Главная > Мужики и бабы в русской культуре > СЛАВА (СЛАВУТНОСТЬ)

СЛАВА (СЛАВУТНОСТЬ)

Особые качества девушки, вступившей в брачный возраст. С одной стороны, это понятие обозна­чает физическую привлекательность, красоту (лепоту), сек­суальность, с другой стороны — добрую репутацию, нравст­венные качества девушки. Обряды «наложения славы» направлены не на конкретное лицо, как приворот (см. Приворот), а на всех неженатых людей противоположного пола, которые должны были способствовать ее выходу замуж.

Девушку, достигшую физиологической зрелости, вошед­шую в пору и обладающую перечисленными качествами, называли «славницей», «славнухой». В Заонежье «славница — ми» (или «славутными») слыли те девушки, которые имели несколько ухажеров, их охотнее всего сватали. В конце XIX — начале XX в. славутность девушки во многом опре­делялась социальным положением родителей; например, сла — вутницами считали дочерей богатых купцов. С. могла быть и недоброй, ею обладали девушки, рожденные вне брака Одинокими женщинами. Поднять славутность незаконнорож­денной девушки могли исключительная природная красота и сексуальность, которые составляют ее основу.

Только обладая славутностью, можно было привлечь к себе внимание представителей противоположного пола. Некоторые девушки обладали ею от рождения, многие стремились получить ее. Обряд «наложения на себя славы» обычно проводился на большие праздники: по народным представлениям, в праздники размывались границы между человеческим и потусторонним миром. В Олонецкой губ. в XVII в. зафиксировано проведение такого обряда в празд­ники Рождества Христова, Нового года, Крещения, Пасхи и некоторые другие. Ранним утром девушки брали неболь­шую кадушку, колокольчик и бежали на берег реки. Как только колокола начинали звонить к заутренне, девушки черпали воду в кадушку колокольчиком от трех до девяти раз. Затем они бежали на перекресток дорог, раздевались донага, ставили колокольчик на голову и через него лили на себя воду. В основе таких магических действий лежало свойство колокольчика разносить звуки, а следовательно С. о девушке, а также способность воды придать ей красоту, сексуальную привлекательность. Чаще всего С. получали от воды, так, на Крещение купались в одежде в иордани — проруби в форме креста. В Заонежье для получения С. умы­вались в ночь на праздник Ивана Купалы водой из трех лес­ных ключей. Также верили, что привлекательность можно повысить умыванием перед посиделками несколькими капля­ми росы, собранной в Ивановскую ночь.

Повысить славутность можно было при помощи разно­образных трав: в бане следовало париться тремя иванов­скими вениками, состоящими из три-девяти (двадцати семи) растений, среди них иван-да-марья, крапива, береза и пр., собранные в ночь на Ивана Купалу.

Для повышения С. в ночь на Купалу следовало кататься обнаженными во ржи богатых хозяев, у которых были хо­лостые сыновья.

Верили, что славутность можно получить от светил. Так, в заговоре «красоту навести», записанном в Вологод­ской обл., говорилось: «красным солнышком накрасюся, белым месяцем набелюся, частыми звездами утычусь, все бы на меня люди зрели и смотрели, про меня бы говорили, меня бы хвалили, восхваляли, возвышали». В народных представлениях солнце и луна наделены брачной символи­кой, обращаясь к ним за С, стремились получить от светил производительную энергию, необходимую для продолже­ния рода.

С. и красоту, кроме того, можно получить от серебра, которое в народных представлениях является аналогом месяца: серебряную монетку клали в воду, а затем умыва­лись этой водой.

Славутность повышали в Васильев вечер: девушка под­брасывала на дорогу свою косоплетку (ленточку для косы). Верили, что в это время по дорогам бродит нечистая сила, которая должна подобрать косоплетку и разнести С. о де­вушке по всей округе. Считалось, что если косоплетку под­бирал человек, то славутность девушки, наоборот, падала и в этом году она замуж не выйдет.

В значительной степени повысить славутность девушки мог колдун, который парил ее в бане специальными вени­ками с особыми заговорами. По представлениям заонежан, особой силой обладали карельские колдуны, которые умели поднимать «лемби» (понятие, сходное со С).

Литература:

1. Логинов К К. Девичья обрядность русских Заонежья // Обря­ды и верования народов Карелии. Петрозаводск, 1988.

Н. Мазалова

Комментировать