СТАРЕЦ
Человек, как правило, пожилой, в русской православной традиции достигший высокой степени религиозного подвижничества, обладающий даром прозорливости, опытный духовный наставник.
В монастыре С. брал под свое духовное руководство молодых иноков, иногда мирян, которые создавали вокруг него своего рода окружение. С. (одного или нескольких) обычно избирали сами иноки из наиболее опытных, прошедших нелегкий путь монашеского подвижничества. С. не занимал административных должностей, не имел священнического сана (то есть не являлся иеромонахом). Администрация обители, в первую очередь настоятель, вела сугубо хозяйственную и управленческую деятельность, а С. признавался избранником Божиим, воплощающим живой образ святости. С. (в отличие от старицы) мог принимать исповедь, хотя часто в монастыре существовала особая должность — духовник, который обычно не стремился влиять на самосовершенствование монахов, чтобы не мешать С. Такой вид старческого руководства существовал, например, в Оптиной пустыни. В некоторых монастырях практиковалось совмещение духовного руководства с пастырством, когда С, будучи духовным наставником, имел административную должность в монастыре, священнический сан. В России XVIII—XIX вв. этот вид старческого руководства встречался редко и был представлен деятельностью архимандрита Паисия Величков- ского (1722—1794), с именем которого связан подъем старческого движения в конце XVIII в. Монастырская жизнь без старческого окормления (наставничества) в народе признавалась духовно неполноценной.
С. называли также и отшельников, живших вне монастыря. Они могли быть иноками, уходившими от «обмирщенной» монастырской жизни к уединению в «пещере» либо (с несколькими единомышленниками) в пустыни, скиту. С. именовались и «монашествующие в миру», то есть верующие, не принявшие монашеский постриг, но ведущие подвижнический образ жизни подобно иноку-отшельнику. Они удалялись от «мира» в землянки или маленькие избушки на краю деревни, а также в лес. Жилище мог построить сам отшельник, кто-либо из его родственников, иногда — сельская община, а случалось — и богатый благотворитель (помещик, купец). Полная изоляция и аскетический образ жизни позволяли С. всецело посвящать себя духовному совершенствованию и достигать высот подвижничества. В народе такие отшельники славились даром целительства, особой прозорливостью, некоторые из них брали под свое руководство верующих мирян. С.-миряне происходили из разных социальных слоев, в том числе и из крестьян; например, в начале XX в. старец Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры Варнава был из крепостных крестьян Тульской губ. Известны С. из белого (приходского) духовенства, например на рубеже XIX— XX вв. — Иоанн Кронштадтский. С. привлекали множество паломников, которые, не порывая с официальной церковью, образовывали вокруг С. неформальные общины.
С. считали, что в основе духовного руководства должны лежать требования христианской аскетики. Опираясь на опыт отцов церкви, С. выработали свою собственную систему так называемого духовного делания, то есть духовного совершенствования личности, высшей целью которой являлось «обожение» (особое состояние мистического соединения с Богом). «Обожение», воплощенное в образе С.-по — движника, было идеалом православной святости в народном сознании.
Первым шагом в восхождении к Богу являлось очищение от страстей и искушений с помощью старческого воспитания, которое строилось на принципах послушания и смирения. Духовному чаду (воспитаннику, послушнику) полагалось полностью поручить себя С. и никогда не доверять своему сердцу, отсекать свою волю, в которой видели стену, стоящую между ним и Богом. Подтверждением отречения от своей воли было так называемое откровение помыслов — исповедование С. каждого своего шага, мысли.
Наряду с послушанием и смирением непременным условием освобождения от душевной слабости было искусство молитвы. Особо важное значение имела постоянная, или умная, молитва: беспрестанное повторение в уме: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» — с помощью регулирования и сдерживания дыхания. Эта своеобразная медитативная техника позволяла достигать особого состояния, в котором молящийся «сподоблялся» видений и прозрений.
В целом старчество, как монашество и духовенство, не принадлежало к явлениям собственно народной культуры, скорее — к культуре церковной. Но через массовое паломничество к С. во многом осуществлялось религиозно-нравст — венное воспитание народа, да и сам институт старчества пополнялся за счет народных представителей. Все это делает старчество явлением русской духовной жизни.
Старческое окормление — это двусторонние отношения между духовным отцом и духовным чадом: с одной стороны, послушание, искренность и смирение сына перед отцом, а с другой — сердечность и справедливая строгость С. Долг духовного руководства налагал на С. большую ответственность и требовал и от него самого духовного совершенства, терпения и смирения в отношениях с иноком. Отношения предполагали различную степень подчинения своей воли духовному отцу. От полного послушания (характерного для готовящихся к пострижению в монахи) до однократного или многократного, но редкого обращения по конкретному вопросу, связанному с духовной или житейской сферой (что характерно для благочестивых мирян). Как правило, С. имел не только богатый духовный, но и практический опыт в решении житейских проблем, умел толковать Священное Писание, много путешествовал к святым местам. Посетителям давал нравственные советы, беседовал на религиозные темы. Широкое распространение имела практика старческих наставлений по переписке. Поучения С. следовало бесприкословно выполнять, так как считалось, что он обладал даром провидения, стяжал благодать Духа Святого и выражал волю Господа. В народном сознании все это ставило С. в один ряд со святыми и принципиально отличало старческое окормление от традиционного духовного водительства священниками.
Практика духовного наставничества появилась на Руси вместе с христианством, но развивалась неравномерно, переживая спады и подъемы. Широко известны великие С: Сергий Радонежский (XIV в.), Нил Сорский (XV в.). Синодальный период истории русской церкви (1721—1917) был отмечен угасанием традиций старческого воспитания, лишь в некоторых обителях и небольших скитах сохранилась практика строгого подвижничества под руководством С. (на Печоре и в других северных областях). В начале XVIII в. старчество возродилось в деятельности глинских, санаксарских С, а в конце XVIII в. набрало силу благодаря трудам С. Паисия Величковского и его учеников. В XIX в. старчество воскресло во многих обителях: в Киево-Печерской, Троице-Сергиевой, Псково-Печерской лаврах, Оптиной и Глинской пустынях, Саровском, Валаамском, Серафимо-Дивеевском женском монастырях. Традиция старческого руководства представлена деятельностью знаменитых прп. Серафима Саровского, Амвросия Оптинского, С.-настоятеля Валаамского монастыря о. Дамаскина, старицы-игуменьи Крестовоздвиженского Бе — левского монастыря м. Павлины и многих других.
Термин «С.» обретает сугубо духовное значение во второй половине XVIII в., а в XIX в. словом «старчество» стали обозначать высшую степень духовного наставничества, род монашеского призвания, ставшего явлением русской истории. Ранее С. называли старших по возрасту или положению монахов, а также именовали и строителей монастырей,
И распорядителей работ, и начальствующих над какими-либо монастырскими службами (больничными, поваренными, пе — каренными, мельничными, огородными и др.)- В древнерусских монастырях для управленческой работы имелась административная должность — «соборный старец» (обычно их было двенадцать).
Литература:
1. Громыко М. М., Буганов А. В. О воззрениях русского народа. М, 2000; 2. Великие русские старцы XX в. М., 2001; 3. Сет. Игнатий Брянчанинов. Письма о подвижнической жизни. Минск, 2001; 4. Кучумов В. А. Русское старчество // Монашество и монастыри России. XI—XX века / Отв. ред. Н. В. Синицына. М., 2002; 5. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Издательская группа Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского женского монастыря (б. м., б. г.); 6. Русские. М, 1997; 7. Смолич И. К, Жизнь и учение старцев / Русское монашество. М., 1997; 8. Митр. Трифон (Туркестанов). Древнехристианские и оптинские старцы. М., 1996; 9. Христианство: В 3 т. М., 1995. Т. 2.
Е. Федорова