ЗАЧАТИЕ
Зарождение человека посредством соития представляется важнейшим событием, которое определяет, по народным представлениям, пол, душу, внешний облик и другие признаки человека, а также его судьбу.
В традиционной культуре существовали определенные правила, то есть своего рода рецепты «делания детей». Их можно сопоставить с технологией изготовления вещей, о чем свидетельствует, например, фразеологизм «замаете — рить брюхо», означающий «сделать женщину беременной», а диалектным словом «мастер» называли отца новорожденного.
Согласно общераспространенным представлениям, 3. происходило поэтапно, например в течение трех дней: в первую ночь формировалась голова ребенка, во вторую — ручки и ножки и т. д. В русской народной культуре отсутствует абсолютное предпочтение мальчиков в семье, известны довольно многочисленные свидетельства о предпочтении девочек. Но все же более распространенными оказывались пожелания иметь в семье мальчиков, мотивации этих стремлений были различны: нужен продолжатель рода, наследник крестьянского имущества, работник в семье: «Сын — поилец, кормилец, а дочь — пустое перо». Более того, в фольклорных текстах в появлении девочки обвинялась жена, а заслуга в рождении мальчика приписывалась мужу:
Ах ты глупая Параша,
Глупа, неразумна,
Если родишь ты дивчину,
Твоя причина,
Если родишь ты мальчину,
То моя причина.
|
В противоположность таким взглядам, на Водлозере существовала следующая аргументация: «Только девочка матери помощница. От парней для матери проку нет. На них только готовить, шить и стирать надобно, а больше ничего». В Новгородской губ. предпочитали первенцев женского пола, как будущих нянек.
Большая часть правил, призванных «запрограммировать» половые признаки будущего ребенка, были основаны на корреляции (связи) мужского начала с правой стороной, женского — с левой. Так, чтобы родился мальчик, в Вятской губ. мужчина «начинал супружеский акт с правого боку», во Владимирской губ. муж ложился справа от жены, в Смоленской губ. он должен был «напирать во время супружеского акта в правую сторону женщины», а Вологодской губ. после соития жена должна была полежать некоторое время на правом боку. Если хотели девочку, жена должна была во время совокупления держать левую ногу согнутой, в Прикамье муж должен был «залезть» на жену слева. Немаловажное значение приобретало и наличие предметов, обладающих женской или мужской символикой. Так, если желали мальчика, в Воронежской и Ярославской губ. во время совершения супружеского акта жена подкладывала под себя шапку или штаны мужа, на Русском Севере под кровать помещали топор, пилу, инструменты для плетения лаптей. Чтобы зачать девочку, в Орловской губ. жена во время совокупления повязывала мужа бабьим платком, в Прикамье под подушку прятали сделанную из лучинок прялочку, в Заонежье — веретено. На пол ребенка влияли также позы и поведение супругов во время 3. В Смоленской губ. полагали, например, что если сразу после совокупления «муж перекатится через свою жену» или супружеский акт муж совершает в сидячем положении, то родится мальчик. В Пензенской губ., чтобы родился сын, женщина после соития должна была съесть сырой петушиный гребень. В Новгородской губ. считали, что если после акта не отворачиваться друг от друга или совершить его в тот момент, когда большее влечение к нему имеет жена, то будет мальчик. В Смоленской губ. верили, что мальчик родится в том случае, если «иметь дело с женщиной под праздник». В Вятском крае полагали, что если супруги не будут смеяться во время полового акта, то родится мальчик.
Повсеместно распространенная регламентация половой жизни свидетельствует о значимости времени 3., которое во многом определяет судьбу человека. Так, общепринятые нормы запрещали супружеские отношения в двунадесятые праздники, в дни Великого поста, в ночь на среду, пятницу, воскресенье, а на Русском Севере — и в ночь на субботу. Также запретными для интимной жизни были вторая половина беременности, сорок дней после родов или после смерти младенца. Нарушение временных запретов влекло за собой появление на свет «праздничков» — уродов, больных, выкидышей, гермафродитов, двойней, рождение которых могло быть отмечено пространственной инверсией: из материнского лона они выходили ногами вперед. Серьезные последствия таких нарушений могли распространяться не только на детей и их родителей, но и на весь социум. В рассказах на эту тему нередко звучали эсхатологические мотивы, обнаруживающие непосредственную зависимость благополучного бытия от обстоятельств 3.: «По уверениям некоторых стариков, за последние годы народ до такой степени позабыл Бога, что не разбирает, в какие дни можно спать с женой, в какие нельзя, поэтому Бог посылает детей непослушных, своевольных, ведущих жизнь к погибели».
Особая отмеченность времени 3. находит свое выражение и в народных представлениях о связи его со временем рождения и смерти, определяя тем самым узловые моменты жизни человека и — шире — его судьбу. Так, в Вологодской губ. верили, что «ребенок родится в тот самый час, в который зародился, так же точно и умрет в этот час». В Сибири полагали, что младенец родится «как раз час в час и минута в минуту через девять месяцев после зачатия».
В народной эмбриологии выделялись разнородные элементы, соединение которых дает начало новой жизни. Это, главным образом, кровь, молоко, сперма, то есть те субстанции, которые указывали на преемственность поколений. Так, от бесплодия вырезали из рубашки пятна месячных очищений, сжигали, пепел разводили в воде и пили. В Вятской губ. считали, что 3. произойдет только в том случае, если у обоих супругов кровь «горячая». Чтобы зачать, пили также грудное молоко плодовитой женщины. Признаком 3. служило прекращение месячных очищений и выделения грудного молока после предыдущих родов. О роли отцовской спермы в 3. наряду с материнской кровью и молоком говорили случаи обвинения в бездетности мужа («силы не хватает»), а также обычай прибегать к помощи постороннего мужчины, если муж бесплоден.
3. в традиционном сознании ассоциировалось с вязанием, плетением, отвердением. Те же ассоциации выявляются в выражениях: «брюшонко вяжется» — беременность, «дети плетутся» — несколько рождений подряд. Так, в Орловской губ. считали, что если во время шитья завертываются нитки узелками, то женщина скоро родит. В Вологодской губ. на поясе невесты завязывали столько узелков, сколько она хотела иметь детей. Повсеместно были распространены гадания о том, сколько еще будет детей, по числу узлов на пуповине. Процесс 3. доказывало появление в материнской утробе твердой субстанции, о чем говорилось в загадке о беременности: «За мясной стеной лежит огурчик костяной». Об отвердении как необходимом условии появления человека свидетельствует повсеместно распространенное представление о первом зубе младенца как о предвестнике новой беременности его матери. Так, если у новорожденного один зуб прорезался — мать родит одного ребенка, два сразу — двойню.
В фольклоре зародыш часто отождествлялся с хлебом. Например, в приговорах дружки на свадьбе говорится:
А вы, старые старики,
Слушайте, послушайте,
Молодых жен на улицу не пускайте,
На улице ходит детина. Набивает брюшко мякиной, А потом смотришь, родится детинка.
В сказках чудесное 3. происходит в результате проглатывания героиней яблока, корешка, гороха. О беременной женщине говорили иносказательно: «покушала горошку», «объелась лягушками».
Литература:
1. Баранов Д. А. «Незнакомые» дети (К характеристике образа новорожденного в русской традиционной культуре) // Этнографическое обозрение. 1998, № 5; 2. Демич В. Ф. Педиатрия у русского народа. СПб., 1892; 3. Мазалова П. Е. Состав человеческий. Человек в традиционных соматических представлениях русских. СПб., 2001; 4. Покровский Е. А. Физическое воспитание детей у, разных народов преимущественно России. Материалы для медико-антропологи — ческого исследования. М, 1884; 5. Архив РЭМ, ф. 7, on. 1.
Д. Баранов