СМОТРЫ НЕВЕСТ
Ритуал демонстрации девушек брачного возраста.
С. н. были распространены по всей России, но различались по форме проведения. В северных и центральных губерниях этот ритуал был приурочен к празднику Крещения и представлял собой своеобразную выставку девушек, которую устраивали для того, чтобы парни и их родители смогли сделать выбор невесты в наступавшем сезоне свадеб.
Ритуальные действия начинались с приезда девушек из окрестных деревень на праздничную литургию в церковь. В течение службы они стояли за левым клиросом, что позволяло парням, стоявшим на правой стороне, разглядывать их. После обедни девушки ехали в санях на водосвятие. Лошади шли одна за другой, ими управлял отец одной из двух девушек, сидевших в санях. Очевидцы этого живописного зрелища писали, что посмотреть на него выходил и стар и млад: «Народ остается на улице и образует две сплошные стены, забирается в избы, смотрит из окон, с крылец, со всех случающихся возвышенностей. Сани с девушками, не доезжая до иордани, становятся в каре. Девушки стоят на санях».
613 |
После водосвятия и обеда нарядно одетые девушки выстраивались ровными рядами на площади или ходили взявшись за руки по улице, демонстрируя себя и свои наряды. Между девушками прохаживались парни в сопровождении Матерей и разглядывали будущих невест, «стоявших на кочке», то есть на виду у всех. Заботливые мамаши пристально осматривали одежду девушек, щупали руками, проверяя качество меха на шубке или добротность кашемирового платка. Старание матерей подобрать сыну хорошую жену, А себе работящую невестку заставляло их не только разглядывать туалеты девушек, но и обращать внимание на румянец и теплоту рук, на которые не полагалось надевать рукавицы. Румянец, с точки зрения крестьян, свидетельствовал
|
Смотры невест
О здоровье, а горячие руки рассматривались как знак приспособленности девушки к суровой крестьянской работе.
С. н. могли проходить и во время пасхальной недели — начала весенне-летних молодежных гуляний, предоставлявших возможность холостой молодежи подобрать брачную пару. При этом в северных и центральных губерниях устраивалось шествие девушек по улице. В течение двух-трех часов они демонстрировали себя и свои костюмы зрителям (см. Гулянье). В южно-русских деревнях девушки брачного возраста представали перед деревенскими жителями иначе. Их выводили на площадь перед церковью и предлагали каждой надеть поверх рубахи понёву. По обычаю, девушки должны были поначалу отказываться от понёв — знака зрелости и замужества. Затем облачались и, походив несколько часов в понёвах, снимали их, не надевая уже вплоть до замужества.
Наряду с такой формой ритуала у русских был также обычай показывать жителям села каждую из девушек, достигших физиологической зрелости. Так, в некоторых деревнях южной России такую девушку водили по деревне, задавая всем встретившимся мужчинам вопрос: «Надобна ли?» После исполнения ритуала девушка имела право посещать молодежные гулянья.
С. н. — обряд очень архаичный. В глубокой древности он, вероятно, отмечал переход девочки, или, как говорили русские, ярицы, в возрастную группу «девиц на выданье» и лишь с течением времени превратился в демонстрацию молодых девушек деревни перед брачным сезоном.
1. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала XX в. Половозрастной аспект традиционной культуры JL, 1988; 2. Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986; 3. Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М„ 1979.
И. Шангина