Главная > Мужики и бабы в русской культуре > ВЕНЧАНИЕ

ВЕНЧАНИЕ

Религиозная церемония заключения брака в православ­ной церкви, совмещавшаяся с юридической регистрацией в метрических книгах, один из кульминационных моментов Свадьбы.

Брак заключался священником в православном храме около аналоя, на котором лежали крест и Евангелие. Цере­мония состояла из двух частей: обручения и собственно В. Во время обручения священник трижды благословлял жениха и невесту зажженными свечами, обращался к Богу с моле­ниями о даровании молодым людям всяких благ и милостей, просил соединить их на совместную жизнь, а затем вновь благословлял их и обручал кольцами. Горящие свечи в цер­ковной символике были знаками супружеской любви, благо­словенной Богом, а кольца — нерушимости брачного союза. За обручением шло В., во время которого священник просил Бога благословить брак и ниспослать на жениха и невесту не­бесную благодать. На их головы возлагались венцы — види­мый знак этой благодати, а затем священник трижды благо­словлял молодых, произнося: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)». После этого читалось Послание апостола Павла, в котором говорилось о важности таинства брака и взаимных обязательствах мужа и жены. В. заканчива­лось питьем молодыми вина из одной чаши и троекратным обходом аналоя под пение «Исайе, ликуй…» — первый круг, «Святий мученици» — второй круг, «Слава Тебе, Христе Боже…» — третий круг. Далее священник снимал по очереди с мужа и жены венцы, говоря каждому приветственное слово. Вино, выпитое из одной чаши, символизировало еди­нодушие молодоженов, их желание делить вместе горе и ра­дости, а троекратное хождение вокруг аналоя за священни­ком рассматривалось как знак духовной радости и торжества.

В. во всей его полноте совершалось только для перво — брачных. При вступлении во второй брак церемония проис­ходила несколько иначе: не возлагались на головы венцы, читалась специальная молитва о двоебрачных, в которой у Бога просили о снисхождении к «немощам человеческого естества», испрашивалось прощение грехов.

Время совершения обряда В. определялось церковно — брачным календарем, сформировавшимся ко второй полови­не XVIII в. В. проводились в светлое время дня: утром или днем в воскресенье, а также в постные дни: понедельник, среду и пятницу. В субботу, вторник и четверг венчаться не полагалось, так как первая брачная ночь в этом случае при­ходилась на канун постного дня, когда супружеские отно­шения не разрешались. По календарю для В. отводилось осеннее время: от новолетия (1/14 сентября) до Филиппова дня (14/28 ноября) — и зимнее: от Крещения (6/19 января) до сыропустной недели (Масленицы). Оно запрещалось во время четырех многодневных постов: Великого, Петрова, Успенского и Филипповского (Рождественского), а также в Святки, Масленицу, в пасхальную неделю. В. не проводи­лось в канун двунадесятых и храмовых праздников, в дни памяти местночтимых святых и общерусских святынь. Кроме того, русские старались не венчаться в дни помино­вения всех усопших и в их кануны.

Церковный обряд В. вошел в народный свадебный ритуал довольно поздно — на рубеже XVI—XVII вв. Во всяком слу­чае, именно в XVII в. церковный и народный обряды стали представлять собой единый комплекс одного дня: В., переезд молодой к мужу, свадебный пир, а за ним брачная ночь. В XIX — начале XX в. большинство русских крестьян при­давало В. первостепенное значение при заключении супру­жеского союза. Брачная ночь, физически скреплявшая союз, проводилась, как правило, только после В. В то же время во многих деревнях России супружеские отношения между обвенчанными молодыми людьми допускались лишь после проведения всех народных свадебных обрядов. Так, напри­мер, в Макарьевском у. Костромской губ., где промежуток времени между В. и свадебным пиром растягивался на не­делю и более, новобрачные назывались женихом и невестой и жили каждый в своем доме.

Обряд В. дополнялся в народной среде различными ри- туально-магическими действиями, усиливающими, с точки зрения крестьян, его действие и обеспечивающими счастли­вый, прочный брак, здоровое потомство, хозяйственное бла­гополучие, долголетие. Так, невеста и жених, заинтересован­ные в добром согласии, по обычаю, должны были во время В. одновременно встать на подножник, расстеленный около аналоя, одновременно креститься, одновременно задувать венчальные свечи. По поверью, обеспечить согласие в буду­щей жизни новобрачных можно было с помощью воска вен­чальных свечей или съеденного молодыми в брачную ночь «обвенчанного» куска хлеба, то есть хлеба, который невеста во время В. держала под грудью. Предусматривались неко­торые обрядовые действия, чтобы предохранить молодых от измены. Так, запрещалось кому-либо стоять рядом или даже проходить между женихом и невестой. Считали, что во время В. молодых можно обеспечить здоровьем и изба­вить от болезней. Для этого надо было в момент, когда свя­щенник обводит врачующихся вокруг аналоя, тихонько про­изнести: «Хвори, боли, не привенчайтесь, а доброе здоровье привенчайся»; во время слов «раба Божия венчается» ска­зать: «А у меня болезнь кончается».

Будущее хозяйственное благополучие старались заполу­чить в момент подхода жениха и невесты к церкви: перед ними расстилали белую новую ткань, бросали под ноги деньги, осыпали их зерном, а также во время В. невеста прятала за пазухой хлеб, насыпала в обувь соль, жито, «чтобы всегда их было вдоволь», прикрепляла к одежде кло­чок шерсти, «чтобы овцы хорошо плодились», и т. д. При­нято было считать, что предметы, находившиеся у жениха и невесты во время В., обладают большой магической силой.

Так, воск венчальных свечей, вода, слитая с благословен­ной иконы, использовались для лечения младенцев. Верили, что венчальная рубаха снимала боль, помогала женщине при родах. В некоторых деревнях хозяин дома надевал на себя венчальную рубаху в первый день сева, чтобы собрать осе­нью хороший урожай. Обручальное кольцо использовалось при гаданиях на Святках.

Литература:

1. Бернштам Т. А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян. Учение и опьгг Церкви в народном христианст­ве. СПб., 2000; 2. Листова Т. А. Заметки о русской свадьбе // Рус­ские народные традиции и современность. М, 1995.

И. Шангина

Комментировать