ХОЛОСТЯК (ДЕВУН, БОБЫЧ, БОЖАТЫЙ, МОНАХ)
Неженатый мужчина в зрелом возрасте, имеющий социальный статус, противоположный брачному состоянию.
668 |
Женитьбу или замужество в традиционном обществе рассматривали как условие выполнения необходимой жизненной программы, которая подразумевала последовательное прохождение всех ее этапов (рождение — инициация — Брак — смерть), что оформлялось соответствующими ритуалами. Одним из таких важнейших этапов был обряд вступления в брак, благодаря которому осуществлялось функционирование как отдельного человека, так и социума в целом. Это действо в деревне признавалось не столько потребностью, сколько необходимостью. «Без жены жить — свет коптить, с женой жить — гоже», — говорила пословица. Для мужчины физические недостатки: хромота, глухота, косоглазие и даже слепота — не были препятствием для вступления в брак. Только крайнее уродство могло не позво
лить жениться. В традиционной русской деревне холостые крестьяне встречались очень редко: это совсем больные или избалованные жизнью на стороне. На таких смотрели неодобрительно, считали, что они не совершили «закона». Если человек не женился до тридцати лет, то, по народным представлениям, должен был остаться навеки холостым. В Калужской губ. о X. говорили: он не женится, потому что «чирямонай» (церемонный) и «хварсивай» (от «форсить»), добавляя: «Манах, так — дрянь». Этим подчеркивалось ненормативное поведение молодого человека. Если парень Долго не женился, то это приписывалось воздействию потусторонних сил, сглазу или порче. Личные качества человека только в редких случаях могли служить причиной, по которой он не мог жениться или выйти замуж. В народе в качестве аргумента для женитьбы приводили тот, что в брачном возрасте парню «некому стлать постель, а матери равно стыдно и „падшаники" (подштаники) мыть».
В XIX в. одной из причин, по которой мужчина становился бобылем, являлась длительная служба в царской армии. Парень, который до рекрутчины (см. Некрута) не женился, был обречен остаться X. Этому способствовало и то, что по возвращении со службы ему могло не достаться доли отцовского земельного надела. В большинстве случаев холостые парни не вызывали уважения своих деревенских. X, хотя бы и в возрасте, никогда не мог стать хозяином, большаком, Даже умного и деятельного, его не могли выбрать на какую — либо должность в общине.
X, в народном понимании, это бобыль, бездомник, сирота до старости и человек, во многих отношениях неравноправный с другими, находящийся на периферии социума. Бобылем называли и человека, имеющего детей (дочерей), но у которого не было сыновей. С бобылем, как с человеком бездетным, никогда ничем не менялись, ничего не брали в долг, так как считали, что все пойдет не в прок. Бобыли, как правило, участвовали в обрядах и ритуалах в качестве зрителей. Старые X. допускались на женские посиделки и супрядки, где развлекали работающих. В домах бесхозяйственных бобылок собиралась молодежь на беседы. Бобыли распоряжались всеми работами на помочах в монастырях в первое воскресенье после Петрова дня.
Бобылыцина — синоним бедности. Крестьяне-бобыли, как правило, не владели земельным наделом, были «безтяг — лыми» то есть не платили поземельный налог, жили «захребетниками» у чужих людей, работали по найму батраками, сторожами, пастухами. Бобылю строили отдельную избу на краю деревни или села на самом неудобном месте, нередко эти застройки составляли целую улицу. В Пензенской губ. такую улицу называли «капказ», по аналогии с местоположением удаленного Кавказа. Здесь жили отставные солдаты, «кельдим» (от «келья»), в Нижегородской губ. — «сирофки» (от «сиротская»), Старики-Х. не платили налоги, кроме стра-
Ховки. Старых и немощных бобылей и бобылок по очереди кормили и ухаживали за ними деревенские семейства. Если у бобылей не было своего жилья, то им могли отвести место в церковной келье.
1. Попов Г. Русская народно-бытовая медицина. По материалам этнографического бюро кн. В. Н. Тенишева. СПб., 1903; 2. Архив РЭМ, ф. 7, on. 1, д. 510, 1106, 1350, 1375, 1464.
Н. Прокопъева