ВЫШИВАЛЬЩИЦА
Женщина, занимающаяся вышиванием.
Вышивание в русской деревне считалось девичьим занятием. Замужние женщины обучали этому искусству своих дочерей, но сами вышивали редко, так как свободное от земледельческих работ время посвящали изготовлению тканей, которых семье требовалось очень много (см. Ткачея). Девушки вышивали подарки для возлюбленных («почётни — ков», «мильенков», «дроль»): кисеты, кошельки, носовые платочки; предметы, составляющие их приданое: рубахи, передники, платки, полотенца, подзоры простыни; а также свадебные дары: полотенца, ширинки, рубахи для будущего Жениха и свекрови.
Девушки начинали заниматься вышиванием осенью, когда кончались все земледельческие процессы, однако основная работа разворачивалась в светлое весеннее время года — после Масленицы. Для вышивания девушки собирались небольшими группами в избах или, когда становилось тепло, на лугу. Осенью в воскресные и праздничные дни, а также в дни, запрещенные для прядения (см. Пряха, Ткачея), они вышивали и на посиделках. Девушки выполняли эту работу даже во время «гостибной недели», то есть будучи в гостях у родственников, живших в других деревнях, где они участвовали в молодежных играх, посиделках, заводили знакомства. В свадебном причитании невеста просит мать отправить ее, как прежде, в гости, положив в сундучок кроме «любимой покрутушки» (одежды) все, что нужно для девичьего рукоделья, в том числе и «щепетеньице» — вышивание, и мелочи, нужные для этого: нитки, иголки, наперсток и т. п.
И снаряди мне-ка, родитель-родна матушка, И мне девочье ты, родитель, рукодельице, И мне-ко мелкое, родитель, щепетеньице, И мне шелков да прясть, родитель, шемахинскиих, И мне-ка пялышек, родитель, точёный, И веретеночки, родитель, золочёный, И вышивать да мни узоров разноличных!
Вышивка выполнялась обычно красными хлопчатобумажными (шелковыми) или белыми льняными (хлопчатобумажными) нитками по белому полотну домашней выделки. Однако в деревнях Центральной и Южной России вышивка могла быть и более яркой. Там использовались помимо красных и белых также синие, желтые, зеленые и фиолетовые хлопчатобумажные, или шелковые, или шерстяные нитки, добавлялись блестки, серебряная крученая нить и канитель. Вышивали короткой стальной иглой в пяльцах, представлявших собой круглую или прямоугольную раму, на которую натягивалась ткань. Девушки из разных мест России применяли для вышивания разные технические приемы. На Русском Севере, например, получили распространение такие швы, как роспись, гладь («атласник»), набор, исполнявшиеся по счету нитей, тамбурный шов по предварительно нарисованному контуру, а также «вырезы», выполняемые способом
Выдергивания или вырезания части нитей основы и утка и перевивкой оставшихся нитей. В центральных губерниях Европейской России девушки делали узор косым стежком по цельной ткани или цветной перевитью по разреженной ткани, при которой рисунок получался путем переплетения цветными нитками оставшихся в ткани нитей основы или утка. Орнамент вышивки был довольно сложным и выглядел «хитроручным изрядством», «шелковидным ухищрением». На полотенцах, ширинках, рубахах, головных уборах изображались разнообразные ромбы, розетки, квадраты, кресты, объединенные в бордюры, а также стилизованные растения и женские фигуры, птицы, прежде всего водоплавающие и тетерки, животные: лоси, олени, кони, львы, барсы, в том числе фантастические грифоны и единороги, сирины и алканосты.
В произведениях народного творчества, в пословицах, загадках, а особенно в колядках — поздравительных святочных песнях, в текстах девичьих подблюдных гаданий (см. Девичьи гадания), в троицко-семицких песнях вышивание осмыслялось как занятие, обязательное для девушки брачного возраста. «Жених на двор — пяльцы на стол», — говорит русская пословица. В одной из песен, исполнявшихся девушками в Семик-Троицу, «удаленький добрый молодец» обращается к березе с такими словами:
Кабы ты, белая береза, Была красная девка! Ты сидела бы, сидела В золотом тереме, Ты шила бы, вышивала Золотые узоры.
При этом в песнях отчетливо проходит мысль, что обучение девушки искусству вышивания идет параллельно с ее взрослением. Образ девочки, превращающейся в девушку, передается в подблюдных песнях в таких словах:
Полно те, иголочка, В коробке лежать, Пора тебе, иголочка, Дары припасать.
По представлениям русского народа, девушка, достигшая мастерства в искусстве вышивания, считается зрелой, или, по народному выражению, «вошедшей в ум-разум», что нашло свое отражение в поэтических образах свадебных и колядных песен:
Я сидела, красна девица, Да во левой руке держала пялечко, Да во правой ручке держала иголочку, Да уж я шила, красна девица, Да не по плису шила, не по бархату, Да не по белому да коленкорчику: Да по атласной да алой ленточке.
Да уж я красила, красна девица, Да я свою-то да девью красоту, Да я не ленточками да не атласными И не цветами да не лазоревыми, А дорогим своим умом-разумом.
К такой девушке имеют право все свататься. В колядках — виноградьях, распространенных в селах по Печоре, описывается встреча девушки, вышивавшей «шириночку чистым серебром», с «удалым добрым молодцем». Увидев ее за рукодельем, молодец сразу же решает, что он может к ней свататься:
Да мы пойдем-ка, Иринья, повенчаемся, Да золотыми-та кольцами обменяемся. Да во божью церкву зайдем, золоты венцы примем, Да золоты венцы примем, веселу свадебку сыграем.
Однако девушка не спешит соглашаться на свадьбу, прощаться со своей девичьей волей (см. Девичья красота). В одной из колядок она отвечает: «Не по молодцу ширинка», а в другой требует подождать: «Ну и будет время — сама сойду, / Сама сойду, за тебя пойду» (4, с. 100).
Следует также отметить, что, по народным представлениям, девушка создавала на полотне не просто красивый узор, а нечто необычное: «хитро-мудрое»:
Да что за этим за столом да красна девица сидит,
Да красна девица сидит Иринья Павловна.
Да она шила-вышивала тонко бело полотно,
Да тонко бело полотно да белобархатно.
Да во первый раз вышивала светел месяц со лунами,
Да светел месяц со лунами, со частыми со звездами;
Да во второй раз вышивала да красно солнце с маревами,
Да красно солнце с маревами, со теплыми облаками;
Да в третьей раз вышивала сыры боры со лесами,
Да сыры боры со лесами, со рыскучими зверями;
Да во четвертый вышивала сине море со волнами,
Да сине море со волнами, со черными кораблями,
Да со черными кораблями, с мачтовыми деревами,
Да с мачтовыми деревами, со белыми парусами,
Да со белыми парусами, с корабельщиками;
Да что й во-пятых вышивала божью церковь с образами,
Да божью церковь с образами, со чудными со крестами.
В произведениях поэтического творчества подчеркивается, что узоры на полотенцах, ширинках, рубахах и другом девичьем рукоделье содержат нечто важное для жизни людей, то, что открыто только девушкам. В свадебных песнях и песнях-веснянках сакральность самого процесса вышивания и таинственность узоров раскрывается через утверждение о том, что клубки ниток девушкам приносят канарейки, мотушки — кукушки, пяльцы и швейки — канарейки, а узоры вышиваются в «святые дни»:
Тонка-бела сорочечка По три ноченьки вышивана,
В перву ноченьку христовьскую [пасхальную], Во другу во иваньинскую [под Ивана Купалу], В третью ноченьку петровьскую [под Петров день].
Литература:
1. Бернштам Т. А. «Хитро-мудро рукодельнце» (вышивание — шитье в символизме девичьего совершеннолетия у восточных славян) // Женщина и вещественный мир культуры у народов Европы и России. СПб., 1999; 2. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала XX в. Половозрастной аспект культуры. Л., 1988; 3. Лирика русской свадьбы. Л., 1973; 4. Поэзия крестьянских праздников. Л., 1970; 5. Причитания Северного края, собранные Е. В. Барсовым. СПб, 1997. Т. 2.
И. Шангина