СВАДЕБНЫЙ ПИР (БОЛЬШОЙ СТОЛ, БРАЧНЫЙ/ВЕНЧАЛЬНЫЙ СТОЛ, КНЯЖИЙ СТОЛ, КРАСНЫЙ СТОЛ, СТОЛОВАНИЕ)
Трапеза, происходившая после венчания в доме родителей Жениха.
Ее участниками были жених и невеста, которых на пиру, как правило, называли «князь молодой» и «княгиня молодая», их родители, дружка, поддружья, свашки и другие свадебные чины, а также все специально приглашенные на Свадьбу родственники. Парни и девушки, участвовавшие в обрядах первого этапа свадьбы, на С. п. не приглашались. Соседи по деревне могли присутствовать в качестве «гля — делыциков», то есть зрителей. Йх набиралось очень много, обычно это были девушки и молодые женщины, которые
Располагались внутри избы у входа, а также в дверях и на улице под окнами. Дети также приходили посмотреть на свадебное пиршество. Их местом были печь и полати.
За свадебным столом жених и невеста сидели под образами, на хозяйском, почетном месте (см. Большак). Дружка, усаживая их, приговаривал: «Как голубь без голубки гнезда не вьет, так новобрачный князь без княгини на место не садится». На лавке была разостлана шуба из овчины — символ богатства и счастья: «шуба тепла и мохната — жить вам хорошо и богато». Жених сидел по правую руку от невесты, рядом с ним тысяцкий, а рядом с невестой — сваха. Родственники рассаживались на лавках в строгой последовательности родства: более близкие садились ближе к жениху или невесте. При этом мужчины занимали места со стороны тысяцкого, а женщины — со стороны свахи.
С. п. продолжался несколько часов. На столы, покрытые белой скатертью, блюда подносились попеременно, то есть сначала подавалось одно блюдо, потом другое, третье и так далее. Это перемежалось подачей хмельных напитков и квасов. Количество перемен было всегда четным, так как с четным числом связывались обычно представления о счастье и удаче. Еду и напитки выносили на свадебный стол главные чины свадьбы: дружка, тысяцкий, сваха и некоторые из поезжан, называвшиеся «хлебник», «пивник», «чашеч — ник», «ложечник», «наливашник», «стольник», «погребенщи — ца» и т. п. В деревнях Русского Севера появление на столе каждой перемены обставлялось как игровое действие. Так, дружка, поставив деревянное блюдо с едой себе на голову, подходил с молитвой к столу: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас», а потом, ставя еду, приговаривал: «Князю молодому, тысяцкому большому хлеба, соли кушать и пирожки рушить: ведь это кушаньицо славное; оно само на ложку садится и прямо в рот катится!» (7, с. 555). Сидевшие за столом перекидывались с подавальщиками шутками: «Мое тело пропотело, испить захотело», «Рюмочка- каточек, катись в мой роточек», «Хорош и квасок, коль шибает в носок». Еды и напитков полагалось готовить к свадьбе очень много. По русским представлениям, чем больше перемен, тем «славнее» стол. Последним блюдом свадебного пиршества во многих деревнях России был курник Или каравай, который торжественно делился между участниками.
Поведение на С. п. новобрачных, гостей и зрителей было различно и регламентировалось традицией. Новобрачные должны были вести себя за столом сдержанно. Им запрещалось употреблять подаваемую на общий стол пищу, участвовать во всеобщем свадебном разгуле. Миска, поставленная перед ними на стол, всегда оставалась пустой, ложки укладывались ручками к центру стола или связывались красной ленточкой, а чарки переворачивались вверх дном. Во время пиршества новобрачные не имели права переговариваться, шутить друг с другом или с гостями, смеяться, петь, пускаться в пляс. Им полагалось молча сидеть за столом, вслушиваясь в раздававшиеся в их адрес величания, принимать остроты подгулявших гостей, часто двусмысленные, а также выполнять все положенные им ритуальные действия. Такое поведение «князя молодого» и «княгини молодой» на собственной свадьбе было обусловлено представлениями христианской церкви об аскетизме венчального дня (см. Венчание). По православному вероучению принятие любого из семи таинств, в том числе и таинства брака, требовало от человека нравственного и физического очищения, включавшего в себя не только молитву, исповедь, но и отказ от еды, хмельных напитков, всевозможных развлечений. Кроме того, отказ жениха и невесты от публичного принятия пищи на свадьбе, от участия в общем веселье объяснялся переходным статусом новобрачных. По русским представлениям молодые люди, даже обвенчанные в храме, не считались полноценными супругами до тех пор, пока не пройдут через первую брачную ночь. В соответствии с этим они не могли быть приняты в круг женатых и замужних участников С. п., пить с ним, есть и веселиться.
Поведение же приглашенных взрослых родственников носило зачастую характер разнузданного веселья. Все христианские запреты снимались: гости много ели, пили, смеялись, плясали, отпускали скабрезные шуточки, исполняли песни эротического содержания:
Стой ты, парень, не валяй, сарафана не марай, Сарафан мой синий, сама, девка, скину, Сама, девка, скину под себя подкину, Руки, ноги разложу, дороженьку покажу!
«Гляделыцики» также вносили свою лепту в свадебное веселье. Они величали жениха, невесту, всех свадебников, старались развлечь их, получить от гостей пироги, пиво, деньги. Величальные песни исполняли обычно девушки и молодицы из деревни жениха:
Молоду князю песенку С молодой княгиней: Молод князь Иван-сударь, Беленький Николаевич, Княгиня свет Марьюшка, Белая Ивановна. Бог их свел, Бог их свел За единый стол, Бог им велел, Бог им велел Одну соль-хлеб кушать, Бог им велел, Бог им велел Одну речь говорить.
Гости одаривали их деньгами, пирогами, пивом, благодарили за уважение. В некоторых деревнях Вологодской, Костромской, Тверской губ. девушки разыгрывали для гостей небольшой спектакль. Они делали из платка «зайчика» и бросали его с подноса гостю: кто «зайчика» поймает, тому величальная песня и счастье, он же, в свою очередь, должен был одарить девушек деньгами. В некоторых деревнях Вологодской губ. девушки ставили на стол перед тысяцким и женихом игрушечного коня, украшенного брошками, цепочками, кольцами, крестами, приговаривая: «Здравствуй, господин тысяцкий, князь молодой и княгиня молодая, весь поезд честной — гостеньки и гостейки! Извольте полюбовацца красой молодецкой (имя жениха), добрым конем и ево украшеньем. Извольте оценить, окупить и нам обратно воротить. Сегодня — день не середа; хоть за чесь так надо рубликов шесь, а и восемь — так назад не збросим. Денежки надо на орешки, а девушкам на потешки» (7, с. 556). Гости выкупали у девушек коня — молодого новобрачного. Угощения просили и дети, сидевшие на печи и полатях: «Сваха-ломаха, не дашь пирога — молодуха плоха». Девочки приносили куклу и, поставив ее на стол перед женихом и тысяцким, выкрикивали прибаутки: «Извините на том, что я в платье худом, в доме есть казачок, изорванный бочок» (7, с. 556).
На С. п. проводились также ритуальные действия, которые должны были утвердить переход девушки в новую семью, скрепить брачные отношения между женихом и невестой, объединить родственников со стороны жениха и невесты в единый родственный союз. Обрядовые действия, направленные на включение новобрачной в новую семью, проводились на протяжении всего С. п. Перед его началом она просила у родителей жениха благословения сесть за стол, а также разрешения называть свекра и свекровь батюшкой и матушкой, деверя — братцем, а золовку — сестрицей. Затем подносила свекрови платок или шаль со словами: «На, матушка, шаль — то моя, а я — то твоя». На что свекровь отвечала: «Моя, моя доченька!» По всей России обязательным для С. п. был обряд «вскрывания молодой», то есть сбрасывание с новобрачной платка, покрывавшего ее лицо. Это обрядовое действие осмыслялось как представление молодой невестки родне и как знак ее включения в родственный круг. Обычно этот ритуал проходил по-разному, но его главным действующим лицом почти всегда был отец жениха, реже — мать. Например, в Вологодской губ. свекор клал на голову снохи, покрытую четырехугольным платком, каравай, затем закидывал четыре платочных угла и снимал с головы. Сверток с караваем убирал на полку. В Архангельской губ. отец жениха брал кусок хлеба и рукой, держащей хлеб, снимал с головы снохи покрывало со словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». После этого хлеб клал на стол, а покрывало на левое плечо своего сына, целовал сына и сноху, а за ним молодых целовала вся родня. В Тверской губ. все родственники после «вскрытия молодой» кричали: «Хороша молодая, красива молодая!» В некоторых деревнях этот обряд сопровождался заклятием на любовь молодой к своему мужу: «Как хмель кругом тычины вьется, так бы и невестка кругом своего мужа вилась». В Олонецкой губ. дружка просил снять с невесты покрывало так: «Батюшка родной и матушка родная, умели вы сына повырастать и поженить, взять новобрачную княгиню; благословите с княгини покрывало снять, в добрые люди князя показать» (3, с. 493).
«Скрепление» брака имело также и другие ритуальные формы. В некоторых северных деревнях перед началом пира дружка или вежливец (колдун) подавали новобрачным саламат — овсяную кашу с рублеными яйцами и маслом, который они должны были есть одной ложкой по очереди. Дружка в это время произносил заговор «на любовь». После нескольких ложек кринку подбрасывали вверх, разбивая на части о матицу — потолочную балку. Считалось, что этим актом дружка скрепляет любовь молодых и сообщает всем присутствующим, что невеста «честная», то есть не утратила Девственности.
Союз молодоженов, а также всей родни, присутствующей на свадьбе, скреплялся обычно и поцелуями. Гости призывали молодых целоваться, чтобы между ними крепли «любовь и согласие». Свою просьбу гости передавали при помощи различного рода шуток, уловок. В чарку с пивом кто-либо из мужчин клал деньги, пробовал пиво и говорил жениху: «Горько, нельзя ли посластить?» В ответ на это новобрачный говорил: «Ну, покажи!» Мужчина вызывал свою жену, целовал ее, а жених и невеста повторяли за ними. Попросить молодых поцеловаться можно было и иначе. В Новгородской губ. новобрачным говорили: «Пала муха о четыре уха» или: «Ой, ой, погли чё попало-то, четыре уха да два брюха!» После этого молодые должны были поцеловаться, держа друг друга за уши. Мужчины и женщины, сидевшие за брачным столом, целовались, выражая тем самым свою приязнь друг к другу, утверждая равенство всех сидящих за столом, а также показывая, «по какой дорожке» следует идти молодым в браке.
Породнение новобрачной с родственниками мужа во время пира происходило благодаря подаркам, которые она им раздавала. Обрядовым действием руководил дружка. Он ставил новобрачных около печи (в сакральное место дома) и призывал подойти к ним того или иного родственника: «Час-перечас, призамолкните на час, красны девицы и молодые молодицы, пирожные мастерицы, душечны погуб — ницы! Есть ли в сём доме живущем батюшко родной и матушка родная (по изочеству), и буде нет в доме — приведите, если спят — побудите, к княжому столу приведите» (3, с. 494). Вызываемый подходил, кланялся новобрачной, она кланялась в ответ и передавала подарок: полотенце, ширинку, платок, рубаху, а ее муж — чарку с пивом. Человек, получивший дар, благодарил ее такими словами: «Даровица хороша, а молодиця лицо лучше тово», хвалил ее мастерст-
Во: «Пряха и ткаха, шелковиця и полотниця. Не по бору, видно, ходила, не шишки собирала, а в тереме сидела, шев — кам шила, мишурой наводила и нам подарила» (7, с. 554).
Первая половина С. п. заканчивалась торжественными проводами молодоженов на брачную постель. В шествии участвовали дружка, отгонявший заговорами, молитвой и кнутом нечистую силу, две свашки с горящими свечами в руках, чтобы «светел» был жизненный путь брачной пары, и все свадебные гости, желавшие проводить молодых «к новой жизни». Девушки провожали молодых песнями:
Фетисушка скажет: «Спать хочу».
Агафьюшка молвит: «И я с тобой».
Фетисушка скажет: «Кровать тесна».
Агафьюшка молвит: «Будет с нас».
Фетисушка скажет: «Одеяло холодно».
Агафьюшка молвит: «Будет тепло».
Фетисушка скажет: «Зголовья низки».
Агафьюшка молвит: «Будут высоки».
Проводы молодых и укладывание их на постель сопровождались множеством обрядов (см. Брачная ночь). Далее все возвращались в избу, и пир возобновлялся с новой силой, принимая все более и более разгульный характер.
Литература:
1. Аргудяева Ю. В. Крестьянская семья у восточных славян на юге Дальнего Востока России (50-е годы XIX в. — начало XX в.). М., 1997; 2. Балашов Д. М, Марченко Ю. М., Калмыкова Н. И. Русская свадьба. М, 1985; 3. Барсов Е. В. Свадебный обряд в Заонежье // Причитания Северного края, собранные Е. В. Барсовым. СПб., 1997, Т. 2; 4. Добровольский В. Н. Свадебный обряд в Калужской губернии // Живая старина. 1902. Вып. 2; 5. Зорин Н. В. Русский свадебный ритуал. М., 2001; 6. Иваницкий Н. А. Материалы по этнографии Вологодской губернии // Известия ОЛЕАЭМ. 1890. Т. 69 (Труды Этнографического отдела. Т. 2); 7. Макашина Т. С. Свадебный обряд // Русский Север: Этическая история и народная культура. XII—XX века. М., 2001; 8. Макашина Т. С. Свадебный обряд // Русские. М., 1997; 9. Обрядовая поэзия. М., 1989; 10. Русский эротический фольклор / Сост. и науч. ред. А. Топоркова. М, 1995.
И. Шангина