СТРЯПУХА (СТРЯПКА, ПОВАРУШЕЧКА, КУХАРКА)
Взрослая замужняя женщина, хозяйка, обладающая особым статусом в обрядах жизненного цикла.
С. в домашнем обиходе была хозяйка, а в обрядах жизненного цикла в С. приглашали постороннюю женщину. Сама хозяйка дома в свадебных, похоронных или родильных обрядах не могла выступать в роли С., так как в процессе обряда она находилась в переходном состоянии, например Мать, женившая сына, становилась свекровью, ее статус менялся. Переход из одной социальной роли в другую предполагал временное умирание и, как следствие, недееспособность, с последующим возрождением в новом статусе. Так, родители молодых на свадьбе сидели за столом, а гостей потчевали родственники. В этом случае актуальной становилась роль приглашенной С, руководившей в доме жениха
Стряпуха |
Приготовлением свадебного пира. Ею могла быть замужняя женщина, лет сорока, в этом возрасте женщины в русской деревне уже обладали всеми навыками в приготовлении пищи (см. Болъшуха). Мать невесты никогда сама не пекла свадебного каравая. В Рязанской губ. при изготовлении «ситного» (свадебного) каравая муку в дежу (квашню) совком ссыпали все свахи. Кроме того, выпекать каравай имели право только замужние женщины, живущие в первом браке и в семейном согласии, потому что участницы «замешивания каравая» должны были в этом обряде обеспечить благополучие будущей семьи. Приглашенные женщины в процессе замешивания и приготовления свадебного каравая олицетворяли собой составную счастливую долю для молодых. Свою долю каравая молодые получали в заключении свадебного обеда. В Зарайском у. Рязанской губ. этот обряд происходил таким образом: в конце свадебного обеда С. ставила поднос с караваем перед молодыми, его разрезали на четыре части. Две доли предназначались родителям молодых, третья — дружке, четвертая — С, чью долю мать молодого покрывала подарком — ситцем для фартука. Среди деталей женской одежды фартук считался символом женских обязанностей. Провожали С. с песнями на третий день свадьбы, она несла на плечах свой подарок.
В родильных обрядах в роли С. выступала бабка-пови- туха, которая готовила пищу для роженицы в первые дни после родов, а также варила ритуальную кашу во время крестильных обрядов и пекла сладкий пирог, который подавала в конце обеда со словами: «Поздравьте меня, дорогие гости, мне Бог внучка (внучку) послал!» Ее поздравляли и давали деньги.
В похоронной обрядности, как и в других обрядах жизненного цикла, поминальную трапезу приготовляли специально приглашенные женщины, чаще всего соседки, взявшие на себя труд состряпать обед. Кроме С. приглашали опытную женщину, обычно старушку, знающую досконально ритуальную сторону похоронного обряда (см. Похороны). Она указывала, что надо положить в гроб, как его украсить, как обратиться к священнику, какие блюда приготовить на поминки, когда их подавать и в какой последовательности.
Возраст и социальный статус С. в ритуальной практике совпадает, как правило, с таковыми у женщины-хозяйки, которая выполняла эти обязанности в своей семье (см. Болъшуха).
1. Адонъева С. Б. О ритуальной функции женщины в русской традиции // Живая старина. 1998. № 1; 2. Бабарыкин В. Сельцо Васильевское Нижегородской губернии и уезда // Этнографический сборник ИРГО. СПб., 1853. Вып. 1. 3. Архив РЭМ, ф. 7, on. 1, д. 1439.
Н. Прокопьева
Т