни в урбанизированном обществе, когда дети превратились в чрезвычайно дорогостоящие предметы роскоши, а людей столь много, что мы чаще думаем о подъемах и спадах на графиках прироста населения, нежели о значимости отдельного ребенка, для многих проблема репродукции человека стала означать не что иное, как контроль над рождаемостью. Похоже, что существует глубоко укоренившееся мнение о том, что зачатие происходит автоматически, и если не предпринять какие-то чрезвычайные меры, то каждый половой акт будет приводить к появлению на свет ребенка. Историю о том, как «жили-были король с королевой, а вот детей у них не было…», заменили анекдоты о порвавшихся презервативах и прочих неудачах контрацепции. Несмотря на то, что бесплодных мужчин и женщин становится все больше, а заодно и клиник по лечению бесплодия, обыденное сознание все еще сосредоточено на том, как бы избежать зачатия, а не на том, как завести ребенка. В подобной однобокости нет ничего загадочного. Искажения подобного рода встречаются в любой исторический период, когда социальное устройство меняется быстрее, чем структура характера народа, живущего в этих условиях. Пару поколений тому назад большая часть населения Соединенных Штатов жила в сельской местности. Современное общество требует, чтобы семья была маленькой и мобильной, но в представлениях американцев о родительстве доминирует образ матери-героини, родившей бессчетное количество детей. Иногда изображается, что все эти дети живы, иногда — что многие умерли во младенчестве. Считается, что современная женщина находится на волосок от участи, которая хуже смерти, — родить подряд, с очень небольшими промежутками, около дюжины детей.
Но несмотря на то, что современное отношение к продолжению рода (а именно, что если ничего специально-контрацептивного не предпринять, то зачатие обязательно произойдет, — точка зрения, которую разделяют как защитники, так и противники планирования семьи) — объяснимо, оно тем не менее однобоко. Любое человеческое общество сталкивается на самом деле не с одной популяционной проблемой, а с двумя: как произвести на свет и вырастить достаточно детей — но не слишком много. Определения «достаточно» и «слишком много» в разных обществах весьма различаются. В молодой колонии или становящемся военизированным государстве здоровых детей никогда не бывает слишком много. Когда, если можно так выразиться, количество детей начинает преобладать над качеством, социальное давление в области продолжения рода становится более заметным. Жители аграрных стран, где количество обрабатываемых земель ограниченно, вынуждены либо поддерживать популяцию на стабильном уровне, либо позволять молодежи эмигрировать, либо развивать у себя какое-нибудь производство. Примитивные народы, живущие на клочках земли, не отличающихся плодородностью, вынуждены неустанно бороться на равновесие: как сделать так, чтобы мальчиков и девочек было нужное количество, сколько детей необходимо зачать и вырастить, в каком случае жизнью одного ребенка следует пожертвовать ради жизни другого — в редких случаях, например, младенец становится пищей для более старшего ребенка. В примитивных сообществах, так же как и в сложно организованных современных обществах, существует опасение, что уровень рождаемости упадет слишком низко, и общество вымрет. Когда сообщество сталкивается с новой ситуацией, — будь то прибытие белого человека на острова Тихого океана, исчезновение бизонов с американских равнин, появление огнестрельного оружия или даже необходимость обустраивать жизнь на берегу реки, если в прошлом группа обитала в глубине зарослей, — может оказаться, что многие социальные параметры изменились настолько, что становится невозможно поддерживать популяционную динамику на стабильном или желаемом уровне. Многие популяции Южных морей, знать не знающие о контрацепции, стали вымирать по мере экспансии белого человека. Некоторые небольшие группы полностью исчезли с лица земли. Группы побольше находились в неустойчивом состоянии на протяжении жизни одного поколения, прежде чем новый мир обрушился на них, а затем восстановили достаточную стабильность для того, чтобы было зачем двигаться дальше.
Подобное сокращение рождаемости может оказаться параметром, весьма точно отражающим отчаяние, но мы до сих пор все еще очень мало знаем о тех механизмах, которые обеспечивают эту связь. Очень часто снижение рождаемости не объясняется такими простыми социальными условиями, как более поздний возраст вступления в брак или меньшая частота вступления в брак, а также такими явно направленными на достижение этой цели практиками, как применение противозачаточных средств, аборты и убийства младенцев. За этими извечными приемами есть более тонкий фактор, готовность к продолжению рода или ее отсутствие, глубоко укорененные в структуре характера и мужчин, и женщин. Мы до сих пор не знаем, каким образом функционирует эта готовность или неготовность, на каком этапе процесс репродукции блокируется, — но факты не позволяют нам сомневаться в том, что это имеет значение.
Помимо динамики численности населения, регистрируемой статистически, помимо осознанного беспокойства о размере охотничьего или воинского отряда в селении или о том, что каждому ребенку достается все меньше земли, — существует и отношение мужчин и женщин к рождению детей, сформировавшееся и усвоенное в процессе развития. Мы уже видели свидетельства тому, что мужчинам, скорее всего, не свойственно от рождения желание иметь детей. Они усваивают его, причем практически всегда — в раннем детстве, либо посредством идентификации с матерью или зависти к ее способности рождать детей, или же за счет идентификации с отцом в его роли создателя и кормильца семьи, — роли, определяемой исключительно социально. Мы также поняли, что усвоение именно этого желания — одно из основных для сохранения общества. В любом обществе, обеспечившем условия для того, чтобы мужчины стремились становиться отцами и заботиться о детях, любой мужчина, который не хочет иметь детей, будет чувствовать себя в какой-то степени отклоняющимся от нормы. Он может обозначить этот пробел в воспитании как извращение и стать гомосексуалистом. Может предпочесть такое положение в обществе, где его кормят и заботятся о нем, как о ребенке: уйти в монастырь, удалиться от мира в какой-нибудь академии или университете или пойти служить в армию. Если психиатр обследует его, то обнаружит, что он существенно отличается от структуры характера мужчин, ожидаемой в данном обществе, и что он очень уязвим, но не по причине каких-то противоестественных особенностей, а из-за того, что он не научился тому, что большинство мужчин его возраста, класса, интеллектуального уровня, обладающие сходным типом восприимчивости, уже усвоили. Он не более ненормален, чем интеллигентный американец, получающий весьма скромную зарплату, но настаивающий на том, что детей должно быть много. Психиатрическое обследование такого патриарха, несомненно, выявило бы не менее важные пробелы в воспитании, хотя такой мужчина, конечно, гораздо меньше переживал бы беспокойство по поводу своей «инаковости» и реже обращался бы к психиатру, потому что его поддерживает опыт прошедших столетий. И за «недоученное», и за «избыток усвоенного» можно получить суровые телесные расстройства — отклонения от индивидуального пути часто сопровождаются соматическими расстройствами1. У нас нет способа узнать, приходится ли «в валюте» соматических заболеваний платить дороже за отказ от реализации определенной биологической функции, чем некоторые люди платят за отсутствие возможности писать музыку в определенном стиле или одеваться не так, как хочется, а как должны, исходя из вкусов их социального класса.
Таким образом, когда говорят, что у мужчин нет природного стремления к отцовству и поэтому они вовсе не обязательно страдают, отказываясь иметь детей, мы все же должны признать, что отказ от отцовской ответственности в большинстве обществ обходится самому мужчине очень дорого.
Бали — замечательный пример общества, где само обилие поощрений за вступление в брак подразумевает, что людям это состояние не понравится. Вселении Баджоинг-Геде (Bajoeng Gede) мужчина, не вступивший в брак, не может достигнуть самого высокого социального статуса. Он всегда остается на нижней ступени социальной лестницы, старейший из юнцов; он так и не достигает «цветущей молодости». Бездетный мужчина никогда не может достичь вершины социальной пирамиды, полной святости, его предел — ступень, следующая за наивысшей. Но хуже всего приходится тому мужчине, который отважился на отцовство, но зачинает только девочек. В Баджоинг-Геде, например, если у мужчины четыре дочери, и в течение четырех лет после рождения последней больше детей не рождается, то его лишают права активно участвовать в жизни селения. Однако его положение может моментально измениться, как только у него родится сын. В браке мужчина постоянно озабочен тем, желает ли он свою жену в достаточной мере, чтобы зачать ребенка. Социальные установления постоянно разлучают мужа и жену: один уходит, другой остается сторожить Дом, один в деревне, другой в огороде. Брак — формальность, он социально навязан для того, чтобы человек родил детей, без которых он не сможет достичь полной социальной реализации.
На Бали есть мужчины и женщины, которые отказываются вступать в брак. Бездетные мужчины и женщины, а еще пуще — те, кто похоронил единственного ребенка-девочку, так тяжело переживают свое положение, что становятся мрачными, антисоциальными, увлекаются азартными играми и подрывают материальную основу своего существования.
Негативные предписания социального устройства порождают людей, которые вообще отказываются вступать в брак и иметь детей, и тех, кто реагирует на негативные предписания настолько интенсивно, что без достижения социально успешного родительства их личности вообще разрушаются. Однако мне неизвестны случаи каких-либо крайних вариантов поведения у родителей единственного умершего ребенка-мальчика. На самом деле в Байджоинг-Геде — это наиболее социально поощряемая позиция, потому что подобный социальный статус дает родителям ребенка такую степень социальной и индивидуальной завершенности, которую только смерть может прервать. Мужчины, у которых есть еще живые дети, в какой — то момент должны отойти от всей активной жизни, когда их самый младший ребенок вступает в брак или когда рождается первый внук или внучка, но мужчина и женщина, родители единственного умершего ребенка-мальчика, защищены до самого конца данного воплощения. Это единственное обстоятельство драматизирует природу социального давления на родитель — ство на Бали. Родить мальчика также желательно для того, чтобы было кому потом молиться за предков. Семьи, где есть одни дочери, усыновляют своих зятьев, бездетные семьи также — иногда, но не всегда — усыновляют ребенка-мальчика. Однако потребность в том, чтобы кто-то потом молился за предков, не настолько сильно внедряется в общество, как потребность в социальном завершении человека в данном воплощении. Последовательность этого завершения интересна. Первый этап — это холостые и незамужние, они не завершены по определению, единственное исключение — это девушка из касты браминов, которая по своему праву стала жрицей, но ей, соответственно, запрещается вступать в брак. Т. е. она уже достигла статуса, которого в нормальных условиях достигает ограниченное число замужних женщин-браминок, ей некуда идти дальше. Брак был бы шагом назад в ее развитии. Далее у нас есть замужние и женатые, у которых родились только девочки, потом замужние и женатые, у которых вообще нет детей, и наконец, у нас есть замужние и женатые, у которых родился по крайней мере один сын.
Племя маринд-аним[14] довело до крайности опасение, что гетеросексуальная активность для мужчин и женщин никогда не будет достаточно приятной, чтобы они ей предавались. Молодые мужчины маринд-аним проходят период высокоритуализированных гомосексуальных отношений, и потом, во время ритуала, который готовит большую группу юношей к посвящению в мужчины, приносят в жертву мужчину и женщину, сплетенных в объятии, — их бросают в яму и убивают в качестве необходимой жертвы. Страх, что никто по своей воле не предпочтет гетеросексуальную любовь, — это весьма крайняя позиция, она драматизирует один из полюсов шкалы, в то время как народы, которые накладывают строжайшие ограничения на гетеросексуальную половую жизнь, явно демонстрируя свой страх, что в ином случае гетеросексуальная любовь выйдет из берегов, — это другой полюс шкалы. Нам неизвестны примитивные народы, которые бы в той или иной степени не демонстрировали признание того, что соитие связано с репродукцией, с продолжением рода, пусть даже они обозначают это как «прокладывание пути для духа»: они могут говорить, что во время соития создается путь для души ребенка, чтобы она могла войти в утробу матери. Могут говорить, что совокупление — это способ накормить душу ребенка после того, как она уже вошла в тело матери. Таким образом, инстуционализирован — ные представления о естественности гетеросексуальных импульсов, или о необходимости их стимуляции снабжают нас индикатором социального отношения к репродукции. Они, кстати, часто бывают противопоставлены друг другу… или молитвы и культы плодородия могут сопровождаться ритуалами, стимулирующими гетеросексуальное желание. В ином случае молитвы и ритуалы плодовитости могут сопровождаться ритуалами, стимулирующими гетеросексуальное желание. У мужчин связь между врожденными сексуальными импульсами и продолжением рода — это, похоже, приобретенное поведение, и об этом свидетельствует большое разнообразие противоречивых культурных решений этой ситуации. Мужская сексуальность кажется изначально сфокусированной только на одной цели — на непосредственной разрядке; именно общество обеспечивает мужчин желанием иметь детей, желанием вступать в установленные, оформленные межличностные отношения, которые приводят в порядок, контролируют и усложняют, разрабатывают изначальные импульсы мужчины2.
У женщин, однако, мы сталкиваемся с чем-то совершенно отличным. Для мужчин половой акт сам по себе является целью, разрешением ситуации и удовлетворением, но для женщины аналогом будет не единственное переживание совокупления, насколько бы самодостаточным оно ни казалось, но весь цикл беременности, рождения и грудного вскармливания. Обычно в тех обществах, где продолжительность жизни невелика, женщины могут посвятить примерно только половину своей жизни, а в тех обществах, где продолжительность жизни больше, — всего лишь треть своей жизни рождению и воспитанию детей. Большая часть сообществ постоянно подчеркивает, что способность к деторождению — это значимый аспект женственности. Во многих обществах к девочкам, не достигшим половой зрелости, и к женщинам после менопаузы относятся почти так же, как к мужчинам. Общество, которое не определяет женщин как изначально предназначенных для деторождения, гораздо легче преодолевает или развенчивает различные табу или социальные барьеры. Очень важно, что мундугуморы, даже несмотря на то, что у них есть оформленная в рамках общественного устройства система взглядов, основанная на недопущении женщин к посвящению в мужской культ, одновременно отказываются признавать роль женщин в деторождении и допускают женщин в «таинство священных флейт». В поисках аналогии обратимся к обществу американских индейцев пуэбло — зуньи, в котором культурная традиция не поощряет среди мужчин никаких видов деятельности, не носящих конструктивного, консервативного и пронизанного заботой о детях характера, и в котором — с другой стороны — женщины допускаются к инициации в ритуальные мужские общества. Но в то время как у мундугуморов только случайная ленивая девочка откажется от небольших испытаний посвящения, у зуни немногие женщины пользуются своими привилегиями. В досоветской России детородная способность женщин имела небольшую ценность, и поразительно, насколько легко русские допускают женщин в те занятия, которые обычно считаются мужскими, в частности — дают им на войне винтовки и пулеметы. У чамбули, где женщины являются добытчицами, мужчины сетуют на то, что их женам вдобавок приходится и заботиться о детях. Молодые мужчины бесконечно докучали нам уговорами, чтобы мы снабдили их племя козами: «Мы бы доили коз и кормили бы малышей. А женщины слишком заняты, им надо делать другие дела». Позже мы увидим, каким образом в Соединенных Штатах, где большая часть воспитания и образования женщин одинакова с мужским воспитанием и образованием и где доминирует представление о равных экономических возможностях, все равно при замужестве от женщины ожидается, что она будет воспитывать детей и хозяйничать по дому, и эти ожидания на 180 градусов отличаются оттого общего, что мальчики и девочки узнают о жизненном выборе.
Другими словами, мужчинам еще в раннем возрасте приходится учиться стремлению заводить и лелеять детей и поддерживать общество, в котором дети не только защищены от врагов, но и имеют все необходимое. Женщинам, с другой стороны, приходится учиться хотеть завести детей только в социально предписанных условиях.
Маленький мальчик смотрит на свое тело и на тела других мужчин любого возраста и осознает свой потенциал исследовать, разбирать на части, создавать новое, проникать в тайны мира, сражаться и любить. Маленькая девочка смотрит на свое тело и на тела других женщин всех возрастов и осознает свой потенциал рожать ребенка, держать его, кормить грудью, ласкать, заботиться о нем. Логике груди, не предназначенной для кормления ребенка, можно научить, лишь используя весьма изощренные культурные навыки. Для этого девочкам можно создать такие учебные условия, где каждая из них захочет стать мальчиком и будет сожалеть о том, что родилась девочкой. Девочкам можно внушить, что быть женщиной и родить ребенка — это синоним увечья, искалеченности и насилия над собственным телом. Девочки могут научиться не желать детей, но это неестественно и социально навязано. Культура может заново истолковать малейшую деталь устройства женского тела. Можно называть влагалище и вульву той частью, которая дает непосредственное наслаждение, и больше не считать ее дверью, сквозь которую в мир приходит новая жизнь. На груди можно навесить ярлыки эрогенных зон, и их необходимо развивать и лелеять только потому, что они являются ценными устройствами для занятия любовью, а не потому, что когда-нибудь они будут кормить детей. Мягкость женского тела может рассматриваться не только как поверхность, к которой младенец прикасается своей крайне чувствительной, нежной, только что из утробы, кожей, но можно эту мягкость и нежность воспринимать как нечто презренное, что необходимо «укреплять». Матку тоже можно рассматривать не как место благодатного расширения, но как угрозу, которую необходимо еще сильнее сжать, поглощая для этого магические корни, от которых женщина становится бесплодной, как делают в поселении Тевара, где живут добу. Матку можно воспринимать как участок, который необходимо изолировать от остального чрезмерно плодовитого тела путем операции по перевязке труб. Красота бесплодных женщин может стать настолько значимой для племени, скажем, как на Бали, где ведьму называют «женщиной, чья дочь отвергнута в браке», и которая затем из мести готовит прекрасных, не способных рожать маленьких девочек для того, чтобы они разносили смерть по этой земле.
Ведьма, фигура которой появляется с однообразным постоянством во всем мире — среди цивилизованных и нецивилизованных народов, в густых зарослях джунглей или на перекрестках европейских городов, — это женщина, которая улетает на метле или на ободранном пруте, оставив свою пустую кожу рядом со спящим мужем, чтобы ввести его в заблуждение и заставить поверить, что она на месте. Важно, что подобного воспроизводящегося сходного всюду образа мужчины, который при помощи магии творит зло, — не существует. Колдуны, чародеи и черные маги появляются и исчезают в разное время в разных культурах, а ведьма остается — как символ настолько глубокий, что ее не может развенчать даже наиболее энергичное культурное воображение.
На Бали ведьма — главный персонаж драматических постановок. Ее изображают обладающей внешними признаками и женского материнства, и мужской зрелости, у нее отвислые груди, а тело ее покрыто густыми волосами. Дети изображают ее, скрючивая пальцы на руках, как будто ведьма готова их схватить и уничтожить, но в зрелом возрасте ведьма — это изображение страха, она пугающая и перепуганная одновременно, одинокая, странным образом передвигающаяся, странным образом покачивающаяся, она стоит внутри магического круга, которым дружелюбный дракон обводит ее и всех остальных жителей деревни. Ведьма находится среди них, но они в безопасности до тех пор, пока она не может призвать себе других ведьм. В танце джогет, очаровательном, исполняемом на улице маленькой девочкой, не достигшей еще подросткового возраста, для того, чтобы вызвать восторг у мужчин деревни, танцовщица изображает нечто желанное и то, чему невозможно сопротивляться в женщинах. Она берет куклу, изображающую ведьму, и ставит свою изящную ножку на голову кукле, вминая ее в пыль. Далеко от Бали, в верховьях реки Сепик в Новой Гвинее, где ведьмы встречаются только в сказках, я однажды обнаружила маленькую пятилетнюю девочку, танцующую над братом-младенцем, которого она положила в ямку выкопанную в земле. Никогда не видев ничего подобного, не обучавшись традиционным танцам, она воспроизвела те движения, которые на Бали были возвышены до уровня драматургии. Фигура ведьмы, которая убивает живые существа, которая душит младенцев, сам взгляд которой вызывает выкидыши у коров и заставляет сворачиваться свежее молоко, — это проявление человеческого страха перед тем, что может сделать роду человеческому женщина, которая не хочет рожать и воспитывать детей или которую вынудили отказаться от этой возможности. Ведьма может отстраниться от мужского желания и тем самым скрыть связь с самой жизнью. «Она может умчаться, оставив свою пустую кожу рядом со спящим мужем». Женщины, подобно мужчинам, — это существа, способные учиться, их поведение в зрелом возрасте также зависит от их детского опыта. Они настолько глубоко могут усвоить желание не иметь детей, что станут опасными для всей жизни на Земле.
Но, похоже, не существует точного свидетельства тому, что выученное нежелание иметь детей неизбежно вызывает настолько неразрешимый конфликт с женским естеством, что женщине приходится платить чрезмерно высокую цену, досадуя и ненавидя свою участь, а эта ненависть будет резонировать, отзываться в жизнях окружающих ее людей. Один психиатр, работающий в Соединенных Штатах, однажды подвел итог своего клинического опыта: «Я никогда не видел женщину, в социальном и физическом плане способную иметь детей и отказавшуюся от этого, которая не страдала бы психологически от этого отказа». Вполне возможно, как и сделали бы некоторые крайне настроенные современные авторы, истолковать его утверждение следующим образом: стремление женщины иметь детей настолько глубоко укоренено в основе ее природы, что попытка вмешиваться в это и каким-то образом его изменять неизбежно приводит к расстройству, если не к тяжелому душевному заболеванию. Они бы сказали: человек не может отучиться дышать, не может отучиться есть и спать — он может научиться только модулировать и регулировать эту деятельность, равным образом женщины не могут отучиться от желания иметь детей. Но если еще раз внимательно прочитать утверждение психиатра, стоит обратить внимание на выражение — «в социальном плане». Т. е. женщины страдают от того, что сами вначале научились стремиться иметь детей, а потом отказались от этого.
Та же самая ситуация повторяется, если старший сын короля не способен нести ответственность за королевство, если старший помощник капитана не способен принять на себя ответственность за корабль, когда капитан умирает во время путешествия. То же самое происходит со студентом, который получил стипендию для обучения музыке в Европе, растранжирил там предоставленные деньги и время, а музыке вовсе не обучился. Во всех перечисленных примерах у человека будет серьезное психологическое расстройство.
Человеческое общество накопило множество способов, как можно научить людей тому, что они должны делать. И существует соответствующая «батарея» наказаний, накладываемых извне или изнутри на тех, кому не удается сделать то, чему они были обучены. Женщины в нашем обществе усвоили, что брак и деторождение идут вместе и что, кроме каких-то чрезвычайных обстоятельств, — таких, например, как наследственное заболевание, плохое здоровье одного из партнеров, дополнительное финансовое бремя, когда необходимо оказывать кому-то помощь, например заботиться о родителях, братьях или сестрах, — во всех остальных случаях избегание родительства — это избегание ответственности. В данном случае и женщины, и мужчины целенаправленно избегают ответственности, демонстрируя тем самым социально неприемлемый путь, что в конечном счете на них же неблагоприятно и сказывается.
Даже данные из соматических больниц подтверждают, что, как правило, менопауза проходит тяжелее и карциномы принимают иную форму у женщин, которые никогда не рожали. Однако и это нельзя считать доказательством упрощенческой теории о том, что женское тело мстит за неиспользование его по назначению, т. е. для материнства. Для незамужней женщины или для бездетной замужней женщины, которая хотела, но не имеет детей, менопауза наступает как последнее уничтожение надежды, возможности, и поэтому с менопаузой приходит отчаяние, а оно может вести за собой болезнь. Но ключевым тут является придаточное предложение «которая хотела иметь детей». Те, кто выучились чего-то желать, будут страдать, если они этого не достигли. Исключение — заключается в том случае, если они еще и научились считать самоотверженность высокой добродетелью.
Институт монашества, где во имя служения Господу мужчины и женщины отказываются от функции продолжения рода, от своего детородного потенциала, — пример социально приемлемой традиции, в рамках которой женщины могут научиться не желать иметь детей. Всегда, если маленькие девочки сидят, допустим, под деревом и болтают о будущем, одна какая — нибудь скажет убежденно и считая это чем-то хорошим: «А я стану монашкой и буду носить клобук и заботиться о согнях малышей», или «буду ухаживать за больными», или «буду учить», или «весь день молиться». Во всех обществах, где это возможно, есть социально приемлемые установки, в рамках которых женщина может отказаться от функции продолжения рода, не нанося при этом себе ущерба. Однако утрата религиозной веры или сомнение в собственном религиозном призвании может впоследствии поколебать результаты этого научения, и святая монашка может превратиться в бедную сумасшедшую, которая не слышит больше голоса ангелов, но слышит голоса своих нерожденных детей. Для женщин возможно создать такие профессии, которые подразумевают отказ от деторождения, и эти профессии способны предоставить маленьким девочкам возможность в будущем самореализоваться без материнства. Когда эти решения не усложнены каким-либо отрицанием женственности, необходимостью полностью отвергнуть возможность иметь детей, этот процесс научения, возможно, проще, чем тот, когда маленькая девочка выбирает так называемый мужской путь развития, потому что он кажется ей чем-то глубоко привлекательным. Стать врачом в Советском Союзе и в Соединенных Штатах — это два совершенно разных пути, потому что в США женщина-врач — это очень поощряемое исключение, в то время как в России женщины-врачи составляют социально поддерживаемое большинство. Но у нас недостаточно данных, чтобы утверждать тождественность ролей, в которых женщины самореализуются, не имея детей, с теми, которые можно истолковать как сублимацию стремления к ро — дительству. Мы до сих пор полностью не знаем, до какой степени любая девочка или группа девочек может научиться не желать иметь детей.
Нет у нас также и свидетельства тому, является ли обучен — ность не следовать каким-то исходно телесным более деструктивной, чем обученность следовать какому-то исходно социально социальным путем, не имеющем телесной основы. Если общество обучает своих мужчин быть конструктивными, мирными, кроткими за счет лишения их возможности активно наслаждаться своей сексуальностью, так, как это происходит, например, у народов зуни и арапешей, тогда эти мужчины заплатят свою цену за новые знания и новые навыки. Но самоанцы, такой же мирный и конструктивный народ, эту цену не платили. Мужская сексуальность никогда не определялась у них как агрессивность, которую необходимо обуздать и усмирить, ее расценивали всего лишь как наслаждение, которому можно предаваться в правильное время и с правильными партнерами. Правильнее было бы сказать, что в любом обществе женщины и мужчины обучаются так или иначе толковать смысл своих телесных различий и значимость своих репродуктивных органов. Во время этого обучения культура может определить, какое поведение требуется от представителей каждого пола — таким образом, что это бремя будет тяжелым или легким.
Возможно, наиболее бросающаяся в глаза часть подобных установок, — это то, как выражают словесно и образно само деторождение. Некоторые общества определяют деторождение как нечто предельно опасное. Ацтеки считали, что небеса окрашивает в красный цвет кровь мужчин, погибших в битвах, и кровь женщин, умерших родами.
Другие могут относиться к деторождению как к такому простому процессу, что только сама мать с надеждой высчитывает, чтобы ее ребенок родился в лагере, и поэтому получит шансы выжить, а не во время холодного перехода в течение дня, когда он несомненно умрет. Усилия и мучения при родах могут быть настолько преувеличенными, что после рождения ребенка муж, деля их с женой, ложится рядом с ней отдохнуть. Или, например, походив из угла в угол в приемной родильного дома, — съездить на Бермуды, чтобы развеяться. Старухи могут так запугать детей россказнями о муках матери и о колдовстве, что дети от страха на время родов стараются крепко заснуть, — или же, наоборот, дети могут шнырять по деревне, выискивая, нет ли где интересных родов, чтобы на них посмотреть. В иных культурах женщине положено так стонать или визжать, чтобы все молодые наблюдательницы расхотели бы рожать, и когда придет их собственное время, визжали бы совершенно так же. Или женщины, напротив, могут усвоить, что роженица должна вести себя тихо и достойно, обращая внимание на то дело, которым она занята, не растрачивать зря свои силы и не нарушать покой семьи громогласными воплями. Таким образом, роды проходят также в соответствии с социальным и культурным их восприятием — как опасные и болезненные для матери, интересное и поглощающее занятие, обычное, хоть и рискованное, или же сопровождающееся совершенно сверхъестественным риском. Мужчины вне зависимости от того, позволяют ли им смотреть на роды, вносят свой вклад в их восприятие, и я видела, как мужчины, которые давали нам информацию, корчились на полу в потрясающей пантомиме болезненных родов, не видев и не слышав никогда, как ведет себя рожающая женщина.
Воображение и мужчин, и женщин участвует в установлении любого элемента человеческого поведения, даже если он свойствен представителям только какого-то одного пола. И более того, представители обоих полов, обладающие особыми наклонностями, могут придать этому установлению какую-то доминирующую ноту. Мужчины, которые воспринимают совокупление как нечто агрессивное, обладают одними фантазиями о жутком воздействии своих неконтролируемых, агрессивных желаний на жен, что очень сильно отличается от фантазий других мужчин, для которых совокупление — это просто нечто приятное, видимо, именно такой взгяд отражается в следующем описании родов: «Ребенок спокойно спит до тех пор, пока не придет пора родиться, а потом поднимает ручки над головой и выходит».
Одно из самых существенных изменений современности — это уменьшение страха умереть родами среди женщин, потому что статистика показывает, что количество женщин, умерших от родов, сократилось3. Но в свете моих кросс-культурных изысканий это кажется культурно ограниченной точкой зрения. Не статистика материнской смертности, а взгляд на деторождение, бытующий в обществе, определяет, как будут восприниматься роды — как ситуация, где женщина рискует жизнью, как ситуация, где женщина обретает ребенка или социальный статус, или путь на небеса, — любой аргумент в пользу женского инстинктивного материнского поведения, подчеркивающий преобладание биологического субстрата над позднее присвоенным, с чем сталкивается девочка с самого рождения, должен так или иначе быть согласован с этим огромным разнообразием отношений к родам и деторождению в целом. Нельзя утверждать одновременно, что роды — это невыносимая боль и переносимая боль, что это одновременно ситуация, от которой женщины в ужасе отшатываются, и ситуация, по направлению к которой все женщины естественным образом движутся с готовностью и радостью, что это одновременно опасность, которою необходимо избегать, и полная женская самореализация, к которой необходимо стремиться. По крайней мере что-то одно нужно считать научением, и в свете современных знаний женское и мужское отношение к родам сложно и противоречиво. Общество может взять любой аспект и разрабатывать его. Оно Даже выбирает несколько противоречий во всем, чему человек выучивается, в любом культурно разработанном поведении: чем дальше мы отходим от биологической основы, тем свободнее полет воображения. Существует определенный резон верить, что мужское воображение, развивающееся без информации от непосредственных телесных ощущений и переживаний, могло непропорционально сильно повлиять на общекультурные структуры убеждений и практик, связанных с родами. Возможно, имеет существенное значение, что в тех полинезийских обществах, где муж участвует в родах не в качестве мага или жреца, отношение к родам крайне простое и ничем не замутненное: женщины не визжат, а работают, а мужчинам не требуется производить впоследствии каких-либо искупительных действий.
Но за принятием или отвержением тенденции к продолжению рода, родов как таковых, заботы и выращивания детей, — всегда лежит культурная традиция, в рамках которой мальчики и девочки обучаются принимать мир, где существуют два пола и особая роль каждого из полов. Общества могут достичь разного успеха в обучении мальчиков и девочек их репродуктивной роли, и когда оба пола настроены против продолжения рода, тогда эти общества вымирают, даже если им вовсе не известны противозачаточные средства.
Таким образом, в течение многих тысяч лет один народ за другим сражался с проблемами плодовитости и бесплодия, пытаясь путем проб и ошибок, с наскоку приспособить желаемое количество детей к возможному и необходимому, и вписать все эти количества в существующие социальные практики. Возможно, когда-нибудь разовьется такая культура, в которой коммуникация внутри каждых парных отношений будет настолько хороша, что не нужно будет никакого иного контроля рождаемости, помимо женских естественных ежемесячных ритмов способности к зачатию. Представляется достаточно ясным, что чувствительность женщины к изменениям в ее собственном теле может безопасно удерживать ее «встреч под луной» в обществе, где к любви относятся легко, но эта же женская чувствительность недостаточно сильна для того, чтобы противостоять тысяче давлений такой сложной социальной организации, как наша, в которой естественные импульсы смазаны и вписаны в мир, определенный будильниками, фабричными гудками и регулярным расписанием поездов, организации, в которой есть месяцы, благоприятные для вступления в брак, сезон поездки на Бермуды, напряжение ежегодной встречи директоров или подготовка премьеры пьесы, которая должна вот-вот выйти на сцену. Но когда мы наблюдаем за чрезвычайными мерами, к которым прибегают простые народы, чтобы их уровень рождаемости вписывался в социальную структуру, например, когда мы видим, как народностьтода швыряет новорожденных девочек в грязь, чтобы буйволы затоптали их насмерть, а оставшийся избыток мужчин потом делит общую жену, прибегая к чрезвычайно сложным предосторожностям, чтобы сохранить мир в доме, мы, возможно, осознаем, что вовсе не сама по себе современная цивилизация в смысле урбанизации привела к отчуждению людей от их собственного телесного ритма. Между тем периодом, когда наши бродячие предки могли без труда отличить ядовитую ягоду от целебного корня, и сегодняшним днем, когда мы, кажется, знаем уже достаточно, чтобы подобрать подходящую диету для младенца, — между двумя этими периодами люди неуклюже, испытующе пытались наложить созданный человеком образ жизни на организм, который может выдумывать подобные пути, отличные от естественного образа жизни, но не обладает автоматической способностью приспосабливаться к ним. Между первой кроватью, сделанной из сухой травы, первым валуном, послужившим основой стены, загораживающей от ветра, или первой ветвью, из которой было изготовлено орудие труда, — возможно, между первой женщиной, которая сама пришла и легла спокойно, а не будучи охваченной желанием, рядом с избранным мужчиной, между первым мужчиной, который начал регулярно делиться с нею добычей, с одной стороны, и наиболее современными достижениями устройствами атомного века — радионяней, гомогенизированным молоком, обогащенным витамином D, или трансплантацией части глаза от мертвеца к живому, человечество путешествовало по одному и тому же пути, и этот путь не был естественным. Было бы сентиментальной чушью рассуждать об «естественном» поведении эскимоса, сидящего на корточках в меховой одежде, заботливо расшитой его женой, обутый в ботинки, кожу для которых жена любовно изжевала, — сидит он и удерживает в руках, обтянутых рукавицами, хитроумно изготовленный гарпун, и выжидает появления тюленя. И так же смешно и нелепо было бы называть «неестественным» поведение современного человека, обутого в ботинки фабричного производства, которые жена любовно купила ему на распродаже, одетого в фабричный костюм из фабричной ткани, сделанной из импортированной из Австралии шерсти, когда он работает на конвейере, обслуживая машину для закатывания консервов. Все это подобно ссорам между специалистами по питанию, теми, кто против обогащения хлеба витаминами, потому что это неестественный способ обращения с естественным хлебом, выращенным не из дикорастущей пшеницы, с использованием искусственных орудий труда, смолот на современной мельнице и испечен в печи, сложенной руками людей. Наша проблема не в том, чтобы быть естественными, что могло бы означать, по сути, срывание с себя последних клочков цивилизации, отказа от речи и возвращения к жизни животных. Наша проблема не в том, чтобы быть более или менее естественными и усвоить какие-то просторечные выражения, деревенские жесты или отправляться на охоту с надувным матрасом, есть хлеб из муки грубого помола или из цельного зерна, как будто бы это могло удержать нас от ужасного искусственн
ого состояния. Наша проблема в том, чтобы развить и разработать новый способ эволюции, ту драгоценную систему выдумок и усвоенных социальных практик, которая и отличает человека от других живых существ. Нам не нужен «более естественный» хлеб, сделанный из зерна, хотя бы немного более похожего на пищу диких животных, хотя и «испорченный» за несколько сотен лет культивации и повышения питательности, нам нужен хлеб, сочетающий в себе больше неестественности, больше, а не меньше результатов научных исследований, новых достижений, новых знаний.
Наши характерные человеческие качества зависят от нашей относительной бесплодности, от долгого периода развития человеческого плода и от той зависимости младенца, которая делает возможным рождение всего лишь нескольких детей, которых можно воспитывать долго и с любовью. Наша человечность зависит от теплого отклика и мужчин, и женщин, отклика» тесно не привязанного к репродуктивным циклам женщины. Но для того чтобы развить и привести к зрелости этот потенциал брачных отношений, для того, чтобы прийти к равновесию между усвоенным желанием иметь детей и финансовой возможностью осуществить это, чтобы нам не нужны были грубые и бесчеловечные меры для уравновешивания этого числа, чтобы никакая часть популяции не воспитывалась как психологически бесплодная, чтобы никакие жизни не начинались для того, чтобы быть выброшенными под ноги слепых богов, нам необходимо больше знаний и гораздо более тщательно разработанная модель человеческих взаимоотношений, чем та, которую мы сейчас имеем.