УХАЖИВАНИЕ (ГУЛЯТЬ/ДРУЖИТЬ/ИГРАТЬ/СИДЕТЬ/СТОЯТЬ с ДЕВКОЙ)
Предпочтительное внимание парня к девушке, Проявлявшееся в хождении парой в хороводе и на гулянье, Сидении рядом на посиделке, заботе о ней и защите ее интересов в молодежном кругу.
У. составляло суть брачного возраста и способствовало, с одной стороны, выбору брачного партнера, а с другой, — половому воспитанию и усвоению правил семейных взаимоотношений. При этом высокая степень откровенности в выражениях влечения, грубоватые шутки и подчас нескромные ласки (при запрете на добрачные отношения) обеспечивали естественную и приемлемую для общества разрядку сексуального напряжения.
В продолжение календарного года во время гуляний происходило разделение молодежи на пары, символическое «переженивание». Его этапы и способы выражения были во многом обусловлены природными и космическими ритмами народного календаря. Формирование единого, ориентированного на брак коллектива, в рамках которого происходило групповое общение молодежи, начиналось со встречи весны. Когда природа вступала в период наивысшего расцвета (символического брака), в молодежном сообществе также нарастала насыщенность эротико-хтоническими мотивами, присущими семантике брачных отношений, в результате все его участники оказывались взаимно пережененными. Сближение молодежи достигало наивысшей
‘ Ввд уродства: зубы растут в два-три ряда.
|
|
Фазы в период летнего солнцеворота, от Троицы до петровского заговенья: «Молодежь встречается на поле, сенокосе, толоках, отделяется парами — жируются (заигрывают), кувыркаясь, гоняются друг за другом…» После окончания гуляний на открытом воздухе на осенней посиделке начинался новый период взаимоотношений молодежи, наделявшийся семантикой «семейных» отношений. Завершающим этапом предбрачного гулянья были Святки, за которыми наступал период свадеб.
Наиболее развернутой структурой У. отличался посиде- лочный период. Приход парней на молодежное собрание представлял собой благоприятную прелюдию для завязывания отношений. Во многих местах существовали общегрупповые приветствия. «Посиделке вашей, лебеди белые», — говорили парни. «Бог на посиделку», — отвечали девушки. В Новгородской губ. парни, помолившись на иконы, приветствовали девушек: «Здравствуйте, красные девушки!» — и получали ответ: «Здравствуйте, молодцы хорошие!» После этого парни, многие из которых приносили свечи, зажигали каждый свою и ставили ее на прялку понравившейся девушки. Она, не прерывая работу, говорила с поклоном: «Спасибо, добрый молодец», а если в это время пели, лишь кланялась, продолжая петь. Парень садился на свободное место рядом с девушкой, если же оно было занято, поставив свечу и тем самым выразив симпатию, отходил в сторону или садился около другой. У многих девушек могло гореть по две свечи.
Приход парней на посиделку в некоторых местах приобрел и игровые формы. В середине XIX в. на вечеринках в г. Онеге Архангельской губ. парень, вошедший в избу к работающим девушкам, в качестве комплимента, в шутку, чувствительно хлопал полюбившуюся девушку ладонью по плечу, а та притворно сердилась: «Цирей в руку, Ваня!» Зачастую и на гулянье поощрительное замечание: «Ай да девка!» — парень сопровождал ударом по спине избранницы. Бывало, что в качестве группового приветствия парни обходили девушек, отпуская острые словечки — комплименты, сопровождая их объятиями и поцелуями. После обхода они занимали место рядом с девушкой, вызывающей симпатию, или на ее коленях. Кое-где на Русском Севере подобный обход превратился в ритуал «смотр подольниц»: парни задирали у девушек подолы, а после обхода сжигали в центре избы кудель, что должно было способствовать скорейшему выходу замуж каждой из них.
Такие грубоватые комплименты, как задирание подола, отрывание пуговиц от платья, отпускание сальных шуток и намеков, рассматривались в традиции положительно и свидетельствовали о желанности девушки, поэтому на подобное обращение не обижались, воспринимали его как игру, а зачастую даже гордились оказанным вниманием. При этом надо отметить, что для межгруппового уровня установления любовных отношений был характерен подчеркнуто вежливый, уважительный тон, обращение друг к другу по име — ни-отчеству, взаимные поклоны. Коллективной игровой «женитьбе» обязательно предшествовало величание в песне каждого участника посиделки: парней и девушек, стоящих или ходящих рядами в центре избы, называли по имени-от — честву и припевали друг другу, то есть символически женили (см. Игры посиделочные). За припевание следовало благодарить, даже если припетыи не нравился, иначе участники посиделки бранили или высмеивали. В подобной «женитьбе» приоритет имела девушка. Она самостоятельно выбирала суженого, первой бросив ему платочек, ударив рукой по спине или плечу, возвеличивая его в песне. Если же игровой кавалер не нравился, она могла отказаться от поцелуя или приглашения ходить под песню — «дать лобана» («сделать репню»), В отличие от нее парень не мог отказаться от приглашения девушки и был обязан ответить согласием, в противном случае девушке наносилось публичное оскорбление.
И все же в установлении отношений и в У. инициатива исходила исключительно от парня, для девушки ее проявление считалось зазорным. Присмотрев на гулянье девушку и узнав, кто она, парень просил кого-либо из знакомых парней представить их друг другу. В дальнейшем, чтобы заручиться ее симпатией, парень приобретал приличный наряд, старался чаще попадаться ей на глаза, быть вежливым и предупредительным. Начиналось У. с того, что парень, повстречавшись со своей избранницей на улице или заняв место рядом на посиделке, заводил беседу, имевшую уважительный и даже уничижительный тон: обращался на «вы» и по имени-отчеству, к которому добавлял различные ласковые имена, спрашивал, о чем она призадумалась, расхваливал ее красоту и обращал внимание на свое несчастное положение от того, что она его не замечает. Если девушка поддерживала беседу, не присекая У., и парень выяснял, что симпатичен ей, он покупал пряников и конфет, которые дарил при следующей встрече. Какое-то время У. продолжались в том же духе: при каждой встрече парень и девушка разговаривали и он дарил ей подарки. В Вологодской губ., когда кавалер убеждался, что девушка отвечает ему взаимностью, он заготавливал так называемый задаток, без которого «любовь» считалась недействительной. Он состоял из фунта орехов, фунта «закусок» (конфет), двух фунтов «сы — ропных» пряников и 25—50 копеек денег. Для его вручения он договаривался с какой-нибудь знакомой женщиной, которая приглашала девушку к себе на чай, сообщая, что парень хочет вручить ей «задаток». После чаепития парень провожал возлюбленную до дому, где при прощании и вручал ей гостинцы и деньги. С этого момента девушке уже было нелегко расстаться с кавалером, чтобы «разлюбить» его, ей полагалось отдать ему взамен «задатка» «ростани» в размере от 1 до 5 рублей. В ряде мест после взаимных объяснений в любви девушка таьсже вручала парню «задаток»: носовой платок, кисет, кольцо, пояс и т. п.
Теперь парень становился «игровым» («почетником») девушки, на молодежных собраниях он всегда садился рядом с ней, чаще других танцевал, выбирал в играх, а после посиделки провожал до дому, закутав в полу своей шубы. При каждой встрече он вручал ей гостинцы. Орловские парни во время игры «в соседи» потихоньку закладывали в рукава возлюбленных мятные пряники — «груздики» или запеченные в кипящем котле крендели — «котелки», так как съесть их при всех считалось неприличным. В Обо — нежье кавалеры украшали резьбой или расписывали для возлюбленных прялки, с которыми они приходили на посиделки, при этом площадку для ьсудели делали шире, «чтобы не видно было, как целуются». «Почетница» таьсже делала кавалеру небольшие подарки, чаще всего кольца или носовые платки. В некоторых местах было принято, чтобы по праздникам девушка давала кавалеру небольшую денежную сумму на выпивьсу, но чаще всего над той, что ьсупила своему «почетниьсу» водьсу, смеялись.
В присутствии «почетника» другие парни уже не смели подойти к девушке с У., а чужака, который делал это по незнанию, ждал жесткий отпор. В Вологодской губ. парень выходил в центр молодежного круга и, выплясывая, исполнял частушку «под драьсу», вызывая соперника на схватку. Еще более вероятное столкновение с «почетником» влеьсло оскорбление его девушки грубой выходкой или сальной шуткой. Если же чужаки неподобающим образом себя вели, на защиту своих становились все парни деревни. В Вологодской губ. был известен случай, когда парни, пришедшие на посиделку из другой деревни, позволили себе площадную ругань в присутствии девушек. Возмущенные местные парни, дождавшись на улице момента, когда чужаки стали расходиться, набросились на обидчиков. Один из них скрылся во дворе девушки, за которой ухаживал. Тогда местные призвали мужиков, рассказали им, что скрывшийся «матю — кался на посиделке», и после этого вся компания, ворвавшись в дом, обыскала его и нашла парня в подьслете в коровьих яслях. Затем его привели в избу и заставили кланяться в ноги и просить прощения. Возложенная на парней ответственность за честь девушек проявлялась и в обычае брать на себя право решать, можно ли допускать чужаков на молодежные собрания, а таьсже брать выкуп с желающих поухаживать.
Как защитник чести девушки, «почетник» считался распорядителем ее поступков. Например, он мог запретить «по — четнице» выходить в хоровод с другими без его согласия в течение нескольких вечеров. При этом общественное мнение было на его стороне, девушку, не посчитавшуюся с запретом, молодежь могла вовсе не принять в компанию, а парни находили способ присечь ее «самостоятельность».
За неповиновение, а в особенности за знаки внимания, оказанные пришлым «молодцам», девушка могла заслужить и физическое наказание. В последнем случае, если «милый был люб», обида быстро забывалась. В Вологодской губ. при этом руководствовались поговоркой: «Милого побои не больно болят», а в Новгородской губ. наиболее отчаянная девушка могла спеть милому на гулянье частушку:
Бей, миленочек, по морде,
Только глазки береги.
Мне твои побои, милый,
Что с изюмом пироги.
Господствующий и даже несколько деспотичный тон этого этапа У. отчасти копировал семейные отношения. В Вологодской губ. считалось хорошим, вежливым тоном называть свою возлюбленную, как жену, — «старухой». На виду у сверстников парень обращался к девушке «запросто», с наигранной грубостью, что предписывалось, по традиции, поведению мужа. Поздоровавшись и раскланявшись при входе с присутствующими, перекрестившись на образа, он кричал: «А где моя старуха?» — и ждал, пока ее укажут, а затем обиженно упрекал ее за то, что она не отозвалась. На все упреки и замечания девушка отвечала спокойно и ласково, успокаивая буяна, приглашая его сесть рядом.
Брачная символика отношений «почетника» и «почет- ницы» отразилась также в том, что общество осуждало девушек, часто менявших кавалеров, считая, что в течение всего периода гуляний у девушки должен быть только один «игровой», который рассматривался как потенциальный жених, хотя впоследствии он необязательно становился мужем. В этой связи в глазах родителей их отношения должны быть безупречны с точки зрения морали, хотя в узком молодежном кругу они могли отличаться достаточно вольным проявлением симпатий.
В ряде мест откровенные намеки и «хватания» («тисканье») были допустимыми в глазах общества и даже обязательными элементами У., а их отсутствие могло восприниматься девушками как трусость, слабость или невнимание со стороны кавалера. Войдя на посиделку и усевшись на колени к занятой работой избраннице, парень целовал и обнимал ее, мог запустить руку и в вырез рубахи. В Кадников — ском у. Вологодской губ. это не считалось предосудительным, но верхом неприличия признавалось положение, когда девушка сама садилась на колени к парню, обнимала его или целовала. В некоторых рязанских деревнях во время посиделочных игр, если парень и девушка выходили в сени «поговорить», то кавалер, желавший закрепить дружбу с девушкой, должен был мять и щупать ее грудь. Такие действия считались самым верным способом продемонстрировать ей внимание и почтение, в то время как несоблюдение этого правила считалось оскорбительным. Подобные обычаи были характерны и для совместных ночевок после посиделок, во время которых парни и девушки все вместе укладывались спать на полу в один ряд парочками. Повсеместно существовала и другая традиция. Например, в Скопин — ском у. Рязанской губ. парни хотя и могли выражать свои симпатии в недвусмысленных и даже нецензурных словах, но площадная ругань или вольности по отношению к девушкам резко осуждались, а парней, способных на такие поступки, девушки избегали. Еще более строгими были обычаи в Орловском у., где полагали, что девушка не должна открыто выказывать предпочтение ни одному парню, иначе на нее падало подозрение в утрате целомудрия. Там оскорбительным считался даже поцелуй, несмотря на то, что игры с поцелуями были распространены повсеместно (см. Поцелуйные игры). Если же парень поцеловал девушку, она становилась «поцалованной» и никто не брал ее замуж.
При достаточно вольном обхождении в большинстве регионов добрачные отношения молодежи считались недопустимыми. При этом вся ответственность за нарушение запрета ложилась на плечи девушки. Если замечали, что какая-либо девушка «бросается от одного на другого» или слишком далеко заходит в отношениях с парнями, она приобретала репутацию «заблудящей» и роняла свое достоинство в глазах молодежи: подруги ее сторонились, а парни над ней смеялись. Для них полюбить такую девушку было совестно перед товарищами, а жениться на ней — стыд перед родителями и зазор перед миром. Парня, «испортившего девку», обычно не принуждали жениться. Лишь в некоторых местах, например в Елатимском у. Тамбовской губ., бытовал обычай, по которому «губитель девичьей красоты» навсегда изгонялся из девичьего общества и лишался права жениться на «невинной» девушке. Для формирования подобного общественного мнения достаточно было слухов о том, что молодые люди «любились» и парень бросил девушку.
1. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала XX в. JI., 1988; 2. Боголепов А. Мезенский край // Архангельские епархиальные ведомости. 1904. № 5; 3. Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986; 4. Кораблев С. Л. Очерк нравоописательной этнографии г. Онеги Архангельской губ. М., 1853; 5. Архив РЭМ, ф. 7, on. 1, д. 152, 161, 183; ф. 10, on. 1, д. 95.
В. Холодная
X