СМЕРТНАЯ ОДЕЖДА (СМЕРТНЫЙ УЗЕЛ, СМЕРТНОЕ, НА СМЕРТЬ, КОТОМКА НА СМЕРТЬ)
Комплект погребальных принадлежностей, приготовленный пожилым человеком для своих похорон.
В состав С. о. женщины входили рубаха, обычно льняная, сарафан домотканый (теперь халат или ситцевое платье простого покроя), «штанцы», чулки, белый платок. Мужчине приготавливали штаны «коленкоровые» (кальсоны), штаны льняные, в наше время — костюм не ношеный или мало ношенный, темного цвета, головной убор. Для мужчины и женщины в «смертный узел» клали поясок, изготовленный из крученой нитки или узкой полоски холста, онучи, лапти (теперь тапочки), носовой платок, чтобы при обряжении вложить его в руку, «молитву бумажную» «на лоб», крестик
«в руку», а также холст для покрывания — саван. Цвет белья (теперь часто покупного) — белый; предпочтительнее льняная рубаха, старинного покроя, тщательно выстиранная. В народе верили, что человек воскреснет в том самом одеянии, в котором его предали земле, а потому каждый покойник должен быть одет хорошо и чисто, когда предстанет перед Богом. Одежда должна быть новой, простой, легкой, летней, по материалу и покрою повторять повседневную, ее отличало только бережное отношение к ней владельца, старались сохранить ее нестираной и могли надевать только к причастию. В «смертном узле» хранили также заготовленные заранее подарки — «на помин души».
Для С. о. изготовлялся специальный мешочек, сшитый из ткани белого цвета простым стежком, без узелков, или все собиралось в узел — кусок ткани, оторванный руками. «Смертное» убирали от посторонних глаз на дно сундука, но о существовании его могли знать все близкие. Старая женщина, приготовившая себе «смертный узел», сообщала об этом, когда считала нужным, дочери или невестке, указывая, где он лежит, во что и как ее нужно будет обряжать. Таким образом, следующее поколение женщин училось у старух, которые знают, как надо правильно готовить погребальную одежду. В какой-то степени, С. о. составляла гордость людей пожилого возраста. Многие охотно показывали свое «приданое», говорили: «Домой в новом пойду». Для них было важно, чтобы окружающие видели, что сделано все правильно, по обычаю, не нарушен традиционный порядок, ибо сознание старшего поколения в большей степени ориентировано на прошлое.
Повсеместно принято было сохранять «на смерть» венчальную одежду, хотя бы рубаху. Если же венчальная одежда не сохранялась, то С. о. шили. Обычно женщины начинали ее готовить, переходя в разряд старых (см. Старуха), И собирали ее для себя и мужа.
Приготовление С. о. несложно, но тянется часто продолжительное время, а так как хранится она иногда годами, ее постоянно проветривают и пересматривают. В С. о., как правило, отсутствуют какие-либо знаки половозрастных отличий, окончательно они скрываются саваном, куском холста или полотенцем. При ее изготовлении придерживались некоторых правил: одежду нельзя шить в праздничные дни. При шитье погребального костюма холст разрывали руками, без использования металлических предметов. Шили вручную, направляя острие иголки от себя, простым стежком, без узлов, не заделывая швов. С. о. носила как бы незавершенный характер, что должно было подчеркнуть незаконченность жизненного пути. Женщины говорили: «Раз приготовила, то сразу не умру». Данное высказывание вполне соотносится с поверьем, существовавшим в Новгородской губ.: «Чем чаще будешь говорить, что умрешь, тем дольше не умрешь».
СМОТРЫ НЕВЕСТ
Пожилые женщины рассматривали С. о. как свою последнюю долю. Как невеста готовила себе приданое в преддверии перемены социального статуса, так и старуха старалась загодя приготовить одежду и холсты себе и мужу.
1. Маслова Г. С. Одежда сельского и заводского населения // Материальная культура сельского и заводского населения При — уралья XIX — начала XX в. // Сб. ТИЭ. Т. 57. М, 1960; 2. Минен — ко Н, А. Старики в русской крестьянской общине Западной Сибири. XVIII — первой половины XIX в. // Культурно-бытовые процессы у русских Сибири. XVIII — начало XX в. Новосибирск, 1985; 3. Смирнов В. Народные похороны и причитания в Костромском крае. Второй этногр. сб. костромского науч. об-ва по изучению местного края. Вып. XV. Кострома, 1920; 4. Архив РЭМ, ф. 10, on. 1, д. 92; ф. 7, on. 1, д. 841.
Н. Прокопъева