Главная > Мужики и бабы в русской культуре > САМОКРУТКА (КРАДЕНАЯ СВАДЬБА, , САМОХОДКА, СВДДЬБА БЕГОМ, СВАДЬБА МОЛЧА, СВАДЬБА УВОЗОМ/УХОДОМ). Форма заключения брака

САМОКРУТКА (КРАДЕНАЯ СВАДЬБА, , САМОХОДКА, СВДДЬБА БЕГОМ, СВАДЬБА МОЛЧА, СВАДЬБА УВОЗОМ/УХОДОМ). Форма заключения брака

Так называли брак, заключенный без согласия родителей и без проведения традиционного свадебного обряда. Типич­ной ситуацией, вынуждавшей парня и девушку на С, было отсутствие разрешения на брак со стороны родителей. В этом случае парень, с полного согласия девушки, тайно от семьи и родственников увозил ее в церковь. Венчание проис­ходило в буднее время поздним вечером или ночью по пред­варительной договоренности со священником. Сразу после венчания или на следующее утро новобрачные отправлялись в дом родителей мужа, где заявляли о происшедшем событии и просили у них прощения за свои действия. Семья парня обычно принимала невестку в дом, хотя и относилась к ее поступку, как правило, неодобрительно. Девушке же полу­чить прощение у своих родителей было значительно сложнее. Молодая пара была вынуждена иногда ежедневно на про­тяжении нескольких дней приходить к дому ее родителей, выпрашивая отцовского благословения. После полученного прощения устраивалось небольшое застолье, на котором при­сутствовали семьи вступивших в брак детей. В русском быту случалось, что девушка не получала прощения. Родители не давали своей дочери благословения, зачастую навсегда отка­зываясь от нее, а иногда и проклиная за ослушание. Отказ родителей благословить дочь или сына рассматривался как крайняя мера воздействия на детей, не почитающих родите­лей, а для детей это было одним из самых тяжелых наказа­ний. Считалось, что без родительского благословения семей­ная жизнь будет полна горя. В крестьянской среде случаев вступления в брак без согласия родителей было довольно мало, так как редко находились парень и девушка, готовые пренебречь мнением родителей.

САМОКРУТКА (КРАДЕНАЯ СВАДЬБА, , САМОХОДКА, СВДДЬБА БЕГОМ, СВАДЬБА МОЛЧА, СВАДЬБА УВОЗОМ/УХОДОМ). Форма заключения брака

Значительно чаще, особенно с конца XIX в., практикова­лись инсценировки браков «убегом». Они устраивались с со­гласия родителей, не имевших финансовых возможностей

Для проведения достойной свадьбы. В этом случае события обычно строились по одной схеме. Девушка уходила из дому поздно вечером, стараясь, чтобы ее не заметил никто из соседей. Жених с друзьями поджидал ее в условленном месте, а затем все ехали в церковь. Из церкви новобрачные также «тайно» от всех приезжали в дом жениха и прятались в клеть, чулан или горенку. Весть о С. быстро распростра­нялась по всей деревне, собирая к дому большое количество народа. Родители и родственники девушки требовали ее вы­хода из клети и возвращения домой. Девушка после настой­чивых просьб выходила, падала родителям в ноги и говори­ла: «Бог, видно, так судил, родитель-тятинька». Отец обычно прощал ее поступок под одобрительный гул зрителей. Невес­та зажигала перед иконой свечку, и все собравшиеся род­ственники молились. На следующее утро дружка — предста­витель семьи жениха — отправлялся звать родителей невес­ты в гости. На дуге его лошади развевались красные ленты, которые говорили всем о добрачной девственности невесты. Родители девушки приезжали для угощения, их, как и во время традиционной свадьбы, благодарили за хорошее вос­питание дочери, сохранившей целомудрие до брака.

Свадьбы-С. довольно широкое распространение получили в 1920-е гг. Это объяснялось появлением среди молодежи новых идей о взаимоотношении полов, широко рекламируе­мых советской властью и политикой компрометации народ­ных традиций, проводимой партийными идеологами, а также общим обнищанием крестьянского населения после револю­ции и гражданской войны.

Несмотря на распространенность С. в первой четверти XX в., большая часть населения деревни смотрела на них с пренебрежением. Такую форму заключения брака назы­вали не свадьбой, а «супряткой» (от слова «прятаться»). Девушка, согласившаяся на С, подвергалась насмешкам: «Ушла не сватанная — позор».

Термин «С.» в применении к браку без согласия роди­телей происходит от диалектного слова «окрутить», то есть переменить девушке после венчания прическу и головной убор на женские (см. Девичий наряд, Бабий наряд). Смена прически и головного убора проводилась обычно свашками во время специального обряда «окручивания молодой». При заключении брака без проведения свадебного обряда де­вушка сама, без свашек, себя «окручивала», что казалось людям традиционного общества противоестественным, нару­шающим нормальное течение жизни.

Литература:

1. Зорин Н. В. Русский свадебный ритуал. М., 2001; 2. Лещен — ко В. Ю. Семья и русское православие (XI—XIX вв.). СПб., 1999; 3. Смирнов А. Очерки семейных отношений по обычному праву русского народа. Вып 1. М„ 1878.

И. Шангина


Комментировать