Этика постижения
Специалист в области социальных наук, работающий с зарождающимся знанием, которое, несомненно, при должной разработке изменит облик нашего мира, несет тяжелое бремя ответственности. Когда этот ученый говорит, что, обретя понимание, люди станут более свободными в выборе своего жизненного предназначения, он утверждает не только, что постижение есть благо само по себе, но также и то, что он может предложить хотя бы часть этого постижения или по крайней мере путь к его обретению. Есть люди, которые утверждают, что возрастание понимания всегда разрушительно, что как только человек утрачивает невинность — т. е. способность игнорировать неосознанные и не — признаваемые части собственной личности, которые играли неясную роль в его действиях, — он утрачивает и ту ограниченную способность к хорошему поведению, которую имел. Те из нас, кто верит в важность осознавать себя, кто убежден в том, что лишь когда человек начнет лучше понимать самого себя, мы обретем способность построить мир, в котором мужчины и женщины смогут в большей степени реализовать свой потенциал и жить в гармонии друг с другом, — придерживаются противоположной позиции. Мы считаем, что человек уже утратил ту невинность, которая была возможна в донаучную эпоху, и теперь, когда его невинность уже поколеблена, человек вынужден продолжать двигаться дальше или принять наказание — либо за самообман страуса, прячущего голову в песок, либо за цинизм, в котором альтернативные решения — власть или непосредственное удовлетворение. Мы считаем, что новая, иная невинность достижима, новая целостность, в которой наставление Христа «Пусть твоя левая рука не знает, что делает правая» снова будет означать единство и интеграцию, но на другом уровне[23].
Ни один специалист в области социальных наук, который близко соприкасался с применением достижений в его профессиональной области во время Второй мировой войны, или тот, кто глубоко изучал способы применения пропаганды и идеологической работы в предшествующей ей период после Первой мировой войны, не может усомниться в том, что осознание и постижение могут быть как конструктивными, так и деструктивными, что социальные науки сами по себе не являются большей гарантией добра для человечества, чем теоретическая физика. Если безответственно подходить к научным разработкам, и физика, и социальные науки могут вести как к добру, так и ко злу, хотя в случае социальных наук злом будет загнивание социальных структур, а не стирание с лица земли десятка квадратных километров какого-нибудь современного города. Большинство ученых, занимавшихся в разных странах разработкой психологического оружия, участвовавших в операциях, направленных на укрепление взаимоотношений между союзниками или улучшение нравственной атмосферы внутри страны, в целом принимали позицию, что во время войны их работа состояла в том, чтобы побеждать врагов, поддерживать хорошие отношения с союзниками и укреплять нравственные устои общества. Этические основания операций, ведущих к указанным целям, необходимо было вырабатывать по ходу дела[24], на заседаниях комиссий по вмешательству, в службах разведки и Контрразведки, на допросах военнопленных, при перемещении войск, в штабах союзных войск, при планировании операций, включавших перехват писем или проработанные кампании против распространения слухов. Пока еще не подведены даже первые итоги: многие из тех, кто принимали в этом участие, еще не высказались о том, что им удалось узнать. Но ни один человек, кто во время войны пользовался разработками социальных наук, не сомневается в том, что здесь существует проблема, с которой необходимо разбираться.
Продолжая работать в беспокойное мирное время, мы видим перед собой задачу прояснить самим себе и миру этику постижения, этику, которая послужит руководством для тех, кто начинает применять социальные науки осознанно и ответственно. Один из вопросов дискуссии состоит в том, стоит ли предоставлять любые знания в такой форме, чтобы они могли с легкостью быть использованы теми, кому нельзя предъявить претензии за их неправильное применение. Если мы начинаем анализировать современную культуру — нашу собственную, культуру союзника, беспокойного друга или вероятного и признанного врага, — то этот анализ, в зависимости от своей точности, может быть использован либо во благо, либо во зло. Это очень отличается от простого описания культуры мундугуморов, которые уже шестнадцать лет тому назад были исчезающей рассеянной группой людей на берегах некоей неведомой реки в Новой Гвинее. Только если мы получим такое этнологическое знание об отдаленном племени и обозначим его крайне абстрактно, и потом переведем в конкретную современную ситуацию, это знание сможет быть использовано в практических целях. Политическая пропаганда, те люди, которые строят козни, а также рекламщики, которые хитро продвигают одну марку товара за счет другой, агенты зарубежных властей, пытающиеся внести раскол в другую страну или вынудить союзника сотрудничать, не смогут использовать эти данные без дальнейших шагов, без более продвинутого знания. Действенность прикладной антропологии зависит не только от знания набора абстракций, вынесенного из лабораторий первобытного общества, но также от конкретного знания ситуации, которую необходимо менять[25].
Без знания американской, русской, французской, германской, китайской, английской, японской культур даже самое подробное изучение эскимосов, готтентотов, арапешей и шайеннов в целом остается вполне безобидным и безопасным. Однако как только тот же самый анализ производится в отношении современных культур, проявляются новые возможности для эксплуатации, манипуляции, коррупции и разрушения. Эту опасность мы должны встречать лицом к лицу. Чем больше мы знаем сами о себе и о других народах мира, тем больше вреда мы можем нанести, так же, как и принести больше пользы. Только в том случае, когда человек верит в бдительность, в то, что истина сделает людей свободными, человек имеет оправдание пытаться создать и распространить подобное знание.
Те из нас, кто глубоко озабочены взаимоотношениями между нашими навыками в области социальных наук и нашим миром, пытаются решить эту проблему разными путями. Как прикладные антропологи, мы до сих пор ограничиваем себя очень простыми этическими требованиями друг к другу. Мы настаиваем на том, что прикладной антрополог должен иметь в виду и принимать в расчет цели и средства, должен продумывать как можно больше последствий, должен принимать в расчет благо целого и должен быть верен идее возникающего в обществе динамического равновесия, чтобы будущее было свободным. За этими императивами, простыми и незавершенными, но достаточно сложными для любой совести, каждый должен подвергнуть свои методы исследования проверке собственными этическими нормами[26].
Существует второй аспект проблемы, который может быть обобщен высказыванием «Недостаточное знание опасно»: что бы кто-либо из нас не говорил по поводу современных куль — тур — это всего лишь недостаточное знание, оно частично, неадекватно сформулировано, неполно, так же, как и любая наука, особенно в период своего зарождения или нового роста. Но очень немногие, кто исследовал историю медицины с первой операции по трепанации черепа до современной пересадки роговицы, согласятся, что мы должны были бы вообще отказаться от медицины, потому то на каждом историческом этапе первые попытки операций не были успешными. Недостаточное знание, если это первое знание, — это тот способ, посредством которого люди продвигаются к новому знанию, и к нему приходится относиться, как к опасному, только когда практик или пациент переоценивает это знание. Старый аптекарь делал лучшее из возможного на своем уровне, но ему не нужно было запрещать практиковать в силу недостаточности познаний до тех пор, пока не появились медицинские училища, начавшие распространять знания более высокого уровня. А когда они появились, пришлось ограничивать права не тех, кто будет применять средства первой помощи, но аптекаря, а потом медсестры. Недостаточное знание может быть опасно, когда его используют те, кто разделяют только часть растущей традиции. Аптекарь и медсестра, которым доступны лекарственные средства и методы, которые они недостаточно изучили, чтобы понять, все же пользуются доверием у тех, кто знает еще меньше, и поэтому их медицинская практика должна быть строго регламентирована и подвергаться контролю. Но запрещать лучшему хирургу максимально использовать свои навыки и знания по максимуму в новой операции или применять новое лекарство, разработанное при максимальной защите эксперимента, значило бы остановить развитие медицины. Опасность наступает тогда, когда практик берет с согласия и ведома пациента его жизнь в свои руки, опасность заключается в самом пациенте, который переоценивает опыт врача и доверяет ему даже тогда, когда врач сам его предупреждает: «здесь можно верить, но доверять нельзя».
Ответственное поведение тех, кто использует научные методы любым способом, который может оказать значительное влияние на жизнь коллег, состоит в глубоком осознании смысла того, что они делают. Ответственность состоит в том, чтобы доносить до других людей это знание о связи новой информации с жизнью каждого человека и жизнью его детей. Нет другой башни из слоновой кости кроме той, в какую сам ученый запечатывает себя и обещает, что результаты его исследований никогда никому не будут сообщаться ни в какой форме. Обучение, усвоение нового знания не опасно, потому что знания всегда очень мало, но очень опасно не знать, насколько этого знания недостаточно. Антрополог, работающий в обществе, как в Соединенных Штатах, так и в Британии, часто сталкивается в первую очередь с полным скептицизмом, и потом, если его вообще принимают, с таким же полным и иррациональным доверием. Его обязанность в таком случае — установить в своем собственном сознании и в сознании других, что именно в данный период развития антропологии он знает, что он может надеяться узнать, и каковы могут быть последствия такого знания.
В связи с тем разделом книги, который имеет отношение к американской культуре, я постаралась максимально четко обозначить в терминах американской культуры риск и «предохранители», которые, как мне кажется, вовлечены в это конкретное обсуждение. Знание культуры в силу своего особого отношения к свойственному именно нашему народу обычаю самокритики влечет в Америке опасности, отсутствующие в других культурах, хотя у них свои уязвимые места на пути возрастающей осознанности.
У нас в Америке всегда были честолюбивые мечты, первопоселенцы мечтали добраться на своем фургоне до звезд. Мы не можем придти к согласию по поводу того, каким образом необходимо строить новый фургон и по какому пути он должен следовать, но у нас почти нет сомнения, что до тех пор, пока видна хотя бы одна звезда в небе, мы, американцы, не можем направить свой фургон к менее высокой цели, чем эта звезда. Для нас невозможно стремиться к чему-то меньшему, чем совершенство. У нас есть очень много способов ограничивать наше определение этого совершенства или закрывать глаза на состояние веревки, которой мы пытаемся прицепить фургон к звезде. Иногда мы фургон отцепляем, чтобы просто прокатиться для удовольствия, но с самого первого вдоха этого воздуха, про который недавние иммигранты из Европы говорят, что у детей от него такие розовые щечки, мы вдыхаем убеждение, что не может не быть звезды.
Но общество, которое пытается прицепить свой фургон к звезде, которое посвящает себя постоянному стремлению к недостижимому идеалу, когда идеалы вчерашнего дня, будучи достигнуты, низводятся на роль несовершенного приближения к идеалам завтрашнего дня, привержено и многим другим вещам, определенным стилям предрекания будущего и бунта, охотно приносит в жертву какой-то выдумке огромное количество населения, гибнут и отдельные люди, предавшие те идеалы, которых они не смогли достигнуть или жить дальше в их свете. Мы оказываемся привержены постоянному нахлесту нетерпеливых революционеров и утопистов, их постоянной битве с ностальгирующими реакционерами, причем те и другие с трудом выдерживают это напряженное противостояния. В подобном обществе, где так много людей неизбежно обладают различными представлениями о благе и о том, как необходимо решать проблемы, возникающие тогда, когда мы прицепляем свой фургон к звезде, любой, кому есть что сказать, становится объектом тщательного рассмотрения, а каждый из говорящих — это часть некоего целого. Существуют пророки, которые предупреждают нас о том, что видение звезды становится смутным или что прежняя звезда упала и надо найти какую-то другую звезду. Есть люди, которые находят новые звезды, есть люди, которые находят непереносимым расстояние между звездой и фургоном, который, грохоча, пробирается сквозь полузамерзшие колеи во время весенней оттепели, и говорят: «Хватит, это медленное паломничество никогда не кончится, давайте отрежем эту чертову веревку от звезды, освободимся от бесконечного движения к недостижимому идеалу, который всего лишь обман, и накинем ее на то-то прочное и устойчивое, достоверное, в прошлом или в будущем, и быстренько поедем туда». Есть люди, которые думают, что посредством революции мы можем создать рай на земле. Есть люди, которые говорят: «Посмотрите, какая невозможно огромная дистанция между вашим фургоном и вашей звездой. Примите же тот факт, что вы никогда не сможете достигнуть ее. Обрежьте веревку, и покончим с этим. Давайте принимать жизнь такой, какая она есть, давайте прокатимся на этом фургоне с ветерком, давайте получать удовольствие, у нас только одна жизнь». Все эти точки зрения характерны для жизни американцев, каждый боится другого, каждый боится, что другой заставит страну, и таким образом, и его, следовать тому пути, которым он не хочет следовать. Это в природе нашего типа цивилизации — считать, что все эти точки зрения должны присутствовать. Это проблема нашего типа цивилизации, мы должны найти пути, которыми каждый может внести свой вклад в целое.
Один из путей решения этой проблемы — это переключить внимание с истинной природы звезды или вызывающей сожаление скорости фургона к взаимоотношениям между ними, т. е. крепости веревки[27]. Веревка должна быть достаточно крепкой для того, чтобы те, кто знают, что там есть звезда, могли бы одолжить свои глаза тем, кто находится на земле или страдает куриной слепотой, а те, кто боится, что звезда упадет, могли бы победить свой страх и двигаться дальше. Веревка не должна быть настолько туго натянута, чтобы фургон поднимался на дыбы и медленнее двигался. Тогда те, кто обеспокоен скоростью передвижения фургона, испытывают искушение сказать: «Давайте примем какой-нибудь идеал, достижимый во времени и в этой жизни, и доедем побыстрее». Другие, не ощущая движения, говорят: «Давайте просто перережем веревку». Когда человек думает о крепости веревки, это не означает, что он подвергает сомнению значимость звезды или значимость скорости фургона, такой человек просто говорит: «Я признаю, что природа моей культуры — это одна из систем отсчета цивилизации, и внутри нее я лучше всего приспособлен работать, и я беру на себя ответственность беречь и лелеять ее. Я принимаю важность пророка Иеремии, но когда Иеремий будет слишком много, люди просто впадут в отчаяние, но не раскаются. Я признаю значимость Амоса и Осии, но и опасность, которая заключается в том, что когда слишком большое внимание уделяется неспособности человека жить в соответствии со своими идеалами, люди будут стараться как-то «срезать» свой путь. Некоторые устремятся в светлое будущее, что является темой коммунистического идеализма, другие захотят «срезать» в чрезмерно упрощенное принятие власти и силы как главной ценности, — к этому тяготеют фашисты. И наконец, я принимаю значимость тех людей, которые выступают просто за радость и говорят: «Но я хочу жить сейчас, пока я не умер, удерживая и пророков, и утопистов от того, чтобы бросить эту жизнь теперешних людей на алтарь какой-то будущей жизни, чтобы им подобные в какой-то момент могли жить лучше». Принимая все это, человек спрашивает себя: «Что я должен делать?»
Сохранять веревку в нужной степени натяжения означает не отпускать наши идеалы слишком далеко от практики, от нашей обыденной жизни. Это означает всегда искать те области, где это происходит, и наиболее надежные способы уменьшения напряжения. В главе XVII «Возможен ли брак на всю жизнь?» я подробно обсуждала одну из тех областей, где из-за того, что наш идеал брака явно подразумевает гарантию, что брак продлится всю жизнь, гарантию, которую наше общество не поддерживает больше, — мы приговариваем к смерти тысячи брачных союзов, которые иначе могли бы быть спасены. Таким же образом, в существующих идеалах, которые мы выдвигаем для женщин, подразумевается, что женщины наделяются полноценной свободой выбора, а после говорим, что тот выбор, который делают многие из них — создание и обеспечение семейного уюта для мужа и детей — в какой-то степени неправилен. При воспитании мальчиков мы одновременно требуем от них высокого уровня защитной агрессивности, и убеждаем их в том, что первым лезть в драку — плохо[28].
Построив свою культуру, всегда ориентированную на будущее, на некий образ, сотканный из деталей, каждая из которых, будь она достигнута, должна была бы быть отвергнута как недостаточно хорошая, — мы все больше и больше привязываемся к необходимости ни на секунду не расслабляться и постоянно наблюдать за этими образами, а также теми, кто должен их воплотить в жизнь.
Сама я, ничуть не сомневаясь, посвящаю все свои усилия решению этой задачи: сделать так, чтобы та веревка, соединяющая фургон и звезду, была натянутой, но не слишком туго, прочной и не тяжелой. Лично я принимаю культуру, в которой я живу и двигаюсь, обладаю собственным бытием и могу работать на благо всего человечества. Я принимаю тех пророков, которые оплакивают наше несовершенное, замутненное видение. Я признаю право революционера бросать вызов и разрушать то общество, которое само недостаточно прочно, чтобы противодействовать ему. Я признаю неукротимую волю к жизни тех, кто, будучи угнетен требованиями, большими, чем они могут вынести, требуют радостей и наслаждений, пусть легких и дешевых, но они предпочитают радость апатии и отчаянию. Я признаю видение святого, но оставляю за собой право указать, что священнослужители иногда вместо того, чтобы сохранять это особое видение, создают такие способы жизни, которые вовлекают людей в грех. Я признаю также тех, кто говорит: «Я отказываюсь от всего этого, это — не мой путь, я не хочу ни меняться, ни принимать это. Я — чужой в этой стране, я родился не в свое время. Остановите Землю, я сойду!»
Пусть смеются враги, Мол, дай волю ему — Бросит весь материк За другую страну[29].
Ибо любовным воображением людей еще не было создано культуры, где было бы равное место для каждого темперамента[30], нет и культуры, которая бы хранила столько благословений, перевешивающих боль, обязательно причиняемую кому-то из людей этой самой культурой. Я так же признаю ответственность за то, чтобы защищать свободу от любого, кто стремится посягнуть на нее[31]. Принимая как часть мира, в котором я живу и храню свою душу, тех, кто понял, что они здесь жить не могут, я сталкиваюсь с особенным риском быть непонятой, точно так же, как и все те, у кого есть эта особенная вера в развитие. Но понимание необходимо, чтобы гарантировать, что каждый будет судим по его подлинным заслугам, а не по каким-то возможно, ненамеренным, но тем не менее разрушительным фальсификациям. Те, кто считает эту страну сонмищем грехов и злобы, где люди забыли о Боге и живут только сегодняшним днем, позабыв о своей душе и своих ближних, — едва ли смогут поверить, что я признаю многие из их обвинений и соглашаюсь с ними, но не соглашаюсь с теми средствами, которые они готовы применить, чтобы исправить ситуацию. Меня шокирует, как в этой стране сейчас обращаются со смертью, но я не считаю, что простой призыв к покаянию сможет исправить здесь хоть что-нибудь. Не верю я также и в то, что следующий правильный шаг — это снова перепоручить мертвецов священникам, забрав их у сотрудников похоронных бюро. Вместо этого я стараюсь осторожно описать нашу утрату понимания духовных измерений смерти и соотнести это с теми изменениями, которые происходят в нашем обществе. Рейнвольд Нибур совершенно неправильно понимает меня и считает, что я верю в современные погребальные ритуалы[32]. Ибо как же человек может не осуждать их, если он полностью не на стороне дьявола? Те, кто решили двигаться к светлому будущему, утопии на Земле, прогрессивной или реакционной, используя этот идеал как цель, за которую следует сражаться, — и побеждать, — таким же образом с легкостью сочтут меня своим врагом. В силу моих понятий о том, что составляет нашу культуру, я признаю их право бросать мне вызов, — даже тогда, когда я прилагаю все усилия, чтобы упрочить наше общество, дабы они не сумели разрушить его. Все потому, что я верю в общество, которое позволяет людям такие вызовы. Те же, кто оставили битву за стремление к звездам и сидит, занавесив окна, надеясь, что еда, выпивка, секс или деньги принесут им то счастье, которого их лишили чрезмерно частые разговоры о звездах в детстве, — обеспокоенно заерзают в своих креслах, если они вообще, конечно, что-то читают, и пожелают, чтобы эта книга превратилась в радиопередачу, — чтобы они могли переключить программу.
В моем голосе неизбежно будет звучать эхо тех самых голосов, приведших их к самостоятельно избранному поиску личного счастья, к которому они стремятся сейчас. Они испугаются: а вдруг мне удастся победить? Они боятся, что попались, будучи соблазненными ложным обещанием «если ты будешь хорошим, жизнь будет иметь смысл», — но они чувствуют, как радость и сила выхолащиваются из их энергичной и чувственной любви к жизни. И наконец, что касается тех, кто сам, по своей воле, решил оставить эту Землю, — они не предатели, а вечные изгнанники из собственной страны, — они могут почувствовать себя преданными — в особенном смысле, если они читали мои отчеты и отчеты других антропологов об иных, далеких странах. Из этих описаний они могли узнать, что существуют в действительности такие стили жизни, где они бы не чувствовали себя чужаками, а были бы дома. И, когда мы со всей возможной верностью и точностью описываем другую жизнь и другой способ структурирования мира, применяемый там, а после с такой же верностью ценностям описываем то, как мы сами, как целостный народ, создавали свой мир, — тогда они чувствуют себя обманутыми. Ибо насколько бы они ни отвергали тот стиль жизни, в котором родились, считая его, возможно, предназначенным для других, но не для них самих, — часть этого мира живет в их сердцах. Они, в конце концов, говорят на языке своих матерей; матери по крайней мере передали им некое представление о человечности, которое предоставило возможность рассматривать отказ как вероятный и достойный выбор. Эти люди скажут, что описывать иные культуры — правильно и хорошо, а пытаться со скрупулезной точностью передать тот набор ценностей, что характерен для Америки — это манипуляция.
Все мы, мужчины, женщины и дети, пророки, революционеры, гедонисты, циники и разочаровавшиеся, те, кто заботятся о прочности веревки, — все мы пытаемся укрепить свои сердца против любой манипуляции, — до тех пор, пока не примем ее. А чтобы принять «нашу», «свою» внутреннюю манипуляцию, мы должны переименовать ее, назвать ее «волей Бога», или «волей партии», или «естественным влечением, которое невозможно отвергнуть». Мы боремся с манипуляцией не на жизнь, а на смерть, когда она приходит извне. Но те из нас, кто, признавая ценности демократического общества, полностью привержен тому обществу, которое может расти и меняться, и внутри которого люди имеют право делать новый выбор, — не только борются с чужой манипуляцией, они еще и дают слово, что не станут манипулировать сами. Эта проблема очень сложна и постоянно меняет свой облик. Она не решается путем открытого обозначения собственных целей и намерений, потому что те, кто разделяет их частично, воспримут такое обозначение позиции как манипуляцию. Эта проблема не решается путем четкого и последовательного отказа от всех усилий, направленных на отдельных людей, и путем работы только с культурными процессами, хотя это и очень существенно[33]. Эта проблема не решается путем сохранения чувства скромности, смирения и относительной беспомощности, когда человек работает с культурными процессами, хотя это тоже важно[34]. Не решается она и путем по — именования того, против чего кто-то борется, так же четко. Дьявол бросает человека в постель к чужим, и он же искажает ясность видения. Эта проблема не решается путем объединения себя с целостностью — для мира, потому что люди, которые не являются целостными, могут почувствовать, что само утверждение о целостности — это бесчестное соблазнение. Проблема не решается даже путем описания методов, которые применяет человек: «Смотрите, вы можете увидеть то же, что вижу я, если вы проследуете пройденным мною путем. Посмотрите — это заключено в игрушке, которая лежит на полу, в газете, которую вы держите в руках, в последнем объявлении, звучавшем по радио, в заголовке, который выкрикивают мальчишки — продавцы газет». Потому что тогда те, кто чувствуют, что попали в ловушку этой жизни, что это — очередной заговор, очередные козни, игрушку подложили туда специально, чтобы подтвердить этот пункт доказательства, диктора на радио подкупили, а газетный заголовок — розыгрыш[35].
Проблема выбора между свободой и знанием может быть решена, я считаю, только в обществе, где есть те, кто работают, и те, с кем они работают, — писатели и читатели, учителя и ученики, целители и те, кто обращаются за исцелением. Они учатся разделять веру в то, что умножение знания может действительно освободить людей, что человек может повлиять на то, чтобы культура стала ближе к образу и подобию человека, насколько бы люди ни были различными, — без манипуляции, без той власти, которая убивает, без утраты невинности, которая лишает нас спонтанности. Более того, я верю, что специалист в области социальных наук, который работает в одиночку и представляет интересы всего лишь одного сегмента своего общества, будь то революционеры, реакционеры, реформаторы, правительственное бюро, национальная организация, научная дисциплина или пропагандистский культ, — этот человек сталкивается с риском разрушить нечто важное, если его предпосылки не будут поняты всеми остальными[36]. Остальные, на которых его работа влияет непосредственно, и те, на чью любовь это может повлиять спустя 50 лет, не должны соглашаться ни с его методами, ни с его целями. Но они должны понимать природу убеждений, которыми он руководствуется. В моем собственном случае я верю, что истина, воспринятая как понимание людей, живущих на этой планете сегодня, может сделать этих людей свободнее и тем самым лучше.
Специалист в области социальных наук, который убежден в связи между знанием и свободой, с одной стороны, и хорошей жизнью — с другой, может конструктивно работать только в обществе, которое понимает его позицию. Вред приносит не усилие человека, когда с целями и средствами, которые он применяет, кто-то другой не соглашается. Вред возникает, когда эти методы и цели неправильно поняты. Католические и протестантские врачи уже давно сотрудничают в рамках медицинской профессии, все они привержены клятве Гиппократа, но католики и протестанты ссылаются на разные религиозные убеждения каждый раз, когда им приходится во время родов выбирать между жизнью матери и жизнью ребенка. До тех пор пока один продолжает понимать другого и верит во взаимоотношения между религиозной и медицинской этикой, — не сомневается в искренности католического убеждения в том, что вы не можете забрать жизнь, чтобы дать жизнь, даже если это означает допустить, чтобы мать умерла, и в искренности протестантского убеждения, что жизнь, которая уже частично была прожита, должна иметь больше привилегий перед жизнью, которая еще не началась, — этика всего общества не оказывается нарушенной. Но если протестанты не могут увидеть взаимосвязь католической веры и центрального убеждения в ответственности врача за жизнь, и попытаются интерпретировать поведение католиков с точки зрения некой пропаганды, чтобы католиков стало больше, или же католики, в сравнимом непонимании, будут убеждены, что протестант предпочитает убить ребенка, тогда возможность здорового в этическом плане сотрудничества между католиками и протестантами окажется в серьезной опасности. Признание сущностных различий между несогласием с позицией, чьи основные предпосылки ты осознаешь, хотя и отвергаешь их, с одной стороны, и отвержением некой позиции, потому что ты ее вовсе не понимаешь — с другой, обеспечивает нам некое руководство в том плане, как мы можем использовать появляющееся у нас сейчас понимание культуры. Невозможно прийти к компромиссу с теми, кто ратуют за убийство.
Именно потому я верю, что для достаточного количества американцев представление о важности свободы приходит из знания и понимания, а не по принуждению, не как некая истина свыше, именно поэтому я считаю, что здесь вполне оправданно использовать методы, основанные на этом убеждении. Тем же, кто не верит в эту развивающуюся свободу, но считает, что какое-то другое решение лучше для человечества, важно понимать взаимосвязь между моим подходом и их. Если они смогут назвать мой подход неправильным, исходя из правильных соображений, тогда мир, в котором мы пытаемся создать некое понимание, продолжит быть безопасным миром для тех, кто живет в нем. Жечь ведьм в обществе, где и ведьмы, и охотники на них приходят к согласию, что ведьмы состоят в союзе с дьяволом, — это согласованный мир, в котором каждое следующее поколение сохраняет выбор — становиться ведьмами или нет. Когда же добрых и мягких людей, которые по-своему любят Бога, обманным путем заставляют жечь как ведьм, тех, кто на самом деле ведьмами не является, но просто по-другому любят Бога, тогда вся культурная этика оказывается под угрозой. Внутри группы, где человек работает, есть равное обязательство прояснять положения, из которых он исходит, тем, кто соглашается, и тем, кто не согласен с его целями и методами.
В приложении III я рассматриваю некоторые аспекты роли женщин и мужчин в нашей американской культуре.
Читатель в моем понимании отклонений в рамках нашего общества найдет очень немногое, что позволит говорить об обществе в целом, как о пациенте. Я не собираюсь обсуждать культурное значение проституции, гомосексуального промискуитета, венерических заболеваний, острого алкоголизма и преступлений на сексуальной почве. Все это случается, и частота, и форма, которую это принимает, служат показателями плохого приспособления, которое существует в Соединенных Штатах как и в любом современном обществе. Это симптомы состояния общества, так же, как фобии и навязчивые действия пациента являются симптомами заболевания. Они системным образом связаны с культурой, и если бы я собиралась писать полный отчет по какому-то примитивному обществу, я бы обязательно включила описание всех существующих в нем отклонений. Но хотя слова Jloy — ренса Фрэнка «общество является пациентом», вероятно, и справедливы, отдельные американцы, читающие книгу об американском обществе, сами по себе не являются пациентами, которые добровольно пришли в комнату для консультаций, где, пока их лечат, они еще и защищены от тех прозрений, которые слишком быстро на них наваливаются. Именно из-за того, что неудачи плохо приспособившихся людей системным образом связаны с наилучшими достижениями хорошо приспособившихся людей, обсуждение этих аспектов культуры может в данном контексте иметь неблагоприятные последствия. Если читателя заставят поверить и признать, что здоровая тенденция в его собственной личности, то достижение, которым он обязан своей культуре, очень тесно связано с поведением, которое он должен и может отвергать и отвергает, — тогда он извлечет мало пользы из анализа основных течений культуры. Здоровые, обязанные своим здоровьем отказу от решений, могущих пагубно сказаться на их здоровье или привели к опасному отклонению от нормы, попросту отбрасывают подобные рассуждения. Или же они могут начать действовать подобно врачу, который, начитавшись Фрейда, залез на крышу автобуса и торжественно рассматривает в себе гомосексуальные чувства по отношению к пассажирам-мужчинам; заключив же, что никаких гомосексуальных чувств у него нет, он спускается с крыши, чтобы яростно напасть на прозрения Фрейда, — такой процесс скорее затормаживает, нежели продвигает развитие психотерапии. Особенные конфликты, проявляющиеся у огромного большинства алкоголиков, присутствуют практически у каждого американца, но человеку, который не является алкоголиком, возможно, не стоит слишком близко рассматривать их и, возможно, не стоит напоминать ему об этом. А для тех, чье приспособление к культуре неустойчиво, подобное обсуждение может вообще быть опасным. Хотя никакое представление культурологической точки зрения, почему некоторые американцы пьют или совершают преступление, не приводит само по себе к проявлению этих симптомов, даже описание может совершенно без нужды заставлять людей укреплять свои моральные заслоны. А это, в свою очередь, означает что читатели, чье приспособление к жизни поколеблено осознанием, что не только благодатью Божьей живут они, могут, вместо того чтобы милосердно раскрыть объятия, начать разрушительный крестовый поход против тех, кто слабее, чем они. Большая часть крестовых походов основывалась на мобилизации именно таких тенденций, но специалист в области социальных наук остановится на некоторое время, прежде чем дать старт еще одному
Общество — это пациент. Те, кто испытали в какой-то степени боль или понесли ущерб, дают нам бесценное понимание того, что с обществом не так. Но для того чтобы исцелить общество, нам нужны люди, могущие использовать свою силу для того, чтобы изменять процессы в культуре, которые ведут к болезни. Я верю, что эти люди, чья культурная интеграция осталась неповрежденной, смогут лучше использовать для этого силы нового понимания, прозрения того, как для сравнительного антрополога выглядят основные закономерности культуры. Психиатр на вечеринке может замечать у своих друзей симптомы, которые тревожат его, но он удерживает себя в рамках, чтобы не упоминать их до тех пор, пока кто-нибудь из друзей не придет в его кабинет как пациент. Таким же образом антрополог, который рассматривает современное общество, может замечать симптомы, которые очень тревожат его, и это видение может служить основной движущей силой его работы.
Но я считаю, что подобный анализ должен быть оставлен для специализированной работы компетентных групп, где очень хорошо развита этика ответственности. Когда мы пишем о том, что находится в свободном доступе для всех заинтересованных граждан, я считаю, что мы должны ставить себя на место этого читателя и не заставлять его принимать или отвергать интерпретации, следствия из которых этот человек не хотел бы слышать, если бы полностью осознавал их[37]. Мы еще не досТигли такой стадии социальной осознанности, когда живущие обычной жизнью мужчины и женщины могут позволить себе знать о культурной психодинамике, которая объединяет их с психопатами и преступниками или теми, кого неспособность переносить ограничения культуры привела к алкоголизму или к болезни в качестве защиты от этих ограничений. В тот самый момент, когда мы признаем факт общей человечности и ответственности как граждан за то, чтобы улучшать этот уязвимый мир, мы должны также, по крайней мере в том мире, в котором мы живем сегодня, отстраниться от такого подробного знания. Проблема ответственности за наше осознанное поведение, за поведение, которое мама называла хорошим, и за которое учитель ставил нам оценку, за дарование которого мы молимся, ради которого работаем и бесконечно боремся с собой, достаточно сложна.