СГОВОР (БОГОМОЛЕНИЕ, БОГОМОЛЬЕ, ЗАПОЙНЫ, ЗАПОЙ, ЗА — РУЧЕНЫ, РУКОБИТЬЕ)
Обряд, во время которого закреплялась предварительная договоренность о браке, достигнутая во время сватовства.
С. проводился в доме просватанной девушки, куда собирались как ее ближайшие родственники, так и родня посватавшегося парня. Он устраивался в большинстве случаев через несколько дней после сватовства, но мог откладываться и на более длительный срок. Если девушку, например, просватали
В Рождественский пост, а свадьба намечалась на зимний мясоед, то С. проводился обычно в начале мясоеда, так как во время поста нельзя было устроить хорошее застолье — необходимый элемент С. Если свадьба намечалась на Красную горку — первое воскресенье после Пасхи, то С. устраивался в день Благовещения (25 марта / 7 апреля), когда можно было, по мнению крестьян, нарушить Великий пост.
С. устраивался в присутствии родственников обеих сторон для подтверждения обязательств, данных во время сватовства, на нем принимали окончательное решение о заключение брачного союза. С. фактически был продолжением сватовства, его деловой частью, во время которой устанавливались сроки свадьбы и ее условия, утверждался размер приданого и кладки жениха, рассматривался вопрос о дарах со стороны невесты, норме «выкупа» за невесту и т. п. Решение о браке скреплялось рукобитьем, формы которого были различны. В одних местностях принято было, чтобы оба отца со словами: «Наш сын был бы между нами общим сыном, а ваша дочь была бы общей дочерью и нашей послушною слугою» — пожали друг другу руки. В других — с силой ударили по рукам, говоря: «Дай Бог святой час» или: «Дай Бог в час добрый да святой». В третьих — родители складывали руки одна на другую и, слегка покачивая их, говорили: «Дай Бог, дай Бог». Чтобы усилить действенность брачного договора, рукопожатие проводилось над хлебом, лежащим на столе. Хлеб в обрядовой жизни русского народа выступал как символ благополучия, богатства, счастливой доли, зарождения жизни, а стол осмыслялся как Божий престол.
С. во многих губерниях России включал в себя и обрядовые действия, которые в некоторых локальных традициях существовали как самостоятельные или могли входить в другие обряды свадьбы. Так, в некоторых деревнях Русского Севера к С. приурочивалось богомолье (образов — ка, образованье), которое в других деревнях проводилось как самостоятельный обряд. Его назначали после того, как стороны «ударили по рукам», то есть приняли окончательное решение о свадьбе, и требовалось закрепить намерение сторон. Богомолье включало в себя общую молитву всех собравшихся родственников перед образом Божьей Матери и хлебом-солью. Молитве придавалось очень большое значение: «Богу помолились, значит дело сватовства закончено». После этого жених и невеста целовали икону и друг друга в знак того, что их брак заключается по взаимному согласию. С этого момента жених и невеста приобретали официальный статус и их называли «нареченный» и «нареченная». Затем родители благословляли их иконой и караваем хлеба с солью.
Иной раз в деревнях к С. приурочивались смотрины девушки, которые в ряде случаев включали в сватовство. Иногда этот обряд проводили самостоятельно, если парень и девушка не были знакомы. При С. смотрины устраивались менее пышно и осмыслялись как демонстрация невесты собравшейся родне. Нарядная невеста, которая не присутствовала на первой половине обряда, выходила на середину избы, низко кланялась сначала сватам: «Здравствуйте, сват и сватушка и вся честная беседушка!» — потом родителям: «Здравствуйте, матушка и батюшка и вся честная беседушка!» Мать подводила ее к жениху и говорила: «Вот тебе суженая, ряженая, прошу любить да жаловать». Парень и девушка брались за руки, тем самым скрепляя решение отцов своим согласием, затем целовались, и их отводили к присутствовавшим в доме девушкам. Кроме того, поцелуй и рукопожатие служили знаком симпатии и сексуального влечения и было равносильно клятве в верности и любви.
В конце С. делали застолье для родственников и собравшихся девушек. При этом девушки сидели за отдельным столом, а с ними невеста с женихом. Здесь впервые просватанная и сговоренная девушка, накрытая платком, начинала причитания — песни-плачи, в которых укоряла родителей за то, что они отдают ее на чужую сторону, к незнакомым людям. Девушки же в перерывах между причитаниями невесты пели — «опевали» по очереди всех присутствовавших на С. гостей, начиная с жениха и невесты. Рязанские девушки пели невесте:
Уж вы сборы май, сборы девичьи. Сабирала Аннушка всех подружек в дом, Пасажала она за убраный стол, А сама села вышэ всех, Задумала думушку крепче всех:
— Уж как мне быть, как мне жыть, На чюжих людей будет угодить? Угодила бы я свёкор — батюшке,
А свекрови — родной мамушке. А деверьюшков — всех по имени, А тебя, добрый молодец, Иван Иванович.
Песня для рязанского жениха звучит так:
Ва горенке ва новенькай Моладец гуляеть. Он ка зеркалу падходить, В зеркала глядится, Красатой сваей дивится:
— Уж я, маменька, харошый, Уж я, маменька, пригожый. Миня и так девки знають, Уж Иванам называють, Васильевичем величают.
— Женись, женись, дитё мило, У нас есть саседушки,
Ва соседях девушки, Ани мне панравились Сваею паходкаю, Тихай разгаворкаю.
Величальная для женатых гостей всегда заканчивалась просьбой сделать девушкам подарок, обычно денежный:
Как у голыбя, Как у сизыва Залатая галава. Как у Ягорья У Стяпанавича Расхарошая жана. Ежели иё любишь, Ты иё акупишь, А ежли не любишь, То ты не акупишь. Если будешь дарить, Дари паскарея. Если не будешь дарить, Гавари пасмелея.
После каждой величальной песни гостям полагалось выпить немного пива, бражки или водки. «Опевание» являлось одним из составных компонентов С. Во многих русских деревнях С. назывался «запоем, пропоем», то есть обрядом, во время которого «запевали, пропевали» невесту и жениха и в то же время их «запивали, пропивали», следовательно, песнями и пивом провожали в новую брачную жизнь. «Опевание» считалось важным этапом в формировании родства между семействами жениха и невесты, а также своеобразной санкцией на брак со стороны деревенского сообщества. Деньги, которые девушки просили у гостей: «Падари, харо — шынький, падари, пригожынький», воспринимались как выкупные в пользу молодежной группы, которая теряет двух своих членов.
По окончании С. невеста дарила жениху ширинку, а ее мать одаривала родню жениха полотенцами, платками, поясами. Сваты же благодарили деньгами. По представлениям крестьян, такой обмен закреплял договор двух семей, согласившихся на брак своих детей. В некоторых деревнях северной и средней России был распространен обычай, по которому жених, уходя домой, сжигал кудель на прялке невесты в знак того, что теперь «его воля».
После ухода гостей невесте положено было причитать, говоря о своей «печальной доле» — будущей потере девичества, переходе к «чужому чуженину». На Русском Севере основной текст причитаний исполняла плакуша (причитальщица), а невеста подхватывала его, продолжала и плакала, всплескивая руками. Оставшиеся в доме женщины успокаивали невесту: «Не плаць, не плаць, целая недиля плакать, тут всю голову разрушишь» — или наоборот: «Не заунимайте, не заунимайте, пусть она поплацет, как не наплацется за столом, тогда наплацется за столбом» (4, с. 491).
После того как С. состоялся, священник должен был с церковного амвона оповестить весь приход о вступающей в брак паре. Теперь отказ от вступления в брак считался невозмож-
СЕМЯ
Ным и рассматривался как страшный грех, за который человек должен будет расплачиваться всю жизнь. По крестьянскому обычному праву виновный в нарушении свадебного соглашения оплачивал все расходы на свадьбу и платил за бесчестие обманутой стороне. Ученые считают, что обряд С. сложился в народной свадьбе по подобию церковного обручения, которое вплоть до 70-х гг. XVIII в. было отделено от венчания значительным сроком и считалось нерасторжимым.
Литература:
1. Зорин Н. В. Русский свадебный ритуал М., 2001; 2. Историко- этнографические очерки Псковского края. Псков, 1999; 3. Козырев Н. Свадебные обряды и обычаи в Островском уезде Псковской губернии // Живая старина, 1912. Вып. 1; 4. Макашина Т. С. Свадебный обряд // Русский Север: Этическая история и народная культура. XII—XX века. М., 2002; 5. Макашина Т. С. Свадебный обряд // Русские. М., 1997; 6. Морозов И. А., Слепцова И. С. и др. Духовная культура Северного Белозерья: Этнодиалектический словарь. М., 1997; 7. Морозов И. А., Слепцова И. С. и др. Рязанская традиционная культура первой половины XX века: Шацкий этнодиалектический словарь // Рязанский этнографический сборник. Рязань, 2001;
И. Шангина