ВЫПИВКА
Средство опьянения, необходимый компонент праздника. В русской деревне традиция изготовления и употребления спиртных напитков осмыслялась как сфера мужской деятельности. Изначально коллективное опьянение имело ритуальный смысл и служило средством выхода за границы обыденного, что способствовало установлению связи с Богом и предками (см. Мужик). Как область, находящаяся вне рамок реального человеческого мира, В. была ограничена для женщин и запретна для несовершеннолетних. На рубеже XIX—XX вв. ассоциация с поведением зрелого мужчины и усиливавшееся влияние городской культуры повлияли на то, что в молодежной среде стала возрастать инициа — ционная семантика опьянения.
В. была обязательной принадлежностью праздничного застолья. Хмельные напитки — прежде всего пиво, а также брага, медовуха, водка — подавались каждому гостю в индивидуальных сосудах: слабоалкогольные — в чашах, чарах и кубках объемом до литра, а водка — в чарочках и рюмках. На общинных пивных праздниках, ссыпчинах и братчинах (при условии актуализации единства коллектива) спиртные напитки пили из общих сосудов — ковшей и братин. В качестве главной части застолья В. организовывала его структуру: пили перед началом обеда, при каждой перемене блюд, в перерыве между обедом и «пирожным» — десертом. В. была разрешена прежде всего для женатых членов общины, как мужчин, так и женщин, но для последних усердствовать, слишком часто поднимать рюмку и напиваться считалось неприличным. Правила хорошего тона разрешали только пригубить рюмочку (отсюда и выражение «пить по-женски», то есть мелкими глотками). Женщины пили в основном слабоалкогольные напитки или «женское» пиво — сусло без хмеля. В некоторых местах хозяйке, принимающей гостей, не разрешалось пить вовсе, даже если ее настойчиво угощал гость, она должна была отказаться. Мужчины могли продолжать пир до самого утра, женщинам участвовать в этом считалось предосудительным. Когда женщины выходили из-за стола, пиршество превращалось в ничем не сдерживаемую гульбу, в конце которой исполнялись «мужские» песни — разбойничьи, удалые, «срамные», устраивались пляски.
Характерным моментом выпивки в мужской компании было провозглашение здравицы — многолетия — каждому из присутствующих: пили за его здоровье, здоровье его жены, детей, за их долголетие. Под всеобщие крики: «Многие лета, многие лета!» — братину поочередно передавали по кругу от одного человека к другому. Известный с XI в. обычай пить «заздравную чашу» в древности носил название «чин чаши». Его совершал хозяин дома или особо почетный гость, в монастырях — игумен, на царском пиру — митрополит или патриарх. В богатых домах допетровской России «здравица» начиналась с тоста за здоровье государя
ВЫПИВКА
И государыни, патриарха, высших сановников, за победоносное оружие, а затем уже за каждого из присутствовавших. Не участвовать в любом из произносимых тостов означало проявить неуважение не только к хозяину дома, но и к тому, за чье здоровье пили. В то же время хозяин, у которого не произносились многочисленные «здравицы», считался неласковым и с ним не хотели знаться. На рубеже XIX—XX вв. также существовала общая ориентация на вовлечение в В. всех гостей в равной степени, для чего использовались различные шуточные приговоры, но равным образом бытовала поговорка: «Потчевать велено, а неволить — грех».
Если в праздники В. была необходимым и даже главным их элементом, то употребление и изготовление хмельных напитков в будни строго ограничивалось традицией, исключение составляли только важные семейные события — свадьба, похороны, крестины, проводы на службу и возвращение с нее (см. Проводы некрутое). В основе обычая, связывавшего В. с праздником, лежало представление о сакральной значимости опьянения, что следовало из его посреднической функции.
В славянской древности употребление хмельных напитков на пирах рассматривалось как жертвоприношение богам. В начале пиршества жрец или князь торжественно пил из кубка в честь божества, после чего съедал часть предназначенной для, него пищи. В этот момент он символически сливался с божеством в единое целое, при этом остальные участники пира, приступавшие к В. и угощению, получали возможность достичь такого же сакрально отмеченного состояния. Человек на пиру ощущал прилив жизненных сил, подъем энергии, что помогало ему подняться над обыденностью и слиться с божеством. Позднее опьянение продолжало считаться необходимым для приобщения к божественному, и еще долго после принятия христианства сохранялся обычай поклоняться Богу во время пиров. Об этом, например, свидетельствовали призывы к средневековым священникам пить во славу Христа умеренно, не более двух-трех чаш. Превышение нормы при этом признавалось уже не поклонением Богу, а службой сатане. В «Слове о бражнике, како вниде в рай», созданном в XVII в., говорилось: «Бысть неки бражник и зело много вина пил во вся дни живота своего, а всяким ковшом Господа Бога прославлял, и часто в нощи Богу молился. И повеле Господь взять бражникову душу, и постави ю у врат святого рая Божия». В народе обычай служить Богу пирами сохранялся вплоть до XX в., а безудержное пьянство в праздник рассматривалось как угодное Богу. При этом пивные праздники символизировали объединения рода, потомков и предков, а также людей и божественных сил и должны были обеспечить благополучие общины, целостность и незыблемость структуры мироздания.
Считалось, что хмельными напитками заведуют святые угодники, а сами напитки обладают божественной сущностью. Это отразилось в восприятии процесса приготовления пива как священного действия, магической процедуры, правильное проведение которого должно было обеспечить успех праздника или обряда. В старинной обрядовой песне пелось: «Сам Бог меды сыциць, Илля пива вариць». Пиво, приготовленное для коллективных праздничных пиршеств и братчин, освящалось в церкви, а в день памяти святого покровителя деревни ставилось перед его иконой. Пиво воспринималось как податель жизни и здоровья. У Бога просили жизни как кубка на пиру: «О, Господи, дай ми живу быти хотя 80 лет, пожелай ми, Господи, пива сего напиться». Это нашло отражение в преданиях об Илье Муромце, получившем исцеление после выпитого пива, которое преподнес ему Илья Пророк.
Полностью противоположным был взгляд на питье водки, под которой подразумевались все спиртные напитки, содержавшие алкоголь от 40 до 65 градусов (правило, по которому подлинной водкой считалась только 40-градусная, было установлено лишь в 1902 г.). Водка, известная на Руси с XV в., получила широкое распространение в деревне в конце XVIII—XIX в. За исключением Московской, Курской, Орловской и Тамбовской губ. — мест широкого распространения винокурения, еще в середине XIX в. название «водка» не употреблялось, а напитки этого ряда назывались «хлебное вино», «вареное вино», «перевар», «горящее вино», «русское вино», «житное вино», «горькое вино», «корчма», «казенка» и т. п. Монопольным правом на производство водки обладало государство. Водка приобреталась в питейных домах, кабаках, а впоследствии трактирах, и стоила очень дорого. Основная масса крестьян ее покупала для праздника или семейного торжества, но, в отличие от хмельных напитков, не запрещалось пить водку и в обычные дни: с горя, на радостях, для преодоления тоски, в качестве лекарства. В конце XIX в. во многих местах женатые мужчины — хозяева имели обыкновение посещать трактир и пить водку по воскресеньям и праздникам. После церковной службы в трактире собиралось все деревенское общество, он становился местом общения мужиков, своеобразным мужским клубом, где обсуждались общественные и хозяйственные дела, решались вопросы женитьбы детей, играли в азартные игры и т. п. Парням, Женщинам, девушкам ходить в кабак было категорически запрещено и считалось зазорным, недостойным делом. Подобным образом относились и к посещению трактира мужиками в будни, такой хозяин полностью утрачивал уважение односельчан. Будничные В. воспринимались как нарушение установленного Богом порядка жизни, воцарение хаоса, грозившего гибелью привычного мира.
Это подкреплялось представлениями о водке как о дьявольском зелье, а также тем, что вместо веселья она вызывала ожесточение, провоцировала на драку и убийство, давала тяжелое похмелье. Вместо приобщения к божественному, она отдавала человека во власть нечистой силы — чертей, которые во множестве обитали в кабаке и спаивали пришедших туда людей. Кабак как низменное, нечистое, дьявольское место считался воплощением греха, выступал антиподом церкви, а его посещение рассматривалось как вступление в игру с судьбой, где на кон поставлены или горькая судьба пьяницы, или вечная жизнь души. Живым воплощением погибели души являлись завсегдатаи кабака — «голь кабацкая», «кабацкие ярыжки», дошедшие до полной нищеты и крайней степени унижения; считалось, что после смерти они превращались в заложных покойников и упырей, их не хоронили в церковной ограде, обвиняли в продолжительных засухах и эпидемиях.
К концу XIX в., с развитием отходничества и возрастающим влиянием городской культуры, острота качественного противопоставления хмельных напитков и водки ослабевает, алкогольные напитки, оставаясь запретными для девушек, проникают в среду мужской молодежи. Основанием для этого служила древняя традиция ритуального опьянения посвящаемых. В славянском прошлом В. должна была способствовать переходу в новое возрастное состояние, давала возможность преодолеть границы обыденного и рамки неполноценного статуса. В упомянутом сюжете былины об исцелении Ильи Муромца пиво не только поставило героя на ноги, но и дало ему силу, сделало богатырем, посредством его Господь благословил Илью на ратные подвиги.
Для деревенских парней начала XX в. питье спиртных напитков на праздничных молодежных собраниях и гуляньях Было одним из средств выражения возрастной состоятельности и демонстрации удали. Состязательно-игровое поведение подвыпившего парня («скоморошество», демонстративный разгул и буйство) способствовало преодолению статуса новичка, подвергающегося розыгрышам и насмешкам. В то же время опьянение ставило его над установлениями общины, вне ее, подобно проходящему инициацию он временно исключался из социума, противопоставлялся ему.
Питье спиртного и приобщение к его употреблению в компании сверстников имело ярко выраженный посвятительный характер. Как элемент взрослого поведения В. становилась особенно привлекательной для подростков на рубеже совершеннолетия, в 13—14 лет. По воспоминаниям В. А. Инсарского о своем детстве в г. Пензе, пришедшемся на середину XIX в., тринадцатилетние мальчишки во время праздников, устраиваемых родителями, «заготовляли» себе штоф белого или красного вина, к которому докупали немного водки, и распивали их втихомолку, в укромном месте. Делалось это исключительно из стремления к удальству. По этой же причине, освоившись с вином, они в скором времени начинали называть его «квасом», старались выпить как можно быстрее и перейти к водке, при питье которой им казалось, что они становятся «большими» и «молодцами». В количестве выпитого каждый старался перещеголять другого. Этот процесс был характерен и для деревни начала XX в. В отличие от пива и браги, привычку пить водку парни приобретали вдали от дома — в городах и на отхожих промыслах. Вернувшись, они начинали тайно, а затем и явно покупать ее в трактирах. В некоторых местах, например в Архангельской губ., редкий парень к 14—15 годам не умел пить водку.
В кругу мужской молодежи В. была одной из важных черт поведения и воспринималась как неотъемлемое возрастное право. На рубеже XIX—XX вв. при доминировании пива и браги в праздничный обиход парней все более входила водка, которую покупали в складчину на самостоятельно заработанные деньги. В силу дороговизны и пришлого, «городского» характера, именно эта В. считалась в некоторых местах наиболее престижной, так как демонстрировала финансовую состоятельность выпившего. Отправляясь на гулянье и желая затеять стычку с парнями других деревень (см. Драки) или на беседу к девушкам, а иногда и после нее, когда начиналось хождение по деревне с песнями под гармошку, парни распивали бутылочку для веселья и храбрости. Поведение подвыпившего соотносилось с такими предписанными традицией удалому «молодцу» характеристиками, как самоуверенность, раскрепощенность и кураж.
Повсеместно общественное мнение допускало только легкое, «веселое» опьянение. Напиваться до бесчувствия считалось неприличным, слишком пьяного, балагурившего парня девушки не жаловали, могли не пустить на беседу, отказаться сидеть рядом и играть с ним, а если он нарушал порядок или сквернословил, его выводили с собрания его же товарищи. Но в некоторых местах «кутеж» и пьяные «подвиги», к числу которых относились задиристость, нецензурная брань, фривольные выходки, буйство, были предметом гордости и хвастовства. Среди молодежи Фетинской вол. Вологодского у. умение пить считалось похвальным. Иной раз подвыпившая компания даже прогоняла трезвого с места общих собраний, а очень пьяному, наоборот, сочувствовали и оказывали честь. Если он приходил к девушке, с которой гулял (см. Ухаживание), та «приголубливала» его, сама скручивала ему папиросу, раздевала и укладывала спать. «Подвиги» пьяного пересказывались, и чем больше он буйствовал, чем больше обошел деревень и продемонстрировал, таким образом, свою «удаль», тем больших почестей и славы его удостаивали сверстники. Поэтому подвыпившие парни «для показа» на следующий день после кутежа специально рассказывали девушкам о том, где и сколько они пили водки, кто угощал их или давал на нее денег, как затем они дрались и т. п. Внимательно слушая подобные рассказы, девушки сочувственно «ойкали». Здесь парень даже мог попросить у девушки, с которой гулял, денег на В.
Женатые крестьяне не осуждали парней за употребление некоторого количества спиртного по праздникам. В конце XIX в. в Пошехонском у. Ярославской губ. административные циркуляры, имевшие целью пресечь происходившие по причине В. на праздничных беседах драки и ссоры, не достигали желаемой цели именно потому, что женатые крестьяне не видели в таком «молодечестве» парней особого вреда и не запрещали В. Взрослые не только признавали это право за парнями, но и сами угощали в праздники всю парнишескую артель, зашедшую поздравить хозяев. В Новгородской губ. за поздравление парни получали ведро пива и, стоя в ряд у порога избы, по очереди черпали его ковшиком и пили, произнося здравицы. Часто перед взрослым застольем парней усаживали за стол и потчевали каждого «рюмочкой». Особенно были распространены угощения парней деревни пивом во время гуляний рекрутов (см. Проводы некрутое).
Парни и сами по большим праздникам устраивали для себя, а иногда и для пришлых парней пирушки в складчину. Подобные складчины на беседах в Вологодской губ. назывались парнями «раздуть кадило», при этом «вином» угощали и девушек, стараясь напоить их, несмотря на отказы. В Юрьевском у. Владимирской губ. основным угощением на пирушке в престольный праздник служило домашнее вино, которое для парней «отливали» хозяева нанятого ими дома; вместо вина могли дать и рубль или два на гулянье. Если же пирушка происходила в доме родителей одного из парней, то не считалось грехом «уворовать» вино, на что родители смотрели сквозь пальцы. Добытого вина обычно хватало на первый день праздника, во второй же парни скидывались, покупая кроме вина еще и гостинцы девушкам. Гулянками с В. заканчивались обычно и календарные обходы ряженых, колядовщиков, волочебников, вьюнишников и т. д. Составной частью некоторых игр ряженых также был сбор денег для парнишеской пирушки. В конце XIX в. в Псковской губ. во время устраиваемой парнями игры в свадьбу за шуточное венчание каждый из парней — «женихов» должен был заплатить от 10 до 50 копеек, при этом игра продолжалась до тех пор, пока необходимая на «общий кутеж» сумма не была собрана.
В традиции славянских народов совместная В. локальной группы мужской молодежи по праздникам или в конце совместных обрядовых действий была важным объединительным фактором, призванным утвердить существование и закрепить единство группы. Кроме того, она демонстрировала избранность ее членов и замкнутость ее социального пространства для непосвященных. Во время подобных праздничных пирушек в ряды молодежного объединения принимали новых членов. У украинцев взрослые парни сначала звали подростка колядовать на Рождество, а затем в конце Святок приглашали на вечеринку с угощением и танцами, неделю спустя парню полагалось угостить пивом или водкой
Всех парней — поставить магарыч. Только после этого его признавали взрослым и полноправным членом «громады». У русских объединительное и выкупное значение В. проявилось в широко распространенном обычае, когда парни одной деревни потчевали водкой группу парней из соседней, чтобы получить право участвовать в их гулянье или посиделке. Чужих парней, предварительно не угостивших хозяев, вовсе не допускали на деревенское гулянье, избивали, а девок прогоняли по домам. В Вологодском у. парни, чтобы «не напугать девушек» во время беседы, поджидали провинившихся чужаков на улице. Но тем часто удавалось избежать наказания благодаря девушкам или хозяевам избы, которые почти всегда принимали сторону пришельцев и тайно выводили их за ворота. Таким образом, В. выкупалось членство в локальной группе, осознаваемое как право ухаживать за девушками, считаться женихом.
В этом обычае нашли отражение представления о соединяющем начале хмеля, обладающем ярко выраженной брачной семантикой. У восточных славян в период Киевской Руси, как и у многих других народов, совместное пиршество, обязательным компонентом которого являлась В., символизировало принятие чужака в род, изменение его бесправного статуса на полноценный. Идея становления личности (созревание, переход из природного в культурное, из незрелого в зрелое) наряду с идеей брака (как соединения женского и мужского начала) нашли отражение в свадебном и календарных обрядах, в хороводных и посиделочных играх, популярным образом, в которых был хмель, а частым мотивом — варка пива. Это предопределило выкупное значение В. как права на ухаживание, а в дальнейшем на женитьбу.
Литература:
1. Инсарский В. А. Половодье. Картины провинциальной жизни прежнего времени. СПб., 1875; 2. Морозов И. А. Женитьба добра молодца. М., 1998; 3. Шангина И. И. Хмельные напитки // Русский праздник. СПб., 2001. С. 615—621; 4. Шангина И. И. Питейное заведение // Там же. С. 416—420; 5. Архив РЭМ, ф. 7, on. 1, д. 152, 180, 183.
В. Холодная