Мужское и женское
Маргарет МИД
Шесть лет едва ли можно считать достаточным сроком для заявлений о новых целях или для выдвижения новых аргументов. Кто-то, конечно, может стенать «шеа culpa», особенно после появления рецензий, вменяя мне в вину написание этой книги, вместо знакомства с другими книгами, которые написал бы более боговдохновенный автор. Но я думаю, что американский раздел уже устарел, несмотря на краткий срок, миновавший со времени его написания, хотя сравнительные комментарии по вопросам образования в западном мире сохранили ту же ценность, что и в 1929 году, когда я писала «Взросление на Самоа», отчего я и посчитала полезным напомнить, как давно это было написано. А предисловие к «Взрослению на Новой Гвинее» я с удовольствием писала накануне возвращения к манус, чтобы выяснить, что произошло с теми, кого я знала двадцать пять лет назад детьми.
Это весьма отчетливо выявляет контраст между описанием нашего быстро меняющегося общества и семи малочисленных обществ Южных морей, которые служат фоном для его исследования. Мои полевые записи не нуждаются в коррекции, поскольку все они превратились в свидетельства прошлого, отделенного от настоящего гораздо более резкими переменами, чем те, которые заставляют нас пересматривать описание нашего собственного общества. Эти записи ценны потому, что относятся к тому периоду, когда каждое из этих малых обществ — самоа, манус, арапеш, мундугумор, чамбули, ятмул и бали — сохраняло свой собственный стиль жизни, понимание которого скорее было бы искажено, чем дополнено добавлением к описанию тех мест, где еще двадцать пять лет назад мужчины исполняли пугающие фаллические танцы или прорицатели отыскивали спрятанные частицы заколдованной кости, отчетов детских клиник и заседаний Ассоциации родителей и учителей.
Но и в США произошли перемены. Автономная семья из двух родителей и двух детей, где жена считает, что дом и карьера — это слишком много, а одних домашних забот недостаточно для полноценного ощущения своего вклада; роддом, где матери и новорожденные содержатся строго раздельно, а анестезированной маме приходится лишь постепенно привыкать к ребенку, при чьем рождении она находилась в глубоко бессознательном состоянии, — все это постепенно уходит под воздействием нового типа семьи, в которой дети есть радость жизни, а чем больше их будет — тем в большей степени родители ожидают получить радость от всех и каждого из них.
Семейная жизнь, в которой акцент ставится скорее на самих детей, чем на их «будущее и ориентировочную стоимость выравнивания их зубов для голливудской улыбки»; семейная жизнь, которую можно, так сказать, всю целиком — детей, собаку, кошку, самые необходимые пожитки — загрузить в двухдверный автомобиль; семейная жизнь, когда мать еще настолько молода, что ее не беспокоит противоречие между работой и домом, поскольку она еще и не выходила на постоянную работу, поэтому время забот об этом настанет, когда вырастут дети, а пока она и бабушка сбиваются с ног — вот современный идеал. По мере того как обостряются проблемы в мире, по мере того как мы начинаем осознавать зависимость каждого от событий, происходящих на другом краю света, когда молодым людям становится понятным, что вся жизнь теперь есть обдуманный риск, это заметно увеличивает ценность близких отношений и детей в семье. Материальные приобретения кажутся не такими всеопределяющими в мире, где почти ежедневно появляются в печати новые оценки вероятности потерь в случае термоядерного конфликта; невесты в наши дни не распаковывают свои свадебные подарки в течение многих лет, а молодые отцы беседуют больше о рецептах молочных смесей для детей и ходунках для них, чем о скачках и биржевых торгах. Дети и еще больше детей — вот что определяет направление развития жизни, становится связующим фактором для мужчин, в той же мере, что и для женщин.
Собственно для мужчин даже еще в большей степени, чем для женщин. И в этом состоит необходимость — частично из — за беспрецедентных изменений в сехмейной жизни в США, отчасти в свете новых данных недавно оформившейся сравнительной науки этологии — пересмотра теоретической основы этой книги, уместность признания «теа culpa», но не перед критиками, которые недовольны тем, что я не смогла написать книгу о реализации личности в зрелом семейном союзе, — в этом вопросе мои неискушенные туземцы снабдили меня очень малым количеством новой информации, — но за попытку отмахнуться от старой позиции «о птичках» в вопросе о том, откуда берутся дети, посредством весьма бойкого замечания, что люди, в конце концов, млекопитающие, а не пернатые.
Междисциплинарные исследования подводят к мысли, что мы, вероятно, можем лучше понять половое поведение человека как биологической особи, в особенности родительское поведение, изучая птиц, которые, подобно людям, реагируют скорее на зрительные стимулы, поступающие от партнера, а не как подавляющее большинство других млекопитающих, — на запах, и у которых птенцы рождаются столь беспомощными, что нуждаются в специально созданном убежище. И сентиментальные люди, которые рассказывают детям о фактах жизни на примерах мамы-птички и пернатого папы, хотя и окольным путем, оказываются ближе к истине, чем они сами или все мы раньше предполагали.
Ибо хотя еще встречается утверждение, что у человеческих особей не существует отцовского инстинкта, появляется все больше свидетельств о вероятности наличия у них, так же как и у самцов млекопитающих и птиц, рефлекса защиты детенышей своего биологического вида. Этот рефлекс, который очень легко пробуждается при виде младенца, совершенно не задействован, поскольку с малышами обычно возятся мамы, няньки, бабушки. Общество, конечно, может по-прежнему полностью игнорировать это обстоятельство, изгоняя отцов из детской и затрачивая массу усилий на изобретение различных поощрений и наказаний по типу кнута и пряника для удержания отцов исключительно на работе для обеспечения своих отпрысков средствами существования. Но позвольте отцу в буквальном смысле взять в руки своего крошечного ребенка, и увидите, какой запас энтузиазма это высвободит и в отношении этого конкретного ребенка, и других, подобных ему. Ибо в наши дни именно отцы хотят много детей, а молодые матери, вознаграждаемые удовольствием от их неподдельного участия в совместном деле, идут отцам навстречу и рожают ребенка за ребенком, невзирая на то, что родителям приходится попеременно проводить бессонные ночи, пока новорожденный научится понимать разницу между днем и ночью.
Еще слишком рано предсказывать, к каким результатам в будущем это приведет: возможно, мы высвободили процесс, который трудно будет контролировать. Возможно, было бы лучше, чтобы именно мать была тем из двух родителей, который больше хочет ребенка, чтобы вводился некоторый контролирующий фактор в соотношение между возможностями и запросами. Но радости жизни, связанные с большой семьей, полной малышей, определенно являются тем фактором, который необходимо брать в расчет при исследовании динамики развития определяющих общественные тенденции молодых людей из среднего класса в середине двадцатого столетия.
И еще одна тенденция, сформировавшаяся в последние шесть лет, стала явно выраженной: все более ранние свидания, сдвиг периода ухаживания на подростковый возраст, что позволяет избежать скуки от игры, к которой один из партнеров не готов, приводит к заключению некоего пакта «постоянства» — соглашения, по которому юноша и девушка гарантируют друг другу теплоту отношений и свободу от вечных сомнений как убить очередной субботний вечер. Это приводит к формированию ранних браков, а те, в свою очередь, — к рождению веселых семей, которые делят заботы о множестве детей — и котят — с новыми соседями из новых пригородов. На наших глазах возникает новая модель отношения полов.
Маргарет Мид Октябрь, 1954
Выражение благодарностей
Полевые сезоны, на результатах которых основана эта книга, охватывают период времени в четырнадцать лет, с 1925 по 1939 г.; осмысление материала происходило на протяжении всей моей жизни в науке: с 1923 по 1948 г. Полевые и исследовательские работы осуществлены при щедрой поддержке нескольких организаций: Американского музея естественной истории, который покровительствовал и поощрял меня с 1926 г. и обеспечивал мои полевые изыскания из средств фонда Фосса; Национального исследовательского совета; Комитета исследований в области задержки психического развития, поддерживаемого тридцать третьей степенью шотландского чина Северной масонской зоны контроля; Морской администрацией Соединенных Штатов на Самоа; Совета по исследованиям в области общественных наук; Управления внутренних дел метрополии и территорий Австралии; Администрации мандатной территории Новой Гвинеи; правительства Голландских Восточных Индий и различных правительственных агентств Соединенных Штатов. Во время моих длительных периодов нахождения в местах, далеких от проторенных путей цивилизации, мне очень помогли кавалер ордена Британской Империи судья Дж. М. Филлипс, мистер Э. П. У. Чинери, мистер Эдвард Р. Холт и миссис Холт и выдающийся художник, ныне покойный, Уолтер Спайз. Я бесконечно признательна коллегам-антропологам Грегори Бейт — сону, Джейн Беллоу, Рео Форчуну и нашему балийскому ассистенту Ай Мэйди Калер. Невозможно даже выразить чувство неоплатного долга, которое я ощущаю по отношению к тем сотням людей островов Тихого океана, чья доброжелательность, толерантность к различиям, доверие ко мне, вера в мои добрые намерения и живая любознательность позволили провести эти исследования. Многие из детей, так сказать, прошедших через мои руки, из чьего напряженного или спокойного поведения я извлекала уроки, которые нельзя было больше никак получить, теперь уже стали взрослыми мужчинами и женщинами, а мгновения их жизни, задокументированные антропологом, навсегда сохранят некое чудесное качество, как для антрополога, так и для них самих. За пределами главного течения цивилизации они сохранили в неизменном виде тонкую ткань своей культуры и благодаря такой верности сделали свой вклад в наше современное понимание возможностей и потенциала всего человечества.
Хронологически эта книга отражает развитие моего понимания данной проблемы за годы, прошедшее со времени публикации книги «Пол и характер» в 1935 г. Но она также основывается на одном из основных аспектов, интересовавших меня на протяжении всей жизни в науке, поэтому я хочу выразить признательность за ценные мысли и советы таким авторам, как Франц Боус, Рут Бенедикт, Лютер Крессман, Уильям Филдинг Огберн, Эдвард Сапир, Рео Форчун, Э. Р. Рэдклиф-Браун, Филипп Мосли, Эрл Т. Энгли, Роберт и Хелен Линд, Лоуренс и Мэри Фрэнк, Грегори Бейтсон, Джон Доллард, У. Ллойд Уор — нер, Эрик Хомбургер Эриксон, Гардинер и Лоис Мэрфи, Кин — гсли Ноубл, Джофри Гоурер, Курт Левин, Роберт Лэм, Хэролд Вулф, Готхард Бут, Мари Джахоуда, Эрвин Шуллер, Эвелин Хатчинсон, Фрэнсис Илг, Роуда Метро, Натан Лейтес, Марта Вольфенштейн и Эдит Кобб. За помощь в подготовке этой рукописи я признательна своей крестной Изабель Эли Лорд, а также Мари Эйхельбергер, Марион Марковиц, Кэрол Кейем, Джудит Калвер и Кэтрин Шнайдер. Моей бабушке Марте Рам — зей Мид, моему отцу Эдварду Шервуду Миду и матери Эмили Фогг Мид я обязана верой в то, что знания стоят поисков, что наблюдения и анализ могут быть проведены с воодушевлением, которое способно оказать конструктивное влияние как на тех, кого изучает, так и на того, кто изучает, и в заключение, ощущением принадлежности к моему собственному полу, которое направило мои исследования на работу с детьми.
Маргарет Мид[1].
КоббУэбб
Фоллз Вилидж, штат Коннектикут 19 октября 1948 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ
В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ «МЕНТОР»
ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
Одно из приятных дополнительных свойств публикации книг в мягкой обложке — возможность обдумать все заново. Я не отношусь к числу авторов, которые способны с улыбкой отмахиваться от советов рецензентов написать совсем другую книгу, где, по возможности, не отводилось бы так много места разговорам «об этих туземцах». Собственно говоря, в антропологии первые описания примитивных народов обретают вечную значимость, ибо те люди и то сообщество, которое мы описывали, претерпевают достаточно сильные изменения, отчего любые последующие экспедиции не в состоянии будут внести значительных корректив в фиксацию первоначальной картины. И если бы мой изобретательный первый издатель Уильям Морроу не побудил меня в 1927 году включить в книгу «Взросление на Самоа» сравнительные главы о поведении американских подростков, что в целом я считаю полезным, мне почти нечего было бы добавить. Но на сегодняшний день раздел книги, где речь идет о поведении американцев, заметно устарел, причем еше в большей степени, чем заключительные главы «Взросления на Самоа», написанные двадцатью годами ранее. Корейская война послужила поворотной точкой в отношениях американцев к браку и семье, после чего начала развиваться та тенденция, которую стало принято называть «приспособлением к временам после Второй мировой войны». Поэтому именно в сравнительно-описательной части, касающейся обычаев и поведения американцев, требуются весьма значительные изменения. Часть из них я затрагиваю в предисловии, написанном в 1954 году. Но в заключительных описаниях прежнего образа жизни примитивных племен или такого народа, как балийцы, чья развивавшаяся изолированно экзотическая культура теперь поглощается современной Индонезией и попала под влияние развернувшейся там общественной борьбы, приходится следить за тональностью повествования. Из чисто описательной части необходимо полностью исключить следы позднее полученной информации, иначе она потеряет свою ценность. При этом следовало также включить те наблюдения, которые я произвела за 25 лет, прошедшие с момента выхода в свет книги: новое описание манус, перескочивших разом через две тысячи лет постепенного развития, и наблюдения на Бали 1957 года как раз во время изгнания последних голландцев из Индонезии, когда дети, родившиеся в деревне Баджоинг Геде, за те двадцать лет, что я у них не была, в школах начали изучать геометрию.
Кроме того, со времени завершения книги произошли довольно значительные перемены в теоретических основах антропологии. За последние пятнадцать лет развилось живое взаимодействие между культурологией и экспериментальными наблюдениями за животными — приматами, копытными и птицами, что позволило глубже понять биологически заданные основы и возможные типы более специфического инстинктивного поведения человека. Накопился и новый материал по первобытным людям, что позволило отодвинуть границы познания в глубины истории. Возобновившийся в связи со столетием со дня рождения Чарлза Дарвина интерес к эволюционной теории был подкреплен также экспериментальными работами психиатров, позволивших по-новому интерпретировать известные открытия 3. Фрейда.
В более широком обмене мнениями, где данная книга неизбежно и вполне намеренно должна была послужить аргументом, также произошли огромные изменения. Хотя часть умов предвидела, сколь значимые перемены в человеческих взаимоотношениях повлекут за собой применение новых средств связи, открытие и использование ядерных вооружений, влияние коммунистического евангелизма и повсеместное увеличение численности населения, общественное мнение в целом на этот счет еще не сложилось. Изменение сознания, которое должно повлечь за собой освоение космического пространства, также относилось к области научной фантастики. Битвы между наукой и религией, ведшиеся на протяжении всего XIX века, не завершились, что показывает хотя бы тот факт, что сэр Джулиан Хаксли пишет сегодня предисловие к книге завзятого иезуита, а дети в американской католической школе благоговейно изучают вклад Чарлза Дарвина и Галилео Галилея. Полная значимость проблемы роста численности населения в то время толком не осознана. Не была известна оральная контрацепция. По разным причинам еще не укрепилось стремление жителей как высокоразвитых, так и развивающихся стран к увеличению размера семьи. Если коротко — в 1947 году мы жили в очень отличающемся от современного мире, опасность исчезновения человечества была менее остра, можно было тратить весь пыл негодования на менее глобальные проблемы. Однако вопросы, заботившие меня в те годы, выросли, как я и боялась, до масштаба угрозы. По-прежнему в обществе неверное отношение к грудному вскармливанию: с одной стороны, не все матери имеют возможность кормить детей собственным молоком, а с другой — тех матерей, дети которых не особенно хорошо развиваются и растут на их молоке, называют «пренебрегающими своим долгом». В области половых отношений последние пятнадцать лет прошли под знаком превозношения копуляции благодаря эффективному воздействию отчета Кинси[2] в США и романа «Любовник леди Чаттерлей» в Великобритании. Эти два творения статистика и романиста-мечтателя не способствовали ни становлению индивидуальности, при котором секс входит составной частью в личностное развитие, ни развитию чувства ответственности, потому что половой акт был произвольно вырван из всей биологически обоснованной цепочки взросления, воспроизводства и родительства. Уменьшилась наша терпимость к иным формам психосексуальной жизни, помимо сериальной моногамии, при которой пары формируются и распадаются без осознания того эффекта, который это формирование оказывает на его участников и их детей, и вклад пар в функционирование общества. Усилилось осуждение одиночек, страх в отношении половых извращений, стремление родителей насильно поженить детей, если дочь забеременела, а также настойчивость убеждения, что половые отношения должны продолжаться без всякого перерыва на протяжении всей жизни, наподобие пищеварения.
Перечисленные тенденции получили более выраженное распространение во всем англоговорящем мире, их можно отметить повсюду, где ощутимо влияние средств массовой информации, разносящих воздействие таких исследований, как отчет Кинси, либо книг Д. Г. Лоуренса, будто те диктуют рецепты для настоящей жизни, пусть и в массовом изложении. Но то, что сегодня происходит в США, вполне может развернуться завтра в Канаде или Англии и поэтому является законной причиной для тревоги. Тем более если считается, что наша модель должна подходить и для всего технически недостаточно развитого мира в той же мере, что и для нас.
Сразу после Второй мировой войны развился новый тип поведения отцов, утвердившийся в студенческих городках университетов в семьях фронтовиков, которые учились на специальные государственные пособия. Жизнь в стесненных условиях на небольшой доход заставила молодых отцов волей-неволей больше возиться со своими новорожденными детьми, в результате сложился иной тип отцовского поведения. Тогда, в 1947 году, казалось, что и ранние браки между студентами, и работа молодых жен ради материального поддержания мужа и детей, и активное участие отцов в уходе за малолетними детьми постепенно сойдут на нет и все возвратится к прежнему положению дел — превалированию индивидуальной ответственности отца за материальное благосостояние одно — или двухдет — ной семьи, когда молодой отец зарабатывает деньги, а мать занимается домом, детьми. Но с началом корейской войны в жизнь американцев вновь проникли пессимистические настроения, и вновь, как в годы Великой депрессии, люди потеряли ощущение уверенности в будущем, вернулся и настрой сагре diem[3], свойственный военной поре. Родители и образовательные учреждения давали согласие на браки студентов, молодые отцы продолжали заботиться о младенцах, потребность в ранних браках и раннем обзаведении детьми усилилась.
При выборе супруга сдвиг на все более и более ранний возраст заметно отличал современную манеру ухаживания от доминировавшей в 30 -40-е годы, причем родители и общество нацеливали молодежь на ухаживание еще в подростковом возрасте. В этих новых условиях родители обрели небывалую прежде в условиях Америки возможность контролировать выбор своими детьми супруга или супруги, в то время как раньше широкие возможности выбора и территории для заселения позволяли сыновьям идти вразрез с родительскими желаниями, а женщинам давали возможность выходить замуж без приданого. Но теперь, когда родителям приходилось обеспечивать своему сыну условия для ухаживания за будущей женой, который еще даже не имел права водить машину, а впоследствии поддерживать молодую семью материально, пока их сын закончит свое обучение, они получали реальную возможность оказывать значительное влияние на выбор партнера. В результате сужался круг выбора, определенный интересами классового или религиозного характера, а от родителей жениха и невесты теперь ожидали более согласованных действий по поддержке молодой семьи, чем раньше. Изменились и некоторые другие, более существенные аспекты добрачного поведения: к долгу сохранения девственности невестами добавилась еще одна фаза — попытка юноши, уже выбравшего себе невесту, противостоять ее желанию вести себя с ним более свободно, когда ей наконец показалось, что она уже выбрала подходящего партнера. Если общество в целом настроено на ранний брак и обзаведение детьми, если молодые мужчины делают выбор в пользу женитьбы и производства потомства взамен обретения самостоятельности и зрелости на основе заработанной финансовой независимости, если молодые жены рожают детей словно наперегонки, то у юношей и девушек постепенно складывалось более спокойное отношение к беременности до брака, напоминающее ритуалы ухаживания у крестьян в некоторых европейских странах, когда добрачные половые отношения развивались под присмотром и контролем родителей.
Этот сложный комплекс выразился в таком типе добрачных и брачных отношений, которые возлагают значительное бремя обязанностей как на юношей, так и на девушек. Среди образованных людей укрепилась модель женитьбы детей до обретения ими финансовой независимости. По окончании школы или колледжа девушка устраивается на несложную, но хорошо оплачиваемую работу, которая не мешает ей стать матерью, или даже родить несколько детей, что добавляет к обязанностям мужа помимо учебы необходимость выполнять работу по дому и искать дополнительный заработок. Постоянная потребность брать от жизни все и сразу вводила молодых в большие долги ради обеспечения детям таких домашних условий, на обретение которых предыдущее поколения тратило долгие годы, постепенно накапливая средства. Стремление не отстать, удержаться на уровне все повышающегося жизненного стандарта постоянно довлеет над мужем и женой как в личной жизни, так и зачастую в жизни вне дома. Кроме того, уровень общения между мужем и женой, родителями и детьми также высок, возможно, даже никогда не был насколько высоким. Столь характерный для американской культуры всего четверть века назад разрыв между несовершеннолетними детьми и их родителями, принадлежащими к среднему классу, сократился, хотя по-прежнему наблюдается среди новых иммигрантов из других стран и тех, чьи доходы недавно достигли уровня, позволяющего причислить их к среднему классу.
Причем идеал романтической любви постепенно отодвигался на задний план, замещаемый надеждой найти «подходящего» Супруга или супругу. Но степень ожиданий идеальности нового типа брака также весьма высока, поэтому браки быстро распадаются, когда реальность совместной жизни в пригородах не соответствует романтическим представлениям о ней. Существует резкий контраст между взглядами людей среднего возраста, которые видят в требовании более ранних браков стремление молодежи к постоянному и более доступному сексу, в то время как сама молодежь скорее следует коллективной моде, чем выдвигает индивидуальные требования, связанные с романтической любовью или легализацией сексуального удовлетворения.
С подобной практикой раннего родительства, зависимого от поколения их собственных родителей, связано несколько последствий: незавидная судьба женщин, не сумевших закончить образование, когда их дети уже выросли; высокий процент мужской смертности в возрасте от 40 до 60 лет; бесцельность жизни женщин старшего возраста, у которых не остается ни детей, ни мужей, о которых они могли бы заботиться; одинокая жизнь разведенных или овдовевших женщин с малолетними детьми. Можно подытожить вышесказанное — распределение ролей между полами и поколениями в США претерпело коренное изменение: очень ранние браки, ранее появление детей, большие семьи, эмоциональная самодостаточность каждой из них, изолированно существующей в пригороде и напрягающей силы в попытке достичь изобилия в реальности, а не в отдаленном будущем. Сосредоточение всех душевных сил на доме и домашних, когда понижается значение дружеских связей, ответственности перед обществом, успеха в творчестве, вызывается, скорее всего, неуверенностью в завтрашнем дне, характеризующей это поколение. Никогда прежде от полных сил образованных мужчин не требовалось проявления заботы о младенцах в таком объеме, ни в одной из цивилизационных моделей прошлого. Увлечение материнскими заботами всегда считалось препятствием для проявления женщинами творческого подхода к работе, однако теперь создается опасение, что счастье отцовства послужит не меньшим отвлекающим фактором для мужчин.
Несмотря на попытки отдельных стран, озабоченных данной проблемой (Японии, СССР, Индии) контролировать рождаемость, представляется, что главной проблемой столетия, уступающей лишь задаче предотвращения мировой военной катастрофы, является вопрос: как рассматривать самореализацию человека — с точки зрения осуществления биологического или социального потенциала. Сейчас как никогда важен творческий вклад каждого мужчины, каждой женщины в новые начинания — их инициатива, изобретательность, способность улучшать ситуацию, но именно возможность внести такой вклад подавляется соревновательной неумеренностью чисто биологического самовоспроизводства.
Если бы я писана эту книгу сегодня, то в теоретической части уделила бы больше внимания чертам, унаследованным человеком от более ранних разновидностей гоминид, а также параллелям между поведением Homo sapiens и видов за пределами отряда млекопитающих. Думаю, я недооценила плодотворность сравнений людей и птиц — важность остроты зрения, устройство укрытия, присутствие обоих родителей для ухода за детенышами у тех и других делает подобные сопоставления значительно глубже привычных метафор, применяемых для разъяснения детям, откуда те, собственно, берутся.
В 1947 году я делала особый акцент на необходимости выработки общественных механизмов, умерявших соревнование между членами человеческой семьи, чему исторически служило табу на инцест. Медицинские данные, собранные за последние 15 лет, говорят о непрочности этого табу, которое в отсутствие адекватных общественных наказаний может перестать действовать. Современные данные показывают, что не существует надежной внутренней защиты против инцеста между родителями и детьми, отчего каждое общество должно вырабатывать свои запреты, причем пересматривая и совершенствуя их по мере надобности.
В то время как биологической функции табу на инцест для защиты от умственной неполноценности уделялось излишне много внимания, недостаточно акцентировалась необходимость общения между родителями, имеющих общих детей. Это достаточно странно, тем более если учесть, что нам свойственно все рассматривать с исторической, эволюционной точки зрения, что в браке дети, имеющие хотя бы одного общего родителя, становятся навсегда братьями и сестрами, но связь через общего ребенка может быть совершенно прервана путем развода. Теперь, когда мы ищем новых способов ориентироваться на будущее, где дети станут коренными жителями, а мы — иммигрантами из прошлого века, принятие существующей связи через будущее, а не через прошлое, через переданную потомкам комбинацию генов, а не просто через пассивное участие в прежних комбинациях, может породить полезную перестройку выражения через культуру нашей биологической наследственности, основанной на взаимодействии двух индивидуумов противоположного пола.
В книге я достаточно полно обсуждаю современное положение, требующее от ребенка мужского пола особой работы по обузданию инстинктивных импульсов по отношению к родителю мужского пола, который значительно больше и сильнее его, которое настраивает мальчика на многолетнее ожидание своего возмужания. Сегодня я бы еще добавила гипотезу, согласно которой подобное поведение соперничества выработалось на ранней биологической стадии развития человека, когда мужчины взрослели гораздо быстрее, поэтому современный период обучения, отделяющий детство от взрослого состояния, приходится на более поздний по сравнению с тем временем период. Тогда кризис, известный как Эдипов, предстанет на рубеже, когда обществу Homo sapiens стало нужно согласовывать, встраивать возникший на гораздо более ранней стадии развития импульс в современные культурные модели поведения, основанные на более длительном периоде обучения и полового созревания. Такой взгляд на проблему будет ближе представлениям, традиционным для английского общества, требующего подавления сильных и потенциально опасных импульсов у детей, а не американским, предполагающим, что вина за недостаточный контроль над импульсивностью детей лежит на родителях. Все это ставит новые вопросы о степени, в какой неподатливость инстинктивных составляющих поведения способна — особенно в таких больших и разнородных социумах, как американский, — повлиять на созревание, возможность найти пару и поддерживать благотворное отношение к потомству. Представление, что благодушное отношение к детям воспитателей и педагогов может устранить значительную часть нарушений и сбоев в современном мире, видимо, нужно будет дополнить значительно более строгими требованиями применения методов культурной адаптации для сглаживания биологических расхождений.
Проиллюстрируем последнее положение на примере грудного вскармливания в современном обществе. Когда иного способа вскармливания не существовало, младенцы, не способные благополучно развиваться на материнском молоке, умирали, а у женщин с небольшим количеством грудного молока никак не могло быть много детей. Причем в отсутствие заменителей грудного молока при виде хиреющего ребенка повышалась тревожность матери, что, в свою очередь, приводило к прогрессирующему уменьшению количества молока. С биологической точки зрения это вполне оправданно, так как ребенок, которого оказалось сложно выкормить, умирает, мать может снова забеременеть, а нового ребенка, вероятно, легче будет выкормить. С появлением искусственного вскармливания у множества детей, которых ждала неминуемая гибель, возник реальный шанс выжить. Вероятность оптимального сочетания пары «мать — дитя» при искусственно созданных условиях выживания уменьшается с каждым поколением. Причем в связи с тем, что функционирование организма может в значительной мере зависеть от впечатлений первого года жизни, будущие поколения, искусственно поддерживаемые синтезированными продуктами и заботами улучшающегося медицинского обслуживания, станут демонстрировать все большие отклонения, как врожденные, так и приобретенные.
У общества есть несколько способов отреагировать на создавшееся положение. Мы можем настаивать на возврате к простейшему варианту, представленному, между прочим, обществами, в которых большая часть младенцев, выкармливаемых грудным молоком, умирала, — и пытаться убедить всех наших матерей кормить грудью, либо полностью перейти на полноценное искусственное вскармливание, либо разработать методику выбора способа вскармливания, которой сможет воспользоваться любая супружеская пара при определении своей способности обеспечить ребенка полноценным питанием. Выбор решения будет определять в свою очередь тип полового поведения, степень приемлемости индивидуальных различий и тип взаимоотношений между полами. Признание чрезвычайности той степени, в которой мы способны сохранять жизнь детям, биологически неподходящих друг другу брачных партнеров и ущербных пар «мать — ребенок», может привести нас к осознанию и того факта, что мы должны ожидать все увеличивающегося размаха вариаций биологически определяемых поведенческих реакций среди взрослых мужчин и женщин.
Практика показала, что введение искусственного вскармливания уменьшает детскую смертность, а при добавлении грудного молока (одно или несколько кормлений) смертность еще сильнее сокращается. Мы много преуспели в спасении обреченных в прошлом на гибель младенцев, в коррекции зрения с помощью очков, слуха для тех, кто недослышит, с помощью слуховых аппаратов, в изготовлении протезов для инвалидов. Мы давно добиваемся единых брачных правил, безотносительно к темпераменту или специфическим пристрастиям супругов. Восстаем против любого экономического уклада, когда мужчинам не дозволяется вступать в брак и иметь детей. Словом, всеми силами стремимся претворить в жизнь эгалитарные принципы для устранения наиболее вопиющих расхождений между отдельными людьми и полами (что, впрочем, противоречит представлению об индивидуальной неповторимости). Стремясь обеспечить молодым супругам полноценную в биологическом отношении жизнь с начала половозрелости, мы неизбежно игнорируем особенности при ухаживании и подборе пары. Чем больше внимания мы будем уделять переводу молодых людей в женатое состояние и удержанию в нем, вне зависимости от того, на ком они женаты, тем больше один брак будет походить на другой. Вполне может оказаться так, что потребуется специально заняться исследованием различий в половом поведении с учетом возможных стилей самореализации. С распространением повсюду в мире современных стандартов, принятых средним классом — медицинского обслуживания, образования и общения, — группы населения, чей стандарт ниже, вынуждены подтягиваться. Все большее число домо — хозяйств отвечает гигиеническим нормам, больше детей учатся читать, мужья чаще стали обсуждать с женами свои проблемы и относительно реже бить, а теперь настала пора подумать — не стоит ли сделать требование ко всем молодым супругам соответствовать единым стандартам при воспитании детей несколько менее строгим? Может быть, распространение оральных контрацептивов (в особенности таких, которые смогут сделать решение о зачатии осознанным и ответственным) вызовет к жизни совершенно новую ситуацию во всем мире, дав толчок развитию совершенно иным формам полового поведения?
Тогда вместо того, чтобы втискивать наших юношей и девушек в смирительную рубашку ожиданий типичного брака, что сопровождается необходимостью постоянно подстраиваться, испытывая нервное напряжение, появится возможность разнообразить представление о стиле жизни. Если посмотреть на нашу нетерпимость к холостым, незамужним, гомосексуалистам под этим углом зрения, то понуждение ко вступлению в брак со стороны общества, причем даже неоднократному, можно рассматривать как попытку социума отреагировать на растущее многообразие способностей и склонностей у родителей и детей.
В теоретическом разделе, рассматривающем ритм жизни женщины, я бы сегодня выделила некоторые новые моменты. При сравнении с женскими особями других видов у человека выделяются два специфических признака: девственная плева и период менопаузы. Клинические данные последних лет показывают, что функцией плевы является понижение эротической возбудимости девушек, у которых появляется больше времени для формирования сложного комплекса материнского поведения, нежности. Если это и впрямь так, то плева станет еще одним примером эволюционного приспособления человека наряду с увеличением длительности периода обучения и задержкой способности к воспроизводству у обоих полов.
Я бы особо выделила одну функцию периода менопаузы: возможно, благодаря ей увеличивалась продолжительность жизни женщин, чтобы их опыт мог принести пользу соплеменникам. По-видимому у самых ранних примитивных форм древних людей женщины умирали раньше мужчин. Хотя менопауза сокращает детородный период, опыт пожилых женщин служит важным ресурсом выживания, особенно для тех родовых групп, где мужчины погибали от ран, полученных на охоте или в вооруженных стычках. Если рассмотреть все три специфических человеческих признака вместе — наличие девственной плевы, длительного периода взросления и периода менопаузы, — они могут служить объяснением, почему сокращение репродуктивного периода по отношению к продолжительности жизни повышало выживаемость у первобытных людей.
В наши дни добавился еще один дополнительный фактор, повышающий продолжительность жизни женщин, — медицинская помощь в период беременности и родов, в то время как для мужчин не существует медицинского наблюдения такого качества. Жизнь многих женщин была спасена преодолением осложнений при родах. Чтобы жизнь мужчин продлилась на сходный срок, нужно уменьшить риски социального характера, связанные с их ролью в обществе. Развивая аналогию, следует задуматься, как мудрее с эволюционной точки зрения распорядиться возросшим числом здоровых женщин, вышедших их детородного возраста, которые не заняты всецело воспитанием малолетних детей. В современном мире все больше говорят о том, что женщинам хорошо было бы взяться за подготовку условий для всеобщего мира. Существует даже мнение, что женщины по своему устройству более, чем мужчины, предрасположены к миру, посвящая себя жизни, а не разрушению, поэтому цивилизации, не придерживающиеся равноправия, при утере женской компоненты на государственном уровне в большей степени склонны к подавлению и разрушению.
При ближайшем рассмотрении, однако, может показаться, что эволюционной подоплеки тут почти не наблюдается. К примеру, известна свирепость самок при защите детенышей, в битве им вовсе не свойственно проявлять игровые элементы, отмечаемые в ритуальных схватках самцов тех же видов. Необоснованно утверждение, что мать малолетних детей более миролюбива, более ответственна и больше печется о всеобщем благосостоянии, чем ее муж или брат. Другое дело женщины, чей репродуктивный возраст закончился, над которыми не тяготеют больше ежеминутные заботы об эгоистических интересах маленьких детей, женщины, которых многолетний опыт ухода за другими людьми — юными и старыми, потерявшими близких, больными — сделал мудрее. Пережив своего супруга, подобно ее доисторическим предшественницам, такая женщина в наши дни могла бы найти новый смысл жизни в труде на благо других, кому она может принести пользу. Результаты предварительных исследований показывают, что понимание невозможности иметь больше детей высвобождает своего рода нерастраченную энергию, сберегавшуюся для так и не состоявшегося материнства, которую женщина тогда может отдать искусству, науке, религиозному служению. Если специально предусмотреть сферу приложения сил для таких женщин, это помогло бы также уменьшить антипатию мужчин, которые трудятся на ниве, урожай с которой заведомо снимут женщины через много лет после их смерти; кроме того, таким образом повысилась бы вероятность разработать в будущем способы дополнительной защиты, которые позволили бы продлить жизнь и мужчинам.
В свете растущей необходимости выработать в социуме предохранительные механизмы, которые предотвратят возникновение новых мировых войн, угрожающих самому существованию человечества на Земле, нужно глубже исследовать природу мужского поведения, тем более что многие полагают, что происхождение от хищных предков, охотников и воинов делает мужчину воинственным и внутренне предрасположенным к разрушению. Наблюдения за другими видами выявили большую важность агрессивности, с которой самцы птиц и зверей защищают своих самок и детенышей. Гораздо плодотворнее представляется рассматривать поведение мужчин по отношению к представителям его собственного вида (как, например, на войне), чем по отношению к представителям других видов, служащих ему источником пропитания. Несомненно, долгие века заставили людей признать всех членов своего вида людьми, вне зависимости от их цвета кожи, степени развитости их умений или верований, но также привели к возникновению крупных групп, члены которых воспринимаются как «свои», в то время как представители враждебной группы низводятся на уровень «недочеловеков» или законной добычи. История войн показывает, что наиболее упорно мужчины сражаются, защищая женщин, детей, родину, идеалы, когда задействована их роль покровителя. Поэтому вполне может оказаться, что в мире, из которого война исчезнет как ремесло, не придется бороться с разрушительными импульсами мужчин, поскольку у них будет больше возможностей проявить себя покровителями.
Известно, что в 20-е годы XX века попытка изменить положение женщин сопровождалась настойчивым утверждением права женщин на достижение сексуального удовлетворения, равного по силе мужскому, в результате чего от женщин стали требовать еще большей чуткости к состоянию мужчин, уподобляя своего рода музыкальным инструментам и игнорируя все прочие стороны их личности. Современный акцент на незамысловатом фаллическом культе с кульминацией в момент соития безотносительно к полноте человеческой личности может служить симптомом необходимости переоценки востребованности современной культурой мужского потенциала. Отступление в область фаллического атлетизма — альтернатива нескончаемой череде домашних дел, однако ни тот, ни другой вариант не позволяют реализовать мужской потенциал в полной мере.
Вполне вероятно все же, что у молодых мужчин существует биологически заданная потребность проявить свою физическую состоятельность, чему в прошлом служили охота и военные набеги. Теперь, впервые в человеческой истории, настало время, когда молодым людям повсеместно придется понять, что они не могут больше без последствий для себя убивать членов ни своей группы (это будет квалифицироваться как преднамеренное убийство), ни любой другой, потому что таким образом они совершат преступление перед человечеством. В прошлом на героические поступки вдохновлял призыв к молодежи отдать жизнь за Родину, особенно когда ей угрожали враги извне. В настоящее время молодые мужчины находятся в особо сложной ситуации, ведь от возможности мировой катастрофы не может спасти никакой личный героизм, а врожденная потребность проявить личную храбрость и агрессивное покровительство не находят новых способов выражения. Теперь главными мужскими добродетелями стали достоинства, направленные на улучшение домашней сферы, те, что традиционно почитались приличествующими женщинам, — терпение, выносливость, упорство в достижении цели. Поэтому важно, чтобы будущие ориентиры строились с учетом жертвенности — когда в отсутствие возможности умереть за Родину все же оставалась бы возможность пожертвовать собой ради того, что дорого. Занятия физической культурой и спортом — лишь часть ответа. Вероятно, исследования космоса, глубин океана и земных недр станут в будущем более достойной задачей.
Нью Йорк, 15 апреля J962 г.
Маргарет Мид
Посвящается моим отцу Эдварду Шервуду Миду и матери Эмили Фог Мид