СВАТОВСТВО
Цикл ритуальных действий, оформлявших переговоры сторон, заинтересованных в заключении брака.
Вступление в брак рассматривалось людьми как событие, требующее тщательного и всестороннего обдумывания, поскольку муж приводил в дом не просто жену, а продолжательницу рода, работницу, хозяйку, от которой будет зависеть благополучие и процветание семьи. Дочь же надо было отдать в семью «хорошего корня», то есть такую, что отличалась трудолюбием, трезвостью, добропорядочностью.
Родители парня, задумав его женить, созывали близкую родню на совет. Родня рассматривала приемлемые для семьи кандидатуры девушек, в том числе и девушку, к которой не равнодушен парень. Достоинства и недостатки каждой потенциальной невесты обсуждались очень обстоятельно: старались выяснить, насколько она трудолюбива, добронравна, уважительна к старшим, какова ее семья и родня. Особенно важен был совет родственников в особых случаях, например если парню понравилась девушка из богатой семьи или, наоборот, очень бедной; если девушка была круглой сиротой или парень шел в «примаки» (после женитьбы переходил в семью жены); если парня после женитьбы должны были забрать на три — шесть лет в солдаты. Будущего жениха на семейный совет обычно не приглашали, но мать или отец старались узнать его мнение о той или иной девушке, хотя оно и не всегда учитывалось при выборе невесты. Считали, что старшие в силу возраста и жизненного опыта лучше знают, какая девушка должна стать женой их сына и будущей хозяйкой дома. Семейный совет носил обычно совещательный характер, однако общее мнение родственников могло повлиять и на окончательное решение родителей.
После того как вопрос о необходимости женитьбы парня был окончательно решен, к выбранной девушке посылались сваты. Сватами становились крестные родители парня, его отец, мать или кто-нибудь из родственников. Если родители парня сомневались в положительном исходе С, то на роль
Свата приглашался человек, пользовавшийся доверием и уважением односельчан. Выбор сватов считался ответственным делом: «Выбирай не невесту, а сваху». От умения сватов вести разговор, расположить к себе родственников девушки, достойно представить семью парня зависел исход дела: родители девушки могли принять или не принять С.
С. проводилось в воскресенье, вторник, четверг или субботу — в дни, считавшиеся благоприятными, и как правило в вечернее время, когда вся семья в сборе. Выезд сватов обставлялся по-праздничному: одну или две лошади запрягали в выездные сани, надевали на лошадей парадную сбрую. Сваты наряжались в «добрую одежду», завязывали через плечо вышитые полотенца или пояса, служившие своеобразным указателем их статуса. В некоторых деревнях непременным атрибутом свахи была кочерга, палка или сковородник, небольшая рыболовная сеть, которые могли помочь ей «выгрести девку». Выход сватов из дома обставлялся различными магическими действиями, которые, по народному мнению, должны были обеспечить благополучный исход дела. Например, в Псковской губ. мать парня ударяла выходивших за дверь сватов три раза поясом, приговаривая: «Не я бью, удача бьет». В Казанской губ. сваха, приехав в дом девушки, быстро находила ступу и трижды оборачивала ее вокруг себя, тогда С. будет удачным: девушку трижды обведут вокруг аналоя, как это положено при венчании. В Пермской губ. сваха, войдя в дом девушки, ударяла пяткой о порог, приговаривая: «Колотим о порог, чтобы не говорили с нами поперек». Время выхода сватов из дома и дорога, которой они добирались до дома девушки, держались в тайне от посторонних из боязни наведения на С. порчи.
Разговор между сватами, вошедшими в дом, и родителями девушки строился по схеме, утвержденной местной традицией. Сват произносил хорошо знакомые присутствующим формулы: «У вас товар, у нас купец»; «У вас курочка, у нас петушок, нельзя ли их загнать в один хлевушок»; «Нам нужна не рожь и не пшеница, а красная девица»; «У вас ком теста и у нас ком теста, нельзя ли их свалять в одно место».
Родители девушки благодарили сватов за оказанное их семье уважение, приглашали пройти в передний угол — парадную часть избы или в горницу, ставили на стол угощение. Хорошо принять сватов считалось делом чести, даже в том случае, если жених для семьи казался неподходящим. В народе говорили: «Худой жених хорошему дорогу укажет». Отказ сватам давался всегда в деликатной форме: «У нас товар непродажный, не поспел»; «Еще молода, надо подождать». По крестьянскому этикету считалось не совсем приличным соглашаться на свадьбу сразу в день С. Сватов просили дать время на размышление, говоря: «Дочку замуж выдать — не пирог испечь»; «Не один день ростили, чтобы враз отдать». Если парень был желанным женихом, то сватам давали знак, что все будет хорошо: лошадей, на которых они приехали, распрягали, ставили в конюшню, кормили овсом. Имевшиеся в их распоряжении три-четыре дня семья использовала для сбора сведений о женихе и его родне, если они были им мало известны. Во многих деревнях родители невесты вместе с родственниками отправлялись в дом жениха «на погляды» (сугляды, дымничанье, местоглядение). Во время этого визита они знакомились с семьей потенциального жениха и выясняли ее имущественное положение. Необходимость такого посещения объяснялась заботой крестьян о дочери, отправлявшейся в случае заключения брака в чужую семью, стремлением обеспечить ей будущее благополучие.
Прием гостей обставлялся торжественно. Их встречала вся семья и специально приглашенные ближайшие родственники. Гостям показывали дом, двор, скот в хлеву, зерно в амбарах, овин, гумно, угощали праздничным обедом, рассказывали семейные предания, старались показать себя и свою родню с благоприятной стороны, в качестве уважаемых, честных, самодостаточных, трудолюбивых, верных дедовским традициям, верующих людей. В случае, если родители будущего жениха и невесты хорошо знали друг друга, церемония носила формальный характер и являлась поводом поговорить о счастливом событии в их жизни.
Во время отъезда родители невесты, оставшиеся довольными приемом и осмотром хозяйства, говорили: «Все у вас хорошо, все нам нравится, и если мы вам нужны, приезжайте к нам». Недовольство увиденным и отказ продолжать переговоры о свадьбе выражались словами: «Спасибо за хлеб-соль, домой пора».
Во многих деревнях после осмотра хозяйства жениха устраивались еще и смотрины невесты. Главной их целью был «показ» просватанной девушки будущему жениху и его родственникам. Это являлось обязательным в случае, если молодые люди не были знакомы до С. Однако его могли проводить и в том случае, если парень и девушка хорошо знали друг друга по молодежным гуляньям и посиделкам. На смотринах обязательно должны были присутствовать родители и родственники будущих новобрачных, мнение которых о будущей невестке считалось важным. Кроме того, во многих деревнях в смотринах участвовали парни и девушки, которых приглашали ближайшие подруги просватанной девушки: «Девицы красны, молодцы удалы, пожалуйте на смотренье к нашей невесте Матрене Васильевне».
Обряд проходил в разных местностях России более или менее одинаково. Нарядно одетую девушку выводили на середину избы, заставляя пройтись взад и вперед или несколько раз повернуться на месте. Родители и родственники парня, сидевшие на лавках, должны были говорить в ее адрес одобрительные слова. Мать же или отец будущего жениха, стоявшего также в центре избы, говорили своему сыну: «Любуй, любуй девушку, а после не мудруй». Затем в некоторых деревнях просватанных просили пройтись по избе несколько раз рука об руку, встать на расстеленную шубу, поцеловать друг друга или поклониться друг другу. В конце смотрин молодые люди и их родственники обменивались подарками в знак скрепления будущего брачного союза.
Все эти действия сопровождались пением девушек, комментировавших события:
По городу, по городу звоны пошли; По терему, по терему дары понесли. Дарили дары душе девице. Прими дары, душа девица, На наши дары не прогневайся.
В песнях также величались будущие жених и невеста:
Ты лети, лети, каленая стрела, Выше лесу стоячего, Ниже облака ходячего. Ты убей, убей, каленая стрела, Серу утицу на синих на морях, Красну девицу в высоких теремах! Сера утица — кушанье мое, Красна девица — сужена моя, Сужена-ряжена моя.
То Михаиле песенка, То ясному соколу… Тебе песню поем, Тебе честь воздаем; Мы тебя величаем И по имени называем, Как бы белый сыр на блюде, Как бы сладкий мед в сосуде; В саду вишенье садовое, Сладко яблочко наливное.
На смотринах девушка могла высказать свое недовольство выбором родителей и отказаться от свадьбы. Ее отказ оформлялся в разных местностях по-разному. Так, в большинстве случаев она уходила в клеть, снимала с себя нарядную одежду и выходила к гостям в будничном платье. Однако чаще смотрины заканчивались общим пиром, на который семья парня привозила хмельные напитки, а родители невесты ставили угощение. На этом сватовство завершалось, и родители невесты приглашали родственников жениха на сговор.
Литература:
1. Барсов Е. В. Свадебный обряд в Заонежье // Причитания Северного края, собранные Е. В. Барсовым. СПб., 1997. Т. 2; 2. Историке-этнографические очерки Псковского края. Псков, 1999; 3. Козырев Н. Свадебные обряды и обычаи в Островском уезде Псковской губернии // Живая старина, 1912. Вып. 1; 4. Макашина Т. С. Свадебный обряд // Русский Север: Этическая история и народная
Культура. XII—XX века. М., 2001; 5. Макашина Т. С. Свадебный обряд // Русские. М., 1997; 6. Морозов И. А, Слепцова И. С. и др. Рязанская традиционная культура первой половины XX века: Шацкий этнод нале ктичес к и й словарь // Рязанский этнографический сборник. Рязань, 2001; 7. Морозов И. А., Слепцова И. С. и др. Духовная культура Северного Белозерья: Этнодиалектический словарь. М., 1997; 8. Обрядовая поэзия. М., 1989.
И. Шангина