СВАДЬБА
Комплекс обрядовых действий, направленных на заключение брака и создание семьи.
Свадебный ритуал состоял из трех этапов: предсвадебного, собственно С. и послесвадебного. Предсвадебный этап включал в себя сватовство, сговор, девичник, молодешник. Это обряды, во время которых решались вопросы, связанные с подготовкой С, выстраивались экономические отношения между желающими породниться семьями, утверждалось окончательное решение о С. и, кроме того, постепенно начинался процесс перерождения девушки и парня в категорию взрослых, находящихся в браке людей. Продолжительность этого этапа могла быть различной (от десяти дней до двух месяцев) и зависела от времени сватовства и времени венчания, а также материальной готовности семей к С. В течение всего предсвадебного периода, а особенно после сговора, в семьях жениха и невесты шли хозяйственные приготовления к С. Невеста и ее родственники были заняты подготовкой приданого и подарков для жениха и его родни. Родители жениха — приготовлениями к главному застолью: Свадебному пиру в их доме.
Второй этап, собственно С, состоял из обрядов, которые начинались в день венчания и заканчивались через три дня. Он включал в себя обряды венчального утра, выезд жениха за невестой (свадебный поезд), венчание, свадебный пир, Брачную ночь, пир второго и третьего дня С. Эти обряды являлись формой правового и физического скрепления брака, а также способом включения молодоженов в новую социо — возрастную категорию, в том числе средством единения молодой женщины с новой семейно-родственной группой, и средством единения семей.
Третий этап, завершавший С, объединял обряды, в ходе которых новобрачные утверждались в своем новом статусе Мужа и жены, а их семьи в статусе свойственников. Главными среди них были хлибины, а также обряды, выходившие
За рамки собственно свадебного ритуала, но к нему примыкавшие, прежде всего чествования молодоженов (см. Молодожены).
Перечисленные обряды свадебного ритуала считались обязательными. Они формировали каждую С, должны были следовать друг за другом в порядке, определенном традицией. Исключение хотя бы одного из них или изменение последовательности свадебного ритуала воспринималось как нарушение «правильного» пути брака, как незавершенность события и поэтому указывало на его несостоятельность. Наряду с этим во время С. проводилось множество действий, утвержденных традицией, но необязательных к исполнению, так называемых факультативных. Они могли, в зависимости от обстоятельств жизни семей, дети которых вступали в брак, исполняться или отсутствовать. По народному мнению, их неисполнение никак не могло повлиять на конечный результат — заключение брачных отношений. К такого рода обрядам относились например, смотрины невесты, погляды (см. Сватовство), посещение невестой посиделки (см. Девичник), встреча невестой поезда жениха за околицей деревни, укрывание невесты от жениха в венчальное утро, проверка девственности невесты путем сажания на квашню и т. д.
Свадебный ритуал на всей территории расселения русского народа строился по одной схеме и включал в себя в обязательном порядке все основные обряды. Их названия в локальных традициях могли быть различны, но содержание, внутренний смысл и основные действия участников оставались одинаковыми для всех русских. В то же время он характеризовался большой вариативностью. Особенно это заметно при сопоставлении свадебных обрядов северно-рус — ских губерний Европейской России и южно-русских. Так, для С. крестьян Воронежской, Орловской, Курской, Тамбовской и других южно-русских губерний был характерен так называемый каравайный обряд, который занимал значительное место в ритуалах предсвадебного и собственно свадебного этапа. В то же время на Русском Севере хлеб хотя и использовался в отдельных эпизодах С. в качестве важного атрибута, но действия с ним не переросли, как это произошло на юге, в самостоятельный обряд. В деревнях северной России большое развитие получил банный обряд (см. Баня невесты), почти неизвестный в южно-русских селах. Для северно-русской С. были характерны: прощальные разъезды невесты по родным, разработанная форма девичника, причитания невесты, которые сопровождали все обряды предсвадебного этапа, действия, совершаемые с косой невесты (см. Расплетание косы). В южно-русской С. все это хотя и имело место, но не было столь ярко выражено.
Вариативность свадебного ритуала была заметна не только в пределах двух основных историко-этнографических областей, населенных русскими, с ней можно было столкнуться не только в границах нескольких губерний или даже одной, это явление наблюдалось и в пределах одного уезда. Н. Четверухин, автор очерка о быте жителей Кадников — ского у. Вологодской губ., писал в 1860-е гг., что «свадебные обыкновения… в каждой почти волости бывают более или менее различны <…> Тут поются те причоты и соблюдаются те обряды, которых там не бывает, или заменяются они другими» (9, с. 473). Локальное своеобразие свадебному ритуалу придавалось за счет факультативных обрядовых действий, тогда как основа его оставалась общей для всех русских. Недаром тот же Н. Четверухин, удивляясь различиям С. в разных деревнях одного уезда, утверждал в то же время: «Но все-таки общий состав свадебной церемонии везде одинаков, везде главные свадебные обряды и причоты сходны между собой» (9, с. 473).
Впечатление локального многообразия свадебного ритуала создавалось и благодаря многообразию терминов, которые использовались для обозначения одного и того же обрядового действия, мелких эпизодов свадьбы, главных и второстепенных действующих лиц, материальных атрибутов, пищи, то есть всего того, что связано с брачной церемонией.
Русская С, в том виде, в котором она существовала в XIX в., производила впечатление яркого, насыщенного обрядностью зрелища. Она представляла собой своеобразный многоактный спектакль со своими главными и второстепенными действующими лицами, насыщенный драматургией, фольклорными текстами. Происходила в присутствии зрителей — населения той деревни, где праздновалась С, могла одобряться общественным мнением или, наоборот, вызывала недовольство собравшихся. С. была одновременно радостной и печальной, голосистой и торжественно молчаливой. Печалью был окрашен начальный период С, когда невеста готовилась к превращению в замужнюю женщину, то есть своему переходу в иную социовозрастную категорию, что на мифологическом уровне рассматривалось как своего рода умирание девичьей души. Период всеобщей радости начинался с кульминационной точки свадьбы: венчания в храме, происходившего в обстановке особой торжественности. Радость и ликование усиливались после брачной ночи, когда, по народным представлениям, заканчивался переходный период и рождались женщина и мужчина — молодой и молодуха.
Органично в свадебное действие включался разножанровый фольклор, он придавал обрядам многоголосный эмоциональный характер. В ходе С. исполнялись специальные свадебные песни, причитания, произносились разнообразные словесные формулы, рифмованные речения, стереотипные или импровизационные. Фольклорные тексты имели определенное обрядовое назначение и были четко закреплены за Свадебными чинами или их группами. Наибольшей словесной активностью отличались сваты, дружка, невеста, которая на протяжении всего предсвадебного периода произносила немало причитаний речитативного характера, а также девушки — подруги невесты, которые играли роль хора, вступали с невестой в диалог, величали или корили в особых песнях жениха, невесту, всех участников С.
Русский свадебный ритуал строился на религиозно-мифо- логической основе. Она представляла собой сложную контаминацию мифологических представлений древности с идеями христианской религии. Венчание в храме, рассматривавшееся народом как великое таинство неразрывного соединения молодых людей перед лицом Бога, не препятствовало проведению чисто языческого обряда «сводов» молодых, то есть их связыванию полотенцем «на веки вечные, на годы долгие» около печи — ритуального языческого центра дома. Христианский мотив получения у родителей благословения на брак сочетался с обращением разрешить брак ко всем давно умершим предкам семьи: «дедам», «родителям». Свадебные церемонии обязательно включали в себя обряды магической защиты всех действующих лиц, и прежде всего невесты и жениха, от порчи, а также обряды, нацеленные на обеспечение будущего потомства. Большая часть обрядов, как оберегающих, так и продуцирующих, носила ярко выраженный языческий характер. В то же время люди не отказывались и от помощи христианского Бога, Божьей Матери и святых угодников: читали православные молитвы, включали их имена в тексты старинных заговоров, произносимых дружкой, и в причитания невесты, использовали как защитные средства ладан, крест, святую воду.
Свадебный ритуал, известный нам в основном по материалам XIX — первой четверти XX в., сложился, как предполагают ученые, к XVI в. на базе общеславянского свадебного обряда. В письменных источниках этого времени дается краткое описание С. с употреблением привычных терминов: С, венчание, жених, невеста, сваты. Сохранились также старинные миниатюры и рисунки, на которых изображены свадебные пиры и брачные обряды. В XVI в., судя по отображению княжеских брачных церемоний: С. дочери Ивана Ш с князем В. Холмским в 1500 г., великого князя Московского Василия III и Елены Глинской в 1526 г., князя Андрея и Ефросиньи в 1533 г. и др., уже наметились основные этапы свадебного ритуала, определилась номенклатура свадебных чинов и их функции, сложилась терминология обряда, появилась особая свадебная одежда, пища, атрибутика, свадебный фольклор. В XVII в. народный свадебный обряд был уже бытовой нормой. Все делалось, по словам летописцев, «как иста — ри уряжено», «по старому обычаю», «как прежде велось».
Литература:
1. Бернштан Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала XX в. Л., 1988; 2. Бернштам Т. А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян. Учение и опыт церкви в народном христианстве. СПб., 2000; 3. Зорин Н. В. Русский свадебный ритуал М., 2001; 4. Кагаров К Г. Состав и проис-
Хождение свадебной обрядности // Сб. МАЗ. JL, 1929. Т. 8; 5. Костомаров Н. И. Очерки домашней жизни и нравов русского народа в XVI и XVII столетиях М., 1992; 6. Котошихин Г. О России в царствование Алексея Михайловича. СПб., 1840; 7. Лещенко В. 10. Семья и русское православие (XI—XIX вв.). СПб., 1999; 8. Логинов К К Семейные обряды и верования русских Заонежья. Петрозаводск, 1993; 9. Макашина Т. С. Свадебный обряд // Русский Север: Этическая история и народная культура. XII—XX века. М., 2002; 10. Макашина Т. С. Свадебный обряд // Русские. М., 1997;
11. Рабинович М. Г. Очерки этнографии русского феодального города. Горожане, их общественный и домашний быт. М., 1978;
12. Сумцов Н. Ф. О свадебных обрядах, преимущественно русских. Харьков, 1861; 13. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987.
И. Шангина