СТАРУХА (СТАРКА, БАБУШКА)
Женщина, по возрасту утратившая способность к деторождению и снявшая с себя обязанности хозяйки. Возраст, определявший у женщины старость, начинался с 45—50 лет, когда она переставала «носить на себе», то есть у нее прекращались регулы: «В сорок лет у бабы крови перестают, так вот уже и старая». Относительная граница старости у женщин зафиксирована широко распространенной поговорке: «Бабий век — сорок лет». Представление о возрастной границе прочно утвердилось в сознании общины, осуждавшей женщин, вступающих в брак после сорока пяти лет.
Указателем возрастных изменений была одежда. Старушечья одежда, как и стариковская, по маркировке приближалась к детской. В верхней одежде пожилых людей преобладали темные тона — от синего до черного, а в нательной — белый цвет. По подолу рубахи или передника могла идти вышивка в виде тонкой красной полоски. Значительное уменьшение орнаментации сопровождалось изменениями
В крое: одежда приобретала мягкость, становилась более бесформенной и удобной для ее носителя. Верхняя одежда утрачивала признаки мужской или женской (то же наблюдали и у маленьких детей). В обуви стариков главным качеством становится удобство и мягкость. В Вологодской губ. С. носили на ногах «шоптаники». Их плели из отрепьев, остающихся после обработки льна. В доме С, которые уже не были хозяйками, позволялось ходить без понёвы, юбки или сарафана, в одной только рубахе с пояском. Женщины в Воронежской губ. после 50 лет сменяли твердую кичку на мягкий низкий головной убор — шлык, светлый головной платок заменялся на темный, концы его завязывали под подбородком, в отличие от хозяек, повязывавших его концами назад. В северных губерниях, где основной одеждой был сарафанный комплекс, носили старинного покроя косоклин — ники синего или другого темного цвета. В южных губерниях, где характерен понёвный комплекс, поясная одежда отличалась меньшим количеством вышивки, нашитых цветных лент, особенно красных. После 40—45 лет женщина сменяла тяжелую понёву на легкую «простушку». В Мещерском крае, как правило, понёву носили до самой старости, хотя С. иногда не возбранялось показываться и без нее, в старушечьем навздевнике или шушпане — «на старуху кто посмотрит». В южно-русском головном уборе — «сороке» на очелье в старушечьем варианте появлялась белая не — зашитая полоса. Рубахи С. лишались постепенно вышивки, а у очень старых орнаментировались белой нитью, что сближало их с маркировкой покойников. Старушечьи пояса — темного, чаще черного цвета. Одежду С. шили их замужние дочери, хотя жили они со своими сыновьями и невестками. Овдовевшая С. использовала на одежду накопленный прежде лен и холст. В народе говорили, что на старость женщины копили лен, «как невеста к свадьбе».
Женщины, перешедшие в категорию С, спали отдельно от Стариков, вместе с внуками. При встрече старые женщины первыми здоровались со стариками, а молодежь и взрослое население «сами вперед кланялись» старикам и С. Называли С. бабушкой, с прибавлением имени (бабушка Ульяна). С, сдавшие болыпину, переставали участвовать в хозяйственной деятельности, ходить на жатву, стряпать, в доме они становились няньками, спутницами внуков во время сбора грибов и ягод. Занимаясь детьми, они уже не распоряжались хозяйством, не могли угощать прохожих, не ставили квашню, не пекли хлебов (см. Болъшуха), в их ведении была лишь выпечка просфор для причащения.
Были семьи, где домашние жалели С. совсем мало или не жалели вовсе, считая, что «пора костям на место»; «их на том свете уже с фонарями ищут»; «на старух смотреть, так и не жить». Лечить стариков и С. считали за грех. Повсеместно было распространено мнение, что долго живущие люди «заедают чужой век», то есть отнимают часть жизни молодых.
Такое представление доминировало особенно там, где стариков было мало, а С. — много. Так, в Поморье старики редко доживали до старости, они гибли на промыслах, умирали от тяжелого труда в сравнительно молодые годы, дома оставались С.-вдовы. Долго живущих С. считали ведьмами, колдуньями. Верили, что у долго живущих кровь течет по двум жилам. Это означало, что они обладали повышенной жизненной силой, потому длительное время могли оставаться здоровыми, сильными, отнимая эту силу у других, а после смерти способны за собой «увести из семьи» еще двух человек.
В доме для С. отгораживали угол за занавесочкой, где та проводила почти все время, а если была возможность, то строили ей отдельную келью. Мать-С. после раздела имущества между женатыми сыновьями всегда оставалась в старом доме — «на своей подошве». Вполне вероятно, что старики предпочитали оставаться в старом доме из-за поверья, по которому в новом жилище прежде умирал тот, кто первым входил в него, а как правило, в дом запускали вначале кошку либо старики заходили первыми.
Чувствуя приближение старости, старики, особенно С, становились более набожными. Они строго соблюдали все посты и запреты, особенно часто постились в первую пятницу на первой неделе Великого поста, поскольку считали, что тот, «кто постится сию пятницу, тот внезапной смертью не умрет», также накануне Крещения, до момента освящения в церкви воды, а в Петров или Успенский пост один раз в сутки ели сухарики с водой. В день Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа /11 сентября) церковь налагает пост, но многие набожные С. за неделю до праздника добровольно постились и в самый праздник не ели ничего шарообразного, имеющего подобие головы: ни картофеля, ни яблок и пр. Старые люди, преимущественно С, не довольствуясь соблюдением установленных постов, давали обещание соблюдать пост еще по понедельникам — понедельничали; кроме того, обязательно постились в среду и пятницу. Усердное соблюдение постов считали необходимым для облегчения души, для ее «не трудного» перемещения в «иное» пространство. В праздничные и воскресные дни немощные С. не ходили в храм, а вместе с внучатами все время богослужения молились дома.
С, находившиеся в «чистом» возрасте, не имевшие половых сношений, принимали на себя устойчивые социальные обязанности в общине. Они становились знахарками, повитухами; исполняли плачи на похоронах вместо родственниц умершего, если те были не искусны в этом, обучали плачам более молодых, выступали в роли подголосниц на свадьбах. Подголосница помогала невесте плакать, причитать при прощании с подругами. На свадьбах С. выступали в роли ревнительниц старинных обычаев — «соблюдали старинку», следили за порядком следования ритуалов и передавали знания против порчи молодому поколению женщин.
Как люди близкие к пределу земной жизни, С. и пожилые женщины становились незаменимыми участницами по — хоронно-поминальных обрядов. В их обязанности входило изготовление погребальной одежды для себя и мужа, саваны и похоронную одежду для замужних женщин также могли приготовить только пожилые (см. Смертная одежда). Большинство ритуальных действий, связанных с покойным, совершали исключительно старики и С: обмывали и одевали. За это их одаривали чем-нибудь из одежды покойника. Причем для обмывания мужчин предпочитали приглашать вдовых старух, считая, что, несмотря на старость, «черт силен» и замужняя женщина может «иметь грех», а потому не может считаться вполне чистой для совершения ритуальных действий. В ведении С. находилось зажигание свечей, приготовление убранства гроба, вынос за ворота щепок от гроба; раздача милостыни — коржиков с медом и бубликов по дороге за гробом до могилы. Их приглашали на ночь сидеть с покойником — стеречь душу, «чтобы покойнику веселее было». Во время «сидения» полагалось вспоминать покойника, его добродетели; ему наказывали передавать поклоны при встрече с умершими родственниками и знакомыми. Утром уходили со словами: «Слава тебе, Господи, по — ночевали ночку, хоть бы мне кто так поночевал». За ночное бдение их угощали. С. были непременными участницами и распорядительницами на поминальных обедах.
Составляя единую ритуально чистую группу с вдовами и старыми девами, С., утратившие способность к деторождению, относились к категории имеющих статус девственности, в данном случае возвратной, обладающей характеристикой чистоты. Поэтому они принимали участие в обрядах ограждения общины от различного рода опасностей, например в «опахивании» села против мора, в обрядах вызывания дождя. В Орловской губ. С. выполняли такой обряд ночью, когда все уснут. С. брала ведро, шла к реке, набирала воды и, не оглядываясь, ни с кем не разговаривая и смотря на небо, читала трижды «Отче наш» и «Богородицу». Воду она несла на пашню, дочитав молитвы, выливала воду. И так повторяла три раза. После этого, сделав по три поклона на все четыре стороны, уходила домой. Этот обряд могла исполнять только та С., которая весь век провела благочестиво, непорочно как до замужества, так и после.
Вместе с тем С. участвовали в изготовлении «обыденного» (сотканного в один день) полотна и в выгоне скота во время эпидемии. Этот обряд выглядел следующим образом: в начале лета вечером в избе собирались С. и девочки — подростки с прялками, веретенами и льном. Девушки пряли, С. сновали — ткали. Тканье производилось втайне от остальных, внеся станок, складывали его поскорее, накладывали основу и ткали. К рассвету старались выткать полотно по длине равное ширине улицы. Как только полотно было готово, разбегались по домам, чтобы оповестить домашних
И ближайших соседей. Все шли на улицу, гоня впереди себя скот. Несколько старых женщин выносили полотно на край села и расстилали его через улицу. Весь скот деревни прогоняли через полотно, строго следя, чтобы ни одна взрослая женщина не переступила его. Полотно и остатки кудели сжигали до восхода солнца.
Вся ритуально-нормативная практика крестьянской общины находилась в ведении С, они были носительницами и трансляторами для следующих поколений знаний об обрядах и обычаях, поскольку ритуально-магический опыт женщинами обретался постепенно.
Литература:
1. Адоньева С. Б. О ритуальной функции женщины в русской традиции // Живая старина. 1998. № 1; 2. Гринкова П. П. Родовые пережитки, связанные с разделением по полу и возрасту // Советская этнография. 1936. № 2; 3. Попов Г. Русская народно-бытовая медицина. По материалам Этнографического бюро кн. В. Н. Тени — шева. СПб., 1903; 4. Селиванов В. В. Год русского земледельца. Зарайский уезд, Рязанской губернии. Рязань, 1887.
Н. Прокопъева