РУСАЛКА 1
. Демонологический персонаж восточнославянской мифологии, обладающий ярко выраженной женской символикой. Образ Р. связан с водой, растительностью, миром мертвых; в календарной обрядности Р. называют одного из персонажей девичьих ритуальных игр и обрядов «похороны-про — воды».
В народном воображении Р. представала в виде молодой привлекательной девушки с длинными распущенными волосами зеленого или красного цвета. Людям она являлась обнаженной или одетой в белую рубаху, с венком из осоки и кувшинок на голове. Крестьяне наделяли ее необыкновенной красотой и вечной юностью. Такая Р. встречалась, как правило, в южно — и западно-русских быличках. В повествованиях Р. обитали в водных глубинах, под землей, на кладбищах или на облаках. Раз в году, когда наступало время цветения ржи, они появлялись на земле. По календарю этот период ограничивался неделей, которую называли «русальной», обычно она предшествовала празднику Св. Троицы или начиналась после него. На земле Р. поселялись на деревьях, растущих в лесу или около водоема, в полях, в коноплянике; изредка они заходили в поселения и жилые дома. Считалось, что любой крестьянин мог увидеть, как Р. веселились и играли, если в полдень или в полночь он отправится в лес или поле в одиночестве. Их забавы походили на весенние игры девушек. Р. плели венки, водили хороводы, пели песни, которые звучали подобно девичьим, к ним лишь примешивалось стрекотание сороки. Кроме того, Р. качались на переплетенных девушками березовых ветвях, призывая друг друга: «Кума, кума, приходи!» — прятались во ржи, били в ладоши, плескались в воде, расчесывали на берегу рек свои волосы.
Стремившиеся увидеть Р. или ходившие поодиночке в лес и к водоему, чтобы искупаться вопреки запрету русальной недели, подвергались опасности. Девушек и молодых женщин Р. изгоняли, стегая ветками и срывая одежду. Чтобы задобрить их, женщины оставляли в лесу на ветках холсты на рубахи и кое-какую одежду. В отношении детей и мужчин они вели себя по-разному. С одной стороны, подобно земным женщинам, Р. старались привлечь внимание и завоевать их любовь. Говорили, что маленьких ребят Р. угощали ягодами, орехами, бубликами, калачами, которые всегда носили в корзиночках, веселили их щекоткой и сами при этом радовались. Парней и молодых вдовцов они заманивали своей красотой или пением, веселились с ними и щекотали до обморока, а затем невредимыми возвращали домой. Нередко между мужчинами и красавицами-Р. возникали любовные отношения.
В то же время считалось, что именно детям и мужчинам следовало более других опасаться встречи с Р. Крестьяне верили, что Р. могли утопить, защекотать, напугать, затрясти и затоптать их до смерти. В лесу она тихонько подкрадывалась к человеку сзади и щекотала под мышками до тех пор, пока тот не задыхался от смеха. Затем, украсив голову умершего венком из осоки и кувшинок и связав его руки березовой веткой, они каждую ночь водили вокруг него хороводы. Мужчины, которых Р. заманила в воду и, обвив своими длинными волосами, топила, по поверьям, поступали к ним на службу: чесать лен и развлекать играми; с ними же на русальной неделе Р. играли свадьбы. Любовные отношения мужчин с Р. также вели к смерти человека. Рассказывали, что познавший любовь Р. или хоть раз поцелованный ею умирал от тоски или убивал себя. Иногда встреча с Р. заканчивалась для человека продолжительной болезнью, как правило — лихорадкой.
Образ южно-русской Р. — красивой, веселой водяной девы, по-видимому, стал основой для появления литературной Р. — популярной героини многих романтических произведений XIX в.
В северных губерниях был известен и тип «страшной» Р.; в народе ее называли «чертовкой», «шутовкой». Эту Р. описывали как женщину молодую или средних лет, а также как старуху с безобразными лицом и фигурой: она высокого роста, толстая или, наоборот, невероятно худая, обрюзглая, с непомерно большими грудями, которые закидывала за плечи, косматыми зелеными волосами, распущенными по плечам. Жила такая Р. в воде и периодически в полдень или полночь появлялась на поверхности и расчесывала свои волосы с помощью бороны. Она также была весьма опасна для людей. Говорили, что увидевший ее непременно вскоре умрет. Часто ее считали женой лешего или водяного.
О происхождении Р. в народе существовало несколько мнений. Одни полагали, что Р. становились девушки, умершие до замужества, а иногда даже перед самой свадьбой, и некрещеные младенцы. Кроме того, ими могли стать молодые женщины, проклятые родными или погибшие без покаяния и отпевания, то есть удавившиеся, утопившиеся, пропавшие без вести, а также дети, проклятые родителями или рожденные, по поверьям, от нечистой силы. В быличках нередко встречается сюжет о Р., появившейся после того, как ее мать, будучи беременной и не замужем, кончала жизнь самоубийством. Рассказывали, что такая Р. могла перейти в человеческий мир и стать обычной девушкой — для этого необходимо было набросить ей на шею крест.
Согласно другой легенде, отражающей библейские традиции, Р. и всех представителей нечистой силы сотворил Господь Бог, который затем за проступки сверг их во главе с сатаной на землю, где они разбежались и расселились повсюду в виде демонов. Прародителем нечисти также считали дьявола. Облик и поведение Р. зачастую напоминают полу — дниц, леших, водяных и т. д. Для них было характерно и оборотничество: они принимали вид некоторых животных, земноводных, рыб, птиц, а также, например, стога сена.
По народным представлениям, Р. могли влиять на будущий урожай. Их появление в полях можно сопоставить с хождением в посевы девушек и молодух. Считалось, что там, «ще русалки бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее» (5, с. 102). Устойчив и мотив их связи с водой, влагой, необходимой для роста хлебов. Предполагали, что когда Р. чешет и моет волосы и по ним струится вода, то это предвещало дождь. Им приписывали также сокрушительные бури, проливные дожди, град.
Р. были связаны с такими женскими занятиями, как прядение и ткачество. По ночам они забирались в те дома и бани, где женщины оставляли пучки волокон на гребнях, и пряли. У тех, кто ложился спать без молитвы, Р. похищали пряжу, нитки, холсты. Некоторые крестьяне якобы видели, как они сидели на деревьях и разматывали пряжу или, разостлав возле источника ворованные холсты, мыли их ключевой водой.
Северно-русским Р. приписывали и черты удельницы, которая, по поверьям, влияла на участь роженицы и младенца.
Исходя из представлений о неизжитом веке Р., о ее женской сущности и ее связи с материнством, некоторые исследователи видят в ее образе женских божеств судьбы, близких древнерусским берегиням и роженицам. В календаре мифологическое время появления на земле Р. было обозначено ряженьем и обрядами «проводов-похорон», участниками которых были в основном девушки.
По южно-русским обычаям в течение русальной недели наиболее смелые девушки рядились Р. и подражали их повадкам. Вечерами они появлялись на улице в неподпоясанных рубах, с распущенными волосами, закрывавшими лицо. Ряженые бродили по задворкам деревень, бегали в коноплянике, иногда подходили к домам и вторгались на молодежные гулянья: неожиданно выскакивая из темноты, они щекотали девушек и парней. Одиноких прохожих девушки, изображавшие Р., пугали, а маленьких детей выслеживали и щекотали.
Проводы Р. обычно приурочивались к последнему дню русальной недели. Р. — центрального персонажа обряда — могли представлять ряженые. Как правило, рядились Р. девушки и молодые женщины, нередко выбирая самых красивых, которые своим внешним видом подчеркивали красоту и юность мифологической Р. Ряженые распускали волосы, завешивали ими лицо, надевали рубахи, сшитые из грубой ткани, украшали себя зеленью и цветами. Иногда, наоборот, ряженые стремились создать устрашающий облик Р. Для этого они рядились в старые рваные одежды.
Ряженая Р. в сопровождении женщин и детей проходила по деревне и направлялась в поле. Во время процессии дети дергали ее за одежду и просили: «Русалка, русалка! Пощекочи меня!» или: «Не щекочи меня!» Р. отбивалась от них, а около самого поля оборачивалась, бросалась в толпу и начинала щекотать кого-нибудь. Затем внезапно отпустив жертву, нападала на другого. Нередко провожатые с криком: «Гони русалку!» — сами набрасывались на ряженых девушек, которые очень ловко увертывались от нападавших и убегали в поля или на землю соседней деревни, где прятались до темноты, а затем дворами возвращались домой.
В некоторых местах девушки и молодые женщины, собравшись вместе, изготавливали чучело из ржаного снопа или тряпок, нередко наряжали его в девичью или женскую одежду. Куклу клали в гроб, покрывали полотенцами или скатертью, украшали цветами. С гробом девушки и молодые женщины шествовали по деревне, изображая похоронную процессию. Одна из них рядилась в священника, другая — в дьячка, третья — в дьяка. Остальные участницы несли гроб, «икону» из веток деревьев, импровизированные свечи из тростника, повязанные красными бантами, а также из полыни или конопли. За пределами деревни чучело Р. бросали в траву, в воду или, разрывая на части, раскидывали во все стороны.
Часто в обрядах «проводов-похорон» Р. представляла лошадь, которую изображали ряженые мужчины. Появление Р.-коня объясняется влиянием восточной мифологии, где образ коня тесно связан с водой, и русскими быличками, в которых утопленники-мужчины на службе у водяного обращались в коней.
2. В некоторых районах России Р. называли колдуний и Ведьм, которые по ночам летали на помеле и делали заломы в поле.
1. Виноградова Л. Н. Мифологический аспект полесской русальной традиции // Славянский и балканский фольклор 1986. М., 1986; 2. Власова М. Н. Новая абевега русских суеверий. Иллюстрированный словарь. СПб., 1995; 3. Денисова И. М. Вопросы изучения культа священного дерева у русских: материалы, семантика обрядов и образов народной культуры, гипотезы. М, 1995; 4. Зеленин Д. К Очерки русской мифологии. Вып. I. Умершие неестест-
Венной смертью и русалки. М., 1995; 5. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила СПб., 1994; 6. Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.
Т. Зимина