СВАДЕБНЫЕ ЧИНЫ
Персонажи свадьбы.
Свадебный ритуал, представлявший собой развернутое драматизированное действие, имел постоянный состав действующих лиц, поведение которых строго регламентировалось общерусской и местной традицией. Каждый из его участников имел свое название, которое иногда менялось по ходу действия (например, девица — невеста — княгиня — Молодуха; парень — жених — князь молодой — молодой; крестный отец — тысяцкий — посаженный отец), мог отличаться особой одеждой или каким-либо дополнительным ритуальным элементом. Роль каждого персонажа в сценарии свадьбы была строго определена, а их речи представляли собой или точные формулы, передававшиеся из поколения
|
Свадебные чины
В поколение, или импровизации на тему, разыгрывавшуюся в том или ином обряде свадьбы.
Главными персонажами, вокруг которых развивалось все свадебное действо, были жених и невеста. Однако их роль на протяжении всей свадьбы была в достаточной степени пассивной. Они лишь исполняли то, что требовал от них обычай. Жених давал родителям согласие на вступление в брак, регулярно посещал с подарками невесту и ее подруг, принимал подруг невесты у себя в доме, катал их на санях, одаривал родственников невесты, выражал расположение к невесте и демонстрировал свою мужскую власть над ней. В день венчания приглашал родственников на свадьбу, ехал за невестой и ритуально выкупал ее у брата или девушек. При этом многие обряды, необходимые для развития свадебного действия, выполнялись за него другими С. ч. Наименование «жених» парень сохранял вплоть до венчания, на Свадебном пиру его называли «князем молодым», а после Брачной ночи — «молодым», «молодиком», «новоженом», «новобрачным». Отличительными знаками жениха были искусственный цветок (букетик) на головном уборе или груди, платок (полотенце) на плечах, а также ширинка, приколотая к шляпе.
Невеста имела более разнообразный круг утилитарных и обрядовых функций. В предсвадебный период она заготавливала приданое и дары для жениха, его родителей и участников свадьбы, вручала им подарки. Проводила обряды прощания с девичеством, с родным домом и деревней, совершала ряд обрядовых действий, направленных на вступление в семью мужа. Невеста должна была выказывать покорность родителям, благодарность за то, что они ее воспитали, вспоили и вскормили, оплакивать в специальных причитаниях расставание с девичеством, выражать свое нежелание разлучаться с девичьей волей, а поэтому проявлять нерасположение к жениху. Ритуальное горе невесты достигало кульминации к моменту венчания, а затем шло на убыль. После брачной ночи ей необходимо было понравиться свекру, свекрови и всей родне мужа, показать себя хозяйственной и расторопной, послушной женой и невесткой. Название «невеста» (сго — воренка, испрошельница, запорученная, просватанная) девушка утрачивала после венчания, получая взамен звание «княгиня молодая», а после брачной ночи — «молодуха», «молодка», «молодушка», «новобрачная». В течение свадьбы невеста несколько раз меняла свой костюм: от «печального», то есть траурного, темного, на первом этапе свадьбы до яркого и пышного после брачной ночи (см. Скрута невесты).
Напротив, активными участниками свадьбы были родители жениха и невесты, которые в ходе свадебного ритуала принимали решения и воплощали их в жизнь. Особую активность проявляли родители жениха. Они были инициаторами женитьбы сына, выбирали невесту, засылали сватов, старались убедить родителей невесты в хозяйственной состоятельности и добропорядочности своей семьи, решали множество хозяйственных дел, связанных с организацией свадьбы и приемом гостей. При этом роли отца и матери жениха на свадьбе были различными. Отец проявлял свою энергию на первом этапе свадьбы, когда решались хозяйственные вопросы: он определял размер «кладки», показывал свой дом и хозяйство родителям невесты (см. Сватовство), Вел переговоры с отцом невесты, «бил по рукам» (см. Сговор), то есть принимал окончательное решение, договаривался со священником о дне оглашения брака и венчании. На втором и третьем этапе свадьбы отцу жениха отводилась пассивная роль. Он вместе с женой встречал жениха и невесту после венчания (см. Свадебный поезд), а на свадебном пиру проводил ритуал «вскрывания молодой», снимая закрывавший ее в течение свадьбы платок. Разнообразной была деятельность матери жениха: она подыскивала сыну невесту, принимала участие в сватовстве, играла активную роль во время смотрин невесты (см. Сватовство), поддерживала постоянную связь с домом невесты и с самой невестой, готовила подарки для нее, после венчания провожала молодых в брачную комнату, объявляла утром о «честности невесты» (см. Девственность), совершала обряды, означающие прием молодой женщины в семью, организовывала все свадебные застолья.
Родители невесты выполняли следующие функции: давали согласие на брак дочери, решали вопрос о приданом, дарах жениху и его родственникам, благословляли дочь во время сговора и перед отъездом в церковь. Отец в венчальное утро передавал невесту жениху или, как говорили крестьяне, «сдавал с рук на руки». Обрядовые функции матери были более широкими, чем отца. Мать встречала жениха и поезжан (см. Свадебный поезд), кормила жениха яичницей перед брачной ночью, принимала похвалу за «честность дочери», организовывала застолье во время «хлибин», принимала зятя с невесткой на Масленице.
Активной фигурой свадебных действий признавали также Дружку (дружко). Он был главным распорядителем свадьбы со стороны жениха и его семьи, следил за тем, чтобы выполнялись все необходимые обряды, осуществлял посредничество между семьями жениха и невесты, сопровождал жениха во время посещений невесты, в некоторых ситуациях мог заменить жениха, кроме того, веселил свадьбу, осуществлял магическую защиту жениха, невесты и всех участников свадьбы от порчи и дурного глаза. Во время венчания дружка держал над женихом брачный венец. Символом дружки служило полотенце, повязанное через правое плечо, а также ширинка, прикрепленная к шапке, и бант на рукаве. Дружка мог иметь одного или двух помощников — поддружьев, которые выполняли все его распоряжения (см. Дружка).
Почетным участником свадьбы считался тысяцкий. Этот чин предоставлялся обычно крестному отцу жениха, который выступал как представитель семейно-родового коллектива, покровитель и наставник своего крестника. Во время поездки за невестой и при венчании он заменял жениху отца, который, согласно существовавшим брачным нормам, не мог присутствовать на венчании. Тысяцкий вместе с дружкой обходил свадебный поезд, чтобы защитить его от порчи, ехал с женихом в одних санях, сидя по правую руку от него, и вез в церковь икону, которой благословляли жениха перед отъездом. На свадебном пиру его считали почетным гостем, и вместе с тем он угощал с дружкой гостей вином, собирал дары в пользу молодых. Присутствовавшие на свадебном пиру девушки величали тысяцкого в песнях, называли его «славный тысяцкий бохатый», «большой честной человек», прославляя его родовитость, богатство и ум. Помощник тысяцкого назывался «старший боярин».
Необходимыми участницами свадьбы были также две свашки (свахи): одна со стороны жениха, другая со стороны невесты. Обычно эту роль выполняли крестные матери вступавших в брак молодых людей. Особенно заметную роль играла свашка невесты, которая выступала в роли наставницы невесты и отвечала за «правильность» ее поведения на свадьбе. Свашка присутствовала фактически на всех обрядах, проводившихся в доме невесты в предсвадебный период, зачастую руководила причетами невесты, сопровождала ее в церковь, вместе со свашкой жениха «окручивала по-бабьи» невесту после венчания (см. Окручивание молодой), помогала застилать брачную постель молодых, участвовала в церемонии отправления жениха и невесты в брачную комнату и их пробуждении. Функции свашки жениха были менее выразительные. Она могла участвовать в выборе невесты для парня, в сватовстве, следила за выполнением всех положенных ритуалов, проверяла девственность новобрачной, сообщала о «честности» молодухи всему селу.
Кроме названных действующих лиц на свадьбе присутствовали и другие чины, функции которых определялись менее четко. Так, со стороны невесты в свадьбе участвовала дружка (любезная, воля, думница), которая олицетворяла девичью волю, руководила подготовкой бани невесты, отдавала «красоту» и т. п. На свадьбе мог находиться колдун (вежливец, ворожец, сторож, опасный), охранявший вместе с дружкой свадьбу от порчи; провожатый, то есть тот, кто вел невесту в баню; плакальщицы (выльницы, плачеи) помогавшие невесте причитать, каравайницы (пирожницы), выпекавшие свадебный каравай, стряпухи (поварницы), готовившие свадебную пищу, позыватые, то есть те, кто ходил звать на свадьбу, перевозчицы — девушки, перевозившие приданое невесты в дом мужа.
Активными действующими лицами свадебного ритуала были родственники с обеих сторон. Они участвовали во многих обрядах, присутствовали в свадебном застолье, обменивались подарками, одаривали молодых и их родителей.
Особые группы участников свадьбы составляли подруги невесты и друзья жениха, которые санкционировали переход девушки и парня из категории холостой молодежи в группу женатых мужчин и женщин. На подруг невесты, называвшихся почти повсюду «боярки», ложилась большая обрядовая нагрузка. Они включались, как правило, в свадебный ритуал сразу же после сговора и должны были в первую очередь оповестить всех о предстоящем вступлении подруги в брак. В течение предсвадебного этапа их деятельность была очень активной Они помогали невесте шить приданое и готовить дары для жениха и его родни, поддерживали контакты с женихом и его друзьями, приготавливали для нее «девичью красоту», участвовали во всех обрядах «прощания с красотой», сопровождали невесту в баню. Во время собственно свадьбы, то есть на втором этапе свадебного ритуала, активность девушек несколько снижалась. Они одевали невесту в венчальное утро, встречали свадебный поезд жениха, провожали невесту и жениха в церковь, перевозили приданое в дом жениха. Ряд их действий на этих двух этапах свадебного ритуала носил характер некоторого противодействия жениху и самому браку их подруги Они препятствовали въезду жениха и поезжан на двор, запирая ворота, не пускали на крыльцо, прятали невесту от жениха, корили его за то, что забирает их подругу в «чужую дальнюю сторону». На последнем этапе свадьбы девушки были участницами вечеринок, застолий, катаний на лошадях, которые устраивали им Молодожены в благодарность за участие в свадебном ритуале. Все действия девушек сопровождались пением специальных свадебных песен, репертуар которых был очень богат и разнообразен. В песнях величались жених, невеста, их родители, поезжане и другие участники свадебных торжеств.
Роль парней — друзей и сверстников жениха — была менее значительна. Они сопровождали жениха во время его посещений дома невесты, принимали участие в прощальном пире, устраивавшемся женихом накануне венчания.
1. Богословский П. С. К номенклатуре, топографии и хронологии свадебных чинов // Пермский краеведческий сборник. Кружок по изучению Северного края при Пермском университете. Пермь, 1927. Вып. 3; 2. Тура А. В. Поэтическая терминология действующих лиц северно-русского свадебного обряда // Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. JL, 1974; 3. Тура А. В. О роли дружки в северно-русском свадебном обряде // Проблемы славянской этнографии (к 100-летию со дня рождения члена-корреспон — дента АН СССР Д. К Зеленина). Л., 1979; 4. Зорин Н. В. Русский свадебный ритуал. М„ 2001; 5. Макашина Т. С. Свадебный обряд // Русские. М., 1997; 6. Макашина Т. С. Свадебный обряд // Русский Север: Этническая история и народная культура. XII—XX века. М., 2002.
И. Шангина