Главная > Мужское и женское. Исследование полового Вопроса в меняющемся Мире > Примечания к главам

Примечания к главам

Часть первая

Глава 1

1 Из «Беседы с сердцем» Леонии Адаме:

То сердце, что любило, но знать не знало святости своей,

(Что сетовать — для жизни сердце ведь любить должно, как губы — ловить воздух)

Все ж той любовью освящало без затей

Твой жизни путь, кто призван даровать другим свой дух:

Так сотни раз без всякого разбора рот раскрывался съесть кусок,

Но освященный хлеб вкусит — лишь голоду оставив срок».

Those Not Elect. New York: McBride, 1925. P. 12.

Глава II

1 Mead M. Anthropological Data on the Problem of Instinct // Psychocomatic Medicine. 1942. Vol IV. P. 396 — 397 (Симпозиум — Второй коллоквиум No пси­ходинамике и экспериментальной медицине)

2 Armstrong W. E. Rossel Island. Cambridge University Press, 1928. P. 100.

3 Обзор Дороти Деметракопулу работы М. Дарема «Законы и обычаи Бал­кан» (Demetracopoulou. D. Durham М. Laws and Customs of the Balcans // American Anthropologist. N. S. 1930. Vol. 32. P 670).

4 Для тех, кто интересуется, каким образом подобные результаты исполь­зуются при формулировании гипотез, которые могут быть проверены на ма­териале по примитивным культурам, описание следующей стадии может по­служить пояснением.

По завершении предварительного сбора материала, когда удалось, нако­нец, привести в систему разрозненную мозаику бессмысленных словосочета­ний по фонетическим и грамматическим признакам, свести в группы родства слова, которыми дети называют взрослых, обращения людей друг к другу в раз­личное время и в различных обстоятельствах, и понять значение таких фраз как: «он цыплячий сокол», «но череп мы не брали» «у него была быстрая шея», мы должны все осмыслить и упорядочить. А дальше? Быть может, краткий на­бросок того, как мой разум искал ответ, окажется полезным.

Предположим, кто-то, интересующийся детской психологией или рели­гией, поставил бы мне вопрос: «Что вы можете сказать о том, как связано представление о длящейся молодости и вера в бессмертие9» Прежде всего я быстро бы прошлась по хранящимся в памяти данным о примитивных обще­ствах, и вспомнила бы, скажем, что американские индейцы в целом мало интересовались вопросом бессмертия, и духи конкретных умерших людей не

Ч


Играли у них важной роли. Возможно, я бы повторила фразу. «Мы прораста­ем поутру, а вечером — покос», чтобы проиллюстрировать отношение индей­цев прерий к смерти. В то же самое время целый ряд конкретных и опреде­ленных образов будет проходить перед моим мысленным взором: сакраль­ные обращения индейцев к рыбе — подойти и быть пойманной, а затем бро­сание ее костей обратно для возрождения; духи мертвых — целый пантеон из другого мира, но не чьи-то личные дедушка и бабушка — которые являются на танец в масках в поселения зуни, вера индейцев-омаха, что все близнецы прошли через реинкарнацию Мелкие фрагменты из работ многочисленных этнологов незамедлительно также явятся в памяти, подтверждая значимость затронутой проблемы. Затем мой разум обратится к другим частям света зем­ного шара, попутно стремясь соотнести информацию по категориям Т. е к примеру, я могу сказать: «А в Индонезии…» — и позволить своему уму даль­ше перебирать различия в отношениях к предкам или могу обратиться к смеж­ной области: «Давайте посмотрим также на культу почитания предков и ре­инкарнации в дополнение к общей картине». Если реинкарнация представ­ляется уместной в данном контексте, я могу задуматься над тем, где среди известных цивилизаций верят в нее, и могу затем добавить: «Конечно, инте­ресно было бы выяснить, какова взаимосвязь между человеком при рожде­нии и после окончания нынешней жизни». Это в свою очередь может приве­сти к сопоставлению эскимосов и балийцев: у обоих народов к младенцам относятся как к существам, обладающим при рождении пророческими спо­собностями, в обеих культурах детей рано обучают сложным навыкам и ре­меслам. И здесь я могу поставить следующий вопрос: «А не является ли клю­чевым моментом взаимосвязь между обучением и представлениями о рожде­нии и бессмертии?» После чего сопоставлю отношение балийцев, считаю­щих, что личность возрождается снова и снова в одной и той же семье, отчего жизненный цикл лишен какой бы то ни было кульминации и просто являет­ся цепочкой циклов взаимодействия между нашим и иным миром, — и отно­шения к этому же вопросу манус, по представлениям которых человек как существо первоначально создается из вещества отцовского и материнского тел, входит в полную силу при достижении зрелости, короткое время непо­средственно после смерти существует в виде могущественного духа, а затем опускается на все более низкие уровни, вплоть до морских моллюсков и план­ктона. Затем я могу рассудить так. балиийцы верят, что учиться не поздно ни в каком возрасте — малыши и весьма пожилые учатся относительно легко, без явных внутренних усилий и внешнего принуждения (ср. русское «век живи — век учись». — Прим. ред.), пожилые люди довольно долго не теряют внешней красоты, в то время как у манус люди уже в сорок лет — развалины. Вероятно, здесь существует взаимосвязь, которую стоит исследовать глубже. Основываясь на этом выводе, я могу продолжить поиск: знаю ли я еще ка­кие-либо группы людей, которые верят в реинкарнацию, но где одновремен­но отмечается заметный упадок жизненной силы к концу жизни, тем самым пытаясь выявить негативные примеры, могущие опровергнуть мою рабочую гипотезу. В то же время я буду перебирать в уме, что мы знаем об обучении разных возрастных групп в различных культурах, а также собственно об обу­чении как о понятии и о его видах: натаскивание и зубрежка, метод кнута и пряника, обучение без всяких наказаний, и — на другом уровне — буду вспо­минать конкретные примеры, живые картинки: как резчик по дереву обуча­ется своему искусству (плюс, примечанием, данные о возрасте, в котором мальчиков отдают в подмастерья искусному резчику и т. д.). Илия вновь могу обратиться к понятиям «вера в реинкарнацию» и «жизненный цикл» как к двум этнографическим категориям, для чего, возможно понадобится подъе­хать в библиотеку Йельского университета и покопаться там в каталоге, где собраны и упорядочены по категориям материалы по огромному множеству обществ, отчего их легче соотносить. Или же в результате у меня может сло­житься свой набор вопросов, для ответа на которые придется обратиться к специальной литературе: «Был ли в сравнительном исследовании двух афри­канских племен по усвоению новых историй, упомянут возраст обучаемых9» «Неплохо бы вернуться к рукописи Джемеши, где рассматриваются женщи­ны после менопаузы, которые считали, что только теперь они начали пони­мать, как на самом деле наслаждаться сексом» и т. д.

Это один из способов использования сравнительных данных. Он вклю­чает: процесс выдвижения некоего вопроса; использование данных, собран­ных со всех континентов; выдвижение рабочих гипотез по ходу исследова­ния с предварительной их проверкой сведениями из активной памяти; и в итоге выбор и закрепление той гипотезы, которая представляется продук­тивной и поддающейся проверке, либо по имеющимся литературным дан­ным, либо путем новых полевых исследований Причем не обязательно сно­ва среди примитивных племен, а в психологической лаборатории или иссле­довательской клинике Каждый антрополог использует сравнительный ме­тод по-своему, но суть метода остается прежней.

(См. статью Г. Бейтсона «Мысленный эксперимент при анализе получен­ного наблюдением этнографического материала». Bateson G. Experiments in Thinking about Observed Ethnological Material // Philosophy of Science. 1941. Vol. 8. P. 53-68.)

Часть вторая

Материал этого раздела почти полностью взят из моих собственных полевых наблюдений или из работ коллег по экс­педициям. Полную библиографию опубликованных материалов по данным семи культурам можно будет найти в приложении II. В этих примечаниях я буду приводить только отдельные ссыл­ки, которые, по моему мнению, представляют особый интерес для читателей, или указывают на первоисточник.

Глава III

1 Bender L., Montague A. Psychotherapy through Art in a Negro Child // College Art Journal. 1947. Vol. VII. P. 12-17.

2 Эти взгляды первоначально развивались Грегори Бейтсоном по материа­лам, полученным на ятмулах. См.: особенно в связи с этим: Bateson G. Culture Contact and Schizmogenesis // Man. 1935. Vol. XXXV. P. 178 — 83; Naven. Cambridge University Press, 1936; Some Systematic Approaches to the Study of Culture and Personality // Character and Personality 1942. Vol. XL. P. 76 — 84; Morale and National Character // Civilian Morale / Ed. by G. V&tson, H. Mifflin. Boston, 1942. P. 71 — 91.


3/B таком использовании термина «Reciprocal» я подразумеваю нечто не­сколько отличное от определения, данного в работе Бейтсона «Мораль и на­циональный характер». Рассматривая как определенный тип культуру манус, я определяю реципрокное (взаимное) поведение как такое, при котором пред­меты, товары или взгляды и представления циркулируют, передаются друг другу как между двумя лицами так и внутри группы (взаимообразно). Пред­ставим себе такую последовательность событий: А ударяет Б, Б ударяет А, где А — отец, а Б — сын. Ее можно рассматриваться как взаимодополняющую (комплементарную), если характер и восприятие нанесенных ударов различ­ны; т. е. отцовская взбучка в наказание за ослушание, ребенок в раздражении и обиде отвечает на нее своим ударом. Возможна и симметричная трактовка, если акцент делать на противостоянии отца и сына, встречающихся лицом к лицу и побивающих друг друга. Но если наиболее важным элементом стано­вятся не относительная сила или слабость удара, наказание за провинность или оказание помощи, сопоставимость или несопоставимость статуса детей и взрослых, а обмен именно ударами, как если бы это были некие презенты: Раз один дали, значит, его следует вернуть, — тогда речь идет о взаимообраз­ном поведении.

Как подчеркивал Грегори Бейтсон, именно способ представления цепоч­ки событий с точки зрения ее участников позволяет выделить эти разные типы поведения в целях их дальнейшего анализа.

4 До приезда к арапешам в 1931 г. я не приступала к серьезной системати­ческой работе с зонами тела. Хотя я уже была знакома с основополагающей работой З. Фрейда в этой области, но не представляла, как применить ее в по­левых исследованиях, пока не прочла первый экспедиционный отчет Гезы Ро — хейма (Roheim G. Psychoanalysis Of Primitive Culture Types // International Journal of Psychoanalysis. 1932. Vol. XIII. P 1 —2 (Roheim Australasian Research Number).

Тогда я написала домой с просьбой прислать тезисы работ К. Абрахам (K.Abraham). Освоенные систематически на практике Эриком Хомбургером Эриксоном, эти идеи стали составной частью моего теоретического инстру­ментария. Часть книги «Балийский характер» основана на них, в особеннос­ти иллюстрации 38 — 44 (Plates 38 — 44). Как раз во время подготовки этих материалов Грегори Бейтсон последовательно увязывал зональную карту Эриксона с категориями комплементарного поведения. Для ознакомления с промежуточной версией этой карты см.: Mead М. Research on Primitive Chilldren // Manual of Child Psychology / Ed. by L. Carmichael. New York, Wiley.

1946. P. 670-672.

5 Bateson G. Social Planinng and the Concept the «Deutero-Learning» // Science, Philosophy and Religion, Second Symposium (Conference on Science, Philosophy, and Religion). New York, 1942. P 81 — 97.

6 Детально это описано у Бейтсона: Bateson G. Naven. Cambrige University Press, 1936.

Глава V

1 Field E. To Usurper // Poems of Childhood. New York: Scribner, 1904. P. 80.

2 Mead M. Age Patterning and Personality Development // American Journal oj Orthopsychiatry. 1947. Vol. XVII. P. 231-240; Bateson G., Mead M. Balinese Character. Plate 74; Mead M. The Family in the Future // Beyond Victory / Ed R. N. Anshen. New York: Harcourt Brace, 1943. P. 68 — 87.

3 Bateson G. Sex and Culture // Annals of the New York Academy of Science.

1947. Vol.47. P. 603-64.

! Dcvereux G. Institutionalized Homosexuality on the Mohave Indians // Human Biology. 1937 Vol.9 P. 498-527

2 Grculich W. W, Thorns H., Ruth C. T. A Study of Pelvic Type and Its Relationship to Body Build in White Women // Journal of American Medical Association. 1939 Vol 112 P. 485-493.

1 Наша ответственность при выборе гипотез относительно человечества глубока и ко многому обязывает. Помимо долга научных работников, кото­рые должны уже при выборе рабочих гипотез стремиться к тому, чтобы рабо­тать с самыми эффективными из них, у нас есть и другие обязательства. Как члены человеческого сообщества, живущие в 1948 году, мы также обязаны активно исследовать те гипотезы, которые представляются самыми много­обещающими, открывая наиболее перспективные области исследований. Гипотезы относительно типа телосложения в этой связи являются обоюдо­острым оружием. В той степени, в которой в них констатируется возможность внутренних и неотъемлемых различий между отдельными людьми, они по­зволяют делать опасные экстраполяции на группы, различающиеся по расо­вым признакам. Легко выделить определенный тип человеческого существа и отождествить этот тип с определенной локально-региональной группой, к примеру, нордическая группа севера Европы, а поскольку люди этого типа А — высокие и сухощавые, то можно посчитать его черты неотъемлемыми для группы людей, которая уже как группа должна быть выше и сухощавее другой группы людей. Следующим шагом такого ложного обоснования бу­дет разновидность неорасизма, со всеми опасными его сопутствующими чер­тами, тогда как ход истории нам подсказывает, что наступил период, когда намного полезнее акцентировать модифицируемые черты человеческой при­роды по сравнению с постоянными характеристиками. Стоит изучающим тип телосложения сделать всего две основные ошибки — смешать культурные установки в поведении отдельного личностного типа с присущими этой лич­ности от природы темпераментом и отождествить относительные физичес­кие характеристики внутри группы с относительным положением группы в границах человечества в целом, — чтобы оказаться в недвусмысленной ситу­ации непростительного расизма. В действительности эта опасность столь велика, что при выборе направления исследований и выявлении определен­ных черт, связанных с типом телосложения, следует проявлять чувство по­вышенной ответственности

Глава VII

1 Rahman L., Rjchardson Н. В., Ripley Н. S. Anorexia Nervosa with Psychiatric Observations // Psychosomatic Medicine. 1939. Vol. 1. P. 335 — 365.

Часть третья

В этой части я использовала данные антропологи­ческих наблюдений для прояснения общих проблем, связан­ных с понятиями семьи, взаимоотношениями между полами, проблемами рождаемости и стерильности, гетеро — и гомосек­суальности с привлечением результатов современных исследо­ваний по эндокринологии, сравнительной физиологии, физио­логии и возрастного развития человека. Мой метод основывался в значительной степени на обсуждениях результатов лично с исследователями в каждой из этой областей, чьи установки и подходы к изучению предмета мне известны и которым я дове­ряю, с использованием рекомендованных ими наиболее важ­ных работ. Я не буду здесь пытаться представить систематичес­кую библиографию; я не собираюсь также и делать обзор со­стояния исследований в перечисленных областях, не считая себя достаточно подготовленной для такой работы. При рабо­те над этой книгой я по мере возможности старалась задавать отдельным выбранным мною исследователям такие вопросы, чтобы ответы на них выводили меня на материалы, которые бы либо опровергали, либо дополнительно освещали интересую­щие меня проблемы. В первую очередь я должна выразить бла­годарность доктору Лоуренсу К. Франку, чей широкий круго­зор и прекрасная ориентация в специальной литературе очень мне помогли, а также Эрлу Т. Инглу, Уильяму Грейлиху, Грего­ри Бейтсону и Эвелин Хатчинсон; я многим обязана опубли­кованным работам Кингсли Нобеля, Франка Бича, А. Маслоу, Р. Карпентера, С. Цукермана и Т. К. Шнейрлы.

Глава VIII

1 Mead М. Sex and Temperament in Tyree Primitive Societies. New-York: William Morrow, 1935 (Reprinted: From the South Seas. New York: William Morrow, 1939). P. 94.

2 Miner H. St. Denis, A French-Canadian Parish. University of Chicago Press, 1939. P. 5.

Глава IX

1 Я обязана пониманием этого важного отличия и его проявления в об­щественной жизни С Цукерману (Zuckerman S. Functional Affinities of Man, Monkeys and Apes. Harcourt Brace, 1933)

2 Краткое описание некоторых из этих контрастов см.: Mead М. Contrasts and Comparisons from Primitive Society // Annals of the American Academy of Political and Social Sciences. 1932. Vol. 160. P. 22-28

3 Это делалось женщинами из племени ареои на древнем Таити и некото­рыми женщинами из индейского племени натчез, которые таким образом могли повысить свой социальный статус.

4 Seligmen В Z. Incest and Descent, Their Influence on Social Organization // Journal of the Royal Anthropological Institute of Great Britain and Ireland. 1929. Vol. LIX. P. 231 —72; Fortune R. Incest // Encyclopedia of the Social Sciences / Ed. by R. A. Edwin, Al. Johnson. New York: Macmillan. 1932. Vol. 7. P. 620-22.

1 Benedek Т., Rubenstein В. Correlation between Ovarian Activity and Psychodynamic Processes: I. The Ovulative Phase; II. The Menstrual Phase // Psychomatic Medicine 1939. Vol. 1. P. 245 Ff., 461 Ff.

2 Эта гипотеза подростковой стерильности была представлена мне Эрлом Инглом, и я внимательно пересмотрела свои материалы по Самоа для пер­воначальной проверки ее справедливости. Эшли Монтегю проявлял посто­янный интерес к этой проблеме (см.: Adolecsent Sterility // Quarterly Review on Biology. 1939. Vol 14. P. 13 — 34, 192 — 219). Гипотеза о взаимном стерилизую­щем эффекте спермы от разных мужчин мне известна, но я не считаю, что она согласуется с наблюдениями в примитивном обществе.

3 Сравните с древнееврейскими правилами и нормами, по которым чело­век, демонстрирующий малую сообразительность, должен спать со своей женой не чаще одного раза в неделю, сохраняя таким образом энергию, дабы увеличить свою способность к раздумьям, но усваивающим какой-либо пред­мет следует спать со свей женой каждый день, чтобы ум их освобождался для штудий. Теоретические построения, подобные этим, можно сказать, описы­вают еще один тип потенции как часть усвоенного поведения, более не авто­матического, но так глубоко интегрированного со всей структурой характера человека, что способно работать надежно и хорошо (Babylonian Talmud: Seder Nashin. Vol. 1 //Tractate Kethuboth / English translation. London: Soncino Press. 1936. Chapter V. P. 369, 372).

4 McGraw M. B. Growth. A Study of Johnny and Jimmy. New York* Appleton — Century, 1935.

5 Gesell A. Wolf Child and Human Child. New York: Harper, 1941.

6 Davis С. M. Self-Selection of Food by Children // American Journal of Nursing. 1935. Vol. 35. P. 403-410.

7 Richter C. P., Holt L. E. Jr., Barelare B. Jr. Nutritional Requirements for Normal Growth and Reproduction in Rats Studied by Self-Selection Method // American Journal of Physiology. 1938. Vol 122. P. 734-744.

8 Young P. T. Appetite, Palatabiility and Feeding Habit: A Critical Review // Psychology Bulletin. 1948. Vol. 45. P. 289-320.

9 Beach F. A. Hormones and Behavior // Foreword by Earl T. Engle, New York — Paul B. Hoeber, 1948

10 См.: Mead M. Table showing length of time since puberty, periodicity, amount of pain during menses, masturbation, homosexual experience, heterosexual experience, and residence or non-residence in pastor’s household // Coming of age in Samoa. New York: William Morrow. 1928. Appendix V. Table I. P. 285.

11 Frank L. K., HutchinsonG. E., Livingston W. K., McCullloch W. S., Wiener N. Teleogical Mechanism / / Annals of the New York Academy of Sciences. 1948. Vol. 50. P. 178 — 278, особенно Livingston W. K. The Vicious Circle in Causalgia. P. 247 — 58.

Глава XI

1 Mead M. The Concept of Culture and the Psychosomatic Approach // Psychiatry. 1947. Vol. 10. P. 57-76; Booth G. C. Variety in Personality and Its Relatiion to Helth 11 Review of Religion. May 1946. P. 385-412;

Wolff H. G. Protective Reaction and Disease // Annals of Internal Medicine. 1947. Vol.27 P. 944-69.

2 В книге доктора Кингсли «Сексуальное поведение мужских особей у чело­века» (Kingsley А. С., Pomeroe W. В, Martin С. Т. Sexual Behavior in the Human Male. Philadelphia: Saunders. 1948) подразумевается именно такая простая вза­имосвязь между мужчиной и его импульсивными желаниями Доктор Кинг­сли принимает за элементарный акт поведения то, что он называет «Outlet», «выплеск» — немедленное преодоление возникшего затруднения и рассмат­ривает все сопутствующие происходящему обстоятельства как сопоставимые.

3 Было подсказано мне Эрнстом Крисом.

Часть четвертая

Глава XII

1 Для рассмотрения принципиальных вопросов анализа неоднородных и развивающихся сообществ см.: Mead М Educative Effects of Social Environment as Disclosed by Studies of Primitive Societies // Environment and Education (symposium). University of Chicago Press, 1942. P 48 — 61 (Supplementary Educational Monographs. No. 54; Human Development Series. Vol. I); The Concept of Culture and Psychosomatic Approach // Psychiatry. 1947. Vol. 10. P 57 — 76; And Implication of Culture Change for Personality Development // American Journal of Orthopsychiatry. 1947. Vol. XVII. P 633 — 646; Bateson G Character Formation and Diachronic Theory // Social Structure Studies Presented to A R. Radcliffe-Brown / Ed. by M. Fortes. In preparation.

2 Frenkel-Brunswick E , Nevitt S. R. Some Personality Factors in Anti- Semitism // Journal of Psychology. 1945. Vol 20. P 271-291.

Глава XIII

1 Women in America. Part I // Fortune Survey. October 1949. P. 10

Глава XIV

1 По вопросу предварительного анализа назначаемых встреч и свиданий см.. Mead М. What is a Date?// Transatlantic. 1944. Vol. 10. P. 54,57-60; Gorer G. The American People. New York. Norton. 1948. Chapter IV. P. 106— 132.

2 Некоторым из моих наиболее значимых подробных материалов по по­ведению связанному с назначаемыми свиданиями в Америке начала 1940-х я обязана знакомству с неопубликованными материалами Рея Бирдвистела. (Ray Beardwhistel).

3 Обсуждение необходимости именно такого типа адаптируемости у амери­канцев см.: Eric Н. Ego Development And Historical Change // The Psychoanalitic Study of the Child. 1946. Vol. II / Ed. by Anna Freud et al. New York. International Universities Press, 1947; Mead M. Trends in Personal Life // New Republic. 1946 Vol 115. P. 346-68; GorerG. The American People. New York: Norton, 1948.

4 Leites N. Wolfenstein M An Analysis of Themes and Plots // Annals of the American Academy of Political and Social Science. 1947. Vol 254. P. 41—48.

1 Из предисловия к: Putnam E.G. The Lady. New York: Sturgis and Walton, 1910.

2 Mead M. On the Institutionalized Role of Women and Character Formation // Zeitchriftfbr Sozialforschung. 1936. Vol. 5. P. 69-75.

3 По вопросу взаимоотношения культурных контактов и конкуренцией вслед­ствие совпадающей шкалы ценностей см.: Mead М Interpretive Statement // Cooperation and Competition among Primitive People / Ed. M. Mead. New York: McGraw-Hill, 1937. P. 458-511; Brothers and Sisters and Success //And Keep Your Powder Dry New York: William Morrrow, 1943. P. 99— 114; Bateson G. Bali: The Value System of a Steady State // Social Structure: Studies Presented to A. R. Radcliffe-Brown / Ed. M. Fortes. London: Clarendon Press. The Pattern of an Armaments Race. Part 1: An Anthropological Approach // Bulletin of the Atomic Scientists. Vol. 2. P. 10 — II; Part 2: An Analysis of Nationalism. Vol. 2. P. 26-28; Frank L. K. The Cost of Compensation // Society Is the Patient. Rutgers University — Press, 1948. P. 21-36.

4 Herzog H. Why People Like the Professor Quiz Programm // Radio and the Printed Page /Ed. P. Lazarfeld New York: Duell, Sloan & Pearce, 1941.

5 Подробнее Об Этом См.: Mead М The Chip on the Shoulder // And Keep Your Powder Dry. New York: William Morrow, 1943. Ch. IX. P. 138- 157; GorerG. The American People. New York: Norton, 1948. Ch. II. P. 50-69.

6 Я обязана пониманием этого момента аналитическому методу так на­зываемого «связывания концов» (end linkage): Bateson G. Morale and National Character // Civilian Morale / Ed. G.Watson, Boston: Houghton Mifflin, 1942. P 71—91) и данным, представленным в книге Фрэнка Танненбаума (Tannenbaum F. Crime and Community. Boston: Ginn, 1936.

7 Серия карикатур под названием «Старшая сестра», которая на протяже­нии многих лет публиковалась в американских газетах, представляет одну часть общей картины, противовесом которой выступают фестивали «млад­шей сестренки» Мужских Клубов в нижнем Нью-Йорке.

8 Цит. По: Collected Poetical Works of John Greenleaf Whittier/ Ed. Horace E Scudder. Cambridge: Houghton Mifflin, 1884.

9 Обзор Women in America. Part I // Fortune. 1946. October. P. 8.

10 Репортаж о речи кардинала Спеллмана к выпускникам медицинского факультета Джорджтаун с кого университета 17 марта (New York Times. 1946. March 18. P. 1).

11 Chase I. In Bed We Cry. New York: Doubday, 1943.

Глава XVI

Working Papers of the National Conference on Family Life. 1948. Vol. I P 1.

Из стихотворения Юджина Филда «Ночной ветер» («The Night Wind») В сб.: Poems of Childhood. New York: Scribner, 1904. P. 112.

Цитировалось и обсуждалось Этель Голдуотер (Goldwater Е. Woman‘s Place// Commentary. December 1947. P. 578-585.

Benedek T. Climacterium: A Developmental Phase (Готовится К Выходу В « Psychoanalytic Quarterly»).


1 Prouty O. H. White Fawn. Boston. Houghton Mifflin, 1931.

2 См. примечание 4 к главе XIV.

1 Erikson E. H. См. примечание 3 к главе XIV.

4 An Old Sweetheart of Mine // Complete Works of James Whitcomb Riley/Collect, anded. E. H.Bobbs Eitel, Indianapolis: Bobbs-Merrill, 1913 Vol I. P. 68-72.

5 Ogburn W. F. Who Will Be Who in 1980 // New York Times Magazine 1848. May 30. P. 23.

Глава XVIII

1 Mead M. Cultural Aspects of Women Vocational Problems in Post World War U // Journal of Consulting Psychology. 1946. Vol. 10. P. 23-28.

2 Наилучшее краткое изложение такого подхода к различиям полов мож­но найти в кн.: Seward G H. Sex and the Social Order. New York and London. McGraw-Hill, 1946.

1 См. примечание 5 к главе XVII.


Комментировать