ХЛИБИНЫ (ОТВОДИНЫ, ОТГОСТКИ, ПЕРЕГОСТКИ, ПЕРЕЗЫВКИ, ХЛЕБИНЫ)
Приезд молодоженов с родственниками мужа и гостевание в доме новобрачной.
Гости (двадцать — тридцать человек) приезжали обычно вечером на второй день свадьбы, после того как погуляли на княжом столе, но в отдельных случаях могли приехать и в первое воскресенье после свадебного пира, а иногда и дней десять спустя. Возвращались домой на следующий день или через два-три дня, в зависимости от местной традиции. Молодожены, проводив родню, могли прогостить у родителей молодухи еще несколько дней. На X. собирались также и гости со стороны молодухи, а во многих местах и ее деревенские подруги.
Гости со стороны мужа приезжали все вместе обязательно на подводах: впереди ехали новобрачные, за ними свекор со свекровью, а затем остальная родня. Родители новобрачной встречали гостей с хлебом-солью, в северных и центральных губерниях Европейской России еще и с пивом. Братину с пивом сначала подавали молодому, он, отпив глоток, передавал ее молодухе, та — свекру, он — своей жене и так по кругу всем приехавшим. Каждый должен был отпить из нее хотя бы по глотку. В некоторых северных деревнях молодых обсыпали овсом, хмелем, а в казачьих станицах Дона и Урала приветствовали их появление пальбой из ружей.
Молодая привозила с собой пироги, витушки, хворост, пряники и, едва войдя в дом, угощала ими присутствующих, начиная со свекра и свекрови. При этом кланялась всем низким поклоном. Затем приступали к застолью. Родственники новобрачного усаживались за главный стол, стоящий в красном углу — парадной части дома, за которым сидели новобрачные. Этим выражалось уважение к приехавшей на X. новой родне. Родственники невесты и ее подруги занимали второй стол, расположенный ближе к печи.
|
Трапеза на X. проходила так же, как на княжом столе — пиршестве второго дня свадьбы. Гости много ели и много пили, веселились, плясали, пели песни, заставляли целоваться
Молодоженов и всех присутствовавших на застолье мужчин и женщин. Молодуха и молодой веселились вместе со всеми. X. собирали большое количество зрителей из деревни молодой: женщин, мужчин, детей. Мужики приходили к дому, где проводились X, требовать выкупа за молодуху. Они выбирали из своей среды старосту, который и вел переговоры с молодым. Получив деньги на водку, угостившись поданным пивом, они пели новобрачным и гостям «Многие лета» и уходили пировать в трактир. Девушки, как и во время свадебного пира, подавали гостям на блюде зайчика, сложенного из платочка, а гости за величание платили угощением и деньгами. В Вологодской губ. девушки приносили на X. красоту-«елочку», украшенную цветами, бусами, лентами, горящими свечками. Ее ставили на стол и пели песню, в которой упрекали молодуху за измену: «Уж ты такая изменщица, / Уж ты такая лице — мерщица». На X. от молодухи требовалось быть внимательной к своим бывшим подругам, угощать их, стараться развлечь.
По широко распространенному обычаю на X. зять должен был благодарить тещу за хорошую жену, которую он получил из ее рук. Его благодарность преподносилась обычно в игровой форме. Вот как это было в деревнях по среднему течению Волги. Теща угощала зятя за столом блинами или яичницей: «Кушай, зятек, кушай!» Зять откусывал блин или брал ложкой с края яичницу, показывая тем самым теще, что доволен своей женой, сохранившей до свадьбы Девственность. Окончив еду, новобрачный разбивал тарелку из-под блинов, яичницы или горшок с маслом о матицу — потолочную балку, подтверждая тем самым еще раз, что ее дочка, была «честная». В ответ она гладила зятя по голове, мазала волосы маслом, чтобы он сильнее любил ее дочь, и приговаривала: «Баран, баран, не ходи по чужим дворам, люби свою ярочку» (1, с. 100). Если же молодая оказалась «нечестной», то есть не сохранила целомудрия до свадьбы, зять проедал блин посередине, переворачивал яичницу и высказывал претензии за плохое воспитание дочери. В последнем случае молодые сразу же уезжали домой.
X. были последним обрядом в ходе свадебного действа и являлись выражением благодарности со стороны родственников невесты родне жениха за хорошее угощение на свадьбе, а таьсже данью уважения новобрачным и их родителям.
Литература:
1. Зорин Н. В. Русский свадебный ритуал. М., 2001; 2. Макашина Т. С. Русская свадьба // Русский Север. Этническая история и народная культура. XII—XX века. М., 2002.; 3. Морозов И. А, Слепцова И. С. Духовная культура Северного Белозерья. Эгнодиа — лектический словарь. М., 1997.; 4. Морозов И. А., Слепцова И. С. Рязанская традиционная культура первой половины XX в. Шацкий этнодиалеьсгный словарь // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 2001.
И. Шангина