ЗИМНИЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ
Способы развлечения молодежи на открытом пространстве в зимнее время года, представляющие собой ритуальные или ритуализованные действия, которые соотносились с такими важными календарными вехами, как Святки и Масленица, а также игры, не связанные непосредственно с обрядовой сферой. И первые и вторые развивали у молодых людей физическую силу, выносливость, ловкость, терпение, определенные навыки и умения, а кроме того — нравственные, психологические, интеллектуальные качества: смелость, внимательность, смекалку, инициативу.
Более активной в играх была мужская половина молодежного коллектива, представители которой обычно организовывали развлечения. Наряду с совместными (общими) существовали и сугубо мужские игры, относящиеся к типу состязательных. Главные их составляющие — азарт, желание отличиться, выиграть, продемонстрировать силу и превосходство. Победа в игре влияла на повышение авторитета подростка, парня или мужчины в глазах товарищей и общества в целом.
Игры и развлечения молодежи во время праздников проходили при большом стечении народа. В ходе игрового действия девушки и парни получали возможность продемонстрировать свои достоинства общине, в том числе ровесникам противоположного пола и их родителям, что имело важное значение для формирования общественного мнения и, соответственно, брачных пар.
К излюбленным зимним развлечениям относились катания с гор и на лошадях. Они представляли собой спортивные состязания на скорость, ловкость, дальность пробега
Зимние забавы |
И умение управлять лошадьми и санками. Кроме того, во время катаний молодые люди могли познакомиться, лучше узнать друг друга, показать себя.
Наиболее важными признавали катания в Святки и на Масленицу. В народе их рассматривали как смотрины невест и женихов. Эти развлечения позволяли окружающим оценить материальное благосостояние и поведение молодых людей, их качественные характеристики, а также отметить и обсудить возможные пары (см. Смотры невест). Масленичные катания проходили на фоне широко распространенного и характерного для этого праздника обычая чествования молодоженов (см. Молодожены). Смотр невест и женихов как бы открывал новый сезон предсвадебных игр. Не случайно именно в этот период проходили публичные осмеяния и «наказания» тех, кто не женился и не вышел замуж в предшествующем году. Катаниям с гор и на лошадях во время Масленицы приписывалось и магическое значение: с ними связывали будущий урожай льна.
Для катаний с гор использовали естественные скаты — спуски с возвышенностей или спуски к водоемам, и те и другие заливали водой. Занимались этим дети и молодежь. В некоторых русских деревнях и в городах предпочитали строить катальные горы — катушки. Их возводили парни и молодые мужчины: они заготавливали бревна и устанавливали конструкции катальных гор. При заливке гор парни обливали друг друга водой. В больших деревнях и селах, особенно там, где молодежь разделялась на территориальные группы, сооружали несколько горок. Парни старались украсить их как можно лучше: высаживали елочки, устанавливали фонари и даже ледяные скульптуры. Делали это для того, чтобы на горку приходило как можно больше народу, особенно девушек. В ряде мест среди богатого крестьянства существовал обычай, по которому парни, имевшие сестер «на выданье», строили катушки специально для них. За порядком на горах также следили парни.
В местных традициях были установлены свои сроки для катания с гор. В некоторых районах катание проходило в Рождество, в Крещение и продолжалось в течение зимнего мясоеда. Во Владимирской губ. на мясоеде молодежь собиралась на горки каждое воскресенье, а в Сургутском крае — каждый день. Начинали кататься в 3—4 часа дня и заканчивали затемно. Во многих местах в этот период катались только дети и подростки, а молодежь выходила на горку только на Масленице. Масленичные катания проводили в течение всей недели или только в течение двух пяти дней.
С гор обычно катались на рогожах, шкурах животных, охапках соломы, обмолоченных снопах, соломенных ковриках, обрубках дерева. Кроме того, изготавливали или приводили в порядок к сезону специальные приспособления — болыпие и маленькие санки, салазки, скамейки, подсанки или полсанки, лодки, ледянки, чунки, козлики, коньки; вспомогательным средством для катания на них могли служить палки для отталкивания. В Вологодской губ. на козликах — досках с круглым или заостренным концом и перекладиной — катались только парни, а типично женским видом саней были лодки ИЛИ ледянки, выдолбленные в форме корыта или лодки. В Рязанской обл. для парня и для девушки считалось недостойным спускаться с гор подобными способами, так катались только дети. Молодежь же скатывалась на ногах, надевая для лучшего скольжения лапти.
Собираясь на гору, молодые люди старались приодеться. В Рязанской обл. девушки и молодые женщины, а также дети перевязывались домоткаными кушаками и полотенцами. Подростки, парни и молодые мужчины выходили на гору в начищенных сапогах, нередко надевали праздничные костюмы.
Катались по одному, по двое или большими компаниями. Каждый катающийся стремился продемонстрировать свою сноровку, ловкость, умение управлять санями или держаться на ногах. На глазах собравшегося народа старались проехать как можно дальше, с большей скоростью, а также не свернуть в сторону и не упасть. Крестьяне Рязанской губ. говорили: «Гора — удаль наша» (6, с. 23).
Особенно внимательно следили за катанием девушек и женщин, так как будущий урожай льна ставился в прямую зависимость от их ловкости и умения управлять санками. Крестьяне Вологодской губ. верили, что у той девушки или женщины, которая удачно скатится с горки, «в этот год вырастет лен длинный и прямой». Ритуально-магическим значением обладали и скатывания девушек и женщин на донцах прялок; они способствовали хорошему урожаю льна, а по рязанским представлениям — и проса. Во Владимирской обл. на донцах прялок должны были кататься только лучшие пряхи. В Калужской обл. катание девушек с гор на донцах являлось формой гадания: по длине пробега судили, как далеко от дома они выйдут замуж.
Не меньше внимания уделяли взаимоотношениям девушек и парней. Во время катаний подтверждались уже состоявшиеся пары и формировались новые. В Вологодской губ. во время одиночных катаний парни на козликах подлетали к лодкам с девушками и, сталкиваясь с ними, пытались сбить лед у лодков, чтобы те хуже скользили. Такое поведение на горке считалось не только особым ухарством, но и способом ухаживания, проявлением симпатии к девушке.
Совместные катания парами предполагали выбор партнера: парень приглашал понравившуюся ему девушку. В ряде мест традиция требовала, чтобы парень катал одну и ту же девушку не более трех раз.
Обычно девушки выстраивались около горы, ожидая приглашения прокатиться, после которого молодые люди поднимались на ее вершину. Скатываясь на маленьких саночках, парень усаживал девушку себе на колени, а она обнимала его за шею, при этом он демонстрировал свое умение управлять санками: проехать плавно и не перевернуться. Иногда во время катания парень сам усаживался на колени подруги. Если катались на рогожах или шкурах, девушка вставала на колени, а перед ней усаживался парень, которого она обнимала за шею. В Рязанской обл. парень с девушкой скатывались на ногах, ухватившись один за другого.
Катания парня с девушкой, как правило, заканчивалось поцелуем. Считалось, что только в случае удачного завершения катания парень «пользуется правом в награду за это поцеловать девушку», иначе «он лишается права на поцелов». В ряде местных традиций разрешалось целоваться после каждого спуска, в других — только в последний день масленичного катания.
Парами скатывались и девушки на санках, на лодках, на ногах. Некоторые из них, научившись хорошо управлять санками, с удовольствием показывали свое мастерство, приглашая подруг прокатиться вместе с ними.
При катании компаниями наиболее часто использовали большие сани. Особым удальством считалось запрыгнуть в сани, когда те уже скатывались с горы. Группа молодежи каталась на ногах «юзом» или «юром», то есть цепочкой, обхватив друг друга руками. Такие катания были испытанием не только личных качеств, но и умения человека действовать в коллективе. В Вологодской обл. они принимали иную форму: расшалившаяся молодежь группой в десять человек валила кого-нибудь на лед и съезжала на нем вповалку с горы.
Более сложным считалось катание с гор по «шестам». На естественной возвышенности или на катушке клали параллельно друг другу в виде рельс «шесты» — бревна, верхняя часть которых была очищена от коры, и заливали их водой. По таким заледенелым «шестам» катались парами: парень с девушкой, мужчина с женщиной. Они становились каждый на свой шест лицом друг к другу и, крепко взявшись за руки или за плечи напарника, съезжали вниз. Таким же образом катались и компаниями — человек по шесть на каждом шесте. В Вологодской губ. такое катание называлось «долгий лен».
На лошадях катались в Крещение и на широкую Масленицу. В Вологодской губ. на Крещение кавалеры возили девушек, как правило сестер или близких родственниц, от церкви до водоема с иорданью. Катания на Масленицу принимали невиданный размах; недаром в некоторых местах Масленицу называли «катальным заговеньем». В этих катаниях — съезд — ках — принимало участие население всей округи. Начинались они с середины дня. Катались одним рядом или несколькими, вдоль или вокруг поселения, обычно центрального, а также между поселениями или на ярмарках.
Молодежь готовилась к этим выездам заранее. Девушки и парни одевались в лучшие одежды: меховые шубы и шапки.
Вышитые рубахи, яркие сарафаны из дорогих тканей и шали, новые валенки. Девушки непременно белили и румянили лица. Парни готовили к выезду лучшие расписные или резные сани, застилали их коврами или меховыми накидками, начищали конскую сбрую, вытаскивали самые хорошие дуги — тяжелые, раззолоченные, раскрашенные, кроме того, чистили и украшали лошадей. Два-три парня победнее объединялись и готовили один праздничный экипаж или занимали его у более состоятельных, обещая отработать. В Вологодской обл. при подготовке к крещенским выездам украшать лошадей и сани должны были девушки. Они привязывали к конской упряжи банты и ленты, а в сани стелили простыни огромного размера с окантовкой из вышивки, кружева, нередко выполненных собственноручно, а также кумача и разноцветного яркого атласа, устраивая таким образом, чтобы эти узоры были видны.
В дни масленичных катаний девушки в праздничных одеждах выходили на улицу и выстраивались вдоль дорог или собирались на площадях. Подъезжавшие на санях парни приглашали приглянувшихся им девушек прокатиться. Иногда катали двух-трех девушек; подобное происходило и в том случае, если кавалеров в санях также было двое-трое. При катании парами приглашенную усаживали на колени, либо парень сам пристраивался на колени подруги. Правила некоторых местностей предписывали катать одну девушку не более одного круга, а затем приглашать другую. Зрители внимательно наблюдали, кто кого и сколько раз катает. Большим уважением и почтением в обществе пользовалась та девушка, которая в течение праздника не покидала саней.
Такие катания позволяли парню использовать их для наказания подруги за измену. В Вологодской обл. парень мог завести изменившую ему девушку в лес и сбросить ее там в снег. Возвратиться обратно пешком считалось большим позором для девушки, поэтому она не всегда принимала приглашение и садилась в сани к тому парню, которому доверяла.
После катания парню разрешалось поцеловать девушку. Девушки по традиции должны были отблагодарить за катание. Они вешали на лошадь полушалки — небольшие платочки, которые заготавливали заранее. Чем больше полушалков, тем больше чести было парню. Кое-где, чтобы отблагодарить парня из чужой деревни за катание, от девушки требовалось «напоить его допьяна и угощать гостинцами» (3, с. 360).
В некоторых местах было принято катать на лошадях сестер и ближайших родственниц. Иногда девушки для праздничных катаний специально нанимали какого-нибудь Мужика, который готовил для них сани и вывозил их на съездки.
Во время съездок парни нередко устраивали состязания. Соревнования в скорости происходили обычно в том случае, когда в одной линии оказывались сани с ездоками из соседних деревень, мужская молодежь которых традиционно враждовала друг с другом. Некоторые, демонстрируя смелость и ловкость, на ходу запрыгивали в сани. Молоде — ческую удаль и умение управлять упряжкой лошадей демонстрировали во время проезда с чучелом Масленицы. В псковских деревнях, ожидая санный поезд с Масленицей, объезжавший округу, дети поджигали на дорогах солому. Проехать через это препятствие считалось доблестью для любого парня.
Известным зимним развлечением была самодельная карусель, называемая «кружало» или «самокат». Ее устраивали в городах и селах, как правило на Святки и Масленицу. В центре очищенной площадки на льду водоема укрепляли столб. На вершину столба надевали старое тележное колесо так, чтобы оно могло вращаться. К колесу прикрепляли жердь, к длинному концу которой привязывали санки, они вмещали до пяти человек. С помощью другого конца пятеро парней или молодых мужчин крутили колесо. Катание на «кружале» требовало большой смелости и выносливости, так как «разгоняющие» могли сильно раскрутить его, а сидящие в санях могли из них выпасть.
Другую группу праздничных зимних увеселений составляют игры, основными участниками которых были только парни и молодые мужчины. Иногда развлечения принимали форму обрядовых бесчинств. Характерной особенностью Святок были шутки, шалости, забавы, не вписываемые в общепринятые нормы. Некоторые шуточные забавы приурочивались к Масленице, а также к Чистому понедельнику. Среди них — катание (купание) девушек в снегу, известное в ряде мест под названием «девок солить», «девок морозить». В начале XX в. эти магические по происхождению действия уже потеряли свое былое значение и практически представляли собой «грубовато-шутливую форму ухаживания или месть за измену».
Важной частью мужских игр был состязательный элемент, который характеризовал конные соревнования, состязания на тройках, лазание по столбу, игру в мяч, кулачные бои и драки, а также военно-спортивные игры «взятие снежного городка» (см. Состязание, Кулачный бой, Драки). Эти развлечения святочных и масленичной недель давали возможность парням, наряду со взрослыми мужчинами, показать свои физические возможности и смекалку.
В казачьих поселениях Сибири, Урала, Красноярского края, а также в Симбирске, Псковской, Пензенской и Тульской губ. на Масленицу проходила военно-спортивная игра «взятие снежного городка». На льду рек и озер, на площадях крупных сел и городов парни с молодыми мужчинами возводили из снега (иногда и дерева) крепости и городки — которые затем поливали водой, превращавшейся на морозе в ледяное покрытие. В последний день Масленицы к снежному городку собирался празднично одетый народ. Участники игры разбивались на две группы: защитники крепости, размещавшиеся внутри нее, и атакующие. Обе группы вооружались ружьями с холостыми патронами, метлами, кольями, снежками и пр. Вторая группа, в отличие от первой, имела в своем составе не только пеших воинов, но и всадников.
В ходе игры защитники крепости отбивали атаки конной группы, которая нападала с кольями наперевес. Обороняющиеся должны были как можно дольше продержаться, атакующие — прорвать оборону. Представители обеих групп проявляли и смелость, и отвагу, и смекалку. Сражение продолжалось до тех пор, пока нападающие не пробивали крепостные ворота. Первого, кто вбегал в крепость, защитники подвергали испытаниям: его окунали в приготовленную ледяную полынью, не давая какое-то время выбраться из нее. Затем смельчака валяли в снегу, натирая лицо снегом и запихивая его под рубаху. После окончания игры все участники разрушали снежную крепость и устраивали застолье с выпивкой в складчину.
Для русских участие девушек в подобного рода состязаниях не характерно. Игры, в которых встречается противоборство девушек и парией, зафиксированы в единичных случаях, и как правило, у казаков на территориях, граничащих с местами расселения других народов. У гребенских казаков, проживающих на Северном Кавказе, такая игра называлась «держание и взятие города». Девушки «держали город»: они вставали на скамейку в ряд с длинными копьями в руках. Мужчины, в числе которых были представители всех возрастных групп без исключения, «брали город». Верхом на лошадях они нападали на «горожанок», а те отбивались, безжалостно орудуя копьями. Сражение могло длиться долго и заканчивалось так же, как и «поцелуйные» игры: после взятия «города» нападающие получали право перецеловать всех девушек. На Алтае был зафиксирован обычай, заимствованный у казахов. Парень верхом на лошади должен был догнать девушку, поднимавшуюся в гору.
Широко распространенная зимняя забава — лазание по столбу — характерна для ярмарочных развлечений. На площадке вкапывали в землю столбы или тонкие прогибающиеся жерди, на вершине которых укрепляли призы: отрезы ткани на порты или рубахи, сапоги, бутылку с вином и т. д. Для усложнения задачи столб обливали водой. Чтобы достать приз, требовались определенная сила, сноровка, терпение и, несомненно, удача. Правила были жесткими и никакие уловки здесь не приветствовались. Человека, доставшего приз, так же как и смельчака, первого ворвавшегося в снежный городок, купали в снегу и натирали лицо снегом.
Другой мужской забавой зимнего времени была игра в мяч. В Вологодской губ. эта игра проводилась на Масленицу. В последний день праздника парни и мужчины, собравшись на покрытой льдом реке, разбивались на две группы по двадцать — тридцать человек каждая. Затем чертили две линии, за которые необходимо забросить тяжелый кожаный мяч. Для достижения цели разрешалось пользоваться различными приемами: гнать мяч ногами, кидать руками, отпихивать и толкать противников. Когда кто-ни — будь из играющих завладевал мячом и с быстротой и ловкостью перебрасывал его за черту, начиналась драка, которая заканчивалась настоящим побоищем с кровопролитием. Борьба за мяч — достаточно жесткая игра, так как проигранная партия признавалась большим позором. Побежденных целый год называли «киловниками» — кличкой весьма обидной для любого парня или мужчины. Победители же пользовались всеобщим уважением, кроме того, им выставляли угощение в виде водки. Девушки отмечали, вниманием победивших парней, а особенно того, кто принес победу. Для каждой из них было честью сидеть с ним на вечерке или прогуляться по улице.
Игрой в мяч сопровождался обряд выкупа молодой жены У мужского населения ее родовой деревни. Это обрядовое действие во многих местах было приурочено к Масленице. В Псковской губ. молодуха изготавливала мяч-«шелугу» из тряпок, иногда зашивая внутрь черепки. Когда молодожены Приезжали на масленичное угощение к ее родителям, она отдавала мяч парням и молодым мужчинам своей деревни. «Шелугу» пинали ногами, разрывали и трепали до тех пор, пока молодой муж его не выкупал. В Вологодской губ. мужчины требовали с молодого деньги «на мяч», с которым затем и играли.
В целом ряде повседневных игр команды подростков, парней и молодых мужчин формировались по возрасту, и обычно их состав не превышал пятнадцати — двадцати человек. В основе игр лежало противодействие группы игроков водящему, который определялся по жребию, по уговору или в ходе игры. Ставший водящим должен был проявить необходимые качества, чтобы избавиться от этой роли. Он получал возможность отличиться, так как зачастую противостоял группе товарищей. Так, во время игры «льдинки» водящий внутри очерченного круга охранял собранные в центре крупные куски льда. Целью водящего было не столько сохранить льдинки, сколько успеть в пределах круга ударить рукавицей желающего их достать, а целью игроков — получить все льдинки и не быть запятнанными. Если водящему не удавалось выполнить свою задачу, ему приходилось водить еще раз. В игре «бабы» водящих было несколько, они определялись в процессе игры, к которой готовились за два — три дня: катали из снега большие шары, устанавливали их неподалеку друг от друга. В начале игры каждый участник старался занять один из шаров, оставшиеся без шара становились водящими, задачей которых было спихнуть кого-ни — будь, освободив тем самым место для себя.
Правила игр предусматривали наказания за нерасторопность, неловкость, слабосилие и даже за невезение. Например, быть водящим не по жребию, а по ходу игры являлось своего рода наказанием. Другой распространенной формой наказания служили насмешки и побои со стороны товарищей. Такие наказания становились испытанием на выносливость. В игре, известной в ряде мест под названием «юла», водящий, прыгая на одной ноге, другой старается послать льдинку так, чтобы ударить кого-нибудь из игроков. Тот, кто зазевается и примет удар, подвергался со стороны товарищей по игре насмешкам, толчкам и тумакам. В игре «масло» один из водящих («масло») сидит на салазках, а другой («возница») эти салазки везет. Остальные участники стараются «отведать масла» — ударить сидящего на салазках. Задача «возницы» не допустить этого и самому постараться ударить кого-нибудь из нападавших. Тот, кого возница только слегка затронет, становится «маслом» и получает от товарищей тумаки. В игре «кондри», записанной в Рязанской губ., побоям подвергался игрок, на которого указал водящий, стоявший у ворот, спиной ко всем.
Игры, характерные для весенне-летнего периода, могли проводиться и зимой. К ним относится игра, известная в России под названиями «котел», «лунки», «шар-мазло», «дук» и пр. Ее считают прообразом хоккея, так как необходимым инвентарем являлись деревянный шар или мяч и палки с загнутыми концами. Игра проходила на площадке, в центре которой делали углубление — «котел». Рядом в радиусе 1,5—2 метров располагались ямки поменьше — «лунки», возле которых стояли игроки с палками, опущенными загнутым концом в лунку. Водящий, оставшийся без лунки, с помощью своей палки подкидывает, а затем катит мяч к котлу. Игроки должны помешать ему. Если мяч оказывался в котле, то играющие менялись лунками. В это время водящий имел возможность занять чью-нибудь лунку, а игрок, оставшийся без лунки, становится водящим.
Литература:
1. Горбунов Б. В., Ефимов А. В., Ефимова Е. А. Традиционные народные игры и забавы Рязанского края // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 1994; 2. Игры народов СССР. М.; Л., 1933.;
3. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1994;
4. Морозов И. А., Слепцова И. С. Праздничная культура Вологодского края. Ч. 1. Святки и Масленица // Российский этнограф. М., 1993. № 8; 5. Неклепаев И. Традиционные зимние увеселения взрослой молодежи в районах среднего Приобья // Русская традиционная культура. 1996. № 1—2; 6. Носова Г. А. Масленица в селе Чер — нава Скопинского района Рязанской области 13—19 февраля 1961 года. Этнография и фольклор Рязанского края (первые Лебедевские чтения) // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 1996; 7. Покровский Е. А. Детские игры, преимущественно русские. СПб., 1994.
Т. Зимина