Главная > Мужики и бабы в русской культуре > СМОТРЫ НЕВЕСТ

СМОТРЫ НЕВЕСТ

Ритуал демонстрации девушек брачного возраста.

С. н. были распространены по всей России, но различались по форме проведения. В северных и центральных губер­ниях этот ритуал был приурочен к празднику Крещения и представлял собой своеобразную выставку девушек, кото­рую устраивали для того, чтобы парни и их родители смогли сделать выбор невесты в наступавшем сезоне свадеб.

Ритуальные действия начинались с приезда девушек из окрестных деревень на праздничную литургию в церковь. В течение службы они стояли за левым клиросом, что позво­ляло парням, стоявшим на правой стороне, разглядывать их. После обедни девушки ехали в санях на водосвятие. Лошади шли одна за другой, ими управлял отец одной из двух деву­шек, сидевших в санях. Очевидцы этого живописного зрели­ща писали, что посмотреть на него выходил и стар и млад: «Народ остается на улице и образует две сплошные стены, забирается в избы, смотрит из окон, с крылец, со всех слу­чающихся возвышенностей. Сани с девушками, не доезжая до иордани, становятся в каре. Девушки стоят на санях».

613

После водосвятия и обеда нарядно одетые девушки вы­страивались ровными рядами на площади или ходили взяв­шись за руки по улице, демонстрируя себя и свои наряды. Между девушками прохаживались парни в сопровождении Матерей и разглядывали будущих невест, «стоявших на коч­ке», то есть на виду у всех. Заботливые мамаши пристально осматривали одежду девушек, щупали руками, проверяя качество меха на шубке или добротность кашемирового платка. Старание матерей подобрать сыну хорошую жену, А себе работящую невестку заставляло их не только разгля­дывать туалеты девушек, но и обращать внимание на румя­нец и теплоту рук, на которые не полагалось надевать ру­кавицы. Румянец, с точки зрения крестьян, свидетельствовал

СМОТРЫ НЕВЕСТ

Смотры невест

О здоровье, а горячие руки рассматривались как знак при­способленности девушки к суровой крестьянской работе.

С. н. могли проходить и во время пасхальной недели — начала весенне-летних молодежных гуляний, предоставляв­ших возможность холостой молодежи подобрать брачную пару. При этом в северных и центральных губерниях устра­ивалось шествие девушек по улице. В течение двух-трех часов они демонстрировали себя и свои костюмы зрителям (см. Гулянье). В южно-русских деревнях девушки брачного возраста представали перед деревенскими жителями иначе. Их выводили на площадь перед церковью и предлагали каж­дой надеть поверх рубахи понёву. По обычаю, девушки должны были поначалу отказываться от понёв — знака зре­лости и замужества. Затем облачались и, походив несколько часов в понёвах, снимали их, не надевая уже вплоть до за­мужества.

Наряду с такой формой ритуала у русских был также обычай показывать жителям села каждую из девушек, до­стигших физиологической зрелости. Так, в некоторых дерев­нях южной России такую девушку водили по деревне, зада­вая всем встретившимся мужчинам вопрос: «Надобна ли?» После исполнения ритуала девушка имела право посещать молодежные гулянья.

С. н. — обряд очень архаичный. В глубокой древности он, вероятно, отмечал переход девочки, или, как говорили русские, ярицы, в возрастную группу «девиц на выданье» и лишь с течением времени превратился в демонстрацию молодых девушек деревни перед брачным сезоном.

Литература:

1. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общи­ны XIX — начала XX в. Половозрастной аспект традиционной культуры JL, 1988; 2. Громыко М. М. Традиционные нормы поведе­ния и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986; 3. Соко­лова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М„ 1979.

И. Шангина

Комментарии закрыты.