Главная > Мужики и бабы в русской культуре > РОДИТЕЛЬСКОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ

РОДИТЕЛЬСКОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Ритуал, проводившийся родителя­ми или заменяющими их лицами в ответственные моменты жизни детей: перед вступлением в брак, уходом на военную службу, отъездом в город на заработки, а также перед вся­ким опасным, трудным и жизненно важным делом.

Р. б. рассматривалось как одобрение задуманного дела и разрешение на его осуществление, как гарантия под­держки его Богом и святыми угодниками. Дело, начатое без Р. б., могло закончиться, по поверью, неудачей, а иногда и гибелью предпринявшего его человека. Считалось, что оно давало человеку опору в жизни, помогало в трудную ми­нуту, защищало в пути. Русские люди говорили, что оно «в воде не тонет и в огне не горит». В особенности необхо­димо было получить благословение у родителей перед их смертью. По народным представлениям, жизнь человека, благословленного отцом или матерью на их смертном одре, будет счастливой и богатой. Если же этого не произошло

РОДИТЕЛЬСКОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Родительское благословение

И сын или дочь по каким-либо причинам не смогли его по­лучить, то их ждет в жизни неудача.

Особенно большое значение люди придавали Р. б. на брак. Оно признавалось как исключительно необходимый элемент благополучной семейной жизни. Молодые люди, обвенчавшиеся в церкви, но не получившие на это Р. б., по поверью, не могли быть счастливы: их ждало горе, бес­плодие, раннее вдовство, нищета, одиночество.

Первый раз брачное благословение девушка и парень Получали во время сговора, когда принималось окончатель­ное решение вопроса о свадьбе. Жених и невеста, взявшись за руки, вставали перед родителями на колени, говоря: «Бла­гословите, батюшка, матушка», и те по очереди осеняли их крестным знамением, отвечая: «Бог благословит». После этого просватанные трижды целовались и обменивались кольцами.

Р. б. обязательно давалось и в день венчания (см. Венчаль­ное утро). Жених принимал его перед отъездом за невес­той. Действо начиналось с общей молитвы всех родственни­ков, обращенной к Спасителю, Божьей Матери, местночти — мому святому и угодникам Божьим. После молитвы жених становился на колени перед родителями, низко склонял го­лову и просил благословения. Отец брал в руки икону, мать Хлеб-соль и со словами «Бог благословит» начинали ритуал. Отец иконой делал крестное знамение над головой сына, за ним то же самое повторяла мать, но уже хлебом-солью. Сын благодарил за Р. б.: «Спаси, Христос, мово родимого батюшку на Божьем благоловеньице, Спаси, Христос, мою родимую матушку на Божьем благословеньице».

Девушку благословляли родители перед приездом сва­дебного поезда жениха, оно проходило в той же форме, что и благословение жениха. Разница заключалась только в том, что жениха благословляли образом Спасителя или Николая Чудотворца, считавшихся «мужскими иконами» а девушку — «женской иконой», образом Пресвятой Бого­родицы.

Во многих местах России благословение на брак жених и невеста должны были получить также от «всего креще­ного мира», то есть от всех родственников и соседей, нахо­дившихся в этот момент в доме. Они поочередно подходили к благословляемому, осеняя его голову крестным знамением. Ритуал раздельного благословения жениха и невесты их ро­дителями, а затем и родственниками осмыслялся как разре­шение на брак со стороны родни и как просьба к Богу ока­зать милость, послать счастье молодым людям в их будущей совместной жизни.

Второе за этот день благословение новобрачные получали в доме жениха после венчания (см. Свадебный поезд). Оно проводилось в передней части избы, вблизи икон, а иногда на крыльце дома при встрече молодых. Благословение после венчания рассматривалось как признание родителями факта совершившегося брака, утвержденного Богом, и как приня­тие даров от Бога.

Если жених и невеста были сиротами, то они обязаны были получить благословение от своих крестных родителей, опекунов или ближайших родственников. Кроме того, в рус­ской деревне существовал обычай просить разрешение на брак у умерших родителей. Невеста накануне венчания отправлялась на кладбище и там, причитая, получала, по по­верью, необходимое ей благословение:

Я пойду, я пойду на кладбище, Я взойду на кругу гору, Я ударю в звонкий колокол. — Ты раздайся, мать сыра земля, Ты откройся, гробовая доска, Ты восстань, родной батюшка, Я пришла к тебе, батюшка, Не по злато, не по серебро, По отцовское благословеньице, Что твое-то благословеньице Из синя моря вынесет, Из темного леса выведет.

Традиция благословения вошла в народный быт из цер­ковного обихода и являлась своего рода подобием благосло­вения, которое в храме дает своим прихожанам священник, При этом, с точки зрения православного вероучения, верую­щие через священника получают благословение от Господа Бога Иисуса Христа.

Акт благословения на брак в народном быту включал в себя множество магических действий, не связанных с право­славной традицией, но, по поверью, придававших ему допол­нительную силу и крепость. Так, новобрачные, приехавшие после венчания, получали благословение, стоя коленями на овчине или медвежьей шкуре. В некоторых деревнях мать для благословения молодых после венца надевала на себя шубу с вывернутым наружу мехом. Овчина, мех, осмысляв­шиеся в русской деревне как символы богатства, счастливой, «теплой» жизни, должны были усилить благословение, во время которого Бог, по поверью, передавал молодым свой дар — счастливую долю. Акт благословения включал в себя множество фольклорных текстов: причитаний невесты, песен девушек, приговоров дружки. Просьба невесты о благосло­вении предварялась пением девушек:

Ай у тебя, Маринушка,

Родинушки нету?

Некому стоять у конца стола

Да некому просити у Господа Бога доли

И счастья великого?

— Есть у меня родинушка

Да родимый батюшка.

Он будет стоять

У конца стола,

Он будет просить Господа Бога Доли и счастья великого.

В доме жениха приглашение к благословению часто про­износил дружка, причем старался сделать это несколько шутливо, стараясь слегка ослабить напряжение, вызванное у присутствующих этим торжественным моментом. Дружка призывал к благословению специальными приговорами: «Ба­тюшка родной, матушка родная, батюшка крестный, матуш­ка крестная, тетки, дядьки, братья, сестры, гости званые, соседи приближенные, грицы-игрицы, красные девицы, доб­рые молодицы, певицы, горшечные пагубницы, пирожные мастерицы, малые ребята, растоптанные пяты, носы визгри — вые, головы стриженые, бабы пупорезницы, мещанки, ты- сячницы, собранные, созванные, захожие, заезжие, который сам зашел, которого Бог занес, кого кобылушка завезла, бла­гословите!» (3, с. 127).

Литература:

1. Громыко М. М. Мир русской деревни М., 1991; 2. Громы­ко М. М., Буганов А. В. О воззрениях русского народа. М, 2000; 3. JIucmoea Т. А. Заметь® о русской свадьбе // Русские народные традиции и современность. М, 1995; 4. Русские свадебные песни Сибири. Новосибирск, 1979.

И. Шангина

Комментарии закрыты.