E. Ятмулы из Новой Гвинеи
Ятмулы — племя, живущее в среднем течении реки Сепик, являются представителями одной из наиболее примечательных культур Новой Гвинеи. Их деревни расположились по обоим берегам этой реки на протяжении от 150 до 250 миль от ее устья. Они говорят на сложном папуасском языке, более простая форма которого используется в качестве торгового жаргона соседними племенами. Их удивительные поселения с домами на высоких сваях и впечатляющими мужскими домами регулярно затопляются водами реки в сезон дождей. Каноэ, предназначенные для ведения военных действий, изысканно декорированы. Сложная система пат — рилинейных кланов, дополняемая тщательно соблюдаемыми связями родов по женской линии, с тремя формами брака и несколькими типами возрастной и взаимнородственной систем рангов — все это в совокупности породило богатые и сложные формы общественной жизни. Отдельные деревни формально связаны между собой целой системой космологических и тотемных имен, а также представлениями о том, что одни развились из других. Но центральной политической организации не существует, и даже в самих деревнях, наиболее крупная из которых насчитывает более пятисот жителей, некие формы порядка устанавливаются только в результате выяснения отношений каждой подгруппы этой деревни с остальными подгруппами по одиночке. Охота за головами и огромное число церемоний формируют тот фон, на котором и разворачивается вся основная деятельность мужской части этого племени. Люди живут не бедно, благодаря большим запасам саго и рыбному хозяйству, которое ведут женщины в искусственно создаваемых заводях. Практикуются также в некоторой степени садоводство и огородничество. Хотя некоторые деревни торгуют с жителями леса, чтобы получить такие полезные предметы, как горшки, каменные топоры и охру, в целом ятмулы находятся на полном самообеспечении, практикуя широкий диапазон ремесел и искусств: плетение, резьбу по дереву, раскрашивание коры, лепкой на черепах и т. д.
Наши сведения по этой культуре были получены в результате четырех полевых экспедиций, предпринятых Грегори Бейтсоном: в 1929 г. — краткосрочная экспедиция вверх по реке для сбора коллекции и рекогносцировки; в 1930 г. — шесть месяцев в деревне Миндимибит; 1932—1933 гг. — в деревнях Канканамун и Палимбей; и восьмимесячное стационарное пребывание в 1938 г. в Тамбунуме вместе со мной, где я изучала детей и сотрудничала в сборе фотоматериалов для сопоставления результатов с аналогичными данными по Бали. Я многое почерпнула из обширных познаний мистера Бейтсона по культуре ятмулов, однако все конкретные сведения по детям получены именно в этой тамбунумской экспедиции и связаны с отличями тамбунумской культуры от культуры ятмулов, проживающих выше по реке, материалы по трансвестизму откуда легли в основу книги «Naven» (см. ниже).