Главная > Мужское и женское. Исследование полового Вопроса в меняющемся Мире > Мундугуморы из Новой Гвинеи

Мундугуморы из Новой Гвинеи

Мундугуморы — племя численностью несколько тысяч человек, говорящих на папуасском языке, которому при­сущи некоторые признаки упрощения вследствие его исполь­зования в качестве языка для поддержания торговых отноше­ний. Ареал их проживания образован двумя кластерами неболь­ших поселений: четырех на одной стороне и двух на другой сто­роне быстро текущей реки Юат, которая впадает со стороны южного берега в реку Сепик недалеко от Юарамо. Доктор Фор — чун и я работали среди этих людей в течение трех с половиной месяцев осенью 1932 года. Хотя к тому времени среди них еще не было миссионеров и они только недавно попали под госу­дарственное управление (дети лет десяти-одиннадцати еще имели опыт каннибализма), тем не менее они уже являли со­бой пример картины прерванной культурной традиции. Цере­монии и празднества происходили весьма нечасто; большая часть мужчин уехали на работы в других места, только немно­гие из первой группы нанятых на работы вернулись впослед­ствии домой.

Общество мундугуморов пронизывает сложная система родственных связей и обмена, связывающая вместе альтери­рующие линиджи, которые называют «веревками», так что мужчина принадлежит к родовому объединению отца его ма­тери, а женщина принадлежит к родовому объединению ма­тери своего отца. Система крайне трудно устраиваемых бра­ков, связывающая родовые объединения внуков перекрестных двоюродных братьев и сестер, на практике уже не поддержи­валась; за доминирующими мужчинами закреплялось боль­шое число жен в его полигамном домовладении, значитель­ную часть которых составляли несчастные, полуголодные, живущие в страхе женщины из поймы реки, с травянистых равнин, откуда прежде добывали жертвы для охоты за голова­ми и для каннибальских праздников, а позднее продолжали обеспечивать корзинами, горшками, спальными корзинами и прочим властных мундугуморов. Каждая из деревень попе­ременно вовлекалась в союзы и конфликты с остальными мун — дугуморскими деревнями и также с близрасположенными по­селениями соседних племен. Охота за головами со сложной системой договоров и союзов, с наличием заложников и шпи­онов, и ритуалами, чаще нарушаемыми, чем соблюдаемыми, но тем самым служащими поводом для новых конфликтов, являлась главным и основным занятием мундугуморов-муж — чин, которые были так разобщены существующими социаль — но-организационными формами, что буквально каждый муж­чина воевал против всех прочих, за исключением периодов временных союзов и перемирий на время церемоний. Кроме этого мужчины занимались немного обычной охотой и тор­говлей, и довольно мастерски — резьбой, росписью и разук­рашиванием деревянных фигурок, выработав при этом свой художественный стиль. Женщины вместе маленькими маль­чиками делали всю остальную работу: возделывали саго, за­нимались рыбной ловлей, собирали кокосовые орехи, ловко взбираясь на пальмы — двигаясь со свободной, агрессивной уверенностью в этом неистовом и опасном мире.

Мундугуморы живут в округе Сепик старой подмандатной территории и были охвачены работой миссионеров примерно между 1933 и 1938 годом, когда у меня появилась возможность снова увидеть своего главного информатора Омблеана из Ке — накатема, деревни, служившей нам штаб-квартирой. Согласно своей специализации в наших полевых исследованиях, я в ос­новном занималась наблюдениями за поведением детей и ис­следованием материальной культуры. Других опубликованных отчетов поданному региону на момент публикации не имелось.

Комментарии закрыты.