Главная > Мужики и бабы в русской культуре > ТОПОР

ТОПОР

Основной плотницкий инструмент. Состоит из топорища и деревянной рукояти.

В традиционном сознании Т. наделен магическими свой­ствами благодаря таким его качествам, как «острота», «твер­дость», «крепость». Это предопределило его роль в обряде «размывании рук»: повивальная бабка помещала на колени Т., сажала на него роженицу и три раза сливала ей на руки воду. Таким способом роженице, находящейся на грани между жизнью и смертью, передавались необходимые ей для «воскрешения» твердость и крепость. Т. обладал также функцией оберега. Так, в том же обряде «размывания рук» Т. обрубали конец веника, на который вставали роженица и повитуха, что означало «попрание нечистой силы и приня­тие родившею новых сил». В Егорьев день пастух Т. очер­чивал стадо коров, затем втыкал Т. в ворота и прогонял через них стадо, чтобы скот не терялся. В погребальном обряде после выноса гроба из дома на его место клали Т., чтобы «достальные живы были». В случае смерти от холеры девушка с Т. шла впереди похоронной процессии и рубила им по земле — «рубила холеру». В родинной обрядности, чтобы новорожденного не подменила нечистая сила, под колыбель, а иногда и в саму колыбель, помещали Т. Его использовали и в лечебной практике: при лечении ради­кулита больного клали на порог и легонько касались Т. его поясницы («секли утин»), а больному горячкой Т. клали на голову. В некоторых ситуациях, при актуализации связи со сферой «иного» мира, Т. выступал классическим медиато­ром. Например, во время агонии колдуна, который мучился за свои грехи, чтобы облегчить его страдания и дать душе свободно покинуть тело, в торец крыши втыкали Т. Бытова­ло представление, что колдун для превращения в волка дол­жен перекувырнуться через воткнутый в землю Т. В родин — ном обряде использовалась мужская символика Т. Чтобы первенцем был мальчик, супруги помещали под ложе Т., кроме того, пуповину мальчика обрезали на Т. При первой стрижке волос ребенка сажали на шубу, под которую для девочки прятали веретено, а для мальчика — Т.

Литература:

1. Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточ­ных славян. JL, 1983.

Д. Баранов

Комментировать