ТРЁСГКА. (ТРОСТКА, ТРОСТОЧКА)
Деревянная или металлическая трость, использовавшаяся как средство демонстрации возрастной состоятельности, а также удали и боевых намерений на гулянье.
Во второй половине XIX — начале XX в. покупные и самодельные трости были обязательным дополнением костюма парня на гулянье в весенне-летние праздники. Первоначально они появились в пригородных деревнях, их носили для престижа и из щегольства, но на рубеже веков смысловое значение этого атрибута костюма стало значительно богаче. С одной стороны, трости оставались принадлежностью «городского» щеголя, и поэтому во многих местах, в особенности в южно-русских губерниях, их вытеснили вошедшие в моду зонтики, а с другой стороны, их активно использовали в качестве оружия в праздничных столкновениях между парнями, благодаря чему они служили символом личного ухарства и молодечества.
В Псковской, Новгородской, Тверской и Вологодской обл. деревянная Т. представляла собой палку длиною в посох, или полпосоха и «чуть тоньше руки» взрослого, внешне она напоминала пастушеский посох. Для ее изготовления в лесу выбирали ореховое, черемуховое, вересо — вое (можжевельник) дерево. Последнее, как наиболее крепкое и надежное в драке, считалось лучшим. На древко, иногда очищенное от коры или закопченное до черноты, наносили ножом или выжигали узор: шашечки, елочки, крестики, черточки, солнышко, змея (серпантином сверху вниз). Особых регламентации в орнаменте не было, каждый делал узор на свой вкус, стараясь перещеголять товарища. Оформление Т. не имело особой территориальной специфики, но между деревнями наблюдались некоторые различия.
Чаще всего парень изготовлял трость самостоятельно, но известны случаи, когда ее заказывали пастуху. Сам процесс изготовления способствовал настрою на драку, служил психологической подготовкой к ней. В то же время такие его элементы, как выбор дерева, поиск его в лесу, позволяют рассматривать процесс изготовления Т. как инициационный момент, то есть добывание символа нового статуса. В пользу этого говорит сходный обычай, бытовавший у украинцев — гуцул, где парень признавался взрослым только тогда, когда становился владельцем личной трости «насжи». Вдалеке от селения он выбирал молодое деревце, на ствол которого наносил полюбившийся узор. Оно должно было простоять еще год, после чего его разрешалось срубить. Доказательством соблюдения всех правил добывания «наспси» служили темные пятнышки орнамента на очищенной от коры светлой поверхности трости.
В Псковской обл. деревянные Т. парни использовали во время драки, но чаще «резными палочками» не дрались. И в Новгородской обл. их считали неподходящими для этого, так как их делали тонкими и легкими и носили во время гулянья для красоты и куража. Желая продемонстрировать удаль и серьезность намерений, парни выходили на гулянье, опираясь на Т. и помахивая ею при ходьбе. Для драк здесь делали дубинки в виде трости с наболдашником, которые не имели орнамента.
Не украшались также и трости для палочных боев. Их делали из мягких пород дерева с ровной и гладкой поверхностью, около метра длиной. Конец такой палки нередко загибали для удобства ношения, отчего в Вологодской губ. они получили название «клюшки», «клюки».
Металлические Т. («стальные палки», «железные трости») изготовляли из железных прутов, а в качестве исходного материала использовали «сучья» от механических грабель на колесах, которыми сгребали сено. Один конец такого прута заостряли, другой сгибали в виде ручки. В Новгородской обл. такую трость парень, член ватаги, выковывал для себя сам или просил помочь старшего, более умелого товарища. В начале XX в. они были распространены в основном в заводских районах (Петрозаводск, Урал), в деревне их было мало, так как изготовление требовало достаточно дорогого материала, но уже в 1920—1930-е гг. на северо-западе они стали известны практически повсеместно.
Железными тростями дрались редко, чаще они служили для устрашения противника и демонстрации силы, серьезности намерений. Так, в Пестовском р-не Новгородской обл., если парни входили в деревню с тростями, все знали, что они пришли подраться. Если на железную Т. не опирались, ее привязывали к ремню так, чтобы другой конец волочился по земле, скрежеща и подымая пыль, это должно было служить вызовом для противника. Такие трости могли выполнять роль стратегического оружия: их прятали на обочине у входа в деревню и доставали, когда назревала драка или противник вынуждал ватагу отступить.
1. Архив РЭМ, ф. 10, on. 1, д. 95, 99. Также см.: Драки.
В. Холодная