Мундугуморы из Новой Гвинеи
Мундугуморы — племя численностью несколько тысяч человек, говорящих на папуасском языке, которому присущи некоторые признаки упрощения вследствие его использования в качестве языка для поддержания торговых отношений. Ареал их проживания образован двумя кластерами небольших поселений: четырех на одной стороне и двух на другой стороне быстро текущей реки Юат, которая впадает со стороны южного берега в реку Сепик недалеко от Юарамо. Доктор Фор — чун и я работали среди этих людей в течение трех с половиной месяцев осенью 1932 года. Хотя к тому времени среди них еще не было миссионеров и они только недавно попали под государственное управление (дети лет десяти-одиннадцати еще имели опыт каннибализма), тем не менее они уже являли собой пример картины прерванной культурной традиции. Церемонии и празднества происходили весьма нечасто; большая часть мужчин уехали на работы в других места, только немногие из первой группы нанятых на работы вернулись впоследствии домой.
Общество мундугуморов пронизывает сложная система родственных связей и обмена, связывающая вместе альтерирующие линиджи, которые называют «веревками», так что мужчина принадлежит к родовому объединению отца его матери, а женщина принадлежит к родовому объединению матери своего отца. Система крайне трудно устраиваемых браков, связывающая родовые объединения внуков перекрестных двоюродных братьев и сестер, на практике уже не поддерживалась; за доминирующими мужчинами закреплялось большое число жен в его полигамном домовладении, значительную часть которых составляли несчастные, полуголодные, живущие в страхе женщины из поймы реки, с травянистых равнин, откуда прежде добывали жертвы для охоты за головами и для каннибальских праздников, а позднее продолжали обеспечивать корзинами, горшками, спальными корзинами и прочим властных мундугуморов. Каждая из деревень попеременно вовлекалась в союзы и конфликты с остальными мун — дугуморскими деревнями и также с близрасположенными поселениями соседних племен. Охота за головами со сложной системой договоров и союзов, с наличием заложников и шпионов, и ритуалами, чаще нарушаемыми, чем соблюдаемыми, но тем самым служащими поводом для новых конфликтов, являлась главным и основным занятием мундугуморов-муж — чин, которые были так разобщены существующими социаль — но-организационными формами, что буквально каждый мужчина воевал против всех прочих, за исключением периодов временных союзов и перемирий на время церемоний. Кроме этого мужчины занимались немного обычной охотой и торговлей, и довольно мастерски — резьбой, росписью и разукрашиванием деревянных фигурок, выработав при этом свой художественный стиль. Женщины вместе маленькими мальчиками делали всю остальную работу: возделывали саго, занимались рыбной ловлей, собирали кокосовые орехи, ловко взбираясь на пальмы — двигаясь со свободной, агрессивной уверенностью в этом неистовом и опасном мире.
Мундугуморы живут в округе Сепик старой подмандатной территории и были охвачены работой миссионеров примерно между 1933 и 1938 годом, когда у меня появилась возможность снова увидеть своего главного информатора Омблеана из Ке — накатема, деревни, служившей нам штаб-квартирой. Согласно своей специализации в наших полевых исследованиях, я в основном занималась наблюдениями за поведением детей и исследованием материальной культуры. Других опубликованных отчетов поданному региону на момент публикации не имелось.