СОЖИТЕЛЬСТВО С ЖИВОТНЫМИ
Довольно редкая разновидность Блудного греха; распространенный мотив народной сказочной и мифологической прозы, встречающийся также в преданиях, песнях и текстах смеховых жанров.
Мотив сожительства человека с животными чаще всего реализуется в народной мифологии и фольклорной традиции, где образы животных в значительной степени мифологизированы. Случаи же реального С. с ж. в деревенском быту, хотя и фиксировались (о них писали губернские газеты в разделе «Смесь»), практически не отражались в народной обрядово-фольклорной традиции. В газетных сообщениях речь шла обычно о скотоложстве деревенских пастухов, Которых за это изгоняли из деревни; животное (телку, козу) резали и закапывали, поскольку оно считалось нечистым и непригодным в пищу. Возможно, случаи скотоложства были связаны с рядом сексуальных табу, которые по обычаю
Брали на себя многие пастухи в начале пастбищного сезона. Среди этих табу, в частности, были обязательства все лето не жить с женой, не участвовать в девичьих играх и Хороводах, не пускать в стадо голоногих и простоволосых Баб и т. п.
В фольклоре распространен мотив сожительства женщины с медведем, змеем (ужом или огненным змеем — мифологическим существом); реже в роли возлюбленного выступает заяц (в песнях) или другие животные.
Медведь в традиционных представлениях выглядел более других зверей похожим на человека. Охотники рассказывали, что после снятия шкуры тело его очень похоже на человеческое — у медведиц хорошо видны груди, похожие на женские, а лапы напоминают человеческие руки. Говорили, что и взгляд медведя похож на человеческий. Нередко к этим рассказам прибавлялся мифологический мотив обнаружения под шкурой сарафана, пояса и других элементов человеческой одежды, что служило, по мнению рассказчиков, доказательством превращения человека в медведя. С этим связан запрет, известный в Олонецкой и Вологодской губ., употреблять в пищу медвежье мясо. Причину превращения в медведя видели в колдовстве или наказании за грехи. В Архангельской губ., например, была записана легенда о превращении человека в зверя за убийство родителей, в Олонецкой — за жадность и желание власти. По олонецкой легенде, священное дерево (липа) дает старику по его просьбе дров и хлеба; Старуха посылает его назад — попросить у липы сделать так, чтоб их «люди боялись»; в результате он и старуха превращаются в медведей. Довольно широко были распространены легенды о превращении в медведей жителей деревни, отказавшихся принять на ночлег странника или монаха. По поверьям, отмеченным в Белозерском у. Новгородской губ. (ныне Вологодская обл.), в медведя оборачивались колдуны; В Вологодской и Вятской губ. были известны также рассказы о том, как колдун превратил в медведей гостей на свадьбе, После чего они убежали в лес.
С представлением о близости медведя к человеку связано и поверье о его способности к сожительству с женщинами. По рассказам охотников, этот зверь совокупляется так же, как люди. По деревням и городским площадям выступали поводыри медведей, заставляя зверя на потеху публике показывать, «как мужик бабу (барин барыню, цыган цыганку и т. д.) уговаривает», «как ее целует, танцует с ней», «как невеста спит с женихом» и пр. Медведь при этом принимал самые непристойные позы, по свидетельствам очевидцев очень похожие на человеческие.
Как у русских (в лесных областях), так и у других славянских народов известны рассказы (легенды, предания, былички) о сожительстве медведя с женщиной. Сожительством с медведем иногда объясняли появление внебрачных детей, прижитых на стороне. В окрестностях с. Медведь
Шимского р-на Новгородской обл. было записано предание о происхождении одной из местных семей: «Будто бы в лес пошла женщина, и медведь взял ее, и малиной кормил, и жил с ей, как с женой». Старики рассказывали, что после нескольких лет отлучки женщина вернулась домой с сыном, только руки у него были покрыты волосами, как медвежьи лапы, отчего и пошедший от него род получил фамилию Лапиных. Подобный рассказ был записан и в других местах, например в Пермской обл.
Существовало и другое объяснение подобных случаев возвращения женщины с внебрачным ребенком после долгого отсутствия в деревне — сожительство ее с лешим. Медведь в фольклоре по целому ряду своих функций и признаков сближается с лешим: крестьяне говорили, что «медведь у лешего любимый зверь» или он «лешему родной брат», а в ряде мест Русского Севера медведя иносказательно называли «лешак», «леший», «лесной черт». В Меленков- ском у. Владимирской губ. боровика (т. е. лешего) изображали в виде бесхвостого медведя.
Представление о сожительстве человека с медведем находило отражение в знахарской традиции, в частности в эзотерических верованиях, связанных с получением знахарского дара. Знахарка из с. Кулотино Окуловского р-на Новгородской обл. рассказывала своей внучке о том, как она приобрела знахарскую силу: в молодости ее бросил возлюбленный, она плакала, мучительно переживала разрыв. Тогда ночью (во сне) к ней пришел медведь, превратился в колдуна и взял ее в помощники, после чего она и сделалась колдуньей. В этом рассказе медведь выступает одновременно в роли мифологического возлюбленного и духа — покровителя знахарки.
Медведю приписывалась способность влиять на плодородие человека, скота и земли. По поверьям, известным в Ярославской и Брянской обл., а также в некоторых районах Белоруссии и Украины, девушка, увидев во сне медведя, скоро выйдет замуж. В Новгородской губ. с помощью ручного медведя магически лечили бесплодие: для этого медведь должен был переступить через бесплодную женщину (вполне прозрачная имитация соития). В с. Медведиха Рамешков — ского р-на Тверской обл. старожилы рассказывали о том, как лечили бесплодие вожаки (поводыри) медведей, которые ходили по деревням еще в начале XX в. Поводырь с медведем, остановившись в деревне, объявлял о своей способности лечить баб от бесплодия; к нему привели женщину, с которой он провел наедине целую неделю. С тех пор она будто бы стала рожать. Вера в магические способности поводыря — результат перенесения на него представлений, связанных с медведем.
Другой персонаж, часто выступающий в фольклоре в роли возлюбленного или мужа, — змей: реальное существо (уж) или мифологический персонаж (летающий огненный
622 СОЖИТЕЛЬСТВО с животными
Змей). Образ возлюбленного-ужа чаще всего фигурирует в сказках и пословицах: «Змея да уж — жена да муж». Символика основана как на созвучии слов (уж — муж), так и на параллели с фаллосом, связанной с формой змеиного тела. По калужской поговорке, например, у мужиков «парт — ки набиты змеей». Характерно, что в белорусских и западно-русских представлениях уж выступает как мужской символ: видеть во сне ужа — к рождению сына. В Архангельской обл., чтобы приворожить возлюбленного или вернуть домой неверного супруга, его поили водой, которую тайком сливали со «змеиного кожуха» (т. е. сброшенной во время линьки кожи). Желая отворотить нелюбимого от дома, кожух сжигали. В том и другом случае сброшенная змеиная кожа символизировала сексуального партнера.
В мифологических рассказах о сожительстве с женщинами фигурирует также летающий змей — это демон (черт, леший, лятавец, огненный, вогляный), которого представляли в виде летящего в небе огненного снопа, веника, клубка с хвостом. Поверья и рассказы о случаях сожительства этого существа с женщинами по сей день распространены по всей территории России, а также в Белоруссии и на Украине. «Одна вдова жила от нас в трех километрах, — рассказывали в с. Воробьева Гора Кировской обл. — Говорили, вогляный летает к этой. Муж умер, а она по нем тосковала. Говорили, не надо тосковать, а то он летать будет. Летит огонь, с хвостом, с искрами, потом превращается в мужа, а он угощает пряниками и ложится к ней спать. А утром она встает — и нет ничего, а на кровати лошадиные шарики. Это с молодушками бывает, у которых мужья недавно умерли». Мифологические рассказы об огненном змее, подобные приведенному выше, аналогичны народным рассказам о сожительстве с лешим и другими демонологическими персонажами. По поверьям, нечистая сила летала к женщинам, которые тосковали по умершему мужу или возлюбленному. Подобные случаи происходили будто бы и во время долгого отсутствия мужа, уехавшего и пропавшего на чужбине. Огненный змей в подобного рода рассказах — это персонификация женской тоски. Визиты его считались опасными для женщины, которую он мучает, давит, а она сохнет, печалится, забрасывает хозяйство и через некоторое время умирает. Кроме того, эта женщина в результате связи с нечистой силой могла стать ведьмой, что представляло угрозу для всего сообщества. В Новгородской обл. приходилось слышать о ведьмах, которым огненные змеи (их называли здесь «носаки») носили молоко и деньги, воруя все это у соседей. Жители деревни, заметив огненный сноп над трубой у одинокой бабы или просто заподозрив ее в сожительстве с огненным змеем, предпринимали меры, чтобы его отвадить. Для этого совершали специальные обряды под руководством знахарей: укладывали женщину спать между ее детьми или двумя сильными мужиками либо рядом с пожилой родственницей; посыпали пол в избе и постель семенами льна или мака, втыкали за косяки дверей и наличники окон чертополох, листья рябины (потому что они «как крестики», их черт боится), ставили под дымоход котел с ключевой водой, на женщину надевали вывернутую наизнанку сорочку, пояс, освященный в церкви или сшитый из ризы священника, оставляли на ночь зажженной пасхальную свечу и т. д. Огненный змей, явившись ночью и заметив эти предосторожности, восклицал: «А, догадалась!» (о том, что он не ее настоящий муж, а нечистый дух) — хлопал в ладоши, хохотал и с треском и грохотом пропадал, однако при этом мог в отместку сжечь дом. Рассказы об огненном змее служили объяснениями женской тоски и связанных с ней недомоганий, нарушений в хозяйстве, а также случаев незаконного сожительства, появления внебрачных детей и смерти одиноких женщин в трудоспособном возрасте.
1. Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997; 2. Виноградова Л. Н. Сексуальные связи человека с демоническими существами; 3. Шумов К. Э., Черных А. В. Беременность и роды в традиционной культуре русского населения Прикамья // Секс и эротика в русской традиционной культуре. М, 1996; 4. Щепанская Т. Б. Кулыура дороги. По материалам русской народной мифоритуальной традиции. XIX—XX вв. М., 2002; 5. Архив МАЭ РАН, ф. K-I, on. 2, д. 1292, 1337, 1508, 1570.
Т. Щепанская