ВАТАГА
(АРТЕЛЬ, КОМПАНИЯ, КОМАНДА. ПАРТИЯ, ШАЙКА, ШАТИЯ). Объединение парней, представляющее собой сравнительно немногочисленное локальное подразделение, иерархически выстроенная группа, связанная общей целью. Прежде всего, парни выступали В. при соприкосновении с внешним миром, на чужой территории: на беседах, во время праздничных гуляний или в драках. Но и у себя дома В. сохраняла целостность и активно влияла на жизнь молодежного сообщества, способствуя выстраиванию его внутренней структуры.
На гулянье В. шла, выстроившись в линию, во всю ширину деревенской улицы. В ее рядах обязательным было присутствие гармониста, являвшегося своего рода цементирующим элементом, лицом группы. В некоторых местностях, где в В. входили все парни небольшой деревни, количество молодежных групп, а соответственно и деревень, на гулянье определялось по количеству гармоней. Центром В., вершиной ее иерархии был предводитель — атаман. Окруженный старшими парнями — «стариками», он располагался обычно впереди или в центре линии, с левого края которой или по обоим краям шли младшие — «выростки».
Во многих местах Новгородской обл. В. называли только тех парней, кто группировался на гулянье вокруг атамана, они служили силовым обеспечением его авторитета. Такая группа состояла, как правило, из шести-восьми человек и формировалась постепенно: парней одного за другим подбирал сам атаман. Это был его ближайший круг, преданные и проверенные в деле товарищи. Такая В. представляла боевую силу деревни, именно она дралась с аналогичной «компанией» противников, остальные парни участвовали в драке, потому что считали законом чести поддержать своих, но не завязывали столкновения сами, не задирались. Боевой настрой атаманской В. в межпраздничные периоды поддерживали рейды в отдаленные деревни. В Новгородской обл. группа парней отправлялась на поиски приключений за 20— 30 километров. Поводом для такого путешествия могло стать желание одного из них повидать приглянувшуюся девушку.
Оно могло иметь и «стратегические» цели — выведывание «планов врага», но в действительности это была демонстрация удали и стремление утвердить свой авторитет. Подобные рейды редко заканчивались удачно, после прохождения по улице с пением песен «под драку» немногочисленных пришельцев избивали местные парни. И тем не менее вылазки способствовали поддержанию боевого духа, а в случае успеха становились предметом хвастовства. Внутри молодежной группы В. часто выполняла функцию карательного органа, осуществлявшего силовое давление на остальных членов сообщества парней. Тех, кто нарушил «закон чести», струсил и сбежал из драки, атаман с командой наказывали: избивали, высаживали рамы и били стекла в его доме, подговаривали девушек не дружить с ними.
В. парней как социальная и боевая единица была одним из вариантов традиционных мужских артелей и восходила через охотничье-промысловые и повольничьи боевые (ушкуй — ные) дружины к культуре родовых боевых групп с элементами тотемизма.
1. Морозов И. А. Драки // Духовная культура северного Бело — зерья. М., 1997; 2. Архив РЭМ, ф. 7, on. 1, д. 130; ф. 10, on. 1, д. 88, 95, 99.
В. Холодная