ВЕНЧАНИЕ
Религиозная церемония заключения брака в православной церкви, совмещавшаяся с юридической регистрацией в метрических книгах, один из кульминационных моментов Свадьбы.
Брак заключался священником в православном храме около аналоя, на котором лежали крест и Евангелие. Церемония состояла из двух частей: обручения и собственно В. Во время обручения священник трижды благословлял жениха и невесту зажженными свечами, обращался к Богу с молениями о даровании молодым людям всяких благ и милостей, просил соединить их на совместную жизнь, а затем вновь благословлял их и обручал кольцами. Горящие свечи в церковной символике были знаками супружеской любви, благословенной Богом, а кольца — нерушимости брачного союза. За обручением шло В., во время которого священник просил Бога благословить брак и ниспослать на жениха и невесту небесную благодать. На их головы возлагались венцы — видимый знак этой благодати, а затем священник трижды благословлял молодых, произнося: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)». После этого читалось Послание апостола Павла, в котором говорилось о важности таинства брака и взаимных обязательствах мужа и жены. В. заканчивалось питьем молодыми вина из одной чаши и троекратным обходом аналоя под пение «Исайе, ликуй…» — первый круг, «Святий мученици» — второй круг, «Слава Тебе, Христе Боже…» — третий круг. Далее священник снимал по очереди с мужа и жены венцы, говоря каждому приветственное слово. Вино, выпитое из одной чаши, символизировало единодушие молодоженов, их желание делить вместе горе и радости, а троекратное хождение вокруг аналоя за священником рассматривалось как знак духовной радости и торжества.
В. во всей его полноте совершалось только для перво — брачных. При вступлении во второй брак церемония происходила несколько иначе: не возлагались на головы венцы, читалась специальная молитва о двоебрачных, в которой у Бога просили о снисхождении к «немощам человеческого естества», испрашивалось прощение грехов.
Время совершения обряда В. определялось церковно — брачным календарем, сформировавшимся ко второй половине XVIII в. В. проводились в светлое время дня: утром или днем в воскресенье, а также в постные дни: понедельник, среду и пятницу. В субботу, вторник и четверг венчаться не полагалось, так как первая брачная ночь в этом случае приходилась на канун постного дня, когда супружеские отношения не разрешались. По календарю для В. отводилось осеннее время: от новолетия (1/14 сентября) до Филиппова дня (14/28 ноября) — и зимнее: от Крещения (6/19 января) до сыропустной недели (Масленицы). Оно запрещалось во время четырех многодневных постов: Великого, Петрова, Успенского и Филипповского (Рождественского), а также в Святки, Масленицу, в пасхальную неделю. В. не проводилось в канун двунадесятых и храмовых праздников, в дни памяти местночтимых святых и общерусских святынь. Кроме того, русские старались не венчаться в дни поминовения всех усопших и в их кануны.
Церковный обряд В. вошел в народный свадебный ритуал довольно поздно — на рубеже XVI—XVII вв. Во всяком случае, именно в XVII в. церковный и народный обряды стали представлять собой единый комплекс одного дня: В., переезд молодой к мужу, свадебный пир, а за ним брачная ночь. В XIX — начале XX в. большинство русских крестьян придавало В. первостепенное значение при заключении супружеского союза. Брачная ночь, физически скреплявшая союз, проводилась, как правило, только после В. В то же время во многих деревнях России супружеские отношения между обвенчанными молодыми людьми допускались лишь после проведения всех народных свадебных обрядов. Так, например, в Макарьевском у. Костромской губ., где промежуток времени между В. и свадебным пиром растягивался на неделю и более, новобрачные назывались женихом и невестой и жили каждый в своем доме.
Обряд В. дополнялся в народной среде различными ри- туально-магическими действиями, усиливающими, с точки зрения крестьян, его действие и обеспечивающими счастливый, прочный брак, здоровое потомство, хозяйственное благополучие, долголетие. Так, невеста и жених, заинтересованные в добром согласии, по обычаю, должны были во время В. одновременно встать на подножник, расстеленный около аналоя, одновременно креститься, одновременно задувать венчальные свечи. По поверью, обеспечить согласие в будущей жизни новобрачных можно было с помощью воска венчальных свечей или съеденного молодыми в брачную ночь «обвенчанного» куска хлеба, то есть хлеба, который невеста во время В. держала под грудью. Предусматривались некоторые обрядовые действия, чтобы предохранить молодых от измены. Так, запрещалось кому-либо стоять рядом или даже проходить между женихом и невестой. Считали, что во время В. молодых можно обеспечить здоровьем и избавить от болезней. Для этого надо было в момент, когда священник обводит врачующихся вокруг аналоя, тихонько произнести: «Хвори, боли, не привенчайтесь, а доброе здоровье привенчайся»; во время слов «раба Божия венчается» сказать: «А у меня болезнь кончается».
Будущее хозяйственное благополучие старались заполучить в момент подхода жениха и невесты к церкви: перед ними расстилали белую новую ткань, бросали под ноги деньги, осыпали их зерном, а также во время В. невеста прятала за пазухой хлеб, насыпала в обувь соль, жито, «чтобы всегда их было вдоволь», прикрепляла к одежде клочок шерсти, «чтобы овцы хорошо плодились», и т. д. Принято было считать, что предметы, находившиеся у жениха и невесты во время В., обладают большой магической силой.
Так, воск венчальных свечей, вода, слитая с благословенной иконы, использовались для лечения младенцев. Верили, что венчальная рубаха снимала боль, помогала женщине при родах. В некоторых деревнях хозяин дома надевал на себя венчальную рубаху в первый день сева, чтобы собрать осенью хороший урожай. Обручальное кольцо использовалось при гаданиях на Святках.
1. Бернштам Т. А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян. Учение и опьгг Церкви в народном христианстве. СПб., 2000; 2. Листова Т. А. Заметки о русской свадьбе // Русские народные традиции и современность. М, 1995.
И. Шангина