ХМЕЛЬ
Растение, которое благодаря специфическим природным свойствам: быстрому росту, опьяняющему воздействию в качестве составной части пива — обладает семантикой плодородия, любви, зарождения жизни. В фольклорной традиции X. связан со сферой любовных отношений молодежи. В игровых хороводных песнях он выступает в качестве средства сближения полов.
Что же ты, хмелюшка, не родишься? Без тебя бражка да не водится, Без тебя молодцы не женятся, Красны девицы замуж нейдут.
X. символизировал также определенную свободу любовных отношений: в игровых песнях популярен мотив срывания X. девушкой и затем совместного ночевания ее с парнем. Иногда эта свобода принимала крайние формы, X. снимал брачные запреты и приводил к инцесту, следы которого в виде снохачества наблюдались в «пивных песнях» Смоленской губ.:
Сарву я, малода, пивну-ивну ягоду, — Стаплю я ягоду, я в салоденьком мдлу, Скушаю я ягоду, я на блюде на столе. С этой мне ягоды пахмяляна разняла, Скинуся, сброшуея я к свекару на кровати.
Традиционные представления о способности X. возбуждать любовь и тем самым содействовать зарождению новой жизни реализовались в обрядовой практике. На свадьбе жениха с невестой осыпали X. и житом со словами: «Хмель на веселье, жита на житье». Связь X. и веселья, семантика которого — зарождение, оживление, красота, достаточно устойчива и наиболее ярко выражена в обряде приготовления свадебного пива: выражение «веселить пиво» означает опускание X. в пиво, которое после этого начинает «жить». На брачное ложе в изголовье молодым клали X, им же умывали невесту в бане. О X. как непременном атрибуте свадебного обряда свидетельствует загадка: «Ноги на морозе, кишки на дереве, голова на свадьбе (хмель)». В Великий четверг до восхода солнца девушки бежали во хмельник и умывались со словами: «Как хмель любят добрые люди, так бы и меня любили». Отваром из X. поили роженицу, чтобы быстрее восстановила свои силы. В Тульской губ., умывая роженицу водой с X, повивальная бабка говорила ей: «Как хмель легок да крепок, так и ты полней». Этой же водой умывали новорожденного. X, положенный в сапог, предохранял от порчи. О месте, которое занимает X. в жизни русского человека, свидетельствует «Песня о хмеле», записанная на Русском Севере, где есть такие слова:
Что не хмелюшко по высадам гуляет, Что про хмелюшко Государь-царь знает, Все князья и бояре его почитают,
Холостяк
Все священники-попы благословляют, Без хмелюшка свадьбы не играют, Без хмелюшка крестин не подымают, Кто подерется, побранится, И тот ведь без хмеля не мирится!
В игровых и хороводных песнях X. наряду с хреном выступал как растение, символизирующее мужское начало. В таком понимании приготовление пива осуществлялось через соединение мужского начала (хмеля) с женским (суслом). В Новгородской губ., когда хозяин «кладет хмель в сусло, говорили: — Ну, хмелюшко, принимайся за сусло, — и сам, приплясывая, обойдет 3 раза чан, приговаривая: — Будь пиво пьяно! Будь гоже весело!»
Семантика X. характеризовалась колебанием от положительных значений до отрицательных. С одной стороны, в фольклорных текстах X. имеет устойчивые эпитеты — золотой, яровой, иногда ему приписывались черты космогонического характера: венки золотые, серебряные листья. С другой — X. в мифологических представлениях обнаруживал хтоническую, дьявольскую природу. Так, в апокрифе, повествующем о строительстве Ковчега, дьявол знакомит жену Ноя с хмельной травой для того, чтобы она напоила мужа пивом и выведала тайну строительства Ковчега. В другой легенде «нечистота» X. объясняется тем, что он произрастает из тела погребенной блудницы.
1. Баранов Д. А. Хмель (из мифологического досье) // Животные и растения в мифоритуальных системах (Материалы научной конференции). СПб., 1996. 2. Новичкова Т. А. Хмель — всему голова // Живая старина. 1994, № 2.
Д. Баранов