РОДИТЕЛЬСКОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ
Ритуал, проводившийся родителями или заменяющими их лицами в ответственные моменты жизни детей: перед вступлением в брак, уходом на военную службу, отъездом в город на заработки, а также перед всяким опасным, трудным и жизненно важным делом.
Р. б. рассматривалось как одобрение задуманного дела и разрешение на его осуществление, как гарантия поддержки его Богом и святыми угодниками. Дело, начатое без Р. б., могло закончиться, по поверью, неудачей, а иногда и гибелью предпринявшего его человека. Считалось, что оно давало человеку опору в жизни, помогало в трудную минуту, защищало в пути. Русские люди говорили, что оно «в воде не тонет и в огне не горит». В особенности необходимо было получить благословение у родителей перед их смертью. По народным представлениям, жизнь человека, благословленного отцом или матерью на их смертном одре, будет счастливой и богатой. Если же этого не произошло
|
Родительское благословение
И сын или дочь по каким-либо причинам не смогли его получить, то их ждет в жизни неудача.
Особенно большое значение люди придавали Р. б. на брак. Оно признавалось как исключительно необходимый элемент благополучной семейной жизни. Молодые люди, обвенчавшиеся в церкви, но не получившие на это Р. б., по поверью, не могли быть счастливы: их ждало горе, бесплодие, раннее вдовство, нищета, одиночество.
Первый раз брачное благословение девушка и парень Получали во время сговора, когда принималось окончательное решение вопроса о свадьбе. Жених и невеста, взявшись за руки, вставали перед родителями на колени, говоря: «Благословите, батюшка, матушка», и те по очереди осеняли их крестным знамением, отвечая: «Бог благословит». После этого просватанные трижды целовались и обменивались кольцами.
Р. б. обязательно давалось и в день венчания (см. Венчальное утро). Жених принимал его перед отъездом за невестой. Действо начиналось с общей молитвы всех родственников, обращенной к Спасителю, Божьей Матери, местночти — мому святому и угодникам Божьим. После молитвы жених становился на колени перед родителями, низко склонял голову и просил благословения. Отец брал в руки икону, мать Хлеб-соль и со словами «Бог благословит» начинали ритуал. Отец иконой делал крестное знамение над головой сына, за ним то же самое повторяла мать, но уже хлебом-солью. Сын благодарил за Р. б.: «Спаси, Христос, мово родимого батюшку на Божьем благоловеньице, Спаси, Христос, мою родимую матушку на Божьем благословеньице».
Девушку благословляли родители перед приездом свадебного поезда жениха, оно проходило в той же форме, что и благословение жениха. Разница заключалась только в том, что жениха благословляли образом Спасителя или Николая Чудотворца, считавшихся «мужскими иконами» а девушку — «женской иконой», образом Пресвятой Богородицы.
Во многих местах России благословение на брак жених и невеста должны были получить также от «всего крещеного мира», то есть от всех родственников и соседей, находившихся в этот момент в доме. Они поочередно подходили к благословляемому, осеняя его голову крестным знамением. Ритуал раздельного благословения жениха и невесты их родителями, а затем и родственниками осмыслялся как разрешение на брак со стороны родни и как просьба к Богу оказать милость, послать счастье молодым людям в их будущей совместной жизни.
Второе за этот день благословение новобрачные получали в доме жениха после венчания (см. Свадебный поезд). Оно проводилось в передней части избы, вблизи икон, а иногда на крыльце дома при встрече молодых. Благословение после венчания рассматривалось как признание родителями факта совершившегося брака, утвержденного Богом, и как принятие даров от Бога.
Если жених и невеста были сиротами, то они обязаны были получить благословение от своих крестных родителей, опекунов или ближайших родственников. Кроме того, в русской деревне существовал обычай просить разрешение на брак у умерших родителей. Невеста накануне венчания отправлялась на кладбище и там, причитая, получала, по поверью, необходимое ей благословение:
Я пойду, я пойду на кладбище, Я взойду на кругу гору, Я ударю в звонкий колокол. — Ты раздайся, мать сыра земля, Ты откройся, гробовая доска, Ты восстань, родной батюшка, Я пришла к тебе, батюшка, Не по злато, не по серебро, По отцовское благословеньице, Что твое-то благословеньице Из синя моря вынесет, Из темного леса выведет.
Традиция благословения вошла в народный быт из церковного обихода и являлась своего рода подобием благословения, которое в храме дает своим прихожанам священник, При этом, с точки зрения православного вероучения, верующие через священника получают благословение от Господа Бога Иисуса Христа.
Акт благословения на брак в народном быту включал в себя множество магических действий, не связанных с православной традицией, но, по поверью, придававших ему дополнительную силу и крепость. Так, новобрачные, приехавшие после венчания, получали благословение, стоя коленями на овчине или медвежьей шкуре. В некоторых деревнях мать для благословения молодых после венца надевала на себя шубу с вывернутым наружу мехом. Овчина, мех, осмыслявшиеся в русской деревне как символы богатства, счастливой, «теплой» жизни, должны были усилить благословение, во время которого Бог, по поверью, передавал молодым свой дар — счастливую долю. Акт благословения включал в себя множество фольклорных текстов: причитаний невесты, песен девушек, приговоров дружки. Просьба невесты о благословении предварялась пением девушек:
Ай у тебя, Маринушка,
Родинушки нету?
Некому стоять у конца стола
Да некому просити у Господа Бога доли
И счастья великого?
— Есть у меня родинушка
Да родимый батюшка.
Он будет стоять
У конца стола,
Он будет просить Господа Бога Доли и счастья великого.
В доме жениха приглашение к благословению часто произносил дружка, причем старался сделать это несколько шутливо, стараясь слегка ослабить напряжение, вызванное у присутствующих этим торжественным моментом. Дружка призывал к благословению специальными приговорами: «Батюшка родной, матушка родная, батюшка крестный, матушка крестная, тетки, дядьки, братья, сестры, гости званые, соседи приближенные, грицы-игрицы, красные девицы, добрые молодицы, певицы, горшечные пагубницы, пирожные мастерицы, малые ребята, растоптанные пяты, носы визгри — вые, головы стриженые, бабы пупорезницы, мещанки, ты- сячницы, собранные, созванные, захожие, заезжие, который сам зашел, которого Бог занес, кого кобылушка завезла, благословите!» (3, с. 127).
1. Громыко М. М. Мир русской деревни М., 1991; 2. Громыко М. М., Буганов А. В. О воззрениях русского народа. М, 2000; 3. JIucmoea Т. А. Заметь® о русской свадьбе // Русские народные традиции и современность. М, 1995; 4. Русские свадебные песни Сибири. Новосибирск, 1979.
И. Шангина