F. Чамбули
Племя чамбули небольшое — обшей численностью всего 500 человек, которые проживают на берег у озера Чамбули у подножья одноименной горы. Два водных пути связывают это озеро с рекой Сегшк, примерно на 180 миле от ее устья. Чамбули говорят на непростом папуасском языке, который окружающие их племена не понимают, и им приходится специально осваивать языки соседей. Когда мы с доктором Фор — чуном изучали их, в 1933 году, они находились под управлением Мандатного правительства Новой Гвинеи уже семь или восемь лет, а незадолго до этого им пришлось бежать со своих исконных земель в страхе перед воинственными ятмулами, разделившись на три группы для проживания вместе с местными лестными жителями. Сейчас при вынужденном мире внутри Британского содружества и благодаря инструментам из железа они вовлечены в культурное возрождение: постройку целого ряда изысканно декорированных мужских домов вдоль побережья и больших семейных домов вдали от озера. У них есть несколько садов, но в основном они занимаются рыбной ловлей и обменом для получения других продуктов питания на сезонных рынках. Женщины изготавливают циновки, корзины, накидоки от дождя, противомоскитные корзины; мужчины большую часть своего времени посвящают резьбе, раскрашиванию скульптур и трудоемкой подготовкой к сложным театрализованным представлениям. Внутри каждой из трех деревень существует деление на патрилинейные кланы; кланы связаны между собой через замужества в группах братьев матери и упорядочиваются по различным видам перекрестных линий. Интерес к искусству и к различного рода церемониям у представителей этого племени проявляется больше, чем к военному делу, и жертвы для охоты за головами либо покупались, либо это были преступники из ближайшей деревни. Вдоль края блестяще-черной поверхности озера изысканно и богато разукрашенные люди в выразительных позах, являют собой картину какого-то бесконечного балета, а женщины отправляются на рыбную ловлю с большими розовыми водяными лилиями, за- плетеными браслетами на предплечьях.
Планировавшееся разделение труда в полевых работах было таким же, как и при изучении мундугуморов. Единственная публикация по Чамбули — это Часть III моей работы «Пол и темперамент» и разделы по материальной культуре и по искусству, цитируемые в данной книге.