Пол и темперамент
От способа разрешения Эдиповой ситуации в значительной мере зависит, как девочка или мальчик будут воспринимать свою половую принадлежность. Но ребенку еще не просто определить и принять ее, зная, что в соответствии со строением своего тела он вырастет в мужчину или женщину с определенной репродуктивной ролью. Чем старше становится ребенок, тем большего его (ее) начитает волновать вопрос: «Насколько я мужчина (или женщина)?» Окружающие люди кого- то из мужчин называют слишком женственным, кого-то из женщин — мужеподобными, а других — настоящими мужчинами или настоящими женщинами. Дети слышат, что какие-то из занятий мужчин считаются более или менее для них подходящими, а у женщин — постыдными для ее женского достоинства или нет. Такие качества, как отзывчивость, упрямство, чувствительность, стоицизм, выносливость, сила воли, приписывают одному из полов в большей мере, чем другому. Ребенок видит вокруг себя не одну модель отношений, но множество и примеряется к ним: в зависимости от их понимания он может чувствовать себя уверенно и спокойно, обеспокоенно и неуверенно или вообще отчаяться разрешить вставшую перед ним проблему
В любой группе людей возможно расставить мужчин и женщин по некоей шкале между наиболее воплощающими в себе мужские и женские признаки, тогда в середине окажутся те, у кого менее всего выражены специфические признаки того или иного пола. Это касается как вторичных (оволосение гениталий, наличие бороды, подкожного жира и т. д.), так и первичных половых признаков (размер грудей, таза, соотношение обхвата бедер и туловища). Различия могут быть даже более выраженными, если мы введем такие признаки, как чувствительность кожи, тембр голоса, размашистость движений. Кроме того, вне зависимости от размера группы, число людей, принимающих занятия или платье противоположного пола либо живущих половой жизнью с представителями своего пола, будет очень невелико. Наличие полного трансвестизма будет зависеть то того, насколько такая возможность признается той или иной культурой.
Среди многих племен американских индейцев существовала социальная роль «бердане» — мужчины, одевавшегося как женщина и выполняющего женскую работу, в противовес чрезмерному акцентированию роли храбрости и выносливости среди мужчин. В других частях света, например в Океании, несмотря на довольно частые в церемониях ритуальные перемены ролей, во многих племенах не существует представления о возможности для кого-либо из членов племени полностью осуществить такую перемену в своей жизни. Отмечаются иногда поло — ролевые перевертыши для обоих полов (как у народов Сибири, где перемена половой роли связана с шаманизмом); только для мужчин, но не для женщин; либо с большой степенью случайности, без всяких правил. Но есть по крайней мере два примера, когда в этом поведении выражается контраст социальных ролей: выразительный трансвестизм индейцев-мохаве1, где переодетый мужчина изображает беременность и роды, удаляясь из поселения и ритуально «разрешаясь от бремени» камнями, а также отмеченный мною у самоанцев, которые не признают трансвестизма, пример — один юноша явно предпочитал сидеть среди женщин и плести циновки. Общество может изобрести весьма сложные роли, которые привлекут многих людей, но без подсказки не стали бы их искать. Из опасения, что их поведение сочтут женоподобным, многие юноши могут искать спасения в выраженно-женском поведении. Социальная девиация может возникнуть из-за пустяка — чуть более редкой растительности на подбородке, чуть более выступающих грудных желез. Если мы хотим понять такой опыт, как приходится делать всем детям, следует посмотреть, как значение этих различий расценивают теоретики.
Мы пока отбросили всю сложную культурную надстройку, выделив только наличие или отсутствие трансвеститных ролей, их признание и толерантность к ним либо откровенное подавление гомосексуальных отношений, но даже на этом уровне отмечаются различия, требующие объяснения. После анализа самооценок из подробных психоаналитических описаний пациентов западного общества, демонстрирующих, как различные ошибки воспитания, ошибочная идентификация не с тем родителем, чрезмерный страх перед родителем противоположного пола могли подтолкнуть мальчиков и девочек к половой инверсии, перестановке ролей, тем не менее остается понять основное. Если выстроить мужчин любой группы людей в ряд, мы увидим широкий диапазон внешнего выражения мужских признаков, так же как и степени выраженности маскулинного поведения. Женщины любой группы продемонстрируют сходное разнообразие, даже с большим разбросом, если дополнить картину рентгеновскими снимками, чтобы не обманываться внешним впечатлением от объема бедер и точнее определить женские репродуктивные качества по объему малого таза2. Не объясняет ли этот диапазон различий эндокринным балансом в организме, зависимостью полноценного функционирования обоих полов от взаимодействия мужских и женских гормонов, а также их взаимодействия с другими железами внутренней секреции? Не обладает ли каждый человек потенциально бисексуальностью, которая может быть спровоцирована физиологически избытком или недостатком тех или иных гормонов, психологическим нарушением в процессе взросления личности либо социально, когда мальчиков воспитывают только женщины или же, наоборот, совершенно отдельно от женщин, а также когда обществом предписываются или поощряются различные формы перемены ролей? Когда люди (или крысы) подготовлены общественными установками реагировать сексуально на других особей своего пола как на взрослых, предпочитая их особям противоположного пола, — не является ли это воздействием на обоеполую основу личности, в значительной мере отличающуюся по своей структуре у членов той или иной группы?
На первый взгляд представляется весьма вероятным, что, видимо, подобная гипотеза должна лечь в основу исследований. Действительно, если взять группу маленьких мальчиков, может показаться более легким подготовить к перемене роли тех, кто выглядит «как девочка», а из группы девочек — тех, кто более всех похож на мальчишку. И не означает ли тогда эта «легкость» наибольшую степень проявления физической бисексуальности? Однако имеющийся материал заставляет нас задуматься. Самые тщательные исследования не выявили связи гормонального баланса и проявлений гомосексуального поведения. Несомненно, немногие люди, обладающие как мужскими, так и женскими половыми органами, являют собой редкие аномалии, но и их изучение пока пролило недостаточно света на главную проблему. Как у женщин, так и у мужчин в целом, как ни странно, не выявлено положительной корреляции между очень высокой степенью выраженности половых признаков и плодовитостью. У супермужчины-здоровяка может вообще не быть потомства, а у самого бледного, замухрышистого, жено — личных народов, я пришла к предположению, что в каждой группе людей существуют представители тех же типов телосложения, что мы начинаем выделять среди населения своей страны, хотя в различной пропорции и, возможно, не полного набора основных типов. Кроме того, я также полагаю, что присутствие этих контрастных типов телосложения важно для развития у ребенка оценки своей половой идентификации.
Если мы признали наличие сопоставимого диапазона типов телосложения в каждом человеческом обществе, распределение в любом отдельно взятом континууме по степени выраженности мужских качеств будет дезориентирующим, особенно в глазах растущего ребенка. Следует вместо этого выделить несколько типов континуумов, и уже внутри них различать наиболее маскулинных представителей и людей с наименее выраженными мужскими половыми признаками. Мужчина маленького роста и хрупкого сложения, без признаков бороды и развитых мускулов, который становится отцом выводка детей, тогда не будет выглядеть таким уж отклонением от нормы, а будет восприниматься как мужской вариант человеческого типа, где оба пола маленького роста, хрупкого сложения и с небольшим оволосением. Высокая молодая женщина с едва заметными грудями, которая тем не менее способна нормально выкормить своего ребенка, хотя молоко у нее, кажется, струится прямо из ребер, тогда тоже не будет рассматриваться как женщина с недостаточно развитыми половыми признаками, ибо это совершенно противоречило бы успешному вынашиванию и выкармливанию ею нескольких детей, а будет отнесена к тому типу людей, у которых женщины обладают маленькими и почти незаметными грудями. Мужчина-гора с обросшей волосами грудью, чьи мужские достоинства бледны и невыразительны, тогда будет восприниматься просто как менее выраженный мужской вариант внутри типа, где нормой является обладание горой мышц и сильной растительностью. А женщина, чья малая плодовитость контрастирует странным образом с полными грудями и бедрами — лишь как представительница типа женщины с подчеркнуто развитыми грудными железами и широкими бедрами, невысокая способность рожать детей которой выделяется только потому, что ее обычно сравнивают с женщинами менее крупной комплекции. Кажущееся расхождение между рентгенограммой тазовой области и внешними измерениями также может быть объяснено, если подойти с предлагаемой точки зрения.
Сходным образом выделяются и варианты внутри типов личностных характеристик. Страстная инициативная женщина тогда попадет в одну группу со страстными инициативными мужчинами и будет тогда выглядеть не львом, а львицей в подобающем ей окружении. Если поместить робкого застенчивого мужчину бок о бок не с бой-бабой, а с еще более робкой, чем он, женской версией, он на ее фоне будет выглядеть гораздо мужественнее. Полный мужчина с мягкой грудью, двойным подбородком и выступающими ягодицами, которому достаточно, казалось бы, только шляпку надеть, чтобы совсем превратить его в женщину, рядом с не менее полной женщиной все же останется мужчиной с достаточно недвусмысленно выраженными половыми признаками: главное сопоставлять его не с мужчиной другого типа, а с женщиной его собственного. А изящные танцоры мужского и женского пола, практически вовсе без бедер и груди, вместе с тем не будут восприниматься как женоподобный мужчина и женщина-мальчик, а лишь как мужчина и женщина своего особого типа. Совершенно так же, как невозможно определить пол самца кролика при сопоставлении его поведения со львиным, оленьим или павлиньим (куда логичнее проводить сравнение кролика с крольчихой, льва со львицей, оленя с оленихой, а павлина с павой), не стоит сопоставлять наличие бороды у мужчин со степенью развитости ipy — ди у женщин, сваливая в кучу всех мужчин и всех женщин, а значительно полезнее было бы и для науки, и для наших детей, если бы мы искали сопоставления внутри группы мужчин и женщин определенного типа.
Большое количество весьма запутанных теоретических вопросов тогда тоже прояснится. Возьмите, к примеру, проявление половой активности и причины того, почему наибольшая активность проявляется рано взрослеющими мужчинами. Являются ли такие мужчины более маскулинными либо просто мужчинами другого типа? Возьмем еще два крайних примера: скажем, женщину, живущую в племени, где, как у арапешей, нет даже представления о женском оргазме, но сексуально активную и знающую, чего она хочет от партнера, и другую женщину, воспитанную по нормам племени наподобие мундугу — моров, от которой ждут сексуальной требовательности, а не материнской заботы, но проявляющую, напротив, заботливость и отзывчивость. Такие отклонения не будут больше рассматриваться как выражения большей или меньшей феминности, а как различные типы женщин, настолько биологически глубоко заложенные, что никакие усилия общественного воспитания не смогли их полность подогнать к тому типу, который в Данной культуре считается женским или мужским.
Кроме того, растущий ребенок будет сталкиваться с отдельными людьми — взрослыми, подростками и детьми, — которых общество будет делить на мужскую и женскую группы в соответствии с их основными половыми признаками, но которые на деле выказывают достаточно широкий диапазон как физических особенностей, так и черт поведения. Из-за огромной важности основных половых признаков, которые во многом предопределяют восприятие мира ребенком через телесные реакции и реакцию других людей на его принадлежность к тому или иному полу, большинство детей избирают женские или мужские качества как свою первую идентификацию среди окружающих. Но после этого растущий ребенок начинает сравнивать себя с окружающини не только по физическому строению, но в большей степени по своим побуждениям и интересам. Все ли они подобают их полу? «Я — мальчик», но «мне нравятся яркие цвета, а цвет интересует только женщин». «Я — девочка», но «я быстронога и обожаю бегать и прыгать. Бег, прыжки, стрельба стрелами — занятия для мальчиков, а не для девочек». «Я мальчик», но «мне нравится мять в пальцах мягкие ткани; трогать все — женское занятие, поэтому оно меня будет приближать к девочкам». «Я — девочка», но «пальцы мои так неуклюжи, мне гораздо легче махать топором, чем нанизывать бисер на нитку; топоры держать — мужское дело». Значит, ребенка, продолжающего исследовать свои силы, заставляют отказаться от части своего биологического наследия, которое вступает в резкий конфликт с половым стереотипом его культуры.
Кроме того, половой стереотип, предопределяющий соотношение человеческих интересов и занятий с их полом, не абсолютно беспочвен. Представление о том, что приличествует делать мужчине в определенном обществе, предписывающий, чем интересоваться и заниматься каждому полу, имеет некоторую объективную базу. Идеал мужчины в определенном обществе может близко соответствовать тому или иному типу мужского темперамента. Идеал женщины может соответствовать женщине такого же типа или же другого. Помочь же детям, не принадлежащим к этим предпочтительным типам, классифицировать себя смогут лишь их бесспорные первичные половые признаки. Их импульсы, предпочтения, так и, позднее, черты телосложения — все будет отклоняться от принятой нормы. Всю жизнь они будут обречены ощущать себя среди членов своего пола неполноценными мужчинами и женщинами только оттого, что культурный идеал основан на ином наборе черт, не менее полноценном. Поэтому и сидит похожий на кролика мужчина маленького роста возле того, кому больше подходит сравнение со львом, страдая от несоответствия и недостатка мужественности, и может быть, единственно по этой причине вечно мечтает о женщине-львице. А та, убежденная до глубины души в отсутствии у нее женственности по сравнению с маленькими, кроличьего типа женщинами, преобладающими в данном обществе, единственно от отчаяния может стремиться к браку с кроликоподобным мужчиной. Возможно также, что этот похожий на кролика мужчина, который в полной мере проявил бы присущую ему силу чувства и другие маскулинные черты, если бы был воспитан в рамках культуры, признающей его полноценным мужчиной, способным выбрать супругу, удержать и защищать ее, опустит руки, внутренне причислит себя к женщинам и сделается настоящим гомосексуалистом, соединившись таким образом с мужчиной, обладающим полным набором великолепных мужских качеств, которых он лишен от рождения.
Иногда встречаются пары мужчин сходного типа телосложения и поведения, художников или музыкантов. Один из них позиционирует себя как воплощение маскулинности, с блестящими волосами и сверкающими глазами, который может заставить всех женщин в помещении, куда заходит, ощутить себя еще женственнее. А другой идентифицирует себя как любитель мужчин, взгляд и поступь его неуверенны, а при встрече с группой женщин он старается подладиться к ним с извиняющейся интонацией. Но по своим физическим характеристикам, вкусам, складу ума эти мужчины настолько близки, что их можно поменять местами. Первый воспитывался в жесткой обстановке наподобие американского фронтира, а второй — в космополитски-европейской; в мире первого мужчине не подобает брать в руки ничего кроме револьвера, охотничьего ножа или хлыста, а в мире второго мужчины играют на тонких музыкальных инструментах. При наблюдении за такой парой плодотворнее искать не возможные гормональные отклонения, но более выраженное расхождение, причем в большей степени у одного, чем у другого, между их образом жизни и нормами, принятыми в данном обществе для мужчин.
Если действительно различия между типами телосложения столь велики, что маскулинность может так сильно отличаться У мужчин различных типов и даже иметь некоторые фемининные признаки, намечаются далеко идущие выводы, касающиеся не только интерпретации внутриполовой вариативности, а также перемены полов и полового несоответствия, отмечаемые внутри любого общества, но и в самой модели взаимоотношений между полами. В некоторых несложно устроенных обществах, а также в некоторых кастах внутри сложных обществ можно заметить тенденцию к выделению в качестве эталона для обоих полов людей одного типа телосложения. Аристократы, пастухи-скотоводы, лавочники могут, соответственно, ценить выше всего утонченный изящный чувствительный тип, либо тип высокорослых, неукротимо гордых, вспыльчивых, сексуально требовательных и трепетных людей, либо полных и спокойных мужчин и женщин. Но мы не знаем, дополняют ли мужские и женские идеалы друг друга таким образом, в любой данной культуре. Похоже, что, когда идеалы двух полов бывают существенно взаимосвязаны, имеется возможность формирования более тонко сбалансированного, более соответствующего биологическим предпосылкам идеала брачного союза, и реально существующие формы браков бывают тогда более гармоничными. Когда те мужчины и женщины, которые не соответствуют идеальным типам, пытаются использовать разнообразие формы брачных союзов, иногда напоминающих изящно переплетенные па изысканного балета, в другом случае характеризующиеся напряженной гордой сдержанностью, а в третьем — дежурным послеобеденным стаканом горячего молока, но ставших одобренными и развитыми идеальными моделями, — эти мужчины и женщины по крайней мере сталкиваются с последовательными, хотя и чуждыми им культурными образцами, что облегчает освоение последних.
Давайте на минуту представим аристократическую семью, для которой идеальный тип мужчины и женщины подразумевает высокий рост, гордый, вспыльчивый темперамент, большую и очень избирательную сексуальную требовательность. И вот в такой аристократической семье рождается толсгенький мальчик, отличающийся добрым нравом, который очень любит поесть и имеет совершенно неопределенные вкусы. На протяжении детских лет его будут пытаться приучить к поведению, присущему совсем иному типу, чем у него, включая представление об идеале женственности в образе гордой, нервной, требовательной аристократки. Женившись на подобной девушке, он будет знать, как с ней обращаться и что она будет от него ожидать. Если же он женится на девушке, столь же сильно отличающейся от идеального типа, как и он, тем не менее у каждого из них в сознании будет уже заложен выученный тип поведения: они будут относиться друг к другу таким образом, как если бы оба были нервные и гордые натуры. Их жизнь в таком случае будет более искусственной, чем у пары, в действительности обладающей качествами того типа, для которого были подогнаны эти культурные роли, однако сама определенность ролей мужского и женского поведения помогает их играть. В любой столь жестко нормативно очерченной культурной ситуации, найдутся такие индивиды, которые поднимут бунт, покончат с собой, — если культура допускает этот, — уйдут в загул, станут фригидными, уйдут в себя, сойдут с ума; или — если хватит божьего дара — станут инноваторами новых форм культуры. Но большая часть этих бунтовщиков все же усвоит традиционные модели поведения, даже если они им чужды.
Поэтому в каждом из изучавшихся мной обществ выделялись те, кто особенно резко не совпадали с преобладающим типом телосложения и предполагаемого поведения, и те, кто приспосабливались тем или иным образом, в зависимости от их собственного типа телосложения и культурных предпочтений. Скажем, юноша, который вырастет в высокого, гордого, своенравного мужчину, кого гордость делает весьма чувствительным и склонным к смущению, будет иметь на Бали, Самоа, среди арапешей и манус совершенно разную судьбу. У манус он укроется в системе рангов и различий, которые у них в ходу, будет сильнее интересоваться ритуалами, чем торговлей, а в обычную при торговых сделках перебранку будет вносить больше жара и гнева, чем положено. В селении Самоа такому мужчине из-за его чрезмерной вспыльчивости придется много лет ждать, пока ему доверят стать главой семьи, пока он не растратит своих страстей в противоборстве с мягким сопротивлением его неподобающему эгоизму. На Бали такой человек может брать на себя большую ответственность по сравнению с другими, а когда окажется не в состоянии выполнить взятые обязательства, станет мрачным и нелюдимым от смущения. А вот среди живущих в Новой Зеландии маори такой человек мог бы стать почти что воплощением идеального типа: его гордость соответствовала бы потребности в гордом характере, буйство — потребности в силе, а способность быть нежным в страсти нашла бы совершенное выражение, потому что идеальная женщина здесь обладала бы такой же гордостью и нежной страстностью, что и он.
Но в сложно устроенных современных обществах нет столь явно выраженных предпочтений и столь идеально совпадающих ожиданий даже в одном социальном классе, внутри профессиональной группы или в сельской местности. Предписанные мужчинам и женщинам роли не обязательно согласуются Друг с другом, и каким бы ни был мужской идеал, имеется малая вероятность того, что соответствующий ему женский тип также будет идеальным. Случайные обстоятельства, связанные с миграциями, межклассовыми браками, жизнью на границе между двумя культурами могут привести к тому, что женский идеал будет взят совсем из другого типа, нежели мужской. Сам стереотип может быть усложнен ожиданиями разного характера и затем вновь разделиться, так что тип идеального любовника будет сильно отличаться от идеала брата или мужа. Модель взаимоотношений между полами: соотношение сдержанности и интимности, активности и уступчивости, инициативы и ответа, может являться результатом смешения нескольких совместимых типов поведения, а не вытекать из одного типа. Необходимо гораздо больше материалов о пределах в которых эти конституционные типы могут быть идентифицированы и изучены, прежде чем мы сможем ответить на дальнейшие вопросы о дифференциальной силе, стабильности и гибкости культур, в которых половые идеалы порой имеют смешанный характер или звучат единой лирической темой; причем эти идеалы или настолько инклузивны, что каждый мужчина или женщина находит в них свое неясно определенное место, или столь резко очерчены, что множество мужчин и женщин вынуждены вырабатывать противовесные модели поведения за пределами этих идеалов.
Признание таких возможностей в значительной мере повлияет на подход к воспитанию детей в современном обществе. Мы будем иметь возможность перестать характеризовать поведение мальчика, проявившего интерес к занятиям, считающимся женскими, а также более склонного к проявлению чувств как «женственное» или «женоподобное», а вместо этого попытаться представить, к какому типу маскулинности он ближе, мужчиной какого типа он может стать. Первичные половые признаки, определяющие принадлежность мальчиков к мужскому полу, — качества межтиповые, аналогичные отнесению в один класс самцов кролика, льва и оленя, но ни в коем случае не перекрывающие их специфичных видовых кроличьих, львиных или оленьих свойств. И тогда не потребуется классифицировать маленькую девочку на том основании, что она проявляет большую, чем положено девочкам, склонность разбирать и разламывать вещи, как неженственную. В этом будущем мире детям не станут отказывать в их принадлежности к своему полу оттого, что они выше или ниже, чем полагается, худее или толще, с более или менее выраженной растительностью на теле, не придется им и расплачиваться потерей половой идентификации за особую природную одаренность: мальчикам — за тонкое осязание, а девочкам — за удалую езду верхом.
Если мы способны придать человечеству дополнительный импульс для преодоления испытаний и препятствий нашего труднейшего периода истории, необходимо предоставить картину такого благодарного будущего, чтобы никакая жертва не показалась слишком великой на пути к его достижению. И в этой картине будущего исключительно важна та степень, с которой мужчины и женщины смогут чувствовать себя комфортно в своих собственных телах и во взаимоотношениях с представителями другого типа3.