Главная > Мужики и бабы в русской культуре > ТРЁСГКА. (ТРОСТКА, ТРОСТОЧКА)

ТРЁСГКА. (ТРОСТКА, ТРОСТОЧКА)

Деревянная или металлическая трость, использовавшаяся как средство демонстрации воз­растной состоятельности, а также удали и боевых намере­ний на гулянье.

Во второй половине XIX — начале XX в. покупные и самодельные трости были обязательным дополнением кос­тюма парня на гулянье в весенне-летние праздники. Перво­начально они появились в пригородных деревнях, их носили для престижа и из щегольства, но на рубеже веков смысло­вое значение этого атрибута костюма стало значительно бо­гаче. С одной стороны, трости оставались принадлежностью «городского» щеголя, и поэтому во многих местах, в особен­ности в южно-русских губерниях, их вытеснили вошедшие в моду зонтики, а с другой стороны, их активно использо­вали в качестве оружия в праздничных столкновениях между парнями, благодаря чему они служили символом лич­ного ухарства и молодечества.

В Псковской, Новгородской, Тверской и Вологодской обл. деревянная Т. представляла собой палку длиною в посох, или полпосоха и «чуть тоньше руки» взрослого, внешне она напоминала пастушеский посох. Для ее изго­товления в лесу выбирали ореховое, черемуховое, вересо — вое (можжевельник) дерево. Последнее, как наиболее крепкое и надежное в драке, считалось лучшим. На древ­ко, иногда очищенное от коры или закопченное до черно­ты, наносили ножом или выжигали узор: шашечки, елочки, крестики, черточки, солнышко, змея (серпантином сверху вниз). Особых регламентации в орнаменте не было, каж­дый делал узор на свой вкус, стараясь перещеголять това­рища. Оформление Т. не имело особой территориальной специфики, но между деревнями наблюдались некоторые различия.

Чаще всего парень изготовлял трость самостоятельно, но известны случаи, когда ее заказывали пастуху. Сам процесс изготовления способствовал настрою на драку, служил пси­хологической подготовкой к ней. В то же время такие его элементы, как выбор дерева, поиск его в лесу, позволяют рассматривать процесс изготовления Т. как инициационный момент, то есть добывание символа нового статуса. В пользу этого говорит сходный обычай, бытовавший у украинцев — гуцул, где парень признавался взрослым только тогда, когда становился владельцем личной трости «насжи». Вдалеке от селения он выбирал молодое деревце, на ствол которого наносил полюбившийся узор. Оно должно было простоять еще год, после чего его разрешалось срубить. Доказательст­вом соблюдения всех правил добывания «наспси» служили темные пятнышки орнамента на очищенной от коры свет­лой поверхности трости.

В Псковской обл. деревянные Т. парни использовали во время драки, но чаще «резными палочками» не дрались. И в Новгородской обл. их считали неподходящими для этого, так как их делали тонкими и легкими и носили во время гулянья для красоты и куража. Желая продемонстри­ровать удаль и серьезность намерений, парни выходили на гулянье, опираясь на Т. и помахивая ею при ходьбе. Для драк здесь делали дубинки в виде трости с наболдашником, которые не имели орнамента.

Не украшались также и трости для палочных боев. Их де­лали из мягких пород дерева с ровной и гладкой поверхно­стью, около метра длиной. Конец такой палки нередко заги­бали для удобства ношения, отчего в Вологодской губ. они получили название «клюшки», «клюки».

Металлические Т. («стальные палки», «железные трости») изготовляли из железных прутов, а в качестве исходного материала использовали «сучья» от механических грабель на колесах, которыми сгребали сено. Один конец такого прута заостряли, другой сгибали в виде ручки. В Новгородской обл. такую трость парень, член ватаги, выковывал для себя сам или просил помочь старшего, более умелого товарища. В начале XX в. они были распространены в основном в за­водских районах (Петрозаводск, Урал), в деревне их было мало, так как изготовление требовало достаточно дорогого материала, но уже в 1920—1930-е гг. на северо-западе они стали известны практически повсеместно.

Железными тростями дрались редко, чаще они служили для устрашения противника и демонстрации силы, серьезно­сти намерений. Так, в Пестовском р-не Новгородской обл., если парни входили в деревню с тростями, все знали, что они пришли подраться. Если на железную Т. не опирались, ее привязывали к ремню так, чтобы другой конец волочился по земле, скрежеща и подымая пыль, это должно было слу­жить вызовом для противника. Такие трости могли выпол­нять роль стратегического оружия: их прятали на обочине у входа в деревню и доставали, когда назревала драка или противник вынуждал ватагу отступить.

Литература:

1. Архив РЭМ, ф. 10, on. 1, д. 95, 99. Также см.: Драки.

В. Холодная

Комментировать