ВЫТРАВЛЕНИЕ ПЛОДА
Действие, расцениваемое в народной среде как тяжкий грех, так как, согласно представлениям, душа у ребенка могла появиться с момента зачатия или с середины беременности, о чем свидетельствует выражение «ходить об двух душах», то есть быть беременной (см. Беременность). В таком контексте сами роды означали скорее не рождение человека, а лишь выход наружу, явление в мир людей после пребывания в утробном мире. Поэтому прерывание беременности приравнивается к убийству младенца:
«христианская душенька загублена будет». Особенно тяжкий грех ложился на женщину, если она вытравливала плод во второй половине беременности, когда он начинал шевелиться в утробе.
Существовали различные способы «залечивания» беременной. Из них выделяются механические: ходили босиком по снегу, чтобы застудить кровь, перетягивали живот полотенцами, веревками, мяли и давили нутро, ставили горшки, прыгали с высокой лестницы. Наиболее распространенным приемом изгнания плода было проглатывание различных субстанций: пили настой «неродихи» (разновидность мака) и медвежьей лапы (лесного лопуха), ели особую полынь-траву, которая не имела корней и поэтому способствовала «вышиванию» плода, пили воду с порохом, обмыв при этом руки своей уриной, также употребляли спорынью по десять рожек в первые дни беременности. Принимали селитру, сулему, киноварь, мышьяк, «живую ртуть», крепкую водку, настой корицы в вине, отвар луковых перьев, серу, янтарное мыто, употребляли истолченное в воде стекло. В Приуралье повитуха вытравливала плод отваром трав, собранных на вечерней заре. Действенным средством считалось питье воды с перевернутой иконы. Еще использовали в пищу мясо зайца, чтобы изгнать плод (ср. «бегунок» — то есть выкидыш), на основании таких его качеств, как прыткость и быстрота.
За помощью обычно обращались к повитухам либо к местным знахаркам. Выкидыши считались нечистыми, и поэтому их хоронили в особых, «пограничных» местах: в подполье, навозной куче, болоте, за оградой, на гумне, в реке. Причину непреднамеренных выкидышей видели в несоблюдении постов, нерадивости в молитве, супружеской неверности, зачатии в канун праздников. Иногда объясняли действием домового, который ночью давит на живот беременной.
Согласно мифопоэтическим представлениям вытравленные дети, как и мертворожденные, продолжали жить на «том свете», только, в отличие от полноценных детей, они слепые. В Рязанской губ. полагали, что вытравленные дети продолжают жить в материнской утробе: «Старые, седые, у инова борода по пояс, сидят, промеж ребер матери смотрят. Потому он хоть до света не допущен, а в утробе-то живет, пока мать жива».
1. Демич В. Ф. Педиатрия у русского народа. СПб., 1892; 2. Покровский Е. А. Физическое воспитание детей у разных народов преимущественно России. Материалы для медико-антропологиче — ского исследования. М„ 1884. 3. Попов Г. Русская народно-бытовая медицина. По материалам этнографического бюро кн. В. Н. Тени — шева. СПб., 1903.
Д. Баранов