«ВЕШАТЬ КОЛОДКУ»
(ВОЛОЧЙТЬ/ТЯГАТЬ КОЛОДКУ). Способ наказания за безбрачие и форма стимуляции брака.
Обычай «В. к.» был адресован парням и девушкам брачного возраста, которые «засиделись», то есть упустили время для вступления в брак. Изредка он применялся к девушкам, которые, проявляя излишнюю разборчивость, отказывали в течение года нескольким сватавшимся парням, или к парням и девушкам, у которых по какой-либо причине сорвалась свадьба. Это действие разыгрывалось обычно на Масленице, в ее первый или последний день, так как Масленица была временем подведения итогов брачного года (см. Смотры молодоженов).
Обычай заключался в том, что парню или девушке, не сумевшим вовремя вступить в брак, привязывали к ноге или вешали на шею колодку — небольшое бревно — и заставляли их ходить с ней по деревне. Вместо колодки на шею могли повесить более легкие предметы, символически указывающие на статус «засидевшихся». Например, веревку (или ленту) с нанизанными на нее баранками, конфетами, сухарями, искусственными цветами, которая вызывала еще больший смех, чем привязанное за ногу бревно. Иногда парня или девушку выставляли на всеобщее обозрение к столбу. В начале XX в. этот обычай был смягчен: парню или девушке прикрепляли к одежде искусственный цветок, ленточку, которые они должны были носить примерно три дня. «В. к.» могли как замужние женщины, так и парни с девушками, которые объединялись для этого в небольшие группы. «Засидевшиеся» могли откупиться от колодки деньгами, пирогами, колбасами, сырами, конфетами.
Общество рассматривало этот обычай как форму наказания молодых людей за неисполнение своего долга перед людьми и Богом и как способ осуждения родителей, не заботящихся о судьбе детей. Обычай «В. к.» был распространен у русских только в западных и юго-западных губерниях
108 |
АТЬ КОЛОДКУ»
Европейской России, но осуждение ничем не оправданного безбрачия было характерно для всех русских. Молодых людей и девушек, упустивших возможность вступить в брак, обычно высмеивали в песнях и частушках, исполнявшихся на масляной неделе:
Масляна, белый сыр,
А кто не женился — сукин сын!
Масляна, белая мочка,
А кто замуж не шел — сукина дочка!
Масляная, грязь по вухи,
Остались наши девки вековухи!
Масляная, гололегье,
Остались наши девки да на летье!
На Урале, например, во время масленичного катания парню, не сумевшему найти себе невесту, или девушке, отказавшей посватавшемуся парню, в знак осуждения клали в сани сноп.
В то же время обычай «В. к.» — это не только возможность осуждения молодых людей, но и способ провоцирования будущего брака. Привязывая колодку к ноге парня или девушки, тем самым им давали символическую замену отсутствующей у них парности. Это должно было, в свою очередь, привести к появлению реального жениха или невесты и к дальнейшему заключению брака. В Брянской обл., например, считалось необходимым во время Масленицы бросить собравшимся на улице девушкам бревно. Крестьянки это объясняли так: «то жениха вже вкидаем» (1, с. 234). Бревно использовали в случае отказа от сватовства, привязывая его к саням сватов, как бы возвращая тем самым предложенного девушке жениха. В Олонецкой губ. существовал обычай бросать бревно в красный угол, в надежде, что Бог даст девушке жениха. В некоторых случаях этот обряд выступал даже как обряд соединения девушки с ухаживающим за ней парнем. Парню и девушке, которые долго «игрались», но тянули со вступлением в брак, «вешали колодку», то есть завязывали на руке каждого по ленте с цветком, затем поздравляли их и говорили, что они теперь обязаны пожениться. Крестьянки Брянской обл. говорили, что «калодку привязывають маладым, шоб жених привязался и замуж вышла деука!» (1, с. 237).
Стремление к своевременному брачному соединению парня и девушки, резкое осуждение безбрачия объяснялись нравственными воззрениями русского народа. В народе брак считали залогом благосостояния, самостоятельности и положения в обществе, а также моральным долгом каждого человека по отношению к обществу и Богу. Брак и семья управляли воспроизводством населения, обеспечивали преемственность многовековых знаний, опыта, культуры для последующих поколений. Безбрачие поэтому задевало жизненные интересы деревенского сообщества, и прежде всего репродуктивные. Плодовитость женщины (см. Чадородие)
Взятыш
Рассматривалась как добродетель, как Божье благословение, ведь Господь сказал: «Плодитесь и размножайтесь», а кроме того, как залог жизнестойкости общества. Бесплодность и в особенности нежелание или неумение вступить в брак признавались за большой грех и, более того, серьезную опасность, грозящую гибелью обществу. Безбрачие, по поверью, пагубно сказывалось и на других сферах воспроизводства: вызывало неурожай, голод, падеж скота и многие другие тяжелые для крестьянской жизни последствия.
Литература:
1. Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. М., 2002; 2. Востриков О. В. Традиционная культура Урала. Опыт этноидеографического словаря русских говоров Свердловской области. Вып. 1. Народный календарь. Екатеринбург, 2000; 3. Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев, белорусов. XIX — начало XX в. М., 1979; 4. Сумцов Н. Ф. Культурные переживания // КС. 1889. Т. 26. № 8.
И. Шангина