Главная > Мужское и женское. Исследование полового Вопроса в меняющемся Мире > E. Ятмулы из Новой Гвинеи

E. Ятмулы из Новой Гвинеи

Ятмулы — племя, живущее в среднем течении реки Сепик, являются представителями одной из наиболее при­мечательных культур Новой Гвинеи. Их деревни расположи­лись по обоим берегам этой реки на протяжении от 150 до 250 миль от ее устья. Они говорят на сложном папуасском языке, более простая форма которого используется в каче­стве торгового жаргона соседними племенами. Их удивитель­ные поселения с домами на высоких сваях и впечатляющи­ми мужскими домами регулярно затопляются водами реки в сезон дождей. Каноэ, предназначенные для ведения военных действий, изысканно декорированы. Сложная система пат — рилинейных кланов, дополняемая тщательно соблюдаемы­ми связями родов по женской линии, с тремя формами бра­ка и несколькими типами возрастной и взаимнородственной систем рангов — все это в совокупности породило богатые и сложные формы общественной жизни. Отдельные деревни формально связаны между собой целой системой космоло­гических и тотемных имен, а также представлениями о том, что одни развились из других. Но центральной политичес­кой организации не существует, и даже в самих деревнях, наиболее крупная из которых насчитывает более пятисот жителей, некие формы порядка устанавливаются только в результате выяснения отношений каждой подгруппы этой де­ревни с остальными подгруппами по одиночке. Охота за го­ловами и огромное число церемоний формируют тот фон, на котором и разворачивается вся основная деятельность муж­ской части этого племени. Люди живут не бедно, благодаря большим запасам саго и рыбному хозяйству, которое ведут женщины в искусственно создаваемых заводях. Практику­ются также в некоторой степени садоводство и огородниче­ство. Хотя некоторые деревни торгуют с жителями леса, что­бы получить такие полезные предметы, как горшки, камен­ные топоры и охру, в целом ятмулы находятся на полном са­мообеспечении, практикуя широкий диапазон ремесел и ис­кусств: плетение, резьбу по дереву, раскрашивание коры, леп­кой на черепах и т. д.

Наши сведения по этой культуре были получены в резуль­тате четырех полевых экспедиций, предпринятых Грегори Бейтсоном: в 1929 г. — краткосрочная экспедиция вверх по реке для сбора коллекции и рекогносцировки; в 1930 г. — шесть месяцев в деревне Миндимибит; 1932—1933 гг. — в де­ревнях Канканамун и Палимбей; и восьмимесячное стацио­нарное пребывание в 1938 г. в Тамбунуме вместе со мной, где я изучала детей и сотрудничала в сборе фотоматериалов для сопоставления результатов с аналогичными данными по Бали. Я многое почерпнула из обширных познаний мистера Бейтсона по культуре ятмулов, однако все конкретные све­дения по детям получены именно в этой тамбунумской экс­педиции и связаны с отличями тамбунумской культуры от культуры ятмулов, проживающих выше по реке, материалы по трансвестизму откуда легли в основу книги «Naven» (см. ниже).

Комментировать