Примечания к главам
Часть первая
Глава 1
1 Из «Беседы с сердцем» Леонии Адаме:
То сердце, что любило, но знать не знало святости своей,
(Что сетовать — для жизни сердце ведь любить должно, как губы — ловить воздух)
Все ж той любовью освящало без затей
Твой жизни путь, кто призван даровать другим свой дух:
Так сотни раз без всякого разбора рот раскрывался съесть кусок,
Но освященный хлеб вкусит — лишь голоду оставив срок».
Those Not Elect. New York: McBride, 1925. P. 12.
Глава II
1 Mead M. Anthropological Data on the Problem of Instinct // Psychocomatic Medicine. 1942. Vol IV. P. 396 — 397 (Симпозиум — Второй коллоквиум No психодинамике и экспериментальной медицине)
2 Armstrong W. E. Rossel Island. Cambridge University Press, 1928. P. 100.
3 Обзор Дороти Деметракопулу работы М. Дарема «Законы и обычаи Балкан» (Demetracopoulou. D. Durham М.Е. Laws and Customs of the Balcans // American Anthropologist. N. S. 1930. Vol. 32. P 670).
4 Для тех, кто интересуется, каким образом подобные результаты используются при формулировании гипотез, которые могут быть проверены на материале по примитивным культурам, описание следующей стадии может послужить пояснением.
По завершении предварительного сбора материала, когда удалось, наконец, привести в систему разрозненную мозаику бессмысленных словосочетаний по фонетическим и грамматическим признакам, свести в группы родства слова, которыми дети называют взрослых, обращения людей друг к другу в различное время и в различных обстоятельствах, и понять значение таких фраз как: «он цыплячий сокол», «но череп мы не брали» «у него была быстрая шея», мы должны все осмыслить и упорядочить. А дальше? Быть может, краткий набросок того, как мой разум искал ответ, окажется полезным.
Предположим, кто-то, интересующийся детской психологией или религией, поставил бы мне вопрос: «Что вы можете сказать о том, как связано представление о длящейся молодости и вера в бессмертие9» Прежде всего я быстро бы прошлась по хранящимся в памяти данным о примитивных обществах, и вспомнила бы, скажем, что американские индейцы в целом мало интересовались вопросом бессмертия, и духи конкретных умерших людей не
Ч
Играли у них важной роли. Возможно, я бы повторила фразу. «Мы прорастаем поутру, а вечером — покос», чтобы проиллюстрировать отношение индейцев прерий к смерти. В то же самое время целый ряд конкретных и определенных образов будет проходить перед моим мысленным взором: сакральные обращения индейцев к рыбе — подойти и быть пойманной, а затем бросание ее костей обратно для возрождения; духи мертвых — целый пантеон из другого мира, но не чьи-то личные дедушка и бабушка — которые являются на танец в масках в поселения зуни, вера индейцев-омаха, что все близнецы прошли через реинкарнацию Мелкие фрагменты из работ многочисленных этнологов незамедлительно также явятся в памяти, подтверждая значимость затронутой проблемы. Затем мой разум обратится к другим частям света земного шара, попутно стремясь соотнести информацию по категориям Т. е к примеру, я могу сказать: «А в Индонезии…» — и позволить своему уму дальше перебирать различия в отношениях к предкам или могу обратиться к смежной области: «Давайте посмотрим также на культу почитания предков и реинкарнации в дополнение к общей картине». Если реинкарнация представляется уместной в данном контексте, я могу задуматься над тем, где среди известных цивилизаций верят в нее, и могу затем добавить: «Конечно, интересно было бы выяснить, какова взаимосвязь между человеком при рождении и после окончания нынешней жизни». Это в свою очередь может привести к сопоставлению эскимосов и балийцев: у обоих народов к младенцам относятся как к существам, обладающим при рождении пророческими способностями, в обеих культурах детей рано обучают сложным навыкам и ремеслам. И здесь я могу поставить следующий вопрос: «А не является ли ключевым моментом взаимосвязь между обучением и представлениями о рождении и бессмертии?» После чего сопоставлю отношение балийцев, считающих, что личность возрождается снова и снова в одной и той же семье, отчего жизненный цикл лишен какой бы то ни было кульминации и просто является цепочкой циклов взаимодействия между нашим и иным миром, — и отношения к этому же вопросу манус, по представлениям которых человек как существо первоначально создается из вещества отцовского и материнского тел, входит в полную силу при достижении зрелости, короткое время непосредственно после смерти существует в виде могущественного духа, а затем опускается на все более низкие уровни, вплоть до морских моллюсков и планктона. Затем я могу рассудить так. балиийцы верят, что учиться не поздно ни в каком возрасте — малыши и весьма пожилые учатся относительно легко, без явных внутренних усилий и внешнего принуждения (ср. русское «век живи — век учись». — Прим. ред.), пожилые люди довольно долго не теряют внешней красоты, в то время как у манус люди уже в сорок лет — развалины. Вероятно, здесь существует взаимосвязь, которую стоит исследовать глубже. Основываясь на этом выводе, я могу продолжить поиск: знаю ли я еще какие-либо группы людей, которые верят в реинкарнацию, но где одновременно отмечается заметный упадок жизненной силы к концу жизни, тем самым пытаясь выявить негативные примеры, могущие опровергнуть мою рабочую гипотезу. В то же время я буду перебирать в уме, что мы знаем об обучении разных возрастных групп в различных культурах, а также собственно об обучении как о понятии и о его видах: натаскивание и зубрежка, метод кнута и пряника, обучение без всяких наказаний, и — на другом уровне — буду вспоминать конкретные примеры, живые картинки: как резчик по дереву обучается своему искусству (плюс, примечанием, данные о возрасте, в котором мальчиков отдают в подмастерья искусному резчику и т. д.). Илия вновь могу обратиться к понятиям «вера в реинкарнацию» и «жизненный цикл» как к двум этнографическим категориям, для чего, возможно понадобится подъехать в библиотеку Йельского университета и покопаться там в каталоге, где собраны и упорядочены по категориям материалы по огромному множеству обществ, отчего их легче соотносить. Или же в результате у меня может сложиться свой набор вопросов, для ответа на которые придется обратиться к специальной литературе: «Был ли в сравнительном исследовании двух африканских племен по усвоению новых историй, упомянут возраст обучаемых9» «Неплохо бы вернуться к рукописи Джемеши, где рассматриваются женщины после менопаузы, которые считали, что только теперь они начали понимать, как на самом деле наслаждаться сексом» и т. д.
Это один из способов использования сравнительных данных. Он включает: процесс выдвижения некоего вопроса; использование данных, собранных со всех континентов; выдвижение рабочих гипотез по ходу исследования с предварительной их проверкой сведениями из активной памяти; и в итоге выбор и закрепление той гипотезы, которая представляется продуктивной и поддающейся проверке, либо по имеющимся литературным данным, либо путем новых полевых исследований Причем не обязательно снова среди примитивных племен, а в психологической лаборатории или исследовательской клинике Каждый антрополог использует сравнительный метод по-своему, но суть метода остается прежней.
(См. статью Г. Бейтсона «Мысленный эксперимент при анализе полученного наблюдением этнографического материала». Bateson G. Experiments in Thinking about Observed Ethnological Material // Philosophy of Science. 1941. Vol. 8. P. 53-68.)
Материал этого раздела почти полностью взят из моих собственных полевых наблюдений или из работ коллег по экспедициям. Полную библиографию опубликованных материалов по данным семи культурам можно будет найти в приложении II. В этих примечаниях я буду приводить только отдельные ссылки, которые, по моему мнению, представляют особый интерес для читателей, или указывают на первоисточник.
Глава III
1 Bender L., Montague A. Psychotherapy through Art in a Negro Child // College Art Journal. 1947. Vol. VII. P. 12-17.
2 Эти взгляды первоначально развивались Грегори Бейтсоном по материалам, полученным на ятмулах. См.: особенно в связи с этим: Bateson G. Culture Contact and Schizmogenesis // Man. 1935. Vol. XXXV. P. 178 — 83; Naven. Cambridge University Press, 1936; Some Systematic Approaches to the Study of Culture and Personality // Character and Personality 1942. Vol. XL. P. 76 — 84; Morale and National Character // Civilian Morale / Ed. by G. V&tson, H. Mifflin. Boston, 1942. P. 71 — 91.
3/B таком использовании термина «Reciprocal» я подразумеваю нечто несколько отличное от определения, данного в работе Бейтсона «Мораль и национальный характер». Рассматривая как определенный тип культуру манус, я определяю реципрокное (взаимное) поведение как такое, при котором предметы, товары или взгляды и представления циркулируют, передаются друг другу как между двумя лицами так и внутри группы (взаимообразно). Представим себе такую последовательность событий: А ударяет Б, Б ударяет А, где А — отец, а Б — сын. Ее можно рассматриваться как взаимодополняющую (комплементарную), если характер и восприятие нанесенных ударов различны; т. е. отцовская взбучка в наказание за ослушание, ребенок в раздражении и обиде отвечает на нее своим ударом. Возможна и симметричная трактовка, если акцент делать на противостоянии отца и сына, встречающихся лицом к лицу и побивающих друг друга. Но если наиболее важным элементом становятся не относительная сила или слабость удара, наказание за провинность или оказание помощи, сопоставимость или несопоставимость статуса детей и взрослых, а обмен именно ударами, как если бы это были некие презенты: Раз один дали, значит, его следует вернуть, — тогда речь идет о взаимообразном поведении.
Как подчеркивал Грегори Бейтсон, именно способ представления цепочки событий с точки зрения ее участников позволяет выделить эти разные типы поведения в целях их дальнейшего анализа.
4 До приезда к арапешам в 1931 г. я не приступала к серьезной систематической работе с зонами тела. Хотя я уже была знакома с основополагающей работой З. Фрейда в этой области, но не представляла, как применить ее в полевых исследованиях, пока не прочла первый экспедиционный отчет Гезы Ро — хейма (Roheim G. Psychoanalysis Of Primitive Culture Types // International Journal of Psychoanalysis. 1932. Vol. XIII. P 1 —2 (Roheim Australasian Research Number).
Тогда я написала домой с просьбой прислать тезисы работ К. Абрахам (K.Abraham). Освоенные систематически на практике Эриком Хомбургером Эриксоном, эти идеи стали составной частью моего теоретического инструментария. Часть книги «Балийский характер» основана на них, в особенности иллюстрации 38 — 44 (Plates 38 — 44). Как раз во время подготовки этих материалов Грегори Бейтсон последовательно увязывал зональную карту Эриксона с категориями комплементарного поведения. Для ознакомления с промежуточной версией этой карты см.: Mead М. Research on Primitive Chilldren // Manual of Child Psychology / Ed. by L. Carmichael. New York, Wiley.
1946. P. 670-672.
5 Bateson G. Social Planinng and the Concept the «Deutero-Learning» // Science, Philosophy and Religion, Second Symposium (Conference on Science, Philosophy, and Religion). New York, 1942. P 81 — 97.
6 Детально это описано у Бейтсона: Bateson G. Naven. Cambrige University Press, 1936.
Глава V
1 Field E. To Usurper // Poems of Childhood. New York: Scribner, 1904. P. 80.
2 Mead M. Age Patterning and Personality Development // American Journal oj Orthopsychiatry. 1947. Vol. XVII. P. 231-240; Bateson G., Mead M. Balinese Character. Plate 74; Mead M. The Family in the Future // Beyond Victory / Ed R. N. Anshen. New York: Harcourt Brace, 1943. P. 68 — 87.
3 Bateson G. Sex and Culture // Annals of the New York Academy of Science.
1947. Vol.47. P. 603-64.
! Dcvereux G. Institutionalized Homosexuality on the Mohave Indians // Human Biology. 1937 Vol.9 P. 498-527
2 Grculich W. W, Thorns H., Ruth C. T. A Study of Pelvic Type and Its Relationship to Body Build in White Women // Journal of American Medical Association. 1939 Vol 112 P. 485-493.
1 Наша ответственность при выборе гипотез относительно человечества глубока и ко многому обязывает. Помимо долга научных работников, которые должны уже при выборе рабочих гипотез стремиться к тому, чтобы работать с самыми эффективными из них, у нас есть и другие обязательства. Как члены человеческого сообщества, живущие в 1948 году, мы также обязаны активно исследовать те гипотезы, которые представляются самыми многообещающими, открывая наиболее перспективные области исследований. Гипотезы относительно типа телосложения в этой связи являются обоюдоострым оружием. В той степени, в которой в них констатируется возможность внутренних и неотъемлемых различий между отдельными людьми, они позволяют делать опасные экстраполяции на группы, различающиеся по расовым признакам. Легко выделить определенный тип человеческого существа и отождествить этот тип с определенной локально-региональной группой, к примеру, нордическая группа севера Европы, а поскольку люди этого типа А — высокие и сухощавые, то можно посчитать его черты неотъемлемыми для группы людей, которая уже как группа должна быть выше и сухощавее другой группы людей. Следующим шагом такого ложного обоснования будет разновидность неорасизма, со всеми опасными его сопутствующими чертами, тогда как ход истории нам подсказывает, что наступил период, когда намного полезнее акцентировать модифицируемые черты человеческой природы по сравнению с постоянными характеристиками. Стоит изучающим тип телосложения сделать всего две основные ошибки — смешать культурные установки в поведении отдельного личностного типа с присущими этой личности от природы темпераментом и отождествить относительные физические характеристики внутри группы с относительным положением группы в границах человечества в целом, — чтобы оказаться в недвусмысленной ситуации непростительного расизма. В действительности эта опасность столь велика, что при выборе направления исследований и выявлении определенных черт, связанных с типом телосложения, следует проявлять чувство повышенной ответственности
Глава VII
1 Rahman L., Rjchardson Н. В., Ripley Н. S. Anorexia Nervosa with Psychiatric Observations // Psychosomatic Medicine. 1939. Vol. 1. P. 335 — 365.
В этой части я использовала данные антропологических наблюдений для прояснения общих проблем, связанных с понятиями семьи, взаимоотношениями между полами, проблемами рождаемости и стерильности, гетеро — и гомосексуальности с привлечением результатов современных исследований по эндокринологии, сравнительной физиологии, физиологии и возрастного развития человека. Мой метод основывался в значительной степени на обсуждениях результатов лично с исследователями в каждой из этой областей, чьи установки и подходы к изучению предмета мне известны и которым я доверяю, с использованием рекомендованных ими наиболее важных работ. Я не буду здесь пытаться представить систематическую библиографию; я не собираюсь также и делать обзор состояния исследований в перечисленных областях, не считая себя достаточно подготовленной для такой работы. При работе над этой книгой я по мере возможности старалась задавать отдельным выбранным мною исследователям такие вопросы, чтобы ответы на них выводили меня на материалы, которые бы либо опровергали, либо дополнительно освещали интересующие меня проблемы. В первую очередь я должна выразить благодарность доктору Лоуренсу К. Франку, чей широкий кругозор и прекрасная ориентация в специальной литературе очень мне помогли, а также Эрлу Т. Инглу, Уильяму Грейлиху, Грегори Бейтсону и Эвелин Хатчинсон; я многим обязана опубликованным работам Кингсли Нобеля, Франка Бича, А. Маслоу, Р. Карпентера, С. Цукермана и Т. К. Шнейрлы.
Глава VIII
1 Mead М. Sex and Temperament in Tyree Primitive Societies. New-York: William Morrow, 1935 (Reprinted: From the South Seas. New York: William Morrow, 1939). P. 94.
2 Miner H. St. Denis, A French-Canadian Parish. University of Chicago Press, 1939. P. 5.
Глава IX
1 Я обязана пониманием этого важного отличия и его проявления в общественной жизни С Цукерману (Zuckerman S. Functional Affinities of Man, Monkeys and Apes. Harcourt Brace, 1933)
2 Краткое описание некоторых из этих контрастов см.: Mead М. Contrasts and Comparisons from Primitive Society // Annals of the American Academy of Political and Social Sciences. 1932. Vol. 160. P. 22-28
3 Это делалось женщинами из племени ареои на древнем Таити и некоторыми женщинами из индейского племени натчез, которые таким образом могли повысить свой социальный статус.
4 Seligmen В Z. Incest and Descent, Their Influence on Social Organization // Journal of the Royal Anthropological Institute of Great Britain and Ireland. 1929. Vol. LIX. P. 231 —72; Fortune R. Incest // Encyclopedia of the Social Sciences / Ed. by R. A. Edwin, Al. Johnson. New York: Macmillan. 1932. Vol. 7. P. 620-22.
1 Benedek Т., Rubenstein В. Correlation between Ovarian Activity and Psychodynamic Processes: I. The Ovulative Phase; II. The Menstrual Phase // Psychomatic Medicine 1939. Vol. 1. P. 245 Ff., 461 Ff.
2 Эта гипотеза подростковой стерильности была представлена мне Эрлом Инглом, и я внимательно пересмотрела свои материалы по Самоа для первоначальной проверки ее справедливости. Эшли Монтегю проявлял постоянный интерес к этой проблеме (см.: Adolecsent Sterility // Quarterly Review on Biology. 1939. Vol 14. P. 13 — 34, 192 — 219). Гипотеза о взаимном стерилизующем эффекте спермы от разных мужчин мне известна, но я не считаю, что она согласуется с наблюдениями в примитивном обществе.
3 Сравните с древнееврейскими правилами и нормами, по которым человек, демонстрирующий малую сообразительность, должен спать со своей женой не чаще одного раза в неделю, сохраняя таким образом энергию, дабы увеличить свою способность к раздумьям, но усваивающим какой-либо предмет следует спать со свей женой каждый день, чтобы ум их освобождался для штудий. Теоретические построения, подобные этим, можно сказать, описывают еще один тип потенции как часть усвоенного поведения, более не автоматического, но так глубоко интегрированного со всей структурой характера человека, что способно работать надежно и хорошо (Babylonian Talmud: Seder Nashin. Vol. 1 //Tractate Kethuboth / English translation. London: Soncino Press. 1936. Chapter V. P. 369, 372).
4 McGraw M. B. Growth. A Study of Johnny and Jimmy. New York* Appleton — Century, 1935.
5 Gesell A. Wolf Child and Human Child. New York: Harper, 1941.
6 Davis С. M. Self-Selection of Food by Children // American Journal of Nursing. 1935. Vol. 35. P. 403-410.
7 Richter C. P., Holt L. E. Jr., Barelare B. Jr. Nutritional Requirements for Normal Growth and Reproduction in Rats Studied by Self-Selection Method // American Journal of Physiology. 1938. Vol 122. P. 734-744.
8 Young P. T. Appetite, Palatabiility and Feeding Habit: A Critical Review // Psychology Bulletin. 1948. Vol. 45. P. 289-320.
9 Beach F. A. Hormones and Behavior // Foreword by Earl T. Engle, New York — Paul B. Hoeber, 1948
10 См.: Mead M. Table showing length of time since puberty, periodicity, amount of pain during menses, masturbation, homosexual experience, heterosexual experience, and residence or non-residence in pastor’s household // Coming of age in Samoa. New York: William Morrow. 1928. Appendix V. Table I. P. 285.
11 Frank L. K., HutchinsonG. E., Livingston W. K., McCullloch W. S., Wiener N. Teleogical Mechanism / / Annals of the New York Academy of Sciences. 1948. Vol. 50. P. 178 — 278, особенно Livingston W. K. The Vicious Circle in Causalgia. P. 247 — 58.
Глава XI
1 Mead M. The Concept of Culture and the Psychosomatic Approach // Psychiatry. 1947. Vol. 10. P. 57-76; Booth G. C. Variety in Personality and Its Relatiion to Helth 11 Review of Religion. May 1946. P. 385-412;
Wolff H. G. Protective Reaction and Disease // Annals of Internal Medicine. 1947. Vol.27 P. 944-69.
2 В книге доктора Кингсли «Сексуальное поведение мужских особей у человека» (Kingsley А. С., Pomeroe W. В, Martin С. Т. Sexual Behavior in the Human Male. Philadelphia: Saunders. 1948) подразумевается именно такая простая взаимосвязь между мужчиной и его импульсивными желаниями Доктор Кингсли принимает за элементарный акт поведения то, что он называет «Outlet», «выплеск» — немедленное преодоление возникшего затруднения и рассматривает все сопутствующие происходящему обстоятельства как сопоставимые.
3 Было подсказано мне Эрнстом Крисом.
Часть четвертая
Глава XII
1 Для рассмотрения принципиальных вопросов анализа неоднородных и развивающихся сообществ см.: Mead М Educative Effects of Social Environment as Disclosed by Studies of Primitive Societies // Environment and Education (symposium). University of Chicago Press, 1942. P 48 — 61 (Supplementary Educational Monographs. No. 54; Human Development Series. Vol. I); The Concept of Culture and Psychosomatic Approach // Psychiatry. 1947. Vol. 10. P 57 — 76; And Implication of Culture Change for Personality Development // American Journal of Orthopsychiatry. 1947. Vol. XVII. P 633 — 646; Bateson G Character Formation and Diachronic Theory // Social Structure Studies Presented to A R. Radcliffe-Brown / Ed. by M. Fortes. In preparation.
2 Frenkel-Brunswick E , Nevitt S. R. Some Personality Factors in Anti- Semitism // Journal of Psychology. 1945. Vol 20. P 271-291.
Глава XIII
1 Women in America. Part I // Fortune Survey. October 1949. P. 10
Глава XIV
1 По вопросу предварительного анализа назначаемых встреч и свиданий см.. Mead М. What is a Date?// Transatlantic. 1944. Vol. 10. P. 54,57-60; Gorer G. The American People. New York. Norton. 1948. Chapter IV. P. 106— 132.
2 Некоторым из моих наиболее значимых подробных материалов по поведению связанному с назначаемыми свиданиями в Америке начала 1940-х я обязана знакомству с неопубликованными материалами Рея Бирдвистела. (Ray Beardwhistel).
3 Обсуждение необходимости именно такого типа адаптируемости у американцев см.: Eric Н. Ego Development And Historical Change // The Psychoanalitic Study of the Child. 1946. Vol. II / Ed. by Anna Freud et al. New York. International Universities Press, 1947; Mead M. Trends in Personal Life // New Republic. 1946 Vol 115. P. 346-68; GorerG. The American People. New York: Norton, 1948.
4 Leites N. Wolfenstein M An Analysis of Themes and Plots // Annals of the American Academy of Political and Social Science. 1947. Vol 254. P. 41—48.
1 Из предисловия к: Putnam E.G. The Lady. New York: Sturgis and Walton, 1910.
2 Mead M. On the Institutionalized Role of Women and Character Formation // Zeitchriftfbr Sozialforschung. 1936. Vol. 5. P. 69-75.
3 По вопросу взаимоотношения культурных контактов и конкуренцией вследствие совпадающей шкалы ценностей см.: Mead М Interpretive Statement // Cooperation and Competition among Primitive People / Ed. M. Mead. New York: McGraw-Hill, 1937. P. 458-511; Brothers and Sisters and Success //And Keep Your Powder Dry New York: William Morrrow, 1943. P. 99— 114; Bateson G. Bali: The Value System of a Steady State // Social Structure: Studies Presented to A. R. Radcliffe-Brown / Ed. M. Fortes. London: Clarendon Press. The Pattern of an Armaments Race. Part 1: An Anthropological Approach // Bulletin of the Atomic Scientists. Vol. 2. P. 10 — II; Part 2: An Analysis of Nationalism. Vol. 2. P. 26-28; Frank L. K. The Cost of Compensation // Society Is the Patient. Rutgers University — Press, 1948. P. 21-36.
4 Herzog H. Why People Like the Professor Quiz Programm // Radio and the Printed Page /Ed. P. Lazarfeld New York: Duell, Sloan & Pearce, 1941.
5 Подробнее Об Этом См.: Mead М The Chip on the Shoulder // And Keep Your Powder Dry. New York: William Morrow, 1943. Ch. IX. P. 138- 157; GorerG. The American People. New York: Norton, 1948. Ch. II. P. 50-69.
6 Я обязана пониманием этого момента аналитическому методу так называемого «связывания концов» (end linkage): Bateson G. Morale and National Character // Civilian Morale / Ed. G.Watson, Boston: Houghton Mifflin, 1942. P 71—91) и данным, представленным в книге Фрэнка Танненбаума (Tannenbaum F. Crime and Community. Boston: Ginn, 1936.
7 Серия карикатур под названием «Старшая сестра», которая на протяжении многих лет публиковалась в американских газетах, представляет одну часть общей картины, противовесом которой выступают фестивали «младшей сестренки» Мужских Клубов в нижнем Нью-Йорке.
8 Цит. По: Collected Poetical Works of John Greenleaf Whittier/ Ed. Horace E Scudder. Cambridge: Houghton Mifflin, 1884.
9 Обзор Women in America. Part I // Fortune. 1946. October. P. 8.
10 Репортаж о речи кардинала Спеллмана к выпускникам медицинского факультета Джорджтаун с кого университета 17 марта (New York Times. 1946. March 18. P. 1).
11 Chase I. In Bed We Cry. New York: Doubday, 1943.
Глава XVI
Working Papers of the National Conference on Family Life. 1948. Vol. I P 1.
Из стихотворения Юджина Филда «Ночной ветер» («The Night Wind») В сб.: Poems of Childhood. New York: Scribner, 1904. P. 112.
Цитировалось и обсуждалось Этель Голдуотер (Goldwater Е. Woman‘s Place// Commentary. December 1947. P. 578-585.
Benedek T. Climacterium: A Developmental Phase (Готовится К Выходу В « Psychoanalytic Quarterly»).
1 Prouty O. H. White Fawn. Boston. Houghton Mifflin, 1931.
2 См. примечание 4 к главе XIV.
1 Erikson E. H. См. примечание 3 к главе XIV.
4 An Old Sweetheart of Mine // Complete Works of James Whitcomb Riley/Collect, anded. E. H.Bobbs Eitel, Indianapolis: Bobbs-Merrill, 1913 Vol I. P. 68-72.
5 Ogburn W. F. Who Will Be Who in 1980 // New York Times Magazine 1848. May 30. P. 23.
Глава XVIII
1 Mead M. Cultural Aspects of Women Vocational Problems in Post World War U // Journal of Consulting Psychology. 1946. Vol. 10. P. 23-28.
2 Наилучшее краткое изложение такого подхода к различиям полов можно найти в кн.: Seward G H. Sex and the Social Order. New York and London. McGraw-Hill, 1946.
1 См. примечание 5 к главе XVII.