САМОКРУТКА (КРАДЕНАЯ СВАДЬБА, , САМОХОДКА, СВДДЬБА БЕГОМ, СВАДЬБА МОЛЧА, СВАДЬБА УВОЗОМ/УХОДОМ). Форма заключения брака
Так называли брак, заключенный без согласия родителей и без проведения традиционного свадебного обряда. Типичной ситуацией, вынуждавшей парня и девушку на С, было отсутствие разрешения на брак со стороны родителей. В этом случае парень, с полного согласия девушки, тайно от семьи и родственников увозил ее в церковь. Венчание происходило в буднее время поздним вечером или ночью по предварительной договоренности со священником. Сразу после венчания или на следующее утро новобрачные отправлялись в дом родителей мужа, где заявляли о происшедшем событии и просили у них прощения за свои действия. Семья парня обычно принимала невестку в дом, хотя и относилась к ее поступку, как правило, неодобрительно. Девушке же получить прощение у своих родителей было значительно сложнее. Молодая пара была вынуждена иногда ежедневно на протяжении нескольких дней приходить к дому ее родителей, выпрашивая отцовского благословения. После полученного прощения устраивалось небольшое застолье, на котором присутствовали семьи вступивших в брак детей. В русском быту случалось, что девушка не получала прощения. Родители не давали своей дочери благословения, зачастую навсегда отказываясь от нее, а иногда и проклиная за ослушание. Отказ родителей благословить дочь или сына рассматривался как крайняя мера воздействия на детей, не почитающих родителей, а для детей это было одним из самых тяжелых наказаний. Считалось, что без родительского благословения семейная жизнь будет полна горя. В крестьянской среде случаев вступления в брак без согласия родителей было довольно мало, так как редко находились парень и девушка, готовые пренебречь мнением родителей.
|
Значительно чаще, особенно с конца XIX в., практиковались инсценировки браков «убегом». Они устраивались с согласия родителей, не имевших финансовых возможностей
Для проведения достойной свадьбы. В этом случае события обычно строились по одной схеме. Девушка уходила из дому поздно вечером, стараясь, чтобы ее не заметил никто из соседей. Жених с друзьями поджидал ее в условленном месте, а затем все ехали в церковь. Из церкви новобрачные также «тайно» от всех приезжали в дом жениха и прятались в клеть, чулан или горенку. Весть о С. быстро распространялась по всей деревне, собирая к дому большое количество народа. Родители и родственники девушки требовали ее выхода из клети и возвращения домой. Девушка после настойчивых просьб выходила, падала родителям в ноги и говорила: «Бог, видно, так судил, родитель-тятинька». Отец обычно прощал ее поступок под одобрительный гул зрителей. Невеста зажигала перед иконой свечку, и все собравшиеся родственники молились. На следующее утро дружка — представитель семьи жениха — отправлялся звать родителей невесты в гости. На дуге его лошади развевались красные ленты, которые говорили всем о добрачной девственности невесты. Родители девушки приезжали для угощения, их, как и во время традиционной свадьбы, благодарили за хорошее воспитание дочери, сохранившей целомудрие до брака.
Свадьбы-С. довольно широкое распространение получили в 1920-е гг. Это объяснялось появлением среди молодежи новых идей о взаимоотношении полов, широко рекламируемых советской властью и политикой компрометации народных традиций, проводимой партийными идеологами, а также общим обнищанием крестьянского населения после революции и гражданской войны.
Несмотря на распространенность С. в первой четверти XX в., большая часть населения деревни смотрела на них с пренебрежением. Такую форму заключения брака называли не свадьбой, а «супряткой» (от слова «прятаться»). Девушка, согласившаяся на С, подвергалась насмешкам: «Ушла не сватанная — позор».
Термин «С.» в применении к браку без согласия родителей происходит от диалектного слова «окрутить», то есть переменить девушке после венчания прическу и головной убор на женские (см. Девичий наряд, Бабий наряд). Смена прически и головного убора проводилась обычно свашками во время специального обряда «окручивания молодой». При заключении брака без проведения свадебного обряда девушка сама, без свашек, себя «окручивала», что казалось людям традиционного общества противоестественным, нарушающим нормальное течение жизни.
1. Зорин Н. В. Русский свадебный ритуал. М., 2001; 2. Лещен — ко В. Ю. Семья и русское православие (XI—XIX вв.). СПб., 1999; 3. Смирнов А. Очерки семейных отношений по обычному праву русского народа. Вып 1. М„ 1878.
И. Шангина