Главная > Мужики и бабы в русской культуре > СИЛАЧ (НАДЁЖА-БОЕЦ, ЗАПИСНОЙ БОЕЦ)

СИЛАЧ (НАДЁЖА-БОЕЦ, ЗАПИСНОЙ БОЕЦ)

Участник кулачного боя, реже драки. Отличался наибольшей силой, смелостью, знанием приемов единоборства и пользовался всеобщим почетом и уважением.

В южно-русских губерниях С. считали героями, их слава распространялась далеко за пределы родных мест и даже за границы губернии. Действия С. во время драки широко обсуждались, о нем все говорили, ему низко кланялись при встрече вне зависимости от возраста и величали по имени и отчеству. В молодежной среде С. часто становились пред­водителями.

В традиции кулачных боев С. часто начинал или завер­шал схватку. Например, в Тамбове в середине XIX в., после того как две группы парней выстраивались друг перед дру­гом в ожидании боя, одна из них выделяла С, который вы­ходил вперед и кричал, подбоченясь: «Давай бойца с другого конца!» Из другой партии выходил равный ему по силе и физическому сложению, и между ними начинался бой, перераставший во всеобщую битву. В Курской губ., где бой продолжался до последнего стоящего на ногах бойца, само­го сильного, «такого, которого никто не взял», выпускали к концу схватки. Если ему удавалось устоять, сторона, к ко­торой он принадлежал, побеждала. На Урале также был известен подобный стратегический прием:

Проломили в нас середку: Ихний старший завопил. Ноги дать уже хотели — Да «надёжа» подкатил.

В XIX в. в городах среднерусских и южно-русских гу­берний С. часто становился «профессиональным» бойцом. В Пензе, где такие бойцы также слыли знаменитостями, они приходили к месту кулачного боя довольно поздно и еще долго не вступали в сражение, поглядывая на дерущихся свысока и ожидая, когда в бой вступит другая знаменитость или схватка приобретет устойчивый характер. Об их появ­лении сразу становилось известно, как среди дерущихся, так и среди многочисленных зрителей. С. окружали поклонники и знатоки боя, ожидая, что он скажет и сделает. Несвоевре­менное вступление в схватку могло негативно отразиться на славе С. По этой причине знаменитость всегда выбира­ла слабейшую сторону, становилась позади стены и ждала, когда более сильные обратят ее в бегство, и только тогда приходила на помощь.

Особенно блистали знаменитые бойцы в схватках «один на один». Их обычно провоцировали знатоки, и они имели показательный характер. Так, два знаменитых бойца, даже если они были приятелями и пришли в трактир вместе, соглашались провести несколько схваток за выпивку. После договоренности со зрителями они снимали верхнюю одежду, обнимались, целовались и занимали позицию друг против друга, несколько наклонившись вперед, с кулаками наготове. В ходе схватки зрители отмечали качество боя и пригляды­вались к новым боевым приемам. Бой заканчивался, когда один из противников оказывался на полу, но окончательная победа принадлежала тому, кому ее присуждали посредники и судьи.

Литература:

1. Осъмаков М. На кулачках // Родина. 2000. № 10; 2. Тедо — радзе А., Никулин Р., Плужников А. В кулаке обману нет // Родина 1999. № 3; 3. Шангина И. И. Кулачный бой // Русский праздник, СПб., 2001.

В. Холодная

Комментировать