ШИРИНКА
Девичий ручной платок.
Представляла собой небольшое полотнище (размером 46 х 46 см и 55 х 60 см) льняной, реже хлопчатобумажной ткани, украшенное вышитым или тканым орнаментом, бахромой и кружевом. В быту крестьян и небогатых горожан северных и центральных губерний Европейской России Ш. являлась необходимой частью девичьего приданого и считалась обязательной принадлежностью праздничного костюма девушки брачного возраста. Девушка, отправляясь на Гулянье, держала ее в правой руке или затыкала за пояс сарафана. Ш. никогда не использовалась в утилитарных целях. В словаре архангельских народных говоров дается ее описание: «Ширинка — бумажный цветной платок, который крестьяне по праздникам носят в руках в виде носового платка, хотя для этой надобности и не употребляют» (5, с. 192).
|
Материалы по крестьянскому быту говорят о том, что Ш. — своеобразный маркер девушек брачного возраста. В Московской губ. таких девушек даже называли «ши — рёнками». Ш. вручали девушке в тот день, когда она, достигнув брачного возраста, первый раз отправлялась на молодежное гулянье в роли «девки на выданье». По обычаю, распространенному в Вологодской губ., в Пасху, перед началом весенне-летних гуляний молодежи, устраивались шествия девушек брачного возраста — своеобразное представление деревенскому сообществу будущих невест (см. Смотры невест). Нарядно одетые девушки в течение трех — пяти часов ровными рядами, хореографическим шагом, с пением песен двигались по улице, собирая огромное количество зрителей. В первых рядах шли «первогодки», то есть те, кто впервые был допущен на молодежные гулянья. Каждая девушка несла в руках расшитую Ш. так, чтобы ее видели все зрители. Она зажимала ее между сомкнутыми ладонями под грудью, время от времени взмахивая ею в сторону зрителей. Ш. в этом ритуале выступала как символ «взрослости» девушки, усвоившей, как пелось в песнях, «хитро-
мудро рукодельице», то есть весь круг обязательных для женщины знаний, и поэтому готовой вступить в брак. Указание на то имеется и в старинных свадебных песнях: «Ведь невеста твоя выросла, / Дорогие ширинки вышила» — и наоборот: «У меня дочь не выросла, / Русая коса не отро — щенная, / Белое лицо не наполнилося, / Шитые ширинки не вышиты» (6, с. 6). Косвенным указанием на то, что именно Ш. была атрибутом девушки, являлся свадебный обычай отсылать рваную ширинку родителям новобрачной, если обнаруживалось, что невеста утратила девственность до Свадьбы. После замужества уже нельзя было включать Ш. в свой костюм.
Ш., будучи символом девушки, широко использовалась во время свадьбы, оформлявшей переход ее из девичьей половозрастной группы в категорию замужних женщин. В ходе свадебного ритуала Ш. неоднократно передавались от невесты к жениху и его семье. Такие Ш. назывались «подавальными». Первый раз парень просил у девушки Ш. в день, когда получал у нее разрешение на сватовство. Отказ в подарке рассматривался как несогласие на сватовство парня.
Ай, во поле липынька стояла, Под липою бел шатер, В том шатре стол стоит, За тем шатром девица, Шьет ширинку золотом, Нижет узду жемчугом… «Не по мне ли ширинка, Не моему ли коню уздечка?» Не по молодцу ширинка, Не по твоем коне уздечка… —
Пелось в старинной свадебной песне.
После сватовства Ш. «подавалась» родителям жениха на рукобитье — сговоре, оформлявшем окончательное решение о свадьбе, как знак «нерасторжимости взятых обязательств». Следующая ее передача происходила утром в день венчания. Ш. получали от невесты жених и приехавшие со свадебным поездом дружка с двумя поддружьями. Жених затыкал Ш. за пояс, а дружка и поддружья прикрепляли ее к шляпе. После венчания и брачной ночи молодуха одаривала Ш. всех взрослых родственников мужа. Каждый родственник, получая подарок, должен был спросить имя и отчество молодухи, выпить чарочку вина, которую она ему предлагала, и, выте — рев Ш. губы, поцеловать молодуху. В последний раз Ш., называемая уже «блинником», передавалась тещей своему молодому зятю с пожеланием любить «свою ярочку» в день Хлибин — заключительного обряда свадебного ритуала.
Для понимания смысла обрядовых действий с Ш. важно то, что происходит именно передача, а не обмен дарами между семьями невесты и жениха. Девушка, передавая жениху Ш., вручала ему знак своего девического состояния, символически отказываясь от своей девичьей доли, а жених принимал ее дар. В результате девушка и парень приобретали новый статус — мужа и жены, а вместе с этим получали и общую долю. В ритуале передачи Ш. родственникам мужа акценты расставлены несколько иначе: на первый план выходит желание-просьба молодухи, отказавшейся от девичьей доли, получить свою часть от общей доли ее новой семьи. Недаром во время этого ритуала родне мужа полагалось выспрашивать ее имя, имя и отчество ее родителей, место, где она родилась.
Ш. в свадебном обряде выступала также как предмет, символически связывающий жениха и невесту в единое целое. Это наглядно происходит в обряде венчания, во время которого жених и невеста стояли около аналоя на расстеленной Ш. — подножнике. В некоторых церквах под ноги врачующимся выкладывалось два подножника: один от семьи невесты, другой, поверх первого, от семьи жениха. Н. Головин — информатор Русского географического общества, описывая в 1853 г. свадьбу в г. Белозерске, писал: «Жениха и невесту ставят в церкви на постланный платочек, как символ их единодушия и любви супружеской». При этом подножник давал, по поверью, первому вступившему на него главенство в семейной жизни. Использование Ш. для объединения родственников, получения главенства в семье прослеживается и в некоторых других обрядовых действиях, например в обряде, исполнявшемся в Вологодской губ. перед поездкой в церковь. Сваха жениха, прибывшая в дом к невесте, по обычаю, должна была обменяться со свашкой невесты прикрытыми Ш. пирогами. Это рассматривалось крестьянами как установление родства двух групп до этого чужих людей.
Ш. были известны русским давно. Первые сведения о них относятся к XVI в. О Ш. писал С. Герберштейн в книге «Записки о московитских делах» (1526), а также А. Олеарий в «Описание путешествия в Московию», посетивший Московское государство в 1630-е гг. О Ш. рассказывается в «Домострое» — памятнике русской письменности второй половины XVI в., упоминание о них встречается во множестве документов XVII — начала XVIII в.: в описях приданого, в перечне даров, подносимых церквам и монастырям, в судебных делах. Судя по этим документам, Ш. так же как и в XIX в., использовались в основном в ритуальной сфере жизни. С. Герберштейн, описавший в книге обряд венчания на царство, отметил, что «неким шелковым покровом, который они называют ширинкою», были прикрыты лежавшие на аналое княжеская шапка и бармы — знаки царской власти (1, с. 59). А. Олеарий, сообщавший о венчании в православном храме, указывает, что часть пола около аналоя была покрыта красной тафтой, а на нее положен «особый кусок, на которые должны были встать жених и невеста» (4, с. 349). Ш., по документальным свидтельствам XVII в., принято было дарить в церкви и монастыри, где их использовали как пелены. В XVI—XVII вв. Ш. входила в состав женского костюма, надевавшегося в торжественных случаях при встрече гостей. Однако она была в те времена элементом не только девичьего костюма, но и костюма молодых женщин. И. Е. Забелин говорил, что «ширинка служила хвастовским предметом домашнего рукоделья и указывала значение и высоту рукодельных достоинств всякой доброй и порядливой домовицы из женщин и следовательно добронравной невесты из девиц» (3, с. 211). Недаром автор «Домостроя», поучая «добрую жену», как «дочерей воспитывать и с приданым их замуж выдавать», вносит Ш. в набор вещей, которые обязательно должны войти в приданое (2, с. 54).
Литература:
1. Герберштейн С. Записки о московитских делах // Россия XV—XVTI вв. глазами иностранцев. Л., 1986; 2. Домострой / Под ред. В. Сенина. Л., 1992; 3. Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVT и XVII столетиях. Новосибирск, 1992; 4. Олеарий А. Описание путешествия в Московию // Россия XV—XVTI вв. глазами иностранцев. Л., 1986; 5. Подвысоцкий А. Словарь областного архангельского наречия в его бытовом и этнографическом применении. СПб., 1885; 6. Русские свадебные песни Сибири. Новосибирск, 1979; 7. Терещенко А. Быт русского народа. СПб., 1847—1848. Ч. 6; 8. Архив РГО, р. 24, on. 1, д. 25.
И. Шангина
|
Крестьянская семья. Рязанская губ., Касимовский у., с. Увяз. 1910
|
Девушки в старинных парчовых костюмах.
Архангельская губ., Архангельский у., д. Красная Горка. 1910
|
Сестры в праздничной одежде.
Ярославская губ., Пошехонский у.,
Софроновскаявол., д. Овинчищи. 1915
Парни в праздничной одежде.
Ярославская губ., Пошехонский у., Софроновская вол., д. Петроково. 1915
|
Зажиточный крестьянин в повседневной одежде.
Московская губ., Дмитровский у., с. Куликово. 1913
|
Бабушка с внуками.
Новгородская губ., Крестецкийу. Нач. XX в.
Семья в праздничный день.
Орловская губ., Севский у., д. Захарове 1911
|
Крестьянин с сыновьями.
Рязанская губ., Касимовский у., с. Большие Пекселы. 1910
|
Молодуха в праздничном костюме.
Костромская губ., г. Галич, Рыбная слобода. 1907
|
|
Молодуха в будничной одежде.
Вологодская губ., Сольвычегодский у., д. Усть-Топса. 1911
Отец с сыном.
Рязанская губ., Касимовскийу., д. Лубонос. 1914
Парни в праздничный день.
|
Пермская губ., Охановскийу., д. Осиновка. 1913
Девочки в повседневной одежде.
Ярославская губ., Пошехонский у., Софроновская вол., д. Овинчищи. 1915
|
Старик в повседневной одежде.
Архангельская губ., Архангельский у., посад Луда. 1910
|
Старуха в типичной для возраста одевде. Рязанская губ., Касимовский у., с. Большие Пекселы. 1910
Дед и бабка с внуком.
Рязанская губ.. Касимовский у., с. Увяз. 1910
|
Старик и старуха.
Рязанская губ., Касимовскийу. 1910
Бабушка с колыбелью внука.
Владимирская губ. 1914
|
|
|
Семья на току. Рязанская губ., Касимовский у. 1914
|
Крестьянка за самопрялкой.
Тульская губ., Богородицкий у. с. Ивлево. 1902
|
|
Мальчик скручивает нитки для изготовления серпянки.
Рязанской губ., Касимовскийу., с. Алексееве. 1913
Девушки-кружевницы за плетением узоров.
Московская губ., Дмитровский у., с. Куликово. 1913
|
Женщина за изготовлением полотна.
Уфимская губ., Уфимский у., с. Благовещенский Завод. 1912
|
|
Л«. Полоскание белья. Заготовка капусты на зиму.
НгРадская обл., Колпинский р-н, Южный Урал
— Никольское. 1925 1914
|
Шяш |
Уральская казачка с коромыслом. Оренбургская губ., Троицкий у. 1911
|
|
|
Жница на отдыхе.
Лениградскаяобл., Колпинскийр-н, с. Никольское. 1925
Подготовка ниток для тканья.
Рязанская губ., Касимовский у., с. Увяз. 1914
Старик — пасечник.
|
Воронежская губ., Задонский у. 1908
Семейный промысел.
Владимирская губ., Покровский у. 1913
|
Отецссыномпередохотой. „^ ,, ,,
Обработка луба для изготовления
Вятская губ., Глазовскииу. —
^ ^ ободов для сита и решета.
Владимирская губ., Покровский у. 1913
|
Кузнецы у деревенской кузни.
Тверская губ., Тверской у., д. Изворотень. 1905
|
Старик-косарь правит косу-горбушу.
Архангельская губ., Онежский у., д. Порог. 1910
Коновал.
Костромская губ., Солигаличский у. 1914
|
|
Катание на релях на Пасху.
Тамбовская губ., Кирсановский у. 1904
|
Пляска во время праздничного гулянья женщин.
Орловская губ., Брянский у., д. Лившино. 1925
|
|
Подруга невесты со свадебным караваем «роща».
Калужская губ., Перемышленскийу. с Варваренки. 1929
Перевоз приданого невесты в дом жениха.
Владимирская губ. 1914
Знахарка лечит ребенка наговоренной водой.
Fee |
|
Рязанская губ., Касимовский у., с. Увяз. 1914
|
Колода для домовины у дома — знак проживания в нем стариков.
Бурятская АССР, Бичупскийр-н. 1958
Проводы покойника на кладбище.
Архангельская обл., Онежский р-н, д. Прилуки. 1963
|
Келейница староверческой общины.
Могилевская губ., Гомельский у., д. Ветка. 1907
|
Часовня св. Параскевы Пятницы.
Петроградская губ., Ново-Ладожский д. Борисова Гора. 1912
Интерьер часовни св. Параскевы Пятницы.
Рязанская обл., Касимовский р-н. 1999
|
Св. Николай Чудотворец.
Резьба по дереву. Архангельская губ.. Архангельский у., посад Уна. 1910
[1] Этнические стереотипы мужского и женского поведения / Отв. ред. А К Байбурин, И. С. Кон. СПб., 1991; Женщина и вещественный мир культуры у народов России и Европы: Сборник Музея антропологии и этнографии. XLMI / Отв. ред. Т. А Бернштам; Мужской сборник. Вып. 1: Мужчина в традиционной культуре. Социальные и профессиональные статусы и роли. Сипа и власть. Мужская атрибутика. Мужской фольклор. М., 2001.
[2] Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала XX в. Половозрастной аспект традиционной культуры, л., 1988.
[3] Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси. М., 1989; Мифология и повседневность. Тендерный подход в антропологических дисциплинах: Материалы научной конференции 19—21 февраля 2001 года / Ред. К А Богданов, А А Панченко. СПб., 2001.
[4] Астарта. Вып. 2. Женщина в структурах власти архаических и традиционных обществ / Ред. М. Ф. Альбедиль, А В. Цыб. СПб., 1999.
[5] Секс и эротика в русской традиционной культуре / Сост. А Л. Топорков. М., 1996; Родины, дети, повшухи в традициях народной культуры / Сост. Е. А Белоусова. М., 2001.