«РОДЫ» МУЖСКИЕ
Поведение мужчины, которое расценивалось как женское ролевое во время родинного обряда, оно известно в научном обиходе под названием «кувада». Распространение кувады основывалось на представлении о существовании невидимой, внепространственной связи между мужчиной и его женой с новорожденным. Уже с момента зачатия Предписания и запреты регламентировали поведение не только беременной женщины, но и ее мужа, причем нарушение их со стороны мужа могло повлечь за собой появление на свет больного или уродливого ребенка. Так, в южнорусских губерниях мужу беременной запрещалось в праздничные дни плести что-либо или рубить дрова, чтобы «не зашить» или «не отрубить» младенцу какие-либо органы. В Сибири полагали, что если муж до обедни будет ходить на охоту, «не разбирая праздники», то ребенок родится с родимыми пятнами.
Наиболее ярко представление о связи мужа с роженицей Проявлялось во время родов. По сообщению из Новгородской губ., «один муж маялся вместо жены, уходил в овин и там катался». В Архангельской губ. верили, что «родовая болезнь» насылалась на мужа при помощи колдовства, к которому прибегала повивальная бабка, при этом сама роженица не испытывала никаких болей и рожала быстро и легко. В Смоленской губ. колдуньи насылали родовые муки
На мужа, чтобы главной в семье стала его жена. В некоторых местах обычай передачи родовых мук предварялся свадебным обрядом: если молодой супруг признавал авторитет жены выше своего, то позволял жене три раза перекатиться через себя, принимая тем самым родовые страдания на себя. На Русском Севере иногда сама жена наговаривала родовые боли на мужа, чтобы самой не мучиться. То же самое проделывали роженицы и в Сибири. По сообщению из Сургутского края «в прежние времена… жены переводили свою болезнь при родах на мужей, то есть в то время, когда жене приходила пора родить, у мужа заболевала спина и живот и он начинал испытывать все муки роженицы, а жена ходила как ни в чем не бывало». В Смоленской губ. полагали, что страдание мужа во время родов его жены — наказание за супружескую неверность. Там же иногда во время родов муж помещался на полатях или другом каком-нибудь высоком месте, а повивальная бабка привязывала нитку к его гениталиям и дергала за нее в тот момент, когда стонала роженица. В Архангельской губ., чтобы роды были легкими, Знахарки заставляли мужа роженицы раздеться донага, лечь в кровать и «горько плакать». Обычай мужских страданий во время родов нашел свое отражение в поговорке: «Корова рожает, а у быка брюхо болит».
«Р.» м. часто моделировали поведение мужа как «сознательную» имитацию поведения роженицы. Так, в Новгородской губ. муж снимал с себя пояс, а также трижды перешагивал через веревку, то есть делал то же, что и его жена (см. Роженица). При трудных родах во Владимирской губ. повитуха заставляла мужа снять сапоги и развязать все узлы на одежде у жены и у себя, а в Калужской губ. муж должен был раздеться донага. На Русском Севере для облегчения родов муж изо рта поил жену водой, раздевался и прыгал с лавки. В Орловской губ. муж не только копировал поведение роженицы, но и переодевался в женскую одежду, повитуха заставляла его надеть поверх мужской одежды женскую, а на голову повязать бабий платок.
Обычай соучастия в родах не только утверждал отцовское право на ребенка (если вспомнить, что любое изменение социовозрастного статуса человека сопровождается символической смертью, выраженной через страдания, боль), но и наиболее ярко оформлял изменение положения мужчины: был молодым — стал отцом. Косвенно об этом свидетельствует актуализация идеи смерти мужа: в южных районах, чтобы роженица быстрей разродилась, ее пугают сообщением: «твой муж убит».
Мотив мужских страданий обнаруживался также в популярном в русской традиции обычае «пересола» каши, вина и пр., который исполнялся во время крестинного обеда, причем, как правило, только во время рождения первого ребенка, когда молодой муж превращался в отца. Например, в Астраханской губ. на крестинном обеде, когда на стол ста-
Вилась каша, мужу роженицы повивальная бабка подносила чарку вина с солью, перцем, горчицей, уксусом с красноречивой мотивировкой: «Чтобы он вполне чувствовал горечь родившей». В Казанской губ. кум с кумой ложку каши перемешивали с солью, перцем, вином и пивом и давали съесть отцу новорожденного, «чтобы чувствовал тяжесть жениных мук при родах, особенно если он не был при них». Во Владимирской губ. его поили огуречным рассолом, а в Тверской губ. после пересоленной каши отец должен был подпрыгнуть и сказать: «Дай Бог, чтобы так нарожденный вспрыгивал». В Тверской и Смоленской губ. в день рождения младенца или во время крестин гостям полагалось причинить его отцу боль, в частности, его тянули или «драли» за уши.
1. Добровольский В. Н. Смоленский этнографический сборник. Ч. II. СПб., 1894; 2. Максимов А Несколько слов о куваде // Этнографическое обозрение. 1900. № 1; 3. Хазанов А М. Загадочная ку — вада // Советская этнография. 1968, № 3; 4. Архив РЭМ, ф. 7, оп. 1.
Д. Баранов