Модели равенства, накопительства и зависти к материнскому лону
В предыдущей главе мы следовали за ребенком в его первом восприятии окружающего общества и пытались понять, каким образом через его взаимодействие, главным образом с кормящей матерью, формируются его первые представления о комплементарном характере половых взаимоотношений. Теперь мы попытаемся представить себе, каким образом эти семь культур структурировали, — посредством ритуалов и церемоний, — относительные роли мужчин и женщин; понять, каким образом эти культуры оценивали (или игнорировали) базовые анатомические половые различия.
Существуют два пути, которые могут помочь нам чему-то научиться с помощью этих записей о мужских домах с резными колоннами, о том, как женщины ловят рыбу, пока мужчины судачат, как мужчины правят волами, пока женщины отправляются с приношениями в святилище, о мужчинах, завивающих волосы, и бритых наголо энергичных женщинах, о женщинах, чьи жесткие травяные юбочки как бы растворяются на глазах, и о мужчинах, быстро стареющих от чрезмерных трудов по производству потомства. Они не только указывают нам на неведомые ранее возможности в нашем собственном обществе и в любых иных, но также помогают яснее понять основы взаимоотношений между мужчинами и женщинами, слишком затуманенные разнообразием и сложными взаимодействиями современной западной цивилизации. Стены отделяют нас друг от друга в наиболее важные моменты жизни, школа разделяет детей разного возраста, одежда отделяет нас от нашего тела и от тел других людей. В тех же редких случаях, когда стены расступаются (во время похорон, на которые невозможно не пойти; на свадьбе, где до затуманенного вином сознания гостей все же доходит сознание значимости совершающегося брака, и они плачут, сами не зная почему; когда новорожденному дарят такое количество одежды и так суетятся вокруг него, что этого с лихвой хватило бы сотне маленьких самоанцев, а за всей суматохой почти незаметна становится растерянность молодых родителей, не успевших подготовиться к новой роли), — даже тогда наше представление о себе и противоположном поле делается скорее более фантастическим, чем проясняется.
Возможно, реальность жизни в Америке во второй половине XX века сильнее мешает воспринимать простую телесность человеческих взаимоотношений из-за того, что мы живем в период очередного сдвига маятника; вспоминая урывками о встречах и ограниченной половой распущенности военных лет, ныне мы погружаемся во всеобщее господство неприличия в речи и рекламе. Но картинка длинноногой девицы из журнала ничуть не помогает мужчине, прилепляющему ее на стенку, почувствовать себя свободнее ни по отношению к его собственному телу, ни к ее. Наше общество приучило нас не думать о своем теле. Труднее забыть о нем, если повсюду встречаются изображения полураздетых соблазнительных девиц. В этой ситуации пуританин, возможно, станет грешить чаще, но не свободнее относиться к собственному телу, а напоминание о своей телесной природе неизбежно будет по-прежнему восприниматься как угроза теми людьми, чьи представления о контролируемом, ответственном и пристойном поведении построены на отрицании телесных реакций. Чтобы побороть подобные трудности, присущие обществу, воспитанному в пуританских традициях, не помогут даже шеренги журнальных девиц, груди которых, выставленные на всеобщее любование, совершенно не предназначены для любовного выкармливания их детей. Решение лежит скорее в выработке большей свободы отношений друг с другом, когда мы вполне одеты. Отсутствие одежды лишь усиливает нашу напряженность и неуверенность.
При изучении экзотических племен с совершенно не похожим на наш образом жизни, к тому же живущих в жарком климате, где нагота связана в первую очередь с приспособлением к климатическим условиям, а не с неумением шить одежду из кожи или приделывать подметки к сандалиям, можно легко наблюдать, как изменяется тело людей при росте, как взрослые общаются с детьми через различные способы обращения с тельцем малышей, — и все же оставаться самим одетыми. Не соотносясь напрямую с нашим собственным телом, но одновременно находясь вдали от тех мест, где дедушка вдруг замечает, что внучке уже необходим бюстгальтер, мы можем здесь несколько отстра — ненно наблюдать за телесными реакциями в надежде, что таким образом лучше познаем закономерности и возможности человеческого поведения, чем если бы оголились у себя дома, обнажив свою чувствительную, непривычную к этому кожу. Поиски просветителями XVIII века благородного дикаря, обитателя Рая, еще не тронутого змеем-искусителем, сегодня могут восприниматься как эскапизм либо желание насладиться зрелищем эротических сцен, однако можно видеть тут и желание найти путь к взаимопониманию. Даже наиболее бесчувственный бизнесмен, примерный семьянин дома, порой пускается в загул, приезжая в чужой большой город, но когда он приехал на Бали, привлеченный видом девушек с обнаженной грудью на рекламе тура, то захотел там остаться, чтобы понять, почему люди тут выглядят такими довольными и спокойными.
Если же мы вернемся теперь к наблюдению за маленькой девочкой и маленьким мальчиком, живущими в мире, где тела мужчин и женщин всех возрастов лишь слегка прикрыты одеждой и принимаются как данность, то увидим, что наша девочка рано узнает, что она женского пола и через некоторое время, стоит ей только подождать, станет матерью. Маленький мальчик узнает, что он мужского пола, и если преуспеет в мужественных поступках, то когда-нибудь станет мужчиной и сможет всем доказать свои мужские качества. Когда он смотрит на девочек и женщин вокруг себя и сравнивает их тела со своим, то может прийти к одному из трех заключений: «Я — мужчина, а они никогда не станут мужчинами», «Я мужчина, но могу стать женщиной», «А может быть, женщины — на самом деле мужчины?» Возможно, наличие такого большого количества незамужних и бездетных женщин в западном обществе мешает мужчинам понять, что все женщины могут родить ребенка, а они — нет, а также заставляет считать женщин несовершенными мужчинами, неполными, кастрированными, частичными мужчинами, никогда не способными достичь равного с ними статуса оттого, что лишены присущего мужчинам «оборудования». Сходным образом маленькие девочки в современном обществе не могут больше из наблюдений за окружающими женщинами обрести полную уверенность и сказать «поскольку я — девочка, у меня когда-нибудь родится ребенок». Разница между полами в нашем мире, разделенном стенами домов и квартир, воспринимается детьми в сочетании с различием занятий, одежды, социальных привилегий. Не у всех женщин есть дети, но не всем мужчинам также приходится мыть посуду. Летчиками, гангстерами, морскими капитанами, полицейскими могут быть только мужчины, равно как выигрывать чемпионаты по прыжкам с трамплина и становиться президентами США. Примечательно, что до сих пор не смогли придумать подходящей роли для жены и детей президента: их статус временный и производный.
Но в тех обществах, где все без исключения женщины выходят замуж и даже стерильные могут взять и выкормить приемного ребенка, где беременность — заметное и интересное всем событие, маленькие мальчики со всей определенностью понимают, что у них никогда не сможет родиться ребенок, как бы они ни представляли это себе в играх, а позже — в специальных совместных мужских церемониях, имитирующих вынашивание и роды. Хотя все социальное устройство, соединение мужчин и женщин в семьи, слова родства убеждают их, что они станут отцами, но роль отца гораздо сложнее уяснить, чем роль матери. Маленькая девочка прижимает ладошку к растущему материнскому животу; там — ребенок, и наступит день, когда и внутри ее тела, устроенного так же, как у матери, будет расти ребенок. Она идет играть в песке, нагребает песок себе на вульву, запечатывая себя, чтобы стать сосудом для новой жизни. Когда она прячет куклу, щенка, игрушечный огурец или свою маленькую сестренку куда-нибудь в закрытое место, то может мысленно перенестись в будущее. Ее сексуальные возможности в настоящем не заметны, в то время как у брата внешне видны. Он может хвастать своим признаком мужского пола, она же может только ждать, когда наступит созревание.
Даже маленькому мальчику очевидна его «любовная оснащенность», но что такое быть отцом? К отцовству приводит нечто, развивающееся в теле другого человека. Вдобавок на это уходит очень много времени. Одной из причин, затрудняющих задачу убеждения людей правильно питаться, а не просто есть досыта, состоит в том, что симптомы недостаточности витамина С проявляются спустя очень долгое время, отчего многим взрослым людям трудно поверить в важность следовать рекомендациям. Маленьким же детям, чей опыт значительно более ограничен, чьи представления о будущем намного более зыбки, акт зачатия, за которым лишь через несколько месяцев следуют роды, гораздо труднее представить, чем беременность и рождение. Подробный анализ символики игр маленьких детей говорит о том, что мальчики, ориентируясь на впечатления, почерпнутые из жизни взрослых, играют в соитие, в беременность, но они реже играют в зачатие, в имитацию процесса, который начинает один человек, а завершает другой. Воображение маленьких мальчиков занимают образы мужчины, который достигает своего в качестве любовника для доказательства своих мужских способностей, и женщины, которая растит ребенка в себе, что порой воспринимается как меньшее, а порой — как большее достижение. Шестилетний мальчик-манус кричит отцу: «Почему бы тебе не соединиться с женой, вместо того, чтобы ее бить?» Его представления о половом акте могут быть сравнительно полны и разнообразны, в зависимости от дозволяемых взрослым в его обществе практик и эмоций, но представления этого мальчика об отцовстве туманны, поскольку не подкреплены опытом его собственного тела.
Вне зависимости от того, проявляют ли сами взрослые интерес к половым органам младенца или у них существует на это запрет, сами дети различным образом осознают их предназначение. Дети обоего пола испытывают кратковременные импульсы оргазмического удовольствия, причем мальчики в среднем быстрее связывают свои ощущения с половыми органами, чем девочки. Постепенно (или — вдруг) дети узнают, что различное обозначение, обращение к ним, фразы и поступки, которые считаются подходящими или как для мальчиков или девочек, «маленьких мужчин» или «маленьких женщин», «мужских существ» или «женских существ» связаны особым образом с их половыми органами. Это знание будет содержать в себе множество смыслов в меру того, в какой степени маленький ребенок способен непосредственно ощущать преемственность между своим собственным телом и телами взрослых.
Искренне желая снять некоторые табу, потерявшие смысл в современном обществе, кардинально изменившиеся с тех пор, когда они были в ходу, американские родители сами захотели оградить детей от формирования выявленных психоаналитиками комплексов и показывались детям нагишом. Однако, когда после этого во время консультаций выявилась новая вспышка неврозов среди маленьких детей, родители встревожились, ибо, по словам психоаналитиков, их действия вовсе не явились панацеей, так как дети по-прежнему испытывали страх и были не в состоянии принять свою половую принадлежность.
Эти реформаторы в своих благих намерениях упустили серьезное звено в цепи обучения. В примитивном обществе ребенок с самого начала получает, а в развитом обществе может получить на пляжах уверенность, что между его детским тельцем и телом взрослого существуют промежуточные стадии постепенных изменений и роста. Маленькому мальчику необходимо видеть, как меняется у старших детей и подростков форма тела, когда появляются волосы под мышками и на груди, как постепенно развиваются наружные половые органы, как пробивается первый пушок на лице, еще не требующий бритья, чтобы крепко увязать в сознании ощущение связи своего неразвитого маленького тела и тела взрослого мужчины, в которого он со временем превратится. Маленькая девочка для обретения такой же уверенности должна представить себя в длинной цепочке образов — от достигшей брачного возраста девушки с едва наметившимися грудями до зрелой молодой женщины, через первое зачатие и беременность к образу роженицы, а затем кормящей матери. Именно так и происходит в примитивном обществе, где тело едва прикрыто одеждой и практически все существенные его изменения протекают на глазах у детей. Взрослый может там быть весьма деликатен, в самом подлинном смысле этого слова, т. е. не навязывать неподготовленному взгляду других вид тех частей тела, которые могут шокировать или смутить, как, например, балиец, который идет после бани, слегка прикрывая половые органы ладонью. Но взгляду ребенка, не знающему ни страха, ни подкупа (чтобы научить притворству), предстают живые картины человеческого развития от младенчества до полной зрелости. Тогда просто не остается места для озабоченности и испуга, испытываемого сынишкой взрослого большого папы, который в просветительских целях может продемонстрировать ему только себя.
Не хочу сказать, что и в примитивных обществах, где почти не знают одежды, нельзя придать опыту знакомства с развитием человеческого тела пугающие черты. Намеренно члены этих обществ могут весьма глубоко внедрить страх в сознание мальчиков. Воображение мужчин расцветило многими цветами свою таинственную мужскую сущность в культурах Южной Америки, Африки и Океании, и существуют племена, где старики испытывают страх перед нарастающей сексуальностью юношей, который они стремятся победить через пантомимические действа и жестокие обряды инициации, когда юношей подвергают обрезанию, выбивают им зубы и проводят через множество других унижений, после чего только допускают в разряд мужчин. Контраст между маленьким и большим, особенно в сочетании с ожиданием дня, когда потребуется совершить некое действие, вполне можно использовать для устрашения, как в культуре в целом, так и на воображение ребенка с его фантазиями или повышенной чувствительностью.
Но давайте рассмотрим те общества, где маленький ребенок растет с осознанием нормального хода развития человеческого тела до взрослого состояния и где обряды инициации не сопровождаются страхом кастрации. Голый малыш бродит по деревне неверными шагами. Когда ноги поскальзываются, ручка тянется к пенису, чтобы поддержать равновесие. Упал — ручка опять тянется к пенису, чтобы проверить — на месте ли он, а также чтобы вообще за что-нибудь ухватиться. В языке нет никаких умолчаний, запрещающих называть пенис его именем либо придающих оскорбительный оттенок этому органу, как случается в языках тех культур, где ханжески выпалываются из употребления все слова, обозначающие органы размножения или акты размножения, — обычно из-за чрезмерного отождествления с актами экскреции. С малышом разговаривают о его пенисе так же, как о руках, ногах, глазах или носике. Этот орган у него имеется, совершенно определенно. Он принадлежит к мужскому полу. Он пока мал, но придет день, когда, постепенно изменившись, как это происходит у него на глазах с другими мальчиками, он вырастет окончательно. Он станет мужчиной и не станет женщиной.
Читатель, хорошо осведомленный в области неврозов представителей современного западного среднего класса, может спросить меня, почему я начала с мальчика, а не с травмирующего опыта маленькой девочки, осознавшей, что она хуже приспособлена к битве жизни по сравнению с братом. Однако эта нередкая причина расстройств, приводящая западных женщин на кушетку психоаналитика, развивается в обществе, где все постоянно прикрывают свое тело одеждой, а также в таком, где мужской статус поощряется, в ущерб женскому, настолько, что зависть к социальной роли, которую играет отец, может слиться с сознанием того, что маленький брат или его приятель обладают более «выдающимся» анатомическим оборудованием. Как мы увидим позже при обсуждении разновидностей половых ролей в обществе, возникновение зависти к роли противоположного пола у отдельных личностей практически неизбежно, но выраженная зависть к анатомическим особенностям, присущим этому полу, — совершенно иное дело: она может и развиться, и не возникнуть совсем.
Для голеньких ребятишек, бегающих на солнце под пальмами, половая принадлежность девочек столь же ясна, как и их братишек, но, по сравнению с ними, девочки могут найти своим особенностям меньшее применение. Когда девочка спотыкается и падает, то хватается за голову или пытается обхватить себя руками. Женские органы сокрыты у нее внутри, она не может ни потрогать их, ни увидеть, ни положиться на них, ни пощеголять ими. В тех обществах, где взрослые выделяют половую принадлежность детей, где мужчины специально заигрывают с маленькими девочками, а женщины дразнят маленьких мальчиков, девочки отвечают движениями всего тела, изгибаясь и по-женски изящно застывая. Маленький мальчик гордо вышагивает, иногда выставив свой пенис, но большей частью — тесак, нож, палку, шест, которыми он размахивает на ходу, отражая невидимые удары и красуясь перед окружающими. Вне зависимости от степени символизма такого поведения у мальчика оно концентрируется на подчеркивании значимости фаллоса, у девочки — более рассредоточено и включает все тело. Мальчик подкрепляет свои действия символическими предметами. Часто он еще и кричит, добавляя энергию голоса к энергичности демонстрируемых поз.
Маленькая девочка в таком обществе встречается с открытым и простым отношением к беременности. Деторождение может быть укрыто от глаз всех, кроме взрослых: либо, как на Бали, дети сами боятся близко подходить, наслушавшись сказок о ведьмах, которые бродят вокруг, чтобы получить новорожденного; либо взрослые могут не подпускать детей к роженице, как у арапешей; или же детей могут шугать, бросая в них пригоршню мелких камушков, а они тихонько будут прокрадываться назад, чтобы посмотреть на происходящее в щелку жалюзи, как на Самоа. Но ни в одном из этих семи обществ беременность не скрывают, ведь, собственно, чтобы скрыть ее от глаз окружающих, требовалась бы не только специальная одежда, но и полностью закрытые жилища и экономическая система, которая бы позволяла удалить женщин почти изо всех областей производственной жизни, как это было возможно для определенных классов в Европе XIX века. «Ай Вайян беременна, когда-нибудь и ты будешь носить ребеночка. О! Ну и кругленький же у тебя животик! Может, ты уже сейчас беременна?» На Бали девочки двух-трех лет большую часть времени ходят, специально выставив вперед свой животик, а пожилые женщины их похлопывают и приговаривают: «Беременная». Таким образом девочка узнает, что, несмотря на едва приметные признаки ее принадлежности к женскому полу, когда вместо грудей — кнопочки, как у брата, а вместо вульвы — складочка, все же настанет день, когда и она забеременеет, когда у нее родится ребенок. А в глазах маленьких детей того незамысловатого общества, где самые большие здания не превышают пятнадцати футов в высоту, а самая большая лодка — двадцати футов в длину, рождение ребенка — одно из самых больших и замечательных достижений, какое можно себе представить. Кроме того, девочка узнает, что у нее будет ребенок не оттого, что она сильная, энергичная или предприимчивая, не в награду за трудолюбие и приложенные усилия, но просто в силу того, что она девочка, а не мальчик, а девочки вырастают в женщин, которые в итоге, если они будут беречь свои женские качества, смогут родить ребенка. В ее обществе могут существовать некоторые предосторожности для девушек — к примеру, они должны воздерживаться от некоторых видов пищи или натирать себя жгучей крапивой, чтобы лучше росла грудь, но в целом подчеркивается необходимость следовать естественному ходу вещей, с небольшой стимуляцией роста груди без применения значительных дополнительных усилий и стараний. Внешне признаки принадлежности девочки к женскому полу могут быть не столь очевидны, как у брата, но дайте срок — у нее родится ребенок.
А тем временем что может означать теперешняя и будущая мужская роль для мальчика, который воспитываетя в обществе, где столь заметна функция женщины в качестве продолжательницы рода? В этом отношении семь описываемых обществ достаточно сильно отличаются. Однако наибольшее отличие наблюдается не на реке Сепик, где располагаются огромные мужские дома — самые крупные постройки среди всех наших семи культур, т. е. там, где можно наблюдать наиболее впечатляющие достижения мужчин по сравнению с теми культурами, где они не особенно выделяются. И, как ни странно, не в тех из них, где мужчины и женщины сильнее всего различаются по физическому складу. Скажем, на Бали завистливые чувства может пробуждать лишь наличие пениса, но в остальном люди обоих полов выглядят там на удивление похожими: у мужчин мускулатура гладкая, а груди довольно заметно развиты, а женщины примерно одного с ними роста, тонкого сложения и с маленькими высокими грудями. Оказывается, наибольшее символическое значение приписывается половым различиям, к которым питают наибольшую зависть, испытывают стремление к компенсации, ритуальному подражанию противоположному полу и т. п. Оно возникает в тех обществах, где в качестве основного типа общения с младенцем выделяется грудное вскармливание, т. е., наиболее комплементарный тип отношений из всех типов телесного взаимодействия. При акцентировании отношений вскармливания, естественно, усиливается взаимодействие между матерью и ребенком или между кормилицей и тем, кого она вскармливает. Ребенка нельзя оставить надолго ни с отцом, ни с дедушками-бабушками, ни с воспитательницей или няней — привязанность к груди превалирует надо всем. Когда же вдобавок к этому распределению ролей отделенность мужчин от женщин инсти — туируется, возводится мужской дом и начинают соблюдаться мужские церемонии инициации, вся система превращается в самовоспроизводящуюся, когда каждое новое поколение мальчиков вырастает среди женщин, идентифицирует себя с женщинами, завидует женщинам, а затем, чтобы утвердить пошатнувшуюся уверенность в своей принадлежности к мужскому полу, изолируются от женщин. Их сыновья вновь вырастают среди женщин, фокусируя все свои интересы на них, и в итоге вновь нуждаются в чрезмерно-компенсаторных ритуалах для собственного спасения.
Ибо насколько бы маленький мальчик ни был уверен в своей принадлежности к мужскому полу и ни был убежден, что когда-нибудь станет мужчиной, тем не менее для него сохраняется проблема идентификации со взрослым. Знание, что он станет мужчиной, еще не является гарантией, что он захочет им стать, так же как в нашем перекошенном западном обществе девочка, осознающая свою женскую принадлежность, не обязательно пожелает стать женщиной. Вероятность неудовлетворенности своей половой ролью в качестве взрослого еще усиливается, если момент полного осознания принадлежности к определенному полу совпадает с тем возрастом, когда понятны лишь самые очевидные и бросающиеся в глаза аспекты этих ролей: что женщины рожают детей, а мужчины ездят верхом и убивают врагов. Лишь позднее девочка узнает, что страх не убить льва портит удовольствие от охоты, а мальчик начинает понимать, что беременность — это долгая, растягивающаяся на девять месяцев плата за несколько выдающихся мгновений.
У семи обществ Южных морей отмечаются практически все разновидности возможного развития событий. На Самоа и Бали, где акцент делается на отношении к ребенку как к некоей цельности, а выкармливание носит вполне конкретный, неразмытый характер, а устранению выделений практически вообще не уделяют внимания, ребенок вырастает в мире двух полов, в таком мире, где ни к мужчинам ни к женщинам нет безразличного или совершенно одинакового отношения. На Самоа ребенок учится уважать главу домохозяйства не потому, что тот мужчина, а как «матаи». Мальчиков и девочек одинаково прогоняют, и те и другие тихонько возвращаются, чтобы понаблюдать за праздничным пиром или парочкой уединившихся влюбленных в лунные ночи. Во время различных церемоний мужчины и женщины пируют отдельно, но самые большие праздники для всех бывают тогда, когда «Таупоу» — принцесса праздника и верховный вождь-наследник «манайя» танцуют совместный танец в сложных париках из человеческих волос. Ни мальчиков, ни девочек не торопят и не заставляют ничего делать. Собственно, на Самоа юноше нечего бояться принуждения, а девушка, которая хочет чего-то достичь и проявляет способности к управлению, имеет множество возможностей проявить себя в активной и организованной жизни женских групп. Определенность в отношении собственной половой принадлежности, разделение ухода за детьми, воспитания и вскармливания, отсутствие фиксации на устранении выделений, которые могли бы заставлять стыдиться половых отношений, а также наблюдение мира взрослых, где у мужчин и женщин существуют роли, которые их удовлетворяют, — все это вместе взятое позволяет самоанцам вырастать уравновешенными людьми, причем их индивидуальности не мешает даже долголетнее пребывание вдали от Самоа.
Бали во многих отношениях являет собой контраст по отношению к Самоа. Жизнь на Самоа течет без напряжения, незамысловато, когда долгими лунными вечерами люди танцуют одни и те же танцы и аплодируют шутке, которую слышали уже множество раз. Христианство было принято просто как приятная форма общения, когда поет хор, женщины надевают шляпки, а священники молятся и читают проповеди на очень красивом языке.
Жизнь же балийцев, напротив, протекает как тщательно расписанное хождение по лезвию бритвы. Люди, чье детство вначале шло весьма напряженно, а затем под ослабленным контролем переходят от личных взаимоотношений к участию в весьма сложных и взаимозависимых художественных и религиозных видах деятельности: женщины целыми днями готовят сложные подношения, мужчины месяцами разучивают новое оркестровое произведение, маленьких детей учат танцевать в трансе на горячий угольях, причем жизнь каждого до такой степени зависит от определения своего местонахождения в пространстве и времени, а также в своей касте, что даже переезд на двадцать миль вызывает душевную травму. Однако и тут мужчины и женщины не разделены, кроме тех случаев, когда у них проходят специальные церемонии. Как на Самоа жена вождя-оратора, так и на Бали жена брамина — верховного жреца — будет верховной жрицей, а главный старейшина может быть замещен во время деревенского храмового праздника его женой. Разделение труда существует, но, когда оно переменяется, никто не возражает. Чуть больший акцент на маскулинности сопутствует несколько более акцентированной материнской роли во время воспитания по сравнению с отцовской и выражается скорее в анатомическом символизме чрезмерной фиксации на чувствительности пениса, чем в интересе к достижениям мужчин.
У манус также наблюдается достаточно равное распределение ролей в экономической и религиозной жизни. Торговые достижения ценятся больше военных успехов (вооруженные вылазки предпринимаются в основном для захвата добычи или изредка, чтобы отомстить за убитого), и как в торговле, так и в религиозной сфере женщина-манус может играть заметную роль.
Наиболее важным отличием культуры манус является понижение ценности сексуальных отношений и связи между мужем и женой. Ханжество, приравнивание полового акта к экскреции, неразрывная связь между женщиной и собственностью, организация всей экономической жизни вокруг брака, отчего адюльтер составляет ему реальную угрозу — все это делает женскую роль менее привлекательной по сравнению с мужской. В качестве представительниц не поощряемых телесных функций и принадлежа к полу, который в силу своего физиологического устройства гораздо более зависим от телесных изменений, женщины испытывают здесь больше ограничений. Если женщины сплетничают — духи очень сердятся; если женщина согрешит с кем-то — духи принесут несчастье. Но мужчины — манус могут свободно грешить за пределами племени и с теми женщинами, которые не принадлежат к кругу экономически значимых членов племени. Все это отражается на детях. На просьбу нарисовать мужчину и женщину дети рисовали мужчин с пенисами, а женщин в травяных юбочках. После родов к женщине не допускают мужа, который затем должен вернуть ее, заплатив большой выкуп брату жены, а пока он может свободно находить себе развлечение в деревне, с какой-нибудь бесприданницей. Устанавливающаяся в раннем детстве связь между отцом и сыном сердечная и длительная, а маленькая девочка вначале привязывается к отцу, а затем, когда ей исполняется пять-шесть лет, должна вернуться к женщинам, потому что иначе выполнение необходимых для будущего брака табу доставит неудобства мужчинам и мальчикам, с которыми общаются отец и брат. Ее соотнесение с группой женщин не сравнимо с радостной и полной идентификацией брата с группой мужчин. Выросши, женщина-манус при походке никогда не раскачивает бедрами, а тяжелые украшения, которые она носит невестой или надевает позднее в годовщину свадьбы, в большей степени служат для обозначения богатства, чем для красоты; порой она так устает от этой ноши, что старается незаметно проскользнуть назад в дом, не заботясь о том, сосчитаны ли низки раковин-монет. Смыслом свадебного пира является передача состояния, а не невесты.
Пример манус весьма поучителен, потому что демонстрирует случай, когда женщинам не доставляет никакого удовольствия быть женщинами, но не по той причине, что они лишены общественного признания, получаемого мужчинами, — женщины здесь вполне могут быть влиятельными, обладать властью и богатством, — но в первую очередь от того, что крайне умаляется чувственный и творческий компонент женской роли в качестве жены и матери. Даже прикосновения регламентированы: мужчина может дотрагиваться до грудей только одной женщины — своей двоюродной кросс-кузины, с которой при всем при том он не должен быть нежен (так как нежность положено проявлять только к родной сестре) и с которой не должен вступать в половую связь. В современных западных теориях зачастую выпадает из внимания тот факт, что зависть к мужской половой роли может возникать не только по причине переоценки мужских достижений в общественной сфере, но также из-за недооценки роли жены и матери. Когда достичь чего-нибудь можно лишь вне дома, предприимчивые и инициативные женщины не переносят, когда их хотят ограничить лишь домашней сферой, но эта сфера оценивается слишком низко, женщинам также не доставляет удовольствия быть женщинами, а мужчины не ценят женскую роль и не испытывают по отношению к ней никакой зависти.
Во внутренних частях Новой Гвинеи большинство племен практикуют обряд мужской инициации в сходной форме. Я работала в четырех из них — среди арапешей, мундугуморов, чамбули и ятмулов — поэтому интересно будет сравнить их, чтобы выявить особенности проявления общей модели. Культура с мужским обрядом инициации, где есть мужские дома, в которых мужчины собираются на церемонию, куда не допускаются женщины и не прошедшие инициацию мальчики, являет сбой весьма устойчивый социальный институт большой силы, отчего при сломе системы инициации, как случалось при влиянии религиозных миссий, переживала коллапс вся культура. Постепенно группы людей, влекомых причинами личного характера, под воздействием эпидемий и контактов с соседними племенами начали отклоняться от своих первоначальных культур, поддерживавшихся системой инициации. Различные племена Новой Гвинеи, живущие в близком соседстве, одинаково питающиеся, говорящие на родственных наречиях, видоизменяли коренной институт мужских домов и инициации. Поэтому записи об этом дают ценные ключи к пониманию взаимодействия между социальным институтом и развитием взглядов на половую принадлежность и половые роли.
Огромные мужские дома, впечатляющих размеров деревни с великолепным искусством и большими каноэ ятмулов, живущих в среднем течении реки Сепик, можно взять в качестве примера стабилизации системы инициации из-за сложности и эклектизма культуры в целом. У каждого патерналистского клана в деревне есть собственный надел земли, где стоят высокие жилые дома среди деревьев, к конькам остроконечных крыш которых прикреплены деревянные маски, а на верхние этажи ведут крепкие лестницы. Ближе к медленно текущей реке, которая во время ливней затопляет деревню, где люди тогда передвигаются на каноэ, располагается мужской дом, куда запрещен вход женщинам, а на покрытых илом берегах реки рядком лежат каноэ, которыми пользуются как мужчины, так и женщины. Кроме относительно небольших клановых мужских домов в каждой деревне есть также один или даже два-три больших общих мужских дома, построенных объединенными усилиями нескольких кланов. Это крепкие сооружения, способные простоять многие десятилетия, если их не сожгут во время вражеского набега. На верхнем этаже находятся огромные щелевые гонги, флейты, маски и прочие впечатляющие ритуальные принадлежности мужского культа. Внутри такого дома для церемоний проходят все важные события сложного мужского ритуала, приготовления к войне, обсуждение спорных вопросов, там же проходят обряды перед началом охоты на крокодилов и отправкой военного отряда. Обычно нижний этаж не закрывается, чтобы женщины и дети, стоя на почтительном расстоянии, могли наблюдать за повседневными делами, происходящими внутри. Но для обряда инициации и других важных ритуалов строится специальное большое помещение из пальмовых листьев. В него, иногда через проход, выполненный в виде крокодила, после серии унижений и нанесения ритуальных надрезов, которые впоследствии станут рубцами, наконец вводят юношей, позволив им занять места рядом со взрослыми мужчинами в мужском доме. В мифах инициации рассказывается, что священные предметы, производящие шум, были вначале открыты женщинами и потом переданы мужчинам, с тем чтобы мужчины могли хранить эти секреты всегда.
А в просторных жилых домах тем временем течет обычная деревенская жизнь. Женщины идут рыбачить и возвращаются с уловом, плетут корзины, группами перемещаются по деревне вместе с маленькими мальчиками и девочками. Когда мужчины возвращаются к себе домой, там у них нет никакой особой роли. Они в основном ссорятся с женами, причем жены в долгу не остаются и яростно кричат на них в ответ. По отношению к группе мужчин группа женщин, кроме особых случаев, выступает в роли восхищенных наблюдателей, но поодиночке ятмулы и ятмулки — сущие язвы. В семейном же кругу отец часто берет на руки младенца или катает двухлетнего малыша на коленке, приговаривая при этом что-нибудь с материнскими интонациями и материнскими жестами. По-матерински же он покрикивает на детей постарше, притворяясь, что они сильнее его, заставляет напрягаться до предела их силенок, хвалит за напористость, но помогает и научиться наслаждаться пассивным приятием, хотя, по ятмулским представлениям, мужчины не должны предаваться пассивности. В детстве юноши живут той же жизнью, что и женщины, даже присутствуют на больших церемониях плакальщиц, куда мужчин обычно не допускают, мужчин же они видят либо дома, где те являют собой бледную копию матери, либо издали в величественных фантастических представлениях. Позже, после инициации, сознательная память о детском периоде их жизни потускнеет. Они будут говорить: «Видимо, мать брала меня с собой, чтобы оплакивать мертвых, потому что я вижу, как женщины водят с собой туда маленьких мальчиков. Но я этого не помню». И все же, когда мы давали одиннадцати-две- надцатилетним мальчикам игрушки, то самой любимой игрой оказывалось оплакивание, когда они в воображении возвращались к дням детства, проведенного с матерью, блеск и напор жизни взрослых мужчин манили их меньше. Мальчики почти столько же времени проводят, ухаживая за младенцами, как и девочки, даже младшие подростки подолгу играют с малышами. В своих манерах они весьма женственны, гибкие и стройные, в их поведении, кажется, ничто не предвещает напыщенности и прямолинейного упрямства, свойственного взрослым мужчинам.
Вначале мальчики неизбежно идентифицируют себя с женщинами, которые относятся к девочкам и мальчикам одинаково: симметрично — как к сердитым маленьким сгусткам своеволия и комплементарно — как к объектам, которым можно заткнуть рот, сунув туда сосок. В раннем подростковом возрасте, задолго до того, как у них может возникнуть желание покинуть привычное окружение, мальчиков подвергают инициации, после чего следует несколько тоскливых месяцев, а то и лет, когда женщины гонят их от себя прочь наподобие скромниц-нимф, прогоняющих случайного свидетеля их купания, а сами юноши не испытывают ни малейшего желания присоединяться к мужчинам[7]. В мужской группе преобладает выраженное, преувеличенно-маскулинное поведение с постоянным применением выражений из области фаллического нападения как на мужчин, так и на женщин. Одновременно соблюдается строгий запрет на проявления пассивности, мужской гомосексуализм внутри племени не находит развития. Малейшая слабость или признак пассивности рассматривается как искушение, мужчины нередко расхаживают по деревне, комично привязав к ягодицам круглые деревянные табуреточки. Мальчик из отдаленной деревни или другого племени воспринимается как доступная жертва, а когда молодые ятмулы отправляются работниками в другие деревни, то выступают там при встречах с мужчинами из других племен как активные гомосексуалисты. Но внутри группы система удерживает их, ярко демонстрируя, до какой степени можно извратить воспитание мужчины, чтобы он одновременно испытывал постоянное побуждение к сексуальным отношениям с другими мужчинами, и в то же время держал их под строгим контролем.
Половые отношения с женщинами у ятмулов активны и энергичны. Причем женщины могут применять различные приемы соблазнения, например усомниться в мужских качествах избранника (это можно сделать, послав маленький знак любви и задать один из вопросов, упоминавшихся нами ранее: «Разве у тебя нет костей?» или «Ты мужчина или женщина?» — через посредника) или специально предстать перед юношей в провоцирующей позе.
В процессе воспитания как одно из центральных качеств развивается постоянная готовность как к защите, так и к нападению. Дети постоянно настороже, поэтому, чтобы шлепнуть провинившегося, нужно шлепнуть его без всякого предупреждения. Стоит им ощутить малейшее напряжение в позе взрослого — тут же прыгнут во все стороны, только их и видели. А чтобы побудить мужчин сделать что-нибудь, дражайшим половинам или другому клану требуется осыпать их градом оскорблений и упреков; скажем, жена, у которой опустел погреб, будет во всю мощь своих легких ругать мужа, чья лень, непредусмотрительность и вообще недостаточная энергичность позорят ее, детей и его самого перед свояками.
Если проследить за устройством социальной структуры, связанной с инициацией, которая отделяет женщин с детьми от мужчин, в трех других, менее буйных новогвинейских племенах, нам удастся понять, как столь сильный институт может быть видоизменен. Деревни чамбули, проживающих вблизи эбеново-черного красивого озера к юго-западу от реки Сепик, внешне мало отличаются от ятмулских: те же жилые дома, стоящие клановыми группами мужские дома вблизи озера, инициация и сложный ритуал, разыгрываемый инициированными мужчинами перед восхищенными глазами женщин. Но характер женщин-чамбули отличается большей силой и строгостью, хотя и не столь пылок, как у ятмулок. Если у ятмулов женщины относятся к ребенку как к такому же сильному, способному настоять на своем существу, который может с определенной пользой дать волю своему гневу, то женщина-чамбули делает по-своему. Она легко и весело кормит ребенка либо грудью, либо различными леденцами на палочке, корневищами лилий, сладкими семенами и фруктами. Если ятмулка может грозно погнаться за двухлетним набедокурившим ребенком с трехметровым веслом, угрожая убить (подобного рода угрозы никогда не приводятся в исполнение), мать-чамбули просто берет негодника под мышки и уходит вместе с ним. У ятмулов украшения носят женщины и дети, а у чамбули — мужчины и дети, женщины ходят бритыми наголо, без всяких украшений, очень деловитые. Ятмул — хозяин в своем доме, но ему приходится бороться за это право с женой, которая практически не уступает ему в силе; при этом жены ссорятся между собой, что облегчает мужу задачу. У чамбули мужчина женится на дочери одного из «братьев» из клана матери, так что невеста входит в семью сестры своего отца. Являясь одновременно теткой и свекровью девушки, свекровь хорошо относится к молодой жене. Женщины в семье составляют единое ядро, они постоянно и энергично что-то делают вместе, а маленькие мальчики тем временем ковыляют между ними, никто на них не обращает особого внимания; юноши какое-то время робко сидят с краешку от женской группы, а затем убегают в мужской дом. Вместо общих церемоний инициации, принятых у ятмулов, чамбули практикуют инициацию маленьких мальчиков по одному в семейном кругу, где им делают несколько насечек, но акцент делается на торжественности церемонии и на передаче ценностей, а не на ребенке. Мальчиков-ятмулов превращают в мужчин, слишком подчеркивая при этом их близкий женскому статус, предшествовавший инициации, унизительно заталкивают в рот фигурки в масках, нахлобучивают на голову гигантскую вульву; мальчикам-чамбули просто делают несколько насечек и несколько месяцев содержат отдельно ото всех.
Взрослые мужчины-чамбули норовисты и упрямы, недоверчивы друг к другу интересуются искусством, театром, а также могут бесконечно перемывать всем косточки, обмениваясь сплетнями. Очень обидчивы, причем, в отличие от сердитого отпора, свойственного уязвленному ятмулу, чамбули проявляют мелочность, характерную для тех, кто чувствует себя слабым и одиноким. Мужчины носят здесь красивые украшения, ходят за покупками, занимаются резьбой и росписью по дереву, танцами. Еще до установления контроля колониальной администрации над островом чамбули от активной охоты за головами перешли к ритуальному убийству захваченных пленников, почти без сопротивления бежали от опустошительных набегов соседей-ятмулов вглубь острова, а вернулись только после того, как британское владычество сделало это возможным. Длинные волосы мужчины закручивали в локоны, а не отрастившие себе длинных кудрей — привязывали себе локоны из волокна ротанговой пальмы.
Только в этом обществе из всех, где мне довелось работать, девочки десяти-одиннадцати лет были значительно умнее и предприимчивее мальчиков. Даже в сумятице ятмулского воспитания маленьким мальчикам удается вырасти смелее и, как правило, любознательнее девочек, но у чамбули сознание маленьких будущих мужчин, которых дразнят, балуют, предоставляют самим себе или держат в изоляции, характеризуется небольшой концентрацией внимания и практически неспособно справиться ни с одной задачей.
Культ инициации на Новой Гвинее сводится, по сути, к представлению, что мужчины могут стать таковыми, лишь подвергнувшись новому ритуальному рождению, т. е. захватив, в составе социальной группы, у женщин те функции, которые последние выполняют естественным образом. Однако чамбули видоизменили культ, переместив акцент на те виды деятельности, которые выступили на первый план, когда чамбули отказались от воинственности как идеала. Они лишь частично приспособили общественной устройство к главному своему интересу — искусству. Мужчина-чамбули становится художником под крылом сильной практичной женщины, которая его портит и вертит им, как хочет. Длинноносые черно-белые маски, которые он вырезает, сделаны искуснее многих в целой области, но они неминуемо напоминают оборотней.
А живущие за двумя реками от чамбули в пятидесяти милях мундугуморы с реки Юат поступили совершенно иначе с системой инициации. На основе характерной для данного района модели родства, которая отличается неопределенностью в предпочтении материнских либо отцовских линий, им удалось создать такую систему, которая сильнее любых известных родственных предпочтений отграничила мужчин друг от друга. Генеалогическая линия называется у мундугуморов «горе» — «веревка» и состоит из мужчины, его дочерей, внуков от дочерей, дочерей внуков и т. д. Все ценные вещи, включая священные, которые относятся к мужскому культу, передаются по этим генеалогическим линиям. Даже если девушка выходит замуж «побегом», она всегда старается прихватить с собой богато изукрашенную резьбой священную флейту, принадлежащую отцу Если у женщины два сына, которые будут принадлежать к одной линии, табу разделяет их, запрещая есть из одной миски и разговаривать друг с другом за исключением тех случаев, когда они разгневаны. Мальчики и девочки равным образом вырастают в мире, который к ним резко враждебен и разобщен. Мальчиков обучают знать свое место в обществе, свои термины родства и сложные сочетания родственных запретов их матери, а девочек — отцы. Люди обоих полов независимы, недружелюбны, энергичны, мальчики и девочки вырастают со сходным типом личности. Мужских домов для сбора всех мужчин не существует, потому что даже двое мужчин-мундугуморов не смогли бы спокойно сидеть рядом. Социальной ячейкой выступает домохозяйство* где жены одного мужчины поддерживают некоего рода сотрудничество, а его дочери — до определенной степени бывают едины, но каждая мать превращает сыновей во врагов отцу и своим сводным братьям. Инициация перестала быть совместным обрядом, спаивающим воедино мужчин, а сделалась демонстрацией власти имеющего влияние мужчины, во время которой еще не прошедшие инициацию, вне зависимости от их возраста, могут подвергаться издевательствам и получать раны от инициированных. Инициация у девочек проходит через соблюдение табу.
В таком обществе женщины практически не развивают своих женских качеств. Беременность и вскармливание являются ненавистными состояниями, и мужчины презирают своих жен за то, что они ходят беременными. Мужчины рассматривают женщин как людей, за которых они сражаются и через которых могут получить повреждения. Если у мужчины, задумавшего жениться, нет сестры, чтобы отдать ее за жену, ему придется отдать ценную флейту Тут мы наблюдаем довольно любопытную ситуацию: флейты, в высшей степени мужские символы в мужском культе, которые повсюду тщательно скрывают от женских глаз, чтобы не навлечь беды на всех мужчин, у мундугу — моров приравниваются к женщинам, почти столь же ценны, как и женщины, и женщинам разрешают их видеть с куда меньшей охотой, чем мальчикам. Представление юношей о своей роли исчерпывается постоянным противоборством с мужчинами, которые через женщин связаны с другими противоборствующими мужчинами.
Женщины маскулинизированы до такой степени, что каждая женская черта, кроме относящихся к половому воспроизводству, рассматривается как недостаток, любой намек на женские или материнские свойства личности у мужчин воспринимаются как наказуемая слабость и помеха. Разделение на две группы — взрослых мужчин, с одной стороны, и женщин и детей — с другой, практически исчезло, но ценой, как и у чамбули, стала угроза выживания племени. Враждебность и озлобленность мундугуморов дошли до такой степени, что они стали есть людей, родственных им по языку. Никаких признаков племенной солидарности у них не отмечается, поэтому, видимо, лишь волей случая они сдались перед миссионерами прежде, чем пали от рук соседей.
Горные арапеши — четвертая культура, где общественная жизнь построена на разделении между мужчинами и женщинами, а юноши обязаны проходить инициацию, чтобы их приняли в группу взрослых мужчин. У арапешей есть те же самые атрибуты мужского культа, что и у описанных ранее племен: дощечки-гуделки, священные флейты, маски, закрытое помещение, где инициируемый подвергается скарификации, особые отношения между тем, кто совершает инициацию, и новичком. Но если у чамбули эта система сдала позиции под воздействием перемены местами мужского и женского этоса, у мундугуморов она распалась из-за формирования общей враждебной к окружающим системы нравственности, где кроме простых анатомических различий не осталось больше никаких комплементарных отношений, у арапешей же она сохранилась из — за акцентирования материнских, родительских черт у мужчин и женщин. Арапеши уютно себя чувствуют в маленьких горных хижинах и вместе заботятся о своих детях. Мужской дом им почти ни для чего не нужен, кроме ритуалов, более того — в тех местах, где живут арапеши, такие дома трудно строить. Мало свободного времени, да и его предпочитают потратить на то, чтобы лучше накормить детей. Все ритуалы перетрактованы в покровительственном духе, мужчины избегают демонстрировать ярость жестокого воплощения сверхъестественного покровителя мужского культа женщинам и даже, по большей части, самим инициируемым.
В таком обществе маленькие мальчики и девочки растут вместе, родители обоего пола постоянно у них перед глазами в качестве образца. Мальчики осознают, что они мужского пола, по строению своего тела, имени и получаемым навыкам. Девочки также понимают свою принадлежность к женскому полу по особенностям своего тела, именам и маленьким сеткам для переноски тяжестей, которые матери надевают им на голову. Дети обоего пола блаженно греются холодным утром у костра и играют своими губами. Маленькие девочки видят, как матери переносят тяжелые грузы в головных сетках, а маленькие мальчики — что отцы носят все на коромыслах. Мальчики знают, что со временем и они станут участвовать в делах мужчин, может быть, даже будут произносить речи и участвовать в схватках. Это обязанность мужчин. Сыновья видят, какими усталыми возвращаются отцы наутро домой в тех редких случаях, если всю ночь играют флейты, а мужчины сидят, не смыкая глаз. Когда выносят наружу эти гигантские флейты или когда на улицы деревни выходит мифическое чудовище мужского культа, оставляя на земле вмятины, где об нее ударялись его яйца, и роняя по дороге гигантские плетеные из листьев ножные браслеты, женщины должны бежать прочь из деревни. Мужчины не должны никогда приближаться к той части деревни, где женщины рожают детей, терзаемые любопытством, которое им не суждено никогда удовлетворить. И мальчики, и девочки должны присматривать за маленькими детьми, чтобы впоследствии стать хорошими родителями. Родительские заботы потом быстро истощают организм, как мужчин, так и женщин. «Вы бы посмотрели на него, каким он был красавцем до того, как у него появились все эти дети».
Проблем с идентификацией половых ролей у мальчиков и девочек-арапешей не возникает, их жизнь течет в традиционном ритме; и вероятно, мужчинам к нему сложнее приспособиться. Однако и здесь, хотя мужские дома были практически заменены семейными, где родители обоих полов воспитывают детей обоих полов вместе, изменение культа инициации не прошло без последствий для приспособления к половой роли.
Теперь, после знакомства с четырьмя вариациями культа инициации, будет полезно пристальнее взглянуть на его основу, так как она являет собой неоспоримую противоположность западным представлениям о взаимоотношениях полов. С нашей, западной, точки зрения, сотворенная из мужского ребра женщина может в лучшем случае стремиться, причем безуспешно, подражать превосходящим силам и высшему предназначению мужчины. Однако лейтмотивом культа инициации является признание, что женщины, умеющие рожать детей, обладают тайной жизни. Роль мужчины неясна, неопределенна и, вполне возможно, необязательна. Ценой больших усилий мужчина находит способ компенсировать свою внутреннюю неполноценность. Обзаведясь различными таинственными шумовыми инструментами, чья магическая сила зиждется на том, что слышащие звук не представляет себе формы инструментов, издающих его (т. е. женщины и дети не должны знать, что на самом деле это бамбуковые флейты, полые стволы дерева или овальные деревянные плашечки, жужжащие на скрученной бечевке), мужчины забирают мальчиков у женщин, помечают их как неполных существ, а затем сами превращают мальчиков в мужчин. Женщины могут производить на свет детей, это так, но лишь мужчины могут делать других мужчинами. Иногда почти неприкрыто, порой завуалированно, во время церемонии осуществляется это второе рождение — посвящаемого глотает крокодил, символизирующий мужскую группу, и он выходит с другого конца как новорожденный, после чего его какое-то время держат в «матке», кормят кровью из рук и ухаживают за ним мужчины-«матери». Культ основан на мифе о том, как церемония была украдена у женщин, либо — в другом варианте — ради ее осуществления женщин убивают. Таким образом, мужчины обретают свои мужские качества воровским образом и через пантомиму, и вся церемония разом потеряет свою силу, стоит всем узнать, на чем она основана. Поэтому вся эта шаткая структура, охраняемая бесконечными табу и системой предосторожностей, питаемая женским стыдом у ятмулов, опаской потерять способность к продолжению рода у арапешей, добродушным мужским тщеславием у чамбули, ударами и тычками у мундугуморов с их странным образом перевернутой идентификацией девушки и флейты, — ритуал инициации как таковой может существовать лишь до тех пор, пока все будут следовать установленным правилам. Муж — чины-ятмулы, которые видели опасность для устройства своего общества в приходе европейских порядков, угрожали со слеза — Ми ярости на глазах показать флейты женщинам, чтобы ускорить развал, поэтому тот миссионер, который это сделал, успешно погубил целую культуру
Западному человеку, воспитанному в обществе, всегда превозносившем достижения мужчин и принижавшем роль женщин, все вышесказанное может показаться слишком надуманным, а если он вспомнит, что от каких-то бамбуковых флейт, на которых играют внутри сплетенных мужчинами из пальмовых листьев коморок, имитирующих женское лоно, зависит представление о своем мужском достоинстве не у мирных пастухов, а у отважных и свирепых охотников за головами, крепкого сложения и шести футов ростом, то он может укрепиться в своем мнении. Однако если целые общества способны построить свои ритуалы вокруг выражения зависти к женской роли в попытке ее имитировать, это облегчит исследование возможности, что зависть к социальной роли противоположного пола или сомнения в принадлежности к своему полу — явления существующие, возможны как для женщин, так и для мужчин, и могут быть значительно усилены культурными установками.