СВЯЩЕННИК (БАТЮШКА, ПОП)
Священнослужитель приходской церкви, имевший большое значение в духовной и социальной жизни деревенского общества и выполнявший роль посредника между людьми и Божественным миром. Он оформлял и освящал «вочеловечивание», обретение качеств пола, переход в новое возрастное состояние, способствовал правильному переходу в мир «иной». Положение на границе между мирами предопределило соотнесение С. с лицами, связанными с потусторонним миром.
В иерархии деревенского общества С. занимал высокое социальное положение, пользовался почетом и уважением. При встрече с ним мужики снимали шапки, низко кланялись, просили благословения. В силу социального положения С. часто становился посредником между крестьянами и властью, мог выступать представителем их интересов и заступником. В то же время С. не противостоял крестьянству по уровню достатка и образу жизни. Одним из источников его существования также было земледелие, хотя в конце XIX в. многие С. редко сами обрабатывали приписанный к церкви надел, а нанимали крестьян, также принимали их работу в качестве добровольного пожертвования и помощи или в счет оплаты за требы. Так, за молебен в день ново- установленного заветного праздника каждый из дворов пяти деревень прихода должен был выставить своего представителя для отработки одного дня на поле С. Кроме того, используемая причтом система наймов значительно уменьшала доход, приносимый хлебопашеством. Немаловажным подспорьем к нему было штатное жалованье и так называемая руга — пожертвования прихожан в виде хлеба, шерсти, продуктов, денег и вещей, которые С. собирал самостоятельно в разное время года. Руга не имела установленных размеров и зависела от достатка крестьян, их усердия и расположенности к духовенству. В некоторых местах Курской губ. она приняла вид «коляды священнику». Крестьяне рассматривали ее как обязательную составляющую рождественских обходов дворов. Староста заходил в дом и говорил: «Батюшка в коляду приехал». Хозяин вел С. в амбар, считая своим долгом «ссыпать коляды», то есть выделить часть каждого вида зерна нового урожая. Во многих местах в Петров пост С. собирали «петровщину» в виде сметаны и яиц.
В служебные обязанности деревенского С. входило совершать службы в храме по воскресеньям, в праздничные и высокоторжественные дни (реже в будни), служить молебны в часовнях, святых местах, исполнять требы и таинства (крещение, венчание, соборование), исповедовать и причащать прихожан. На нем лежала ответственность за их духовное воспитание. Уровень нравственных представлений, грамотности, общего развития прихожан напрямую был связан с деятельностью С. Помимо проповедей в 1880-е гг. в практику вошли внебогослужебные собеседования, проводившиеся с церковной кафедры или в причтовом доме по воскресным и праздничным дням (за исключением летнего времени), а также в будние дни Великого поста. В ходе их С. обучали прихожан основным православным заповедям (десятисловию), молитвам, Символу веры, разъясняли смысл и значение отдельных моментов богослужения, а также истины веры и христианской жизни. Внушением правильных понятий о предметах вероучения, разъяснением суеверий и предрассудков С. занимались, посещая дома прихожан для исполнения треб, крещения младенца, причащения умирающего и т. п. Обязанностью С. было также преподавание закона Божьего в церковноприходской школе; обучением детей церковнославянскому чтению, русскому чтению и письму, церковному пению занимались обычно дьячки. К духовному отцу было принято обращаться за советом в случае несчастья, болезни, горя или радости.
Отношения между С. и прихожанами предполагали быть отеческими, с одной стороны, почтительными и уважительными — с другой. Наиболее часто любовь паствы к духовному отцу внушали доступность и простота в общении, внимание, ласковое и доброе отношение к нуждам и обращениям прихожан. Отмечая положительные качества С, они говорили, что к нему можно смело идти в любое время, с каждым он здоровается за руку и при встрече заговаривает первым, ходит пешком на требы к тем, кто не может прислать за ним лошадь, денег за требы не требует, служит для бедняков в долг и прощает долги. Прихожане называли его благодетелем и могли простить многие слабости. Особым расположением пользовались также те С, которые советами и конкретными делами помогали крестьянам во время болезней и в быту. С, бескорыстно исполнявший просьбы о ссуде хлебом, сеном, а иногда и деньгами, также приобретал большое уважение крестьян.
В лице таких С. реализовался народный идеал. С ними любили встречаться, беседовать, за требы не жалели прибавить копейку. Одаривая его за молебен деньгами и лепешками, хозяин приговаривал: «Одну лепешечку тебе, папаша, а другую мамашечке отдай, пущай от нас гостинчик ей будет». С ним, в особенности если он прослужил долгий срок, а начальство решало перевести его в другой приход, крестьяне не желали расставаться: «Дорогой ты наш батюшка, родной ты наш, не ходи ты от нас, не ходи; как ты нас оставишь, как мы будем с новым-то обживаться». Вспоминая умершего С, некоторые старики, а в особенности старухи, жалели, что не умерли, когда он был жив, так как только он, по их мнению, мог как следует отпеть и похоронить.
Ответственное отношение к служению, правильность и полнота исполнения службы, а также активная просветительская деятельность были важными составляющими популярности С. В отличие от этого, слабое знание службы становилось предметом шуток, а сознательное ее сокращение могло вызвать недовольство и нарекания. Например, во время пасхального молебна мужики строго следили за тем, сколько раз батюшка пропел: «Иисусе, сыне Божий». Если их было меньше двенадцати, то хозяин при расчете выговаривал С: «Ты, папаша, только деньги с нашего брата брать любишь, а сполна не вычитываешь». Причиной потери расположения могло стать и легкое (без дополнительных усилий и просьб) разрешение больному в пост есть скоромное. Несоответствие высоте церковных требований крестьяне видели в несвоевременном рождении ребенка в семье С. Бабы зорко следили за соблюдением «закона» на воздержание от половых отношений в пост, и если в беззаконии был изобличен пономарь, дьячок, дьякон, а особенно С, это считалось несмываемым позором для всей деревни. Мужики чуть ли не всем «обчеством» требовали у батюшки объяснений. «Что же это ты, батя? — укоризненно покачивая головой, спрашивали мужики. — Все-то говоришь нам „абие, абие", а у самого-то у тебя выходит одно бабие».
Другими причинами конфликтов и негативного отношения крестьян к духовному отцу становились его отстраненность, грубость и корыстолюбие. Отстраненность была характерна прежде всего для приезжих городских С, которые оценивали прихожан с канонических позиций, были слишком строги, требовали знания молитв, четкого следования церковным правилам, правильности мелодию! пения, а также беспрекословного подчинения себе как облеченным священным саном. Такие С. не одобряли народной традиции пивоварения, общинных трапез и гостевания в престольные праздники, боролись с элементами народных обычаев в ритуалах жизненного цикла, при почитании святых мест и т. п. Прихожане не желали помогать С, глядевшим на них с неизменным осуждением, не шли навстречу их просьбам, роптали и жаловались. За глаза крестьяне выражали неприязнь, заменяя привычное «батюшка» на слово «поп», произносившееся особым тоном и считавшееся оскорбительным.
Наиболее частой причиной разногласий была выдача руги в меньших размерах против оговоренной или несвоевременная уплата за требы вследствие бедности большинства домо — хозяйств в приходе. Исходя из этого, плата устанавливалась в зависимости от достатка в приходе и благосостояния каждого обращавшегося, а некоторые С. довольствовались тем, что дадут, принимали в счет уплаты продукты и отработки. В конце XIX в. плата за венчание — главный источник дохода С. — с богатых составляла 15—20 рублей, с бедняков 3—7 рублей, наиболее бедных иногда венчали даром, за Крестины и похороны платили от 20 до 50 копеек, за общий молебен в часовне каждый хозяин клал на блюдо «от своего усердия», а за частный молебен в доме на Пасху С. получал 10—20 копеек, за молебен в церкви у почитаемой иконы по 3—5 копеек с человека и т. п. Иногда духовенство жаловалось, что мужики имеют обыкновение не додавать денег, причитающихся за требы: если молебен с акафистом стоил рубль, мужик подавал только 80 копеек. С, указавший на недостачу, получал сверх того еще 10 копеек, продолжая спорить дальше — еще пятак, но полную сумму ему редко выплачивали. Поэтому некоторые С, не желая вступать в препирательства, после молебна в доме в полном облачении садились на лавку и ждали, пока отдадут все деньги сполна, а также и весь остальной «доход»: хлеб, яйца, лепешки. Столкновения могли возникать и по поводу пользования землей и угодьями.
Несмотря на имевшиеся разногласия, неприязненное отношение не носило принципиального характера, было личностным, проявлявшимся только по отношению к тем, кто не соответствовал народным представлениям о священнослужителе. Но даже в этом случае осуждать и тем более оскорблять С. считалось большим грехом и опасным поступком, грозившим неминуемыми несчастьями. Еще более вероятную кару Божию влекли действия, направленные против С. В народе рассказывали, что выигранная в суде тяжба с причтом по поводу церковной земли обернулась для победителя скорой смертью в страшных муках, а для деревни, общество которой допустило такое, разорением и запустением.
Подобные представления являются следствием посреднического статуса С, его принадлежности, подобно знахарю {колдуну), к маргинальной области культуры. Соотнесение с областью бытия Божия, царствия небесного, то есть иным пространственно-временным континуумом, обусловило наличие у С. особой «силы», благодаря которой он мог распознавать необычные жизненные ситуации и активно влиять на них. Поэтому С. санкционировал изменение социального статуса членов общины, способствовал их «вочеловечива — нию», а затем и правильному переходу в мир «иной». Он проводил молебны о даровании урожая и о прекращении эпидемий, эпизоотии и голода. Право на исповедь, причащение и назначение епитимьи делало С. в глазах народа судьей, от которого во многом зависела жизнь и посмертная судьба грешника. К наиболее почитаемым С, наделявшимся даром провидения и исцеления, обращались со всеми скорбями, приводили больных и «порченых». Если в хозяйстве болел скот, С. мог дать святой воды окропить скотину, двор и корм и отслужить молебен св. мч. Власию.
Близость С. к категории знающих людей, владеющих особой силой, определялась и тем, что для обретения статуса он должен был пройти ритуал посвящения — рукоположение в таинстве священства (хиротонии), вследствие которого наделялся особой духовной властью и тайными знаниями. О наличии этого знания свидетельствовало и оформление его смерти, отличавшееся от обычного погребения омыва — нием тела елеем. С народной точки зрения, о принадлежности к чужому миру говорили и внешние атрибуты облика С: длинная борода и волосы, особая одежда (подрясник, ряса, фелонь), использование специальных ритуальных предметов (кадило, потир, звездица и пр.). С признаком чужого связывалось и ритуальное функционирование вне освоенного пространства, например в алтаре, ассоциированном с потусторонним миром. С. приписывалась способность открывать границы между мирами в родильной обрядности: чтобы облегчить роды, С. просили открыть царские врата; сходная способность приписывалась его поясу или нитке от одежды. Другим следствием соотнесенности с потусторонним миром стали поверья о том, что встреча с лицом духовного звания, а особенно со С, отбирает удачу в предприятии или сулит несчастье в пути, а также обычай пугать попом детей. В некоторых семьях в пост детям, которые
Просили скоромного, говорили: «А вот поп тебе как отрежет ухо, да как отхлещет тебя кобыльей ногой — так будешь знать!» При этом иногда запугивали до такой степени, что они боялись идти в церковь, а у причастия отчаянно отбивались и кричали.
Соотнесению С. с маргинальной областью способствовало и то, что духовенство часто присваивало себе функции, традиционно приписываемые колдуну. Это особенно характерно для обрядов, связанных с переходными состояниями, — на свадьбе и похоронах (насылание, снятие порчи, определение даты смерти, проводы души умершего на тот свет) и было обусловленно, с одной стороны, мировоззренческим единством клира и приходской среды, а с другой — апокрифическим характером русского православия. С этим связано участие С. в ряде календарных и окказиональных обрядов, имевших внехристианское происхождение и выходивших за рамки канонических треб. Например, вырывание из земли тел самоубийц и бросание их в воду, а также обливание водой или погружение С. в водоем для вызова дождя; катание его по полю для повышения плодородия; забивание осинового кола в тело мертвого колдуна и т. п.
В традиционной культуре в С. как посреднике между мирами можно видеть функции древнерусского жреческого сословия.
1. Белобородова И. Н. Священник и колдун в русской культурной традиции: социосакральный статус и функции // Ш Конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов. М, 1999; 2. Бернштам Т. А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян. Учение и опыт Церкви в народном христианстве. СПб., 2000; 3. Быт великорусских крестьян-землепашцев. СПб., 1993. 4. Громыко М. М, Буганов А. В. О воззрениях русского народа. М., 2000; 5. Кузнецов С. В. Православный приход в России в
XIX в. // Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII—XX веках. М., 2002; 6. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1994. 7. Мелехова Г. Н. Духовенство и его роль в жизни населения Каргополья (XIX — первая треть
XX в.) // Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII—XX веках. М, 2002.
В. Холодная