СОИТИЕ
Половой акт, отношение к которому в русской традиционной культуре характеризуется двойственностью.
С одной стороны, это «нечистое» и опасное занятие, а с христианской точки зрения и греховное. Поэтому оно относилось к табуированной сфере жизни человека. Для обозначения С. используются эвфемизмы, лексическое значение которых содержит самые разные мотивы: «грешить», «кувыркаться», «познаваться», «чесать», «орать», «пороть», «ковать», в сказках — «делать схождение», «делать худо», «решетить».
Опасность и «нечистота» С. обусловили существование предписаний и запретов, регламентирующих половые отношения супругов. Так, во время полового акта занавешивали или отворачивали иконы к стене, снимали с себя крест, молились до и после совокупления. В некоторых районах Русского Севера не дозволялось половое общение в бане, иначе у детей долго не будут расти волосы на голове.
Существовала и временная регламентация супружеских отношений. Интимные отношения запрещались во второй половине беременности, в течение шести недель после родов или смерти ребенка, в канун двунадесятых праздников, среды, пятницы, воскресенья, а на Русском Севере
И субботы, в дни Великого поста. А если «поста проговеть не могут, то совершение акта допускалось днем, между обедней и вечерней». Также воздерживались от полового общения перед севом, дальней дорогой, перед выпечкой хлеба, иногда в первую брачную ночь, а в Вологодской губ. в течение первых трех ночей после свадьбы. После совокупления мылись в бане, так как «нечистыми» нельзя было прикасаться к хлебу, иконам, лампадке, кормить грудью.
С другой стороны, С. наделялось генеративной символикой, которая наиболее ярко выражена в специальных ритуалах, совершаемых для обеспечения удачи, повышения плодородия. В Заонежье, перед тем как отправиться на дальний промысел, рыбаки и охотники, чтобы им сопутствовала удача, совершали в бане ритуальное совокупление с женой, которое называлось «взять/брать товару». В календарной обрядности на Святках и Масленице, купальских дней и петровского заговенья можно обнаружить следы обрядового совокупления или его имитацию, что имело продуцирующую семантику и было направлено главным образом на обеспечение урожайности.
В южных районах России в качестве магического оплодотворения земли мужчины катались по вспаханной земле после окончания пашни, чтобы получить богатый урожай льна и хлеба.
Особняком стоит первое С, которое в традиционной культуре имеет знаковый характер, символизируя и телесное, и духовное перерождение человека. Весьма показательно представление, лежащее в основе народного определения целомудрия с помощью некоторых свойств тела человека. Повсеместно бытовало поверье, что носовой хрящ девушки Или парня, потерявших невинность до свадьбы, раздваивается на самом конце, если дотронуться до него пальцем. Значимость первого С. соответствовала уровню самых важных событий в жизни человека, о чем свидетельствовал и тот факт, что аналогичным способом (по раздваиванию носа) старики определяли грядущую смерть. Наконец, языковые данные говорят о первом С. как узнавании-познании, приобщении к тайне, переводя его из сферы обыденного, приземленного в область высокого, знакового. Так, в южнорусских говорах вступление в любовные отношения передается термином «познакомиться», на Русском Севере и в западно-русских землях — «познаваться», в фольклорных текстах — выражением «положить знак»:
Хотя мы девушку не взяли, Мы знак положили — Косу растрепали, По плечам рас клал и.
В рассматриваемом контексте С. выступает как акт коммуникации, обмена знаниями между мужчиной и женщиной, а будущий ребенок — как плод познания-зачатия.
О значимости первого С. для укрепления брачных уз свидетельствует поверье, распространенное во Владимирской губ., согласно которому если молодые в течение трех дней не совершат первого супружеского акта, то они будут жить в раздоре и несчастливо.
1. Баранов Д. А. «Незнакомые» дети (к характеристике образа новорожденного в русской традиционной культуре // Этнографическое обозрение. 1998. № 5; 2. Демич В. Ф. Педиатрия у русского народа. СПб., 1892; 3. Покровский Е. А. Физическое воспитание детей у разных народов преимущественно России. Материалы для медико-антропологического исследования. М., 1884; 4. Архив РЭМ, ф. 7, on. 1.
Д. Баранов