Главная > Мужики и бабы в русской культуре > СВАТОВСТВО

СВАТОВСТВО

Цикл ритуальных действий, оформлявших переговоры сторон, заинтересованных в заключении брака.

Вступление в брак рассматривалось людьми как событие, требующее тщательного и всестороннего обдумывания, по­скольку муж приводил в дом не просто жену, а продолжа­тельницу рода, работницу, хозяйку, от которой будет зави­сеть благополучие и процветание семьи. Дочь же надо было отдать в семью «хорошего корня», то есть такую, что отли­чалась трудолюбием, трезвостью, добропорядочностью.

Родители парня, задумав его женить, созывали близкую родню на совет. Родня рассматривала приемлемые для семьи кандидатуры девушек, в том числе и девушку, к которой не равнодушен парень. Достоинства и недостатки каждой по­тенциальной невесты обсуждались очень обстоятельно: ста­рались выяснить, насколько она трудолюбива, добронравна, уважительна к старшим, какова ее семья и родня. Особенно важен был совет родственников в особых случаях, например если парню понравилась девушка из богатой семьи или, на­оборот, очень бедной; если девушка была круглой сиротой или парень шел в «примаки» (после женитьбы переходил в семью жены); если парня после женитьбы должны были забрать на три — шесть лет в солдаты. Будущего жениха на семейный совет обычно не приглашали, но мать или отец старались узнать его мнение о той или иной девушке, хотя оно и не всегда учитывалось при выборе невесты. Считали, что старшие в силу возраста и жизненного опыта лучше знают, какая девушка должна стать женой их сына и буду­щей хозяйкой дома. Семейный совет носил обычно сове­щательный характер, однако общее мнение родственников могло повлиять и на окончательное решение родителей.

После того как вопрос о необходимости женитьбы парня был окончательно решен, к выбранной девушке посылались сваты. Сватами становились крестные родители парня, его отец, мать или кто-нибудь из родственников. Если родители парня сомневались в положительном исходе С, то на роль

Свата приглашался человек, пользовавшийся доверием и ува­жением односельчан. Выбор сватов считался ответственным делом: «Выбирай не невесту, а сваху». От умения сватов вести разговор, расположить к себе родственников девуш­ки, достойно представить семью парня зависел исход дела: родители девушки могли принять или не принять С.

С. проводилось в воскресенье, вторник, четверг или суб­боту — в дни, считавшиеся благоприятными, и как правило в вечернее время, когда вся семья в сборе. Выезд сватов обставлялся по-праздничному: одну или две лошади запряга­ли в выездные сани, надевали на лошадей парадную сбрую. Сваты наряжались в «добрую одежду», завязывали через плечо вышитые полотенца или пояса, служившие своеобраз­ным указателем их статуса. В некоторых деревнях непре­менным атрибутом свахи была кочерга, палка или сковород­ник, небольшая рыболовная сеть, которые могли помочь ей «выгрести девку». Выход сватов из дома обставлялся различ­ными магическими действиями, которые, по народному мне­нию, должны были обеспечить благополучный исход дела. Например, в Псковской губ. мать парня ударяла выходив­ших за дверь сватов три раза поясом, приговаривая: «Не я бью, удача бьет». В Казанской губ. сваха, приехав в дом девушки, быстро находила ступу и трижды оборачивала ее вокруг себя, тогда С. будет удачным: девушку трижды обве­дут вокруг аналоя, как это положено при венчании. В Перм­ской губ. сваха, войдя в дом девушки, ударяла пяткой о порог, приговаривая: «Колотим о порог, чтобы не говорили с нами поперек». Время выхода сватов из дома и дорога, которой они добирались до дома девушки, держались в тайне от посторонних из боязни наведения на С. порчи.

Разговор между сватами, вошедшими в дом, и родителями девушки строился по схеме, утвержденной местной тради­цией. Сват произносил хорошо знакомые присутствующим формулы: «У вас товар, у нас купец»; «У вас курочка, у нас петушок, нельзя ли их загнать в один хлевушок»; «Нам нужна не рожь и не пшеница, а красная девица»; «У вас ком теста и у нас ком теста, нельзя ли их свалять в одно место».

Родители девушки благодарили сватов за оказанное их семье уважение, приглашали пройти в передний угол — парадную часть избы или в горницу, ставили на стол уго­щение. Хорошо принять сватов считалось делом чести, даже в том случае, если жених для семьи казался неподходящим. В народе говорили: «Худой жених хорошему дорогу ука­жет». Отказ сватам давался всегда в деликатной форме: «У нас товар непродажный, не поспел»; «Еще молода, надо подождать». По крестьянскому этикету считалось не совсем приличным соглашаться на свадьбу сразу в день С. Сватов просили дать время на размышление, говоря: «Дочку замуж выдать — не пирог испечь»; «Не один день ростили, чтобы враз отдать». Если парень был желанным женихом, то сва­там давали знак, что все будет хорошо: лошадей, на которых они приехали, распрягали, ставили в конюшню, кормили овсом. Имевшиеся в их распоряжении три-четыре дня семья использовала для сбора сведений о женихе и его родне, если они были им мало известны. Во многих деревнях роди­тели невесты вместе с родственниками отправлялись в дом жениха «на погляды» (сугляды, дымничанье, местоглядение). Во время этого визита они знакомились с семьей потен­циального жениха и выясняли ее имущественное положе­ние. Необходимость такого посещения объяснялась заботой крестьян о дочери, отправлявшейся в случае заключения брака в чужую семью, стремлением обеспечить ей будущее благополучие.

Прием гостей обставлялся торжественно. Их встречала вся семья и специально приглашенные ближайшие родст­венники. Гостям показывали дом, двор, скот в хлеву, зерно в амбарах, овин, гумно, угощали праздничным обедом, рас­сказывали семейные предания, старались показать себя и свою родню с благоприятной стороны, в качестве уважае­мых, честных, самодостаточных, трудолюбивых, верных де­довским традициям, верующих людей. В случае, если роди­тели будущего жениха и невесты хорошо знали друг друга, церемония носила формальный характер и являлась поводом поговорить о счастливом событии в их жизни.

Во время отъезда родители невесты, оставшиеся доволь­ными приемом и осмотром хозяйства, говорили: «Все у вас хорошо, все нам нравится, и если мы вам нужны, приез­жайте к нам». Недовольство увиденным и отказ продол­жать переговоры о свадьбе выражались словами: «Спасибо за хлеб-соль, домой пора».

Во многих деревнях после осмотра хозяйства жениха устраивались еще и смотрины невесты. Главной их целью был «показ» просватанной девушки будущему жениху и его родственникам. Это являлось обязательным в случае, если молодые люди не были знакомы до С. Однако его могли проводить и в том случае, если парень и девушка хорошо знали друг друга по молодежным гуляньям и посиделкам. На смотринах обязательно должны были присутствовать родители и родственники будущих новобрачных, мнение которых о будущей невестке считалось важным. Кроме того, во многих деревнях в смотринах участвовали парни и де­вушки, которых приглашали ближайшие подруги просватан­ной девушки: «Девицы красны, молодцы удалы, пожалуйте на смотренье к нашей невесте Матрене Васильевне».

Обряд проходил в разных местностях России более или менее одинаково. Нарядно одетую девушку выводили на середину избы, заставляя пройтись взад и вперед или не­сколько раз повернуться на месте. Родители и родственники парня, сидевшие на лавках, должны были говорить в ее адрес одобрительные слова. Мать же или отец будущего жениха, стоявшего также в центре избы, говорили своему сыну: «Любуй, любуй девушку, а после не мудруй». Затем в некоторых деревнях просватанных просили пройтись по избе несколько раз рука об руку, встать на расстелен­ную шубу, поцеловать друг друга или поклониться друг другу. В конце смотрин молодые люди и их родственники обменивались подарками в знак скрепления будущего брач­ного союза.

Все эти действия сопровождались пением девушек, ком­ментировавших события:

По городу, по городу звоны пошли; По терему, по терему дары понесли. Дарили дары душе девице. Прими дары, душа девица, На наши дары не прогневайся.

В песнях также величались будущие жених и невеста:

Ты лети, лети, каленая стрела, Выше лесу стоячего, Ниже облака ходячего. Ты убей, убей, каленая стрела, Серу утицу на синих на морях, Красну девицу в высоких теремах! Сера утица — кушанье мое, Красна девица — сужена моя, Сужена-ряжена моя.

То Михаиле песенка, То ясному соколу… Тебе песню поем, Тебе честь воздаем; Мы тебя величаем И по имени называем, Как бы белый сыр на блюде, Как бы сладкий мед в сосуде; В саду вишенье садовое, Сладко яблочко наливное.

На смотринах девушка могла высказать свое недовольст­во выбором родителей и отказаться от свадьбы. Ее отказ оформлялся в разных местностях по-разному. Так, в боль­шинстве случаев она уходила в клеть, снимала с себя на­рядную одежду и выходила к гостям в будничном платье. Однако чаще смотрины заканчивались общим пиром, на который семья парня привозила хмельные напитки, а роди­тели невесты ставили угощение. На этом сватовство завер­шалось, и родители невесты приглашали родственников же­ниха на сговор.

Литература:

1. Барсов Е. В. Свадебный обряд в Заонежье // Причитания Се­верного края, собранные Е. В. Барсовым. СПб., 1997. Т. 2; 2. Исто­рике-этнографические очерки Псковского края. Псков, 1999; 3. Ко­зырев Н. Свадебные обряды и обычаи в Островском уезде Псков­ской губернии // Живая старина, 1912. Вып. 1; 4. Макашина Т. С. Свадебный обряд // Русский Север: Этическая история и народная

Культура. XII—XX века. М., 2001; 5. Макашина Т. С. Свадебный обряд // Русские. М., 1997; 6. Морозов И. А, Слепцова И. С. и др. Рязанская традиционная культура первой половины XX века: Шац­кий этнод нале ктичес к и й словарь // Рязанский этнографический сборник. Рязань, 2001; 7. Морозов И. А., Слепцова И. С. и др. Духов­ная культура Северного Белозерья: Этнодиалектический словарь. М., 1997; 8. Обрядовая поэзия. М., 1989.

И. Шангина

Комментировать